Стеклоочистители, омыватели и фароочистители




 

Стеклоочиститель предназначен для механической очистки лобового стекла (в некоторых моделей легковых автомобилей, например ВАЗ-2108, и заднего стекла) от атмосферных осадков и грязи. По типу привода различают вакуумные, пневматические и электрические стеклоочистители. Последние получили наибольшее распространение.

Рис. 3 Привод щеток электрического стеклоочистителя

Рис. 4 Кинематика стеклоочистителя

 

Электрический стеклоочиститель состоит из электродвигателя, червячного редуктора, рис. 3, обычно выполненного в одном корпусе с электродвигателем, кривошипного механизма, системы рычагов и щеток (рис. 4). Электродвигатель 3 стеклоочистителя через червячный редуктор 4 приводит во вращение кривошип 2, который через систему приводных рычагов и тяг сообщает рычагам щеток 1 качательное движение. Щетки должны перемещаться по стеклу плавно, без толчков, с определенным углом размаха и усилием прижатия к стеклу. Применение на современных автомобилях гнутых передних стекол усложняет работу стеклоочистителя, так как становится трудно обеспечить плотное прилегание щеток к поверхности стекол. Поэтому щетки стеклоочистителей выполняют гибкими.

В дополнение к стеклоочистителям часто устанавливают омыватели переднего стекла. При движении по сырой грязной дороге даже при отсутствии дождя стекло водителя забрызгивается грязью от встречных автомобилей. Щетки стеклоочистителя не очищают стекло, а лишь размазывают по нему подсыхающую грязь. Омыватели стекла состоят из небольшого бачка с чистой водой и насоса, приводимого в движение электродвигателем. При работе омывателя переднее стекло автомобиля смачивается струйками воды из форсунок, установленных около стеклоочистителей. Увлажненная грязь затем легко очищается щетками стеклоочистителя.

С целью повышения безопасности движения на легковых автомобилях последних выпусков устанавливают фароочистители, которые предназначены для очистки стекол фар от грязи, нарушающей нормальное светораспределение при движении автомобиля в темное время суток и неблагоприятных климатических условиях. Существуют два способа очистки фар: щеточный и струйный. Принцип действия и устройство щеточного фароочистителя аналогичны принципу действия и устройству стеклоочистителя ветрового стекла. Принцип действия струйного фароочистителя заключается в том, что частицы грязи на стекле фары отбиваются и смываются водой, которая подается от специального электрического насоса через форсунку под большим давлением – до 0,3 МПа.

Преимуществами такой очистки являются высокая надежность и эффективность в работе, возможность очистки фар любой формы, кратковременное вмешательство в светораспределение. К недостаткам можно отнести необходимость использования мощного электронасоса высокого давления и сравнительно большой расход воды.

Электрические схемы стеклоочистителей показаны на рис. 5, 6

Рис. 5 Электрическая схема стеклоочистителя

Рис. 6 Схема соединения стеклоочистителей автомобилей ГАЗ-3307, -3309:

1 – стеклоочиститель; 2 – электронное реле; 3 – переключатель стеклоочистителя; 4 – контакт амперметра; 5 – контакт предохранителей; 6 – нижний блок предохранителей; 7 – стеклоомыватель

 

 

Звуковые сигналы

 

Звуковые сигналы предназначены для обеспечения безопасности движения автомобилей и служат для оповещения пешеходов и других водителей о присутствии транспортного средства. На автомобилях применяют электрические вибрационные и пневматические звуковые сигналы.

Электрические звуковые сигналы подразделяют на тональные и шумовые. Тональные звуковые сигналы выполняются с рупорным резонатором, а шумовые – с дисковым. Сигналы рассчитаны для работы в сети постоянного тока с номинальным напряжением 12 или 24 В в повторно-кратковременном режиме с продолжительностью включения 20% от цикла (продолжительность цикла 5 с). На большинстве автомобилей устанавливают комплект из двух звуковых сигналов – одного низкого и одного высокого тона, а для легковых автомобилей высшего класса из трех сигналов – одного низкого и двух высокого тона. Сигналы комплекта настраиваются в гармонический аккорд и звучат одновременно.

Электрический звуковой сигнал (рис. 7) состоит из штампованного стального корпуса 1, к которому прикреплены сердечник 4, пластина 3 неподвижного контакта и пружинящая пластина 7 с контактом. Между корпусом 1 и резонатором 12 зажата мембрана 11, выполненная из легированной закаленной стали, к которой присоединены якорь 10 со штифтом 5. Обмотка электромагнита 9 включена последовательно контактам 6 прерывателя, зазор между которыми регулируется гайками 2. Параллельно контактам прерывателя включен резистор 8 для уменьшения искрения. Контакты 6 приварены к пластинам и нормально замкнуты.

Рис. 7 Электрический звуковой сигнал

 

 

При замыкании цепи обмотки 9 электромагнита сердечник 4 намагничивается и притягивает к себе якорь 10, что в свою очередь вызывает прогиб мембраны 11. Якорь 10 через штифт 5 воздействует на упругую пластину 7 и вызывает размыкание контактов 6. В результате этого происходит размыкание электрической цепи электромагнита, сердечник и якорь размагничиваются, а мембрана 11 за счет своей упругости принимает прежнюю форму и отводит якорь от сердечника. Контакты 6 вновь замыкаются, и работа сигнала повторяется. Колебания воздуха, вызванные мембраной, обеспечивают получение определенной частоты звучания (200…400 Гц). Получение звука необходимого тембра и тона зависит от размеров мембраны, дискового резонатора, а также от длины и конфигурации рупорного резонатора. Чем короче рупор и толще мембрана, тем выше тон сигнала.

На рис. 8 представлена конструкция выключателя безрупорного сигнала.

 

Рис. 8 Выключатель звукового сигнала:

1 – провод; 2 – вывод; 3 – подвижная контактная скоба; 4 – пружина; 5 – панель; 6 – кнопка включения звукового сигнала; 7 – рулевое колесо; 8 – ступица рулевого колеса; 9 – контактное колесо; 10 – изоляционное кольцо; 11 – вал рулевого колеса

 

При установке на автомобиле двух и более сигналов ток, проходящий через контакты кнопки включения сигнала, может достигать 20…25 А, что может нарушить ее работу. Для разгрузки контактов кнопки сигнала применяется электромагнитный выключатель, называемый реле сигналов (рис. 9).

 

При нажатии на кнопку ток проходит по обмотке 4 реле, сердечник намагничивается, притягивает якорь 3 и контакты 2 замыкаются. Замыкание контактов реле обеспечивает подключение сигналов 1 к источнику питания электрической энергии, и тем самым ток, проходящий через контакты кнопки включения сигнала 5, оказывается небольшим, необходимым только для намагничивания сердечника.

 

Рис. 9 Схема включения реле сигналов

Рис. 10 Звуковой сигнал

Рис. 11 Схема звукового сигнала С56-Г

 

Общая компоновка схемы звукового сигнала показана на рис. 10.

Электрическая схема сигнала с 56-Г показана на рис. 11.

Общий вид рупорного сигнала показан на рис. 12.

 

Читать ВАЗ 2108,09 Стр.54 - 68



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: