Машины для рыхления грунтов и горных пород – рыхлители.




Рыхлитель представляет собой прицепное или навесное оборудование к гусеничному трактору или колесному тягачу, предназначенное для рыхления плотных тяжелых грунтов, скальных пород, а также мерзлых и вечномерзлых грунтов. К рыхлению последних прибегают с целью уменьшения их сопротивления копанию при разработке скреперами и бульдозерами. Применяемые в современной практике рыхлители на мощных гусеничных тракторах массой 12 – 25 т, или соответственно на колесных тягачах дают возможность разрабатывать каменистые и мерзлые грунты, а также некоторые скальные породы в основном трещиноватые) значительно дешевле, чем буровзрывным способом. Так, например, стоимость рыхления 1 м3 грунта на строительстве канала Иртыш – Караганда составила 70 коп. при буровзрывном методе и 12 – 14 коп. при применении рыхлителей.

Рыхлители могут быть общего назначения – для рыхления на глубину до 1,0 м и специального назначения – для рыхления на глубину до 1,5 – 2,0 м.

Наиболее распространенными и эффективными являются навесные рыхлители, так как для их заглубления используется часть силы тяжести базовой машины. Они также более устойчивы и более маневренны, чем прицепные рыхлители.

Конструктивно рыхлитель состоит из рабочего органа, подвески и гидравлической системы управления.

Рис. 4 Рыхлитель

а-одностоечный (глубина рыхления 1400 и 1960 мм);

б-многостоечный (глубина рыхления 740 мм)

Рабочим органом рыхлителя служит один или несколько расположенных рядом зубьев (рис. 4), подъемом и опусканием которых регулируется глубина рыхления. Рабочий орган поднимается и опускается гидроцилиндрами двойного действия, которые обычно устанавливаются штоками вверх. Количество зубьев зависит от мощности и тягового усилия базовой машины, физико-механических свойств грунта, а также необходимой ширины и глубины рыхления. Навесной рыхлитель обычно имеет от одного до пяти зубьев. При этом для рыхлителей тяжелого типа применяется один зуб, дл рыхлителей среднего типа – два – три зуба и для рыхлителей легкого типа – пять зубьев.

Зубья изготовляются коваными или ковано-сварными и снабжаются наконечником из износостойкого материала. Зубья при помощи рамы крепятся к конусу заднего моста трактора или к рамам гусеничной тележки.

Рама рыхлителя может закрепляться на тракторе по схеме параллелограммной подвески или точечной подвески (рис. 5) с подвеской зубьев на поперечной балке, поворачиваемой вокруг горизонтальной оси цилиндрами. При параллелограммной подвеске обеспечивается постоянный угол резания при заглублении рабочего органа в грунт.

Рис.5 Закрепление рамы рыхлителя на тракторе:

а-по схеме паралеллограмной подвески;

б-по схеме точечной подвески

Производительность рыхлителя (в м3/ч) определяется по формуле

,

где - расчетная скорость движения рыхлителя в км/ч;

- ширина слоя, разрушаемого одним или несколькими зубьями, в м;

- глубина рыхления в м;

- число проходов по одному месту на вязких и прочных грунтах, а также породах, трудно поддающихся рыхлению.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: