Методы выбора поставщика в логистике снабжения




Выбор поставщика является одной из наиболее важных задач закупочной логистики. Она является одной из четырех основных задач отдела снабжения/закупок компании. Некоторые менеджеры недооценивают значения правильного выбора поставщика для эффективного функционирования всей компании. Собственный успех компании покупателя в обеспечении потребителей качественной продукцией и услугами зависит во многом от того, насколько четко поставщики выполняют свои функции. Некоторые исследования показывают, что во многих компаниях мира, по крайней мере, 50% проблем, связанных с качеством, возникает из-за товаров и услуг, которыми их обеспечили поставщики. Поэтому выбор «правильного» поставщика является основой успешного функционирования и создания устойчивой базы снабжения любой компании. Возможны два направления выбора поставщика: 1. Выбор поставщика из числа компаний, которые были поставщиками (или являются ими) и с которыми уже установлены деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отдел закупок компании располагает точными данными о деятельности этих поставщиков (хотя так бывает не всегда). Основные этапы решения этой задачи: - сбор информации о поставщиках; - анализ информации на основе критериев выбора поставщика; - принятие решения о выборе поставщика.

2. Выбор нового поставщика в результате поиска и анализа интересующего рынка: рынка, с которым компания уже работает, или совершенно нового рынка (например, если принято решение диверсифицировать деятельность). Для проверки потенциального поставщика часто необходимы большие затраты времени и ресурсов, поэтому ее 34 следует осуществлять только в отношении тех поставщиков из небольшого списка, которые действительно имеют серьезный шанс получить большой заказ. От потенциального поставщика, конкурирующего с существующими, ожидается более высокая эффективность.

Выбор поставщика (или группы поставщиков) определяется системой критериев, но как для промышленной, так и для торговой компании обычно основными критериями выбора являются: цена, качество товара и надежность поставки. Установление системы критериев для первоначального отбора поставщиков зависит от маркетинговой (производственной) и логистической стратегий конкретной компании. В ряде случаев (в зависимости от корпоративной стратегии) на первое место могут выходить такие, например, параметры, как время доставки, надежность поставщика, предоставление поставщиком кредита, поставка товаров на основании взаимозачета, и другие. Существует несколько распространенных методов выбора поставщика:

- затратно-коэффициентный;

- доминирующих характеристик;

- категорий предпочтения;

- рейтинговая оценка факторов и др.

Метод оценки затрат Этот метод иногда называют затратно-коэффициентным методом или «методом миссий». Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий) и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получаются данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы/выигрыши (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли). По существу это – разновидность метода ранжирования (критериев) по стоимости. Метод интересен с точки зрения факторов и их стоимостной оценки и позволяет определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа большого объема информации по каждому поставщику.

Метод доминирующих характеристик Метод состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее 35 доверие, и т.п. Преимущество этого метода – в простоте, а недостаток – в игнорировании остальных факторов – критериев отбора.

Метод категорий предпочтения. В этом случае оценка поставщика, в том числе и выбор способа его оценки, зависит от информации, стекающейся из многих подразделений компании. Инженерные службы дают свою оценку способности поставщика производить высокотехнологичную продукцию и могут компетентно судить о ее качестве, диспетчерская докладывает о сроках доставки закупаемых материальных ресурсов, производственные отделы – о простоте и удобстве пользования материальных ресурсов в производственном процессе. Такой метод подразумевает наличие обширной и разнообразной информации из множества источников, которая позволяет рассматривать каждый фактор наравне с остальными, в то время как для компании, возможно, какой-то фактор является ключевым, например, простота использования продукции в производственном процессе.

Метод рейтинговых оценок. Наиболее распространенным методом выбора поставщика можно считать метод рейтинговых оценок, который, в свою очередь, является разновидностью метода категорий предпочтения. После отбора критериев выбора поставщика их значимость обычно устанавливается экспертным путем работниками службы снабжения/закупок или привлеченными экспертами. Итоговое значение рейтинга определяется путем суммирования произведений значений (удельного веса) критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10-балльной системе) для данного поставщика. Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев оценки. При обращении к потенциальным поставщикам трудно (а иногда практически невозможно) получить объективные данные, необходимые для работы экспертов. Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение в отделе логистики (закупок), и, как правило, не может быть полностью формализован.

