Характеристика игровых умений детей 4-5 лет




Воплощение замысла в игре происходит путём решения нескольких игровых задач. Усложняется способ их решения. Как правило, дети сами договариваются перед началом игры.

Содержанием становится отражение разнообразных отношений взрослых. Значение действий с орудиями, предметами отодвигается на второй план.

Сюжеты игр развернуты и разнообразны. Появляются общественные сюжеты. В игре дети комбинируют эпизоды из сказок и реальной жизни.

Закрепляются новые формы общения через роли, обозначенные словом, ролевое взаимодействие, ролевой диалог, который становится более длительным и содержательным. Дети передают характерные особенности персонажа игры с помощью средств выразительности (движения, мимика, жесты, интонация). Они вступают в ролевые взаимодействия на длительное время. Большинство детей предпочитают играть вместе, т.к. им легко удается взаимодействие в игре (самостоятельное распределение ролей, реализация замысла).

Дети самостоятельно выбирают предметы-заместители. Совершенствуются способы действия с предметами. Хорошо освоены предметно-игровые действия; свободно играют с игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами, легко дают им словесные обозначения.

Правила регулируют ролевые взаимоотношения. Дети выполняют правила в соответствии со взятой на себя ролью. Следят за выполнением правил игры другими детьми.

Цель: Расширять представления детей о деятельности врачей и о назначении различных кабинетов в поликлинике; активизировать в речи соответствующие понятия. Обогащать игровой опыт детей, расширять сюжет игры, подводить детей к созданию собственных игровых замыслов. Поддерживать интерес детей и родителей к сюжетно-ролевым играм.

Задачи:

1.Образовательные:

- углублять знания детей о труде врача, медицинской сестры, работника аптеки;

- учить детей передавать в игре профессиональные действия врача, правильно называть врачебные принадлежности и использовать их в соответствии с назначением;

- продолжать учить детей объединять сюжеты разных игр;

- формировать умение развертывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог.

2. Развивающие:

- развивать умение принимать на себя роль и обозначать ее для партнера;

- развивать умение осуществлять специфичные для роли условные предметные действия;

- развивать умение формировать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых;

- продолжать развивать активное речевое общение детей в процессе игровой деятельности, расширять и обогащать словарный запас.

3. Воспитательные:

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей;

- формировать у детей здоровьесберегающие компетенции.

Предполагаемые результаты реализации проекта:

- расширение представлений детей о деятельности врачей и о назначении различных кабинетов в поликлинике; активизация в речи соответствующих понятий;

- обогащение игрового опыта детей;

- формирование у детей умения играть по собственному замыслу, согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников;

- развитие интереса детей и родителей к сюжетно-ролевым играм.

Участники проекта: дети, педагоги, медицинский работник детского сада, родители.

Этапы проекта

Этап: подготовительный

Формы работы Содержание
Диагностика игровых предпочтений, интересов, игровых умений. Беседа с детьми. Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой. Диагностика (Д.Б. Эльконин): - основное содержание игры; - характер игровой роли; - характер игровых действий; - отношение к правилам.
1. Непосредственно образовательная деятельность. 1. Познавательное развитие: Рассказ воспитателя «Если ты заболел». 2. Речевое развитие: Рассматривание иллюстраций на тему: «Врачи лечат людей». 3. Социально – коммуникативное развитие: Знакомство с профессией «Врач» (беседа). 4. Художественно-эстетическое развитие: Рисование «Витамины в банке». Аппликация «Чемоданчик для врача».
2. Совместная деятельность с детьми в режимных моментах. 1.Игровая деятельность: Ситуации игрового взаимодействия: «Лечим кукол», «В детском саду делают прививки», «На приеме у врача в детском саду», «Вызов врача на дом» (кукла заболела), «Кукла Катя заболела» (посещение врача в поликлинике), «Папа вызывает врача на дом к больной дочери». 2. Дидактические и настольные игры: «Что нужно для работы врачу», «Кто больше скажет слов о профессии», «Чемоданчик доктора Айболита», «Четвертый лишний», «Поможем Доктору Айболиту», «На приеме у врача» (обучение диалогу). 3. Экскурсия в медицинский кабинет детского сада. 4.Наблюдение за действиями врача в медицинском кабинете при осмотре детей. 5. Разучивание стихотворений о врачах. 6. Рассказ о помощнике врача - медсестре и ее работе. Рассказ воспитателя о назначении врачей и больницы. Рассматривание иллюстраций о работе врача, машины скорой помощи, инструментов врача. 7.Чтение художественной литературы: А.Кардашова «Наш доктор» В.Маяковский «Кем быть?» (отрывок из стихотворения) В.Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок» И.Токмакова «Мне грустно, я сижу больной» И.Солнышко «Поиграем в докторов» Г.П.Шалаева, О.М.Журавлева «Как вести себя у врача» 8. Отгадывание загадок. 9. Пальчиковые игры «Доктор, доктор, как нам быть?». 10. Физминутка «Зарядка для зверей». 11. Создание предметно-игровой среды: Белый халат и шапочка для врача; повязку на руку для медсестры; талончики к врачу; "медицинские карточки" пациентов; карандаши; набор медицинских инструментов: градусник, игрушечный шприц без иголки, фонендоскоп, шпателя для проверки горла (палочка от мороженного); бинты, вата, марлевые салфетки, ватные палочки, пластырь, пустые баночки из под лекарств, мерная ложечка, пустые упаковки из-под таблеток, пустые коробочки из под лекарств. Также можно дополнительно использовать: таблицу для проверки зрения, рентгеновские снимки; куклы, игрушки – зверюшки. Изготовление с воспитанниками медицинских карт пациентов, талонов на прием к врачу, медицинских полисов. Подготовка медицинских инструментов для сюжетно-ролевой игры: градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки; подготовка оборудования для аптеки.
3.Самостоятельная деятельность. 1. Раскрашивание раскрасок на тему: «Больница». 2. Настольные и дидактические игры «Профессии», «У кого что?», «Собери картинку из кубиков», «Кто что делает», «Чудесный мешочек».
4. Взаимодействие с семьёй. 1. Совместное изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры. 2. Привлечение родителей к пополнению уголка «Больница» медицинскими инструментами, 3. Изготовление ширмы, табличек с надписями: «Больница», «Врач», «Регистратура», «Аптека». 4. Подборка стихов о профессии медицинских работников.

 

Этап: основной

План - схема конспекта сюжетно-ролевой игры «Поликлиника»

Структура игры Задачи Методические приемы, используемые в игре
1. Замысел игры, постановка игровых целей и задач 1. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре); 2. Учить изменять замысел в соответствии с предложениями других участников; Воспитатель озвучивает детям проблему: «Наши куклы заболели. Что делать?» Подключает детей к игре детей, взяв на себя дополнительную роль.    
2. Общая стратегия игрового взаимодействия 1. Втягивать детей в игру – придумывание; 2. Формировать умение: изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров; переходить от частичного изменения к построению новых сюжетов в игре;   Вступительная беседа о различных профессиях в медицине. Распределение ролей. Организация игрового пространства и подбор атрибутов.  
3.Содержание игры 1. Привлечь детей в ролевое взаимодействие, взять воспитателю на себя роль врача; 2. С помощью вопросов помочь детям определить и распланировать свои действия;     Ситуация №1 Дети расходятся по своим «рабочим» местам (аптека, врач, регистратура). Одевают халаты, готовят свои рабочие места. Диалог в регистратуре: Дети здороваются, называют свою фамилию имя и просят карту больного. Регистратор выдает карту больному (по геометрическим фигурам, которые находятся на карточках и на пациенте) В поликлинике начинается прием. Воспитатель напоминает «посетителям», чтобы они заняли очередь к врачу. Диалог в кабинете врача: В кабинете входит посетитель с больной дочкой. Здоровается. Врач просит талон спрашивает у посетителя на что он жалуется, проводит осмотр больной куклы, записывает в карту. Медсестра ставит градусник. Врач предлагает посетителю пройти с ребенком в процедурный кабинет поставить жаропонижающий укол. Затем выписывает рецепт и предлагает купить лекарство. В это время посетители сидят в очереди, не шумят, не ругаются, ждут своей очереди. Посетитель из кабинета врача идет в процедурный кабинет, где медсестра ставит дочке укол. Посетитель направляется в аптеку за покупкой лекарства. Диалог в аптеке: Аптекарь здоровается, забирает рецепт у покупателя в обмен на деньги дает лекарство. Предлагает купить витамины. Желает здоровья. Покупатель с дочкой идут домой. Воспитатель сообщает, что поликлиника закрывается: врачи предлагается снять халаты и расставить по местам медицинское оборудование. Родителям взять, кто не успел рецепты, и зайти в аптеку за таблетками и витаминами. Затем отвести детей домой и уложить в кроватки. Ситуация №2 У врача закончился рабочий день. Воспитатель предлагает ребенку стать сменным врачом, которого вызывают к больному ребенку на дом. Мама ребенка звонит по телефону в регистратуру. Регистратор спрашивает у больного фамилию, имя, адрес, что болит. По телефону звонит врачу и сообщает о вызове на дом. Врач собирает сумку и заказывает машину по телефону. Едет на машине к больному домой. Водитель здоровается, спрашивает на какой адрес надо ехать. Врач приходит домой к больному, осматривает его и выписывает рецепт. Советует купить в аптеке лекарство и через два дня прийти на прием.
4. Сюжет игры 1. Помочь в развитии сюжетной линии, способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. С помощью вопросов помочь детям определить и распланировать свои действия; 2. Для поддержания интереса в игру ввести новую сюжетную линию; Ситуация №1 Дом – регистратура – кабинет врача – процедурный кабинет – аптека – дом. Ситуация №2 Дом – регистратура – кабинет врача – в машине – дома у больного – в машине – больница.
5. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре 1. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре); 2. Совершенствовать умения детей взаимодействия с партнерами по игре; 3. Формировать умение словесно обозначать игровую роль;     Ситуация №1 Регистратор – мама; Врач – мама; Врач – медсестра; Медсестра – мама; Мама – медсестра в процедурном кабинете; Мама – аптекарь. Ситуация №2 Мама – регистратор; Регистратор – врач; Врач – водитель машины; Врач – мама.
6. Игровые действия, игровые предметы 1. Формировать умение выбирать предметы-заместители и преобразовывать их для использования в игре, словесно их обозначать; 2. Развивать способность к воображению, образному мышлению; 3. Совершенствовать умения выполнять игровые действия в соответствии с ролью. С помощью наводящих вопросов воспитателя дети отбирают предметы, предметы - заместители в соответствии с ролью. Регистратор: выдает медицинские карточки и талоны, записывает на прием к врачу, раскладывает документацию, выдает талончики, отвечает на телефонные звонки. Врач: принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, делает назначение, подписывает рецепт. Медсестра: выписывает рецепт, делает уколы. Мама ребенка: идет (едет на машине) в больницу. Идет в регистратуру, берет талон к врачу, встает в очередь на прием. После назначения лекарства идет в аптеку и покупает лекарства по рецепту врача. Либо идет в процедурный кабинет. Водитель: моет машину, заправляет бензином; везет врача к больному, врача/маму в больницу/домой.
7. Правила игры Формировать умение выполнять правила в соответствии со взятой на себя ролью.   Напоминание наводящими вопросами: Пример: «Что ты скажешь, когда подойдёшь в регистратуру?» «Чем ты поставишь укол?» «На чем ты поедешь?»
Построение ролевого диалога
Роли Ролевые действия
Регистратор Выдает карточки, записывает на прием к специалистам, раскладывает документацию, выдает талончики, отвечает на телефонные звонки.
Врач Ведет/принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, осматривает больного (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, ставит градусник, осматривает больное место), лечит, делает назначение/назначает лечение, отпускает процедуры, выписывает рецепт.
Медсестра Помогает доктору в проведении осмотра, делает уколы и прививки, измеряет температуру, рост, вес.
Мама ребенка (больной) Приходит на прием к врачу, рассказывает о недомоганиях своей дочки, приобретает лекарство, измеряет температуру, дает ребенку лекарство.
Аптекарь Принимает рецепты, выдаёт лекарства, чеки, принимает деньги, предлагает другие лекарства, советует.
Водитель Моет машину, заправляет бензином; везет врача к больному, в больницу.
Словарный минимум
Профессии Регистратор, врач, медсестра, аптекарь, больной, шофер.
Орудия труда Градусник, шприц, фонендоскоп, шпатель, бинт, вата, марлевые салфетки, ватные палочки, пластырь, мерная ложечка, мазь, зеленка, йод, грелка, горчичник, микстура, таблетки, порошки.
Трудовые действия Беседует, выслушивает, обследует, осматривает, ставит укол, назначает лечение, выписывает рецепт, измеряет температуру, назначает.
Качества труда Вежливость, внимательность, ответственность, заботливость, аккуратность, честность, добросовестность, умелость, уверенность.
Общественная значимость Оказание помощи больным.
Результат труда Качественное лечение, первая помощь.
Вежливые слова и выражения Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, до свидания, всего доброго, извините, пожалуйста, будьте добры, спасибо.
         

Этап: заключительный

Задачи Содержание Методические приемы
Учить детей подводить итоги, высказывать свои впечатления о проведенной игре. Подведение итогов игры с детьми. Рефлексия   Вопрос: «Дети, понравилось вам играть?» Воспитатель предлагает обсудить игру: «Во что мы с вами играли?» «Кто работает в больнице?» «Какая роль вам понравилась больше всего?» «Какую роль вы бы хотели исполнить в следующей игре?» «Как вы думаете, игра наша удалась?» «Что вам понравилось больше всего в нашей игре?» Предложение гипотезы о дальнейшем разворачивании сюжета.

Литература:

1. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада: Мозаика - Синтез; Москва; 2012

2. Михайленко Н.Я., Корткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2000

3.«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: