Практическая работа № 11




Занятие № 30

Лекция № 19

Тема: «Документная лингвистика в современном информационном обществе».

 

Цель: организация целенаправленной познавательной деятельности студентов

по овладению программным материалом учебной дисциплины.

 

Задача: дать представление одокументнойлингвистике в современном информа-

ционном обществе.

 

План

 

1. Уровни владения русским языком.

2. Особенности современного состояния общества.

 

Развитие общества включает большую группу содержательных направлений. Вычленяя тот или иной аспект развития – научный, технический, культурный, экономический и любой другой, – мы практически всегда сталкиваемся с документным оформлением операций, отражающих различные этапы деятельности членов общества. Документное оформление предполагает не только знание форм документов, соответствующих действиям и ситуациям, не только понимание системы функционирования документов и технологии их обработки и хранения. Очень важным этапом документной работы является выбор знаковых средств для построения текста того или иного документа. В большинстве случаев такими знаковыми средствами являются единицы естественного языка. Для документной практики ДНР таким языком является русский. Следовательно, владение русским языком в должной мере является обязательным исходным условием для эффективной документной работы. При этом можно говорить о двух уровнях владения русским языком.

Первый уровень – уровень универсальных языковых знаний, освоение которого происходит в школе, в техникуме и высших учебных заведениях (курс «Русский язык и культура речи»). Это уровень широких общечеловеческих знаний, позволяющих человеку участвовать в большинстве коммуникативных ситуаций, которые складываются в его жизни и непосредственно не связаны со спецификой его профессиональной деятельности. Достаточная степень знаний в этой области, глубина проникновения в язык, приобретение необходимых речевых навыков, усвоение орфоэпических, орфографических и пунктуационных правил, умение «перевести» мыслительные категории в стройную, грамотную устную и письменную речь – лингвистические качества любого образованного человека, приобретенные в результате освоения общей, обязательной для нашего времени части языковых сведений.

Второй уровень языковых знаний – уровень языковой специфики. Каждая профессия предполагает «погружение в свое языковое озеро». Для документоведа этим «языковым озером» является система языковых средств, связанная с созданием документных текстов. Осваивая эти средства, мы остаемся в общем русле русского языка, но осваиваем те его единицы, системные отношения, закономерности, которые ориентированы на формирование и совершенствование особых речевых объектов – документных текстов. Таким образом, для документоведа освоение содержания документной лингвистики является обязательным с точки зрения выполнения им своих профессиональных обязанностей. Нужны ли знания в этой области представителям других профессий? Безусловно. Однако для них знания в области документной лингвистики являются желательными, факультативными. Отметим, что изменения, происходящие в обществе, переводят эти знания из категории факультативных в категорию крайне желательных. Документная грамотность, включающая и ее лингвистическую составляющую, все чаще рассматривается как показатель профессиональной состоятельности и коммуникативной культуры. Какие особенности современного состояния общества обусловили такое положение дел? Главная причина – общество приобрело реальный статус информационного и документного. Это развивающееся и все более проявляющееся качество имеет следующие признаки:

1. Увеличение информационных составляющих в большинстве разновидностей человеческой деятельности.

2. Стойкость тенденции, в соответствии с которой информация приобретает статус ценного товара, формирование на этом основании информационного вообще и документационного в частности менеджмента.

3. Развитие технологической и инструментной составляющей, ориентированной на информационные и документационные процессы. Наиболее яркие примеры – образование новых медийных пространств, создание специализированных электронных средств и программных продуктов.

4. Развитие социально ориентированных информационно-документных процессов, и все большая привязанность основной части населения к процессам, сопровождающимся информационно-документными операциями; все более широкое вовлечение населения в информационно-документные действия.

5. Накопление общественных и индивидуальных информационно-документных ресурсов; рост числа документных объектов и увеличение разнообразия информационно-документных форм, сопутствующих общественным процессам или регулирующих их.

Этот список не завершен. Однако и его достаточно, чтобы оценить значимость информации для современного общества и характеризовать его как «общество информационное». Нельзя не заметить, что каждый из признаков имеет составляющие, имеющие непосредственное отношение к документной лингвистике. Для первого, очень широкого в содержательном отношении пункта отметим связь с расширением спектра знаковых средств, используемых в информационных процессах; для второго – лингвистическое качество информации как товара; для третьего – развитие лингвистических средств в связи с появлением электронно-сетевых форм документов и появление электронных форм языкового представления; для четвертого – проблемы повышения документной грамотности членов информационного общества и реализацию усилий по лингвистической унификации; для пятого – важность лингвистической систематизации информационных объектов и регулирования лингвистических процессов информационно-документных операций.