Пример расчета рейтинга поставщика.

Допустим, что предприятию необходимо закупить товар, причем его дефицит недопустим. Соответственно на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Значимость остальных критериев, установленная – как и значимость первого 36 – экспертным путем работниками отдела закупок, приведена в таблице 2.2. Таблица 2.2

Пример расчета рейтинга поставщика

Критерий выбора поставщика Удельный вес критерия Оценка значения критерия по 10- балльной шкале у данного поставщика Произведение удельного веса критерия на оценку
1. Надежность поставки 0,30   2,1
2. Цена 0,25   1,5
3. Качество товара 0,15   1,2
4. Условия платежа 0,15   0,6
5. Возможность внеплановых поставок 0,10   0,7
6. Финансовое состояние поставщика 0,05   0,2
Итого 1,00 - 6,3

 

Основные критерии, на которых рекомендуется строить систему выбора поставщиков:

1. В современных условиях в качестве основного критерия выбора следует выдвигать качество продукции. Качество относится к способности поставщика обеспечить товары и услуги в соответствии со спецификациями. Качество может относиться также и к тому, удовлетворяет ли продукция требованиям потребителя, независимо от того, соответствует ли она спецификации. Если с данными поставщиками уже были установлены отношения, то желательно проанализировать статистику поставки бракованных материалов.

2. Надежность поставщика – достаточно емкий критерий, включающий следующие параметры: честность, отзывчивость, обязательность, заинтересованность в ведении бизнеса с компанией, финансовая стабильность, репутация в своей сфере, соблюдение ранее установленных объемов поставки и т.д. Сюда же необходимо включить и соблюдение поставщиком сроков поставки материальных ресурсов / готовой продукции. Оценка своевременности доставки упрощается, если ведется четкий учет запланированных и реально выполненных доставок. В качестве примера можно привести бальную систему оценки своевременности доставки (таблица 2.3).

Таблица 2.3

Оценка своевременности доставки

Высший рейтинг А Доставка осуществляется в срок без экспедирования
Высший рейтинг В Поставщик выполняет требуемые сроки доставки
Хороший рейтинг С Доставка осуществляется в срок без контроля
Хороший рейтинг D Поставщик выполняет требуемые сроки доставки
Удовлетворительный рейтинг Е Сроки доставки иногда срываются, требуется значительный контроль
Неудовлетворительный рейтинг F Сроки доставки обычно срываются, договорные сроки доставки редко выполняются, необходимы действия по ускорению работ

3. Цена. В цене должны учитываться все затраты на закупку конкретного вида материальных ресурсов / готовой продукции, которые включают транспортировку, административные расходы, риск изменения курсов валют, таможенные пошлины и так далее. В аналитическом поле логистического менеджера всегда должен находиться комплекс затрат.

В качестве примера можно привести перечень логистических издержек, связанных с закупкой конкретного товара:

- маркетинговые затраты, связанные с изучением конъюнктуры цен на рынке данного товара;

- издержки, связанные с поиском возможных поставщиков и установление с ними деловых контактов (командировки, телефонные переговоры, обработка данных и т.п.);

- издержки, связанные с поиском и получением информации о себестоимости производства аналогичных товаров у разных поставщиков (изготовителей);

- затраты, связанные с анализом качественных показателей товара у различных поставщиков (рекламации, затраты на отбраковку, потеря товарного вида, возможности ремонта или восстановления качественных показателей товара у заказчика, ущерб от утраты качества товара в связи с задержкой его доставки или сокращением срока реализации, расходы по гарантийным обязательствам);

- затраты не грузопереработку, складирование и хранение товаров; - транспортные расходы поставщика и покупателя, оплата таможенных, экспедиторских, страховых услуг по пути доставки товара;

- расходы на потребительскую упаковку, транспортную тару, маркировку и кодирование товаров;

- издержки на финансовый учет товаров;

- непредвиденные расходы, ущербы и затраты на страхование логистических рисков.

Все эти элементы затрат необходимо учитывать, оценивать и контролировать в реальном масштабе времени.

4. Качество обслуживания. Оценка по данному критерию требует сбора информации у достаточно широкого круга лиц из различных подразделений компании и сторонних источников. Необходимо собирать мнения о качестве технической помощи, об отношении поставщика к скорости реакции на изменяющиеся требования и условия поставок, к просьбам о технической помощи, о квалификации обслуживающего персонала и т.д.

5. Условия платежа и возможность внеплановых поставок. Как уже упоминалось выше, нехватка оборотных средств существенно ограничивает возможности выбора поставщиков. В бизнесе случаются внештатные ситуации, требующие внеплановых поставок или отсрочки платежа. Это ситуации особенно характерны для российской действительности. Поэтому поставщики, предлагающие выгодные условие платежа (например, с возможностью получения отсрочки, кредита) и гарантирующие возможность получения внеплановых поставок, позволяют избегать многих проблем снабжения.

Пример 2.1

Компания MGI, расширила номенклатуру своей продукции и получила очень выгодный и ответственный заказ на разработку и последующую поставку препаратов одной аэрокосмической корпорации. Сроки выполнения контракта были очень жесткими. В течение первого года ежеквартально компания должна была предоставлять по одному промышленному образцу, проводя определенные усовершенствования по результатам его тестирования, чтобы через год иметь возможность начать поставку продукции на соответствующем уровне.

Компания уже работала с многолетними партнерами по поставке сырья, компаниями АВС и СВС, которые выразили готовность участвовать в проекте, хотя это было для них новым направлением. Кроме этого очень хорошие условия по цене были предложены крупным сырьевым холдингом «Интер», который был готов только одной поставкой обеспечить годовую потребность компании MGI в сырье. Итак, через год компания MGI назвала поставщика сырья для этого проекта.

Требуется ответить на следующие вопросы:

1) какого поставщика могла бы выбрать компания MGI при первоначальном анализе;

2) может ли измениться кандидатура поставщика после первого года совместной деятельности.

Для решения задачи используются следующие параметры: - наиболее простые критерии выбора поставщика (таблица 2.4); - пятибалльная оценка значения (веса) критерия выбора поставщика от 0 до 4; - заявленное качество товара у всех трех поставщиков одинаково; - данные по ценам и условиям поставки (таблица 2.5); - критерии оценки деятельности поставщиков и результаты первого года работы (таблицы 2.6 и 2.7) – в случае необходимости. Таблица 2.4 Стандартные критерии выбора поставщика

Критерий выбора поставщика Начальный удельный вес критерия
Надежность поставки 0,3
Себестоимость сырья 0,25
Заявленное качество сырья 0,15
Условия платежа и необходимость последующего хранения сырья 0,15
Возможность внеплановых поставок и корректирующих совместных действий 0,1
Финансовое состояние поставщика и динамика отношений с покупателем 0,05
   

Таблица 2.5

Цены и условия поставки сырья

Наименование показателя компания АВС компания СВС холдинг «Интер»
Цена за одну тонну сырья, т.р.      
Расстояние от компании MGI до склада поставщика, км      
Тариф за 1 км перевозки, т.р. 0,04 0,03 0,035
График поставки Ежеквартально партиями по 250 т Ежеквартально партиями по 250 т Один раз в год партией 1000 т
Объем поставки, т/год      
Форма поставки Груз пакетирован на поддонах Коробки Груз пакетирован на поддонах
Расходы на разгрузку, т.р./т-ч 0,2 0,3 0,2
Время на разгрузку всего объема поставки, ч 6 (на партию) 8 (на партию) 20 (на весь объем заказа)  

 

Таблица 2.6

Критерии оценки деятельности поставщиков

Окончание таблицы 2.6

Сложность выбора поставщика часто заключается в необходимости принимать решение в условиях неопределенности. Результат зависит от правильности учета влияния различных факторов на критерии выбора поставщика и их оценки экспертами покупателя. При этом в ходе совместной деятельности рейтинг поставщиков может измениться или начнется работа с несколькими поставщиками. Ниже приведен один из распространенных способов выбора оптимального источника поставок сырья.

Расчет начальных рейтингов поставщиков Рассмотрим стандартные критерии выбора поставщика (см. таблицу 2.4 в условии задачи) и различные варианты их оценки. Результат расчета начальных рейтингов поставщиков приведен в таблице 2.8.

Таблица 2.8

Критерий 2 «Себестоимость сырья».

Важно отметить, что при расчете себестоимости сырья имеет значение не только закупочная цена, но условия поставки, себестоимость транспортировки (если эта транспортировка выполняется покупателем) и необходимость грузопереработки. Себестоимость одной тонны сырья в данном случае можно определить по формуле:

Cij = Pij x Vij x Nij + Lj x qij x Vij x Nij + Tij x Vij x Nij x mij / Vij x Nij,

где Сij – себестоимость 1 т сырья i у организации j, т.р.;

Pij – закупочная цена 1 т сырья i у организации j, т.р.;

Vij – объем разовой поставки сырья i у организации j, т;

Nij – количество поставок сырья i у организации j;

Lj – расстояние до склада поставщика j, км;

qij – тариф за 1 км перевозки сырья i для организации j, т.р./ткм

Tij – время на разгрузку объема поставки сырья i у организации j, ч;

mij – удельные расходы на разгрузку сырья i у организации j, т.р./тч.

Так как в условии задачи не указан базис поставки, необходимо рассматривать два варианта формирования себестоимости сырья: с учетом и без учета расходов на транспортировку.

Результаты расчетов себестоимости сырья для двух вариантов приведены в таблице 2.9. Очевидно, что третий поставщик в обоих вариантах предпочтительней первого, а первый поставщик предпочтительней второго. Таблица 2.9 Себестоимость сырья

 

Себестоимость одной тонны сырья компания АВС компания СВС холдинг «Интер»
С учетом транспортных расходов, т.р. 25,8   27,6  
Без учета транспортных расходов, т.р. 19,6 24,6  

Критерий 3 «Заявленное качество сырья». Для всех поставщиков рейтинг по этому критерию одинаков.

Критерий 4 «Условия платежа и необходимость последующего хранения сырья». Поставка годового объема сырья требует соответствующих оплаты и затрат на хранение. Рейтинг первых двух организаций выше, чем рейтинг холдинга «Интер».

Критерий 5 «Возможность внеплановых поставок и корректирующих совместных действий». Характер и условия первого года совместной деятельности организаций (компания MGI проводит исследования с ежеквартальной поставкой промышленных образцов) могут потребовать корректировок количества и качества поставляемого сырья. Рейтинг первых двух организаций должен быть значительно выше третьей.

Критерий 6 «Финансовое состояние поставщика и динамика отношений с покупателем». Холдинг «Интер» может быть значительно крупнее и финансово устойчивее компаний АВС и СВС. Но компания MGI уже имеет опыт работы с компаниями АВС и СВС и это может выравнивать оценку всех трех организаций по этому критерию. Итог расчета начальных рейтингов поставщиков – предпочтение отдано холдингу «Интер».

Выбор поставщиков по результатам совместной деятельности Неопределенность в отношениях с поставщиками может быть снижена проведением единовременных или повторяющихся закупок с целью выбора оптимального источника поставок сырья.

В условии задачи приведена упрощенная модель, при которой контрагенты могут наладить взаимодействие на этапе отработки промышленных образцов в течение первого года совместной работы. В этом случае компания MGI имеет возможность наблюдать результаты действий своих контрагентов и отслеживать динамику развития показателей этой деятельности на основе принятых критериев оценки.

В результате первого года совместной деятельности оценка надежности компании АВС повысилась до четырех баллов, а оценка надежности компании СВС снизилась до двух баллов. Холдинг «Интер» не подтвердил качество своего сырья (оценка по этому критерию три балла) и не выразил на практике заинтересованность в заключении долгосрочного договора на поставку сырья. Расчет итоговых рейтингов поставщиков по результатам деятельности приведен в таблице 2.10: наиболее предпочтительный поставщик – компания АВС.

Конечно, приведенный вариант решения задачи имеет упрощенный характер. Важно отметить, что при выборе поставщика покупатель должен учитывать совокупность различных факторов и вынужден принимать решение в условиях неопределенности.

Таблица 2.10

Расчет итоговых рейтингов поставщиков по результатам деятельности

 

Анализ мировой практики взаимодействия компаний-производителей с поставщиками показывает, что при выборе оптимального источника поставок сырья наиболее важными критериями являются не только надежность, качество и себестоимость сырья, но и динамика развития отношений между организациями. Как правило, предпочтение отдается компаниям, с которыми имеется определенный опыт взаимодействия. Даже если вначале показатель по какому-то критерию не удовлетворяет договаривающиеся стороны, многолетние партнеры стараются достичь соглашения по необходимым параметрам и условиям поставки и платежа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: