Типы и виды хоров и их вокально-технические возможности




Хор (от греч. Choros - собирательное понятие: хор, хоровод, толпа, собрание) – 1) певческий коллектив; 2) в древнегреческом театре – коллективный участник спектакля.

Хор (по П.Чеснокову) – это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественно выработанные нюансы.

Вид хора – это характеристика исполнительского коллектива по количеству самостоятельных хоровых партий.

Различают одноголосные виды хоров и многоголосные (2х-, 3х-, 4х-голосные).

Тип хора – это характеристика состава исполнительского коллектива по группам певческих голосов.

Различают однородные, неполные и смешанные типы хоров.

Однородные составы хоров представляют собой соединение однородных голосов:

 

Детский хор Дисканты
Альты

 

E SJCRj7XxVkC1JMchWs8ZRpLDzgTpTE+qEBEyB8IX6TxD3xfpYj1fz/NRPp6tR3la16PHTZWPZpvs flpP6qqqsx+BfJYXnWCMq8D/Os9Z/nfzctms8yTeJvpWqOQ9eqwokL2+I+nY+tDt89zsNDttbcgu TAGMcDS+rFvYkbf3aPXrp7D6CQAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAioo5jd8AAAAJAQAADwAAAGRy cy9kb3ducmV2LnhtbEyPQU/DMAyF70j8h8hI3Fi6IspWmk7AhOhlSGwT4pg1po1onKrJto5fjxEH uD37PT1/Lhaj68QBh2A9KZhOEhBItTeWGgXbzdPVDESImozuPKGCEwZYlOdnhc6NP9IrHtaxEVxC IdcK2hj7XMpQt+h0mPgeib0PPzgdeRwaaQZ95HLXyTRJMum0Jb7Q6h4fW6w/13unIC7fT232Vj/M 7cvmeZXZr6qqlkpdXoz3dyAijvEvDD/4jA4lM+38nkwQnYL09obRI4tpBoID1+mcxe53IctC/v+g /AYAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0Nv bnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAA AC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQDnpYH6MwIAAFwEAAAOAAAAAAAAAAAAAAAA AC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQCKijmN3wAAAAkBAAAPAAAAAAAAAAAA AAAAAI0EAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAAmQUAAAAA "> Женский хор Сопрано
Меццо-сопрано
Контральто

 

I kJGPtfFWQLUkxyFazxlGksPOBOlCT6oQETIHwlfpMkPfl+lys9gs8lE+mW9GeVrXo8dtlY/m2+zD rJ7WVVVnPwL5LC86wRhXgf9tnrP87+blulmXSbxP9L1QyVv0WFEge3tH0rH1oduXudlrdt7ZkF2Y AhjhaHxdt7Ajr+/R6tdPYf0TAAD//wMAUEsDBBQABgAIAAAAIQCKijmN3wAAAAkBAAAPAAAAZHJz L2Rvd25yZXYueG1sTI9BT8MwDIXvSPyHyEjcWLoiylaaTsCE6GVIbBPimDWmjWicqsm2jl+PEQe4 Pfs9PX8uFqPrxAGHYD0pmE4SEEi1N5YaBdvN09UMRIiajO48oYITBliU52eFzo0/0ise1rERXEIh 1wraGPtcylC36HSY+B6JvQ8/OB15HBppBn3kctfJNEky6bQlvtDqHh9brD/Xe6cgLt9PbfZWP8zt y+Z5ldmvqqqWSl1ejPd3ICKO8S8MP/iMDiUz7fyeTBCdgvT2htEji2kGggPX6ZzF7nchy0L+/6D8 BgAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29u dGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAA LwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAF+wLGoyAgAAXAQAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAA LgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAIqKOY3fAAAACQEAAA8AAAAAAAAAAAAA AAAAjAQAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAACYBQAAAAA= "> Мужской хор Тенора
Баритоны
Басы

 

К неполным хорам относятся соединения одного из однородных составов с хоровой партией другого. Хоровые произведения, написанные для неполного смешанного состава – это лишь один из приемов хорового письма, ибо хоровые коллективы неполного состава не создаются. Однако, в силу нехватки мужских голосов, такой тип хора имеет право быть.

Наиболее распространены следующие варианты:

L YDUnbD3YjgjZ23C4VB4PCjCk7ksRJPNjHs/Xs/UsG2XpZD3K4rIc3W1W2WiySabj8k25WpXJT59a kuW1YIwrn91Jvkn2d/IYGqkX3lnAVyzsJdlN+F6Sja7TCCUGLqd/YBek4tXRy2mr2TMoxei+H+H9 AKPW5jtGHfRige23PTEcI/legdjnSZb55g2TbDxNYWIuPdtLD1EUoArsMOrNlesbft8asavhpCRc q9Je6ZVwJyn3WQ26hn4LDIa3wTf05TxE/X7Blr8AAAD//wMAUEsDBBQABgAIAAAAIQCfQ2EA3QAA AAkBAAAPAAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sTI9LT8MwEITvSPwHa5G4UZsk4hHiVKiIA+JEeUjc3HhJ IuJ1iLdt4NezPcFpNfpGszPVcg6D2uGU+kgWzhcGFFITfU+thZfn+7MrUIkdeTdEQgvfmGBZHx9V rvRxT0+4W3OrJIRS6Sx0zGOpdWo6DC4t4ogk7CNOwbHIqdV+cnsJD4POjLnQwfUkHzo34qrD5nO9 DRaaV/55w/io77Bjs8q+3on1g7WnJ/PtDSjGmf/McKgv1aGWTpu4JZ/UYCHPrguxCpAjPC/yS1Ab 0SYvQNeV/r+g/gUAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAAAAAA AAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAALAAAA AAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQABp7aydwIAAAkFAAAOAAAA AAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQCfQ2EA3QAAAAkBAAAP AAAAAAAAAAAAAAAAANEEAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAA2wUAAAAA "/>Сопрано Альты

Альты Тенора

Тенора Басы

Неполные смешанные хоры позволяют более разнообразно использовать хоровые краски.

Так, звучность неполного хора в первом варианте оказывается более легкой, как бы окруженной светлыми тембрами сопрано и теноров. Во втором случае звучание более массивное и насыщенное в связи с преобладанием низких голосов.

Женский хор (фам – до3) отличается легким, светлым тембром. Динамические возможности женского хора чрезвычайно разнообразны. Ему доступна широкая шкала градаций нюансов: от нежнейшего ppp до яркого и напряженного (правда, не очень массивного) ff.

Однако не все регистры женского хора обладают широкой динамической амплитудой: в нижнем регистре трудно добиться настоящего f, с другой стороны, в верхнем регистре p будет несколько напряженнее, чем в среднем либо нижнем регистре. Поэтому шире всего используется средний регистр с наибольшей тембро-динамической амплитудой и возможностью максимального разнообразия исполнительских нюансов.

Женские хоры могут быть различных видов: от одноголосного до 5-6-голосного. Одноголосный хор отмечается слиянием сопрано и альтов в унисон. Звучание такого хора отличается большей силой и насыщенностью.

В двухголосии возникают сложные обертоновые связи в результате «пространственного» смешивания тембров.

Трехголосный вид женского хора создает полноту гармонического ощущения. Многоголосные хоры, возникающие в результате разделения (divisi) хоровых партий, отмечены большим объемом звучания, что значительно расширяет колористические возможности женского хора.

Детский хор. Объем несколько уже женского и зависит от возрастных особенностей участников (~сольм – соль2). Для детского хора характерна большая прозрачность и легкость звучания, особая серебристость и звонкость.

Младший возраст – наиболее употребителен объём в пределах первой октавы (до-ре – ля-си).

Подростковый возраст – более широкий диапазон (до соль-ля2).

Для детского хора типично тесное, часто предельно тесное расположение голосов, обычно в 2х- или 3х-голосном складе.

Мужской хор (ляконтр – до2). Большой диапазон позволяет ярче выявить контраст регистров и тем самым разнообразить звучание. Звучность хора сильная и плотная при f, мягкая и глубокая при p.

Различие в окраске регистров мужского хора значительно. Это позволяет варьировать хоровую звучность сопоставлением нижнего регистра с густым, но несколько приглушенным оттенком звука, и высокого - яркого и напряженного, который часто используется в кульминационных моментах. Специфическая окраска возникает при использовании в p фальцета в высоком регистре теноровой партии.

Тембровая окраска во многом определяется видом мужского хора – одноголосным либо многоголосным.

Одноголосный хор встречается большей частью эпизодически и обычно переходит в 2х- и 3хголосие. Двухголосие в мужском хоре отличается уравновешенной звучностью. Divisi приводит к расширению объема звучания. 3х-, 4хголосие позволяет использовать самую разнообразную фактуру.

Смешанный хор (ляконтр – до3) – соединение однородных хоров, чаще всего женского и мужского, реже детского и мужского. Смешанный хор как одна из наиболее сложных форм хорового ансамбля обладает многоцветной палитрой выразительных средств. Чередование солирующих партий с хоровым tutti, разнообразные комбинации хоровых партий поражают беспредельностью оттенков. Смешанный хор отличается также разнообразием динамических оттенков.

Одноголосие смешанного хора встречается довольно редко, т.к. в диапазоне сопрано и басов всего лишь несколько звуков. Чаще встречается октавное унисонное изложение. Унисон дает возможность получать наибольшую силу звучности и применяется в моменты кульминаций. 2х- и 3-голосное изложение широко распространено как в гомофонно-гармонической, так и в полифонической музыке. 4-хголосное изложение является классической формой фактуры в смешанном хоре. 5-8голосие встречается в основном в произведениях крупной формы, а также в полифонических произведениях.

По количественному признаку смешанные хоры разделяют на:

1) Малый (камерный) смешанный хор – 12-15 человек (по 3-4 в каждой партии). В таком хоре нельзя поделить основные группы на 1 и 2 голоса. Этому хору доступна строго 4-хголоснаыя фактура.

2) Средний смешанный хор – 25-35 человек (по 6-8 в партии). Не обладая впечатляющими контрастами, мощью звучания и тембровым богатством капеллы этот состав может достичь тончайшие градации звучания, практически недоступных большому хору. Репертуар значительно шире, чем в малом составе.

3) Большой смешанный хор – 50-60 человек и более. Может исполнять всю хоровую литературу, включая и крупные вокально-симфонические формы с сопровождением оркестра (оратории, мессы, кантаты).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: