Воплощение замысла в игре происходит путём решения нескольких игровых задач. Усложняется способ их решения. Как правило, дети сами договариваются перед началом игры.
Содержанием становится отражение разнообразных отношений взрослых. Значение действий с орудиями, предметами отодвигается на второй план.
Сюжеты игр развернуты и разнообразны. Появляются общественные сюжеты. В игре дети комбинируют эпизоды из сказок и реальной жизни.
Закрепляются новые формы общения через роли, обозначенные словом, ролевое взаимодействие, ролевой диалог, который становится более длительным и содержательным. Дети передают характерные особенности персонажа игры с помощью средств выразительности (движения, мимика, жесты, интонация). Они вступают в ролевые взаимодействия на длительное время. Большинство детей предпочитают играть вместе, т.к. им легко удается взаимодействие в игре (самостоятельное распределение ролей, реализация замысла).
Дети самостоятельно выбирают предметы-заместители. Совершенствуются способы действия с предметами. Хорошо освоены предметно-игровые действия; свободно играют с игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами, легко дают им словесные обозначения.
Правила регулируют ролевые взаимоотношения. Дети выполняют правила в соответствии со взятой на себя ролью. Следят за выполнением правил игры другими детьми.
Цель: Расширять представления детей о деятельности врачей и о назначении различных кабинетов в поликлинике; активизировать в речи соответствующие понятия. Обогащать игровой опыт детей, расширять сюжет игры, подводить детей к созданию собственных игровых замыслов. Поддерживать интерес детей и родителей к сюжетно-ролевым играм.
|
Задачи:
1.Образовательные:
- углублять знания детей о труде врача, медицинской сестры, работника аптеки;
- учить детей передавать в игре профессиональные действия врача, правильно называть врачебные принадлежности и использовать их в соответствии с назначением;
- продолжать учить детей объединять сюжеты разных игр;
- формировать умение развертывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог.
2. Развивающие:
- развивать умение принимать на себя роль и обозначать ее для партнера;
- развивать умение осуществлять специфичные для роли условные предметные действия;
- развивать умение формировать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых;
- продолжать развивать активное речевое общение детей в процессе игровой деятельности, расширять и обогащать словарный запас.
3. Воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей;
- формировать у детей здоровьесберегающие компетенции.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
- расширение представлений детей о деятельности врачей и о назначении различных кабинетов в поликлинике; активизация в речи соответствующих понятий;
- обогащение игрового опыта детей;
- формирование у детей умения играть по собственному замыслу, согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников;
- развитие интереса детей и родителей к сюжетно-ролевым играм.
Участники проекта: дети, педагоги, медицинский работник детского сада, родители.
|
Этапы проекта
Этап: подготовительный
Формы работы | Содержание |
Диагностика игровых предпочтений, интересов, игровых умений. | Беседа с детьми. Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой. Диагностика (Д.Б. Эльконин): - основное содержание игры; - характер игровой роли; - характер игровых действий; - отношение к правилам. |
1. Непосредственно образовательная деятельность. | 1. Познавательное развитие: Рассказ воспитателя «Если ты заболел». 2. Речевое развитие: Рассматривание иллюстраций на тему: «Врачи лечат людей». 3. Социально – коммуникативное развитие: Знакомство с профессией «Врач» (беседа). 4. Художественно-эстетическое развитие: Рисование «Витамины в банке». Аппликация «Чемоданчик для врача». |
2. Совместная деятельность с детьми в режимных моментах. | 1.Игровая деятельность: Ситуации игрового взаимодействия: «Лечим кукол», «В детском саду делают прививки», «На приеме у врача в детском саду», «Вызов врача на дом» (кукла заболела), «Кукла Катя заболела» (посещение врача в поликлинике), «Папа вызывает врача на дом к больной дочери». 2. Дидактические и настольные игры: «Что нужно для работы врачу», «Кто больше скажет слов о профессии», «Чемоданчик доктора Айболита», «Четвертый лишний», «Поможем Доктору Айболиту», «На приеме у врача» (обучение диалогу). 3. Экскурсия в медицинский кабинет детского сада. 4.Наблюдение за действиями врача в медицинском кабинете при осмотре детей. 5. Разучивание стихотворений о врачах. 6. Рассказ о помощнике врача - медсестре и ее работе. Рассказ воспитателя о назначении врачей и больницы. Рассматривание иллюстраций о работе врача, машины скорой помощи, инструментов врача. 7.Чтение художественной литературы: А.Кардашова «Наш доктор» В.Маяковский «Кем быть?» (отрывок из стихотворения) В.Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок» И.Токмакова «Мне грустно, я сижу больной» И.Солнышко «Поиграем в докторов» Г.П.Шалаева, О.М.Журавлева «Как вести себя у врача» 8. Отгадывание загадок. 9. Пальчиковые игры «Доктор, доктор, как нам быть?». 10. Физминутка «Зарядка для зверей». 11. Создание предметно-игровой среды: Белый халат и шапочка для врача; повязку на руку для медсестры; талончики к врачу; "медицинские карточки" пациентов; карандаши; набор медицинских инструментов: градусник, игрушечный шприц без иголки, фонендоскоп, шпателя для проверки горла (палочка от мороженного); бинты, вата, марлевые салфетки, ватные палочки, пластырь, пустые баночки из под лекарств, мерная ложечка, пустые упаковки из-под таблеток, пустые коробочки из под лекарств. Также можно дополнительно использовать: таблицу для проверки зрения, рентгеновские снимки; куклы, игрушки – зверюшки. Изготовление с воспитанниками медицинских карт пациентов, талонов на прием к врачу, медицинских полисов. Подготовка медицинских инструментов для сюжетно-ролевой игры: градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки; подготовка оборудования для аптеки. |
3.Самостоятельная деятельность. | 1. Раскрашивание раскрасок на тему: «Больница». 2. Настольные и дидактические игры «Профессии», «У кого что?», «Собери картинку из кубиков», «Кто что делает», «Чудесный мешочек». |
4. Взаимодействие с семьёй. | 1. Совместное изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры. 2. Привлечение родителей к пополнению уголка «Больница» медицинскими инструментами, 3. Изготовление ширмы, табличек с надписями: «Больница», «Врач», «Регистратура», «Аптека». 4. Подборка стихов о профессии медицинских работников. |
|
Этап: основной
План - схема конспекта сюжетно-ролевой игры «Поликлиника»
Структура игры | Задачи | Методические приемы, используемые в игре | ||
1. Замысел игры, постановка игровых целей и задач | 1. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре); 2. Учить изменять замысел в соответствии с предложениями других участников; | Воспитатель озвучивает детям проблему: «Наши куклы заболели. Что делать?» Подключает детей к игре детей, взяв на себя дополнительную роль. | ||
2. Общая стратегия игрового взаимодействия | 1. Втягивать детей в игру – придумывание; 2. Формировать умение: изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров; переходить от частичного изменения к построению новых сюжетов в игре; | Вступительная беседа о различных профессиях в медицине. Распределение ролей. Организация игрового пространства и подбор атрибутов. | ||
3.Содержание игры | 1. Привлечь детей в ролевое взаимодействие, взять воспитателю на себя роль врача; 2. С помощью вопросов помочь детям определить и распланировать свои действия; | Ситуация №1 Дети расходятся по своим «рабочим» местам (аптека, врач, регистратура). Одевают халаты, готовят свои рабочие места. Диалог в регистратуре: Дети здороваются, называют свою фамилию имя и просят карту больного. Регистратор выдает карту больному (по геометрическим фигурам, которые находятся на карточках и на пациенте) В поликлинике начинается прием. Воспитатель напоминает «посетителям», чтобы они заняли очередь к врачу. Диалог в кабинете врача: В кабинете входит посетитель с больной дочкой. Здоровается. Врач просит талон спрашивает у посетителя на что он жалуется, проводит осмотр больной куклы, записывает в карту. Медсестра ставит градусник. Врач предлагает посетителю пройти с ребенком в процедурный кабинет поставить жаропонижающий укол. Затем выписывает рецепт и предлагает купить лекарство. В это время посетители сидят в очереди, не шумят, не ругаются, ждут своей очереди. Посетитель из кабинета врача идет в процедурный кабинет, где медсестра ставит дочке укол. Посетитель направляется в аптеку за покупкой лекарства. Диалог в аптеке: Аптекарь здоровается, забирает рецепт у покупателя в обмен на деньги дает лекарство. Предлагает купить витамины. Желает здоровья. Покупатель с дочкой идут домой. Воспитатель сообщает, что поликлиника закрывается: врачи предлагается снять халаты и расставить по местам медицинское оборудование. Родителям взять, кто не успел рецепты, и зайти в аптеку за таблетками и витаминами. Затем отвести детей домой и уложить в кроватки. Ситуация №2 У врача закончился рабочий день. Воспитатель предлагает ребенку стать сменным врачом, которого вызывают к больному ребенку на дом. Мама ребенка звонит по телефону в регистратуру. Регистратор спрашивает у больного фамилию, имя, адрес, что болит. По телефону звонит врачу и сообщает о вызове на дом. Врач собирает сумку и заказывает машину по телефону. Едет на машине к больному домой. Водитель здоровается, спрашивает на какой адрес надо ехать. Врач приходит домой к больному, осматривает его и выписывает рецепт. Советует купить в аптеке лекарство и через два дня прийти на прием. | ||