Неумолимое развитие информационного общества всегда будет требовать развития всех составляющих, дающих основание самому обществу называться информационным. Знаковая, языковая деятельность, без которой фиксация и хранение информации немыслимы, деятельность, представленная документной лингвистикой, поддерживает развитие социальных процессов, в союзе с документоведением, теорией информации, информатикой и другими точными и гуманитарными науками создает условия для дальнейшего всестороннего развития общества и его членов.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что предполагает документное оформление?

2. Какое влияние уровней владения русским языком в коммуникативных ситуациях?

Практическая работа № 11

Тема: «Документные средства электронных текстов и компонентные особеннос-

ти электронного делового текста».

 

Цель: обобщить и систематизировать знания студентов об особенностях языка и

композиционной структуры текста документа; владеть методикой анализа

основных компонентных особенностей электронных текстов; воспитать в

себе уважение к русскому языку как лингвоструктурной социальной сис-

теме.

 

Ход работы

 

1. Установите, какие ошибки не заметит компьютерный текстовый редактор. Почему?

2. Отредактируйте текст электронного письма.

3. Ознакомьтесь с примером электронного письма, в котором содержится ответ на запрос. Составьте запрос от имени Центра славянской культуры.

4. Проанализируйте текстовую организацию образцов визитных карточек.

Литература: 1. Кушнерук С.П. Документная лингвистика: Учебное пособие. —

4-е изд., стер. – М.: Флинта: Наука, 2011.

 

Методические указания

 

При изучении темы следует особенное внимание обратить на такие вопросы: документные средства электронных текстов и компонентные особенности электронного делового текста; гипертекст; понятие визитная карточка, её виды.

Во время изучения темы студенты должны знать: особенности делового стиля (нейтральный тон, точность и ясность изложения, достигающиеся употреблением терминологической лексики, использованием устойчивых оборотов, ограниченной сочетаемостью слов и т.д., лаконичность) и употребления отдельных категорий слов и словосочетаний в деловой речи; документные средства электронных текстов и компонентные особенности электронного делового текста; понятие «визитная карточка»; виды визитных карточек.

Рядом с изученным материалом необходимо на практике уметь: устанавливать и объяснять, какие ошибки не заметил компьютерный текстовый редактор; редактировать текст; составлять документ; анализировать текстовую организацию образцов визитных карточек.

 

Вопросы для самопроверки

1. Документные средства электронных текстов и компонентные особенности

электронного делового текста.

2. Гипертекст.

3. Понятие визитная карточка, её виды.

 

1. Установите, какие ошибки не заметит компьютерный текстовый редактор. Почему?

2109 год, напимер, человек не имеет прав полностю полагаться на технику, коректорская работа, лекая промышленность, не один из перечисленных фактов, автоматическая поверка, тестовый редактор, текстильная промшыленность, необходимо смирится, предприятие планирует расширится, лицевая сторона краситься в белый цвет, осонвой документ, теплится не была выстроена вовремя.

 

2. Отредактируйте текст электронного письма.

3. Ознакомьтесь с примером электронного письма, в котором содержится ответ на запрос. Составьте запрос от имени Центра славянской культуры.

 

От кого: Кинокультцентр

Кому: Центр славянской культуры

Тема: Re: Ответ на запрос.

Дата: Пн. 05.05.18 17.50

.> Информация о ретроспективных показах фильмов, посвященных Великой Отечественной Войне.

Благодарим Вас за внимание к нашей фильмотеке. Постараемся ответить на Ваш запрос как можно скорее.

С уважением, Кинокультцентр.

 

4. Проанализируйте текстовую организацию образцов визитных карточек.

  Волга-Бизнес Информационно-коммерческое агентство Журнал Ассоциации «Большая Волга»
Никольский Александр Николаевич  
Директор, главный редактор  
443090, г. Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 55 Тел / факс (8462) 22 24 -11, тел. (8462) 79-00-38 Е-МаіІ; аіs@vbus.volgacom.samara.ru  
  АМОЛИ ЭНТЕРПРАЙЗИС ЛИМИТЕД ВЬЯС НАРЕШ Менеджер по России Москва, Азовская ул., д. 6, к. 3 Тел: 318-26-66 Факс: 310-74-90 Е-МаіІ; аmoli@amoli.msk.ru  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: