Рыхлитель представляет собой прицепное или навесное оборудование к гусеничному трактору или колесному тягачу, предназначенное для рыхления плотных тяжелых грунтов, скальных пород, а также мерзлых и вечномерзлых грунтов. К рыхлению последних прибегают с целью уменьшения их сопротивления копанию при разработке скреперами и бульдозерами. Применяемые в современной практике рыхлители на мощных гусеничных тракторах массой 12 – 25 т, или соответственно на колесных тягачах дают возможность разрабатывать каменистые и мерзлые грунты, а также некоторые скальные породы в основном трещиноватые) значительно дешевле, чем буровзрывным способом. Так, например, стоимость рыхления 1 м3 грунта на строительстве канала Иртыш – Караганда составила 70 коп. при буровзрывном методе и 12 – 14 коп. при применении рыхлителей.
Рыхлители могут быть общего назначения – для рыхления на глубину до 1,0 м и специального назначения – для рыхления на глубину до 1,5 – 2,0 м.
Наиболее распространенными и эффективными являются навесные рыхлители, так как для их заглубления используется часть силы тяжести базовой машины. Они также более устойчивы и более маневренны, чем прицепные рыхлители.
Конструктивно рыхлитель состоит из рабочего органа, подвески и гидравлической системы управления.
Рис. 4 Рыхлитель
а-одностоечный (глубина рыхления 1400 и 1960 мм);
б-многостоечный (глубина рыхления 740 мм)
Рабочим органом рыхлителя служит один или несколько расположенных рядом зубьев (рис. 4), подъемом и опусканием которых регулируется глубина рыхления. Рабочий орган поднимается и опускается гидроцилиндрами двойного действия, которые обычно устанавливаются штоками вверх. Количество зубьев зависит от мощности и тягового усилия базовой машины, физико-механических свойств грунта, а также необходимой ширины и глубины рыхления. Навесной рыхлитель обычно имеет от одного до пяти зубьев. При этом для рыхлителей тяжелого типа применяется один зуб, дл рыхлителей среднего типа – два – три зуба и для рыхлителей легкого типа – пять зубьев.
Зубья изготовляются коваными или ковано-сварными и снабжаются наконечником из износостойкого материала. Зубья при помощи рамы крепятся к конусу заднего моста трактора или к рамам гусеничной тележки.
Рама рыхлителя может закрепляться на тракторе по схеме параллелограммной подвески или точечной подвески (рис. 5) с подвеской зубьев на поперечной балке, поворачиваемой вокруг горизонтальной оси цилиндрами. При параллелограммной подвеске обеспечивается постоянный угол резания при заглублении рабочего органа в грунт.
Рис.5 Закрепление рамы рыхлителя на тракторе:
а-по схеме паралеллограмной подвески;
б-по схеме точечной подвески
Производительность рыхлителя (в м3/ч) определяется по формуле
,
где - расчетная скорость движения рыхлителя в км/ч;
- ширина слоя, разрушаемого одним или несколькими зубьями, в м;
- глубина рыхления в м;
- число проходов по одному месту на вязких и прочных грунтах, а также породах, трудно поддающихся рыхлению.