4. Сюжет игры | 1. Помочь в развитии сюжетной линии, способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. С помощью вопросов помочь детям определить и распланировать свои действия; 2. Для поддержания интереса в игру ввести новую сюжетную линию; | Ситуация №1 Дом – регистратура – кабинет врача – процедурный кабинет – аптека – дом. Ситуация №2 Дом – регистратура – кабинет врача – в машине – дома у больного – в машине – больница. | ||
5. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре | 1. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре); 2. Совершенствовать умения детей взаимодействия с партнерами по игре; 3. Формировать умение словесно обозначать игровую роль; | Ситуация №1 Регистратор – мама; Врач – мама; Врач – медсестра; Медсестра – мама; Мама – медсестра в процедурном кабинете; Мама – аптекарь. Ситуация №2 Мама – регистратор; Регистратор – врач; Врач – водитель машины; Врач – мама. | ||
6. Игровые действия, игровые предметы | 1. Формировать умение выбирать предметы-заместители и преобразовывать их для использования в игре, словесно их обозначать; 2. Развивать способность к воображению, образному мышлению; 3. Совершенствовать умения выполнять игровые действия в соответствии с ролью. | С помощью наводящих вопросов воспитателя дети отбирают предметы, предметы - заместители в соответствии с ролью. Регистратор: выдает медицинские карточки и талоны, записывает на прием к врачу, раскладывает документацию, выдает талончики, отвечает на телефонные звонки. Врач: принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, делает назначение, подписывает рецепт. Медсестра: выписывает рецепт, делает уколы. Мама ребенка: идет (едет на машине) в больницу. Идет в регистратуру, берет талон к врачу, встает в очередь на прием. После назначения лекарства идет в аптеку и покупает лекарства по рецепту врача. Либо идет в процедурный кабинет. Водитель: моет машину, заправляет бензином; везет врача к больному, врача/маму в больницу/домой. | ||
7. Правила игры | Формировать умение выполнять правила в соответствии со взятой на себя ролью. | Напоминание наводящими вопросами: Пример: «Что ты скажешь, когда подойдёшь в регистратуру?» «Чем ты поставишь укол?» «На чем ты поедешь?» | ||
Построение ролевого диалога | ||||
Роли | Ролевые действия | |||
Регистратор | Выдает карточки, записывает на прием к специалистам, раскладывает документацию, выдает талончики, отвечает на телефонные звонки. | |||
Врач | Ведет/принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, осматривает больного (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, ставит градусник, осматривает больное место), лечит, делает назначение/назначает лечение, отпускает процедуры, выписывает рецепт. | |||
Медсестра | Помогает доктору в проведении осмотра, делает уколы и прививки, измеряет температуру, рост, вес. | |||
Мама ребенка (больной) | Приходит на прием к врачу, рассказывает о недомоганиях своей дочки, приобретает лекарство, измеряет температуру, дает ребенку лекарство. | |||
Аптекарь | Принимает рецепты, выдаёт лекарства, чеки, принимает деньги, предлагает другие лекарства, советует. | |||
Водитель | Моет машину, заправляет бензином; везет врача к больному, в больницу. | |||
Словарный минимум | ||||
Профессии | Регистратор, врач, медсестра, аптекарь, больной, шофер. | |||
Орудия труда | Градусник, шприц, фонендоскоп, шпатель, бинт, вата, марлевые салфетки, ватные палочки, пластырь, мерная ложечка, мазь, зеленка, йод, грелка, горчичник, микстура, таблетки, порошки. | |||
Трудовые действия | Беседует, выслушивает, обследует, осматривает, ставит укол, назначает лечение, выписывает рецепт, измеряет температуру, назначает. | |||
Качества труда | Вежливость, внимательность, ответственность, заботливость, аккуратность, честность, добросовестность, умелость, уверенность. | |||
Общественная значимость | Оказание помощи больным. | |||
Результат труда | Качественное лечение, первая помощь. | |||
Вежливые слова и выражения | Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, до свидания, всего доброго, извините, пожалуйста, будьте добры, спасибо. | |||
Этап: заключительный
Задачи | Содержание | Методические приемы |
Учить детей подводить итоги, высказывать свои впечатления о проведенной игре. | Подведение итогов игры с детьми. Рефлексия | Вопрос: «Дети, понравилось вам играть?» Воспитатель предлагает обсудить игру: «Во что мы с вами играли?» «Кто работает в больнице?» «Какая роль вам понравилась больше всего?» «Какую роль вы бы хотели исполнить в следующей игре?» «Как вы думаете, игра наша удалась?» «Что вам понравилось больше всего в нашей игре?» Предложение гипотезы о дальнейшем разворачивании сюжета. |
Литература:
1. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада: Мозаика - Синтез; Москва; 2012
2. Михайленко Н.Я., Корткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2000
3.«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014