Чернобыльская авария - это катастрофа XX века. Даже через 35 лет мы слышим отголоски этой трагедии.
Чернобыльская беда ясно дала понять миру, что вышедшая из-под контроля ядерная энергия не признает государственных границ. Проблемы её безопасного использования и надёжного контроля над ней должны стать заботой всего человечества.
Все дальше уходят в историю события чернобыльской аварии, но тема и сегодня остаётся актуальной, это общая беда России, Белоруссии, Украины и всего человечества. Поэтому и решать проблемы надо общими силами.
Чернобыльская катастрофа объединила научно-исследовательские и образовательные учреждения, учреждения культуры, в том числе библиотеки, в деятельности по распространению знаний экологической тематики, в том числе знаний по истории чернобыльских событий.
Что может сделать библиотека как информационное учреждение для распространения знаний о чернобыльской катастрофе, обеспечения читателей не только официальной информацией, но и представления полного аспекта правовой, медико-санитарной, экономической, экологической информации? Это может быть:
-заключение партнёрских связей с заинтересованными организациями и учреждениями в экологическом просвещении детей и подростков;
-создание системы информационной поддержки непрерывного экологического просвещения;
-воспитание нового экологического мышления и экологической ответственности у детей и подростков;
-создание информационной базы (текстовой или электронной) о чернобыльских событиях;
-проведение мероприятий разнообразных тем и форм.
В работе библиотек могут быть использованы как традиционные формы (книжные выставки, обсуждения, беседы, громкие чтения, обзоры, утренники, викторины, игры, уроки и другие), так и инновационные (сюжетно-ролевые игры, литературно-книжная лаборатория, мобильная справка, выставка-инсталляция, флешбук, сторителлинг).
|
Особое место среди активных форм распространения экологических знаний занимают сюжетно-ролевые игры, которые позволяют моделировать различные жизненные ситуации и отношения.
Во время проведения игры в нетрадиционной форме обобщаются и расширяются знания об экологии, радиационной опасности и воздействии радиации на живой организм, областях применения атомной энергии. Подготовка к сюжетно-ролевой игре приобщает детей и подростков к чтению научной и научно-популярной литературы, развивает их творческие способности.
В библиотеках возможен выпуск информационно-библиографической продукции, посвященной проблеме чернобыльской аварии:
- информационный буклет «Мужество и самоотверженность ликвидаторов», в котором следует разместить биографии участников ликвидации аварии с фотографиями, подборку стихотворений о чернобыльской трагедии, информацию о наградах и памятниках ликвидаторам;
- дайджест «Чернобыль жив и навсегда опасен», в котором поместить подборку статей, опубликованных не только в центральных и региональных, но и районных периодических изданиях. Материал внутри дайджеста можно сформировать по рубрикам:
- «Место подвига - Чернобыль» - включает в себя материалы о Чернобыльской трагедии; взгляды врачей, журналистов, ученых на саму аварию и ее последствия.
- «На земле, опалённой Чернобылем» - социальные, экономические, демографические проблемы Чернобыля.
|
- «Чернобыль: горькая память и вечная боль» - воспоминания ликвидаторов Чернобыльской аварии из вашей местности.
- «Звучит над миром колокол беды» - поэзия об аварии на ЧАЭС.
- «Чернобыльский Спас» - материалы об иконе, написанной в память о чернобыльцах, погибших от радиоактивного заражения и во здравие выживших.
При составлении информационно-библиографических пособий следует использовать историко-хронологическую информацию Чернобыльской АЭС: от периода строительства и введения в эксплуатацию, последствий трагедии и до наших дней.
Книжно-иллюстративные выставки и обзоры у них - одни из традиционных форм работы с литературой о чернобыльской трагедии и об экологических проблемах.
Значительное место в деятельности детских библиотек занимает поддержка экологического образования. Для детей и подростков, можно провести экологические часы, часы поэзии, беседы.
К печальным юбилеям аварии на Чернобыльской АЭС в библиотеке следует провести вечер - реквием «Чернобыль: боль и память», «Место подвига - Чернобыль», вечера - встречи с ликвидаторами чернобыльской аварии (рекомендуемые названия - «Чернобыль глазами очевидцев», «Чернобыль в нашей памяти», «Чернобыль: боль и память», «Чернобыль: боль длиною в жизнь», «Чернобыль: как всё было», «Чернобыль - место подвига»).
Работа по экологическому просвещению требует от библиотекарей хорошо ориентироваться в документном потоке, быть самим экологически грамотными, владеть методикой удовлетворения информационных потребностей, знать Интернет-ресурсы, раскрывающие чернобыльскую тему, опыт работы других библиотек в области экологического просвещения и подготовки-проведения мероприятий ко Дню памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах.
|
НАЗВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
¾ «АЭС: вопросы и ответы»,
¾ «Бьёт колокол глухой чуть слышно»,
¾ «В память о ликвидаторах Чернобыльской АЭС»
¾ «Горечь чёрной полыни»,
¾ «День и ночь Чернобыля»
¾ «Звон жалобы над краем»
¾ «Звон поминальный над краем - Чернобыль»
¾ «Звонят колокола Чернобыля»,
¾ «Знак беды»
¾ «И сегодня мы помним трагедию на ЧАЭС»
¾ «Колокол Чернобыля»
¾ «Медицинские последствия Чернобыля»
¾ «Место подвига - Чернобыль»,
¾ «Мужество и боль Чернобыля»
¾ «На земле, опалённой Чернобылем»,
¾ «Наш дом – Земля»
¾ «Не заживает рана Чернобыля»,
¾ «От «Маяка» до Чернобыля»,
¾ «Пепел Чернобыля»
¾ «Пока Чернобыль в душу смотрит»
¾ «Помни Чернобыль»,
¾ «Помни чёрную дату»
¾ «Потрясение ХХ века. Чернобыль … лет спустя»
¾ «Природные и техногенные катастрофы: что за ними кроется»
¾ «Простит ли нас природа?»,
¾ «Радиоактивное облако Чернобыля»,
¾ «Сбережём нашу землю голубой и зелёной»
¾ «Седина на висках - Чернобыль»,
¾ «След чёрного ветра»,
¾ «Твои слёзы, Чернобыль»
¾ «Тихая боль чёрно-белого цвета»
¾ «Трагедия Чернобыля»
¾ «Уроки Чернобыля»,
¾ «Чёрная быль - Чернобыль»
¾ «Чернобыль - «город-призрак»,
¾ «Чернобыль – боль моей страны»
¾ «Чернобыль – боль души моей»
¾ «Чернобыль - быль, Чернобыль - боль»,
¾ «Чернобыль – взгляд через годы»
¾ «Чернобыль - горькая полынь»,
¾ «Чернобыль – наша боль»
¾ «Чернобыль – наша печаль и боль»
¾ «Чернобыль - скорбь памяти человеческой»,
¾ «Чернобыль - трагедия или предупреждение?»,
¾ «Чернобыль – трагедия, Чернобыль – подвиг, Чернобыль – предупреждение»
¾ «Чернобыль – это не должно повториться»
¾ «Чернобыль в памяти и книгах»,
¾ «Чернобыль в памяти навечно»
¾ «Чернобыль в сердце моём»
¾ «Чернобыль глазами детей»
¾ «Чернобыль как суровое чистилище людей»,
¾ «Чернобыль, наперегонки со смертью» или «Чернобыльская трагедия: память и боль»
¾ «Чернобыль. Колокола памяти»,
¾ «Чернобыль. Незабытое старое»
¾ «Чернобыль. Перевернутые страницы»,
¾ «Чернобыль. Это не должно повториться»
¾ «Чернобыль: быль и реальность»,
¾ «Чернобыль: взгляд сквозь время»,
¾ «Чернобыль: годы испытаний»
¾ «Чернобыль: горькая память и вечная боль»,
¾ «Чернобыль: два цвета»,
¾ «Чернобыль: дни испытаний»,
¾ «Чернобыль: на грани невозможного»,
¾ «Чернобыль: открытая рана в душе»,
¾ «Чернобыль: события и уроки»,
¾ «Чернобыль: хроники, события, факты»,
¾ «Чернобыль: экология, человек, здоровье»
¾ «Чернобыль: это не должно повториться»,
¾ «Чернобыльская авария: причины и последствия»
¾ «Чернобыльская катастрофа – жизнь в атомном веке»
¾ «Чернобыльская катастрофа и её последствия »
¾ «Чернобыльская трагедия»
¾ «Чернобыльские следы в нашей памяти»
¾ «Чернобыльские хроники»
¾ «Чернобыльский бумеранг»,
¾ «Чернобыльский звон».
¾ «Чернобыльский набат»
¾ «Чернобыльское эхо памяти»,
¾ «Чернобыльское эхо»,
¾ «Чёрное облако над нами»
¾ «Черные звоны Чернобыля»,
¾ «Что оставил нам Чернобыль»,
¾ «Это горькое слово Чернобыль»,
¾ «Этот город отмечен знаком беды»,
¾ «Эхо чернобыльской трагедии»
¾ «Эхо Чернобыля»