В программе V-VII классов по учебному предмету «Математика» темы располагаются в порядке их изучения, содержание тем излагается подробно, и каждая тема представлена вместе с соответствующими требованиями к уровню подготовки учащихся. Разработчики более подробно изложили каждую тему без увеличения объема содержания и тем самым определили тот минимальный объем теоретического материала, который должен быть представлен в учебных пособиях и изучаться по данной теме.
Дополнительные часы, выделенные по учебному предмету «Математика», предполагается использовать для формирования практических навыков применения теоретического материала, решения задач на отработку практических навыков, на формирование предметной компетенции.
В целях оптимизации учебного процесса проведены переносы некоторых тем из класса в класс, что позволяет более рационально использовать учебное время, учитывать возрастные особенности учащихся при изучении сложных тем, а также выделить время в каждом классе на комплексное обобщение и систематизацию изученного материала.
Материал, отмеченный в новой программе звездочкой*, предусмотрен для самостоятельного изучения учащимися на добровольной основе в рамках поисково-исследовательской или проектной деятельности, организованной учителем.
В новую программу для усиления практической направленности содержания внесено решение практико-ориентированных задач. Это задачи, описывающие реальную или приближенную к реальной ситуацию на неформально-математическом языке, а также задачи с межпредметным содержанием.
В основе курса VIII-IX классов лежит программа 2012 года, в которой содержание учебного предмета структурировано по семи основным содержательным линиям; в новой редакции программы выделены два раздела: «Обязательное содержание образования» и «Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся».
В разделе «Обязательное содержание образования» указан объем учебного материала, предназначенный для обязательного изучения, который распределен по этапам обучения. Для каждого из классов указано распределение содержания по темам алгебраического и геометрического компонентов, темы располагаются в порядке их изучения, и каждая тема представлена вместе с соответствующими требованиями к уровню подготовки учащихся.
Основные требования к результатам учебной деятельности структурированы по компонентам: знать термины и правильно использовать понятия; знать; уметь.
Изменения в программе | Рекомендации учителю и методическое обеспечение образовательного процесса | |||
5 класс | ||||
Программа по учебному предмету «Математика» для 5-9 классов учреждений общего среднего образования (V класс), утвержденная в 2017 г. | Обучение будет проводиться по учебным пособиям: Математика: учеб. пособие для 5-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения. В 2 ч. Ч.1 / В.Д. Герасимов, А.П. Лобанов, О. Н. Пирютко.— Минск: Адукацыя і выхаванне, 2017. Математика: учеб. пособие для 5-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения. В 2 ч. Ч.2 / В.Д. Герасимов, А.П. Лобанов, О. Н. Пирютко.— Минск: Адукацыя і выхаванне, 2017. Для учителей подготовлено научно-методические обеспечение: Математика в 5 классе. Поурочные планы и рекомендации» /Пирютко О.Н.— Минск: Аверсэв. 2017. Математика. 5 класс: примерное календарно-тематическое планирование: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования /Т.А. Адамович, И.Г. Арефьева, Н.В. Костюкович, О.Н. Пирютко. – Минск: НИО: Аверсэв. 2017. Все научно-методические обеспечение подготовлено на основе программы по учебному предмету «Математика» для 5-9 классов учреждений общего среднего образования (V класс), утвержденной в 2017 г. | |||
6 класс | ||||
Обучение будет проводиться по учебным пособиям: 1. Математика: учеб. пособие для 6-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Е. П. Кузнецова [и др.]; под ред. Л. Б. Шнепермана. — Минск: Нац. ин-т образования, 2014. 2. Сборник задач по математике: учеб. пособие для 6-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Е. П. Кузнецова [и др.]. — Минск: Нац. ин-т образования, 2010. 3. Математика: учеб. пособие для 6-го кл. учреждений общ. средн. образования с рус. яз. обучения /Л. А. Латотин, Б. Д. Чеботаревский. – Минск: Нар. асвета, 2014. 4. Сборник задач по математике: учеб. пособие для 6 кл. учреждений общ. средн. образования с рус. яз. обучения/ Л. А. Латотин, Б. Д. Чеботаревский. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2012. | ||||
Без увеличения объема учебного материала детализированы и конкретизированы изучаемые вопросы. . | ||||
Изменен порядок (в сравнении с программой 2012 года) изучения материала темы «Проценты и пропорции» и более детально изложено содержание темы без увеличения объема изучаемого материала. | Начинать изучение темы нужно с определения процента и затем рассматривать основные задачи на проценты. При таком порядке учащиеся будут знать правила нахождения процента от числа, числа по его проценту, процентного отношения чисел; знать, почему эти задачи решаются таким образом, знать, на основании чего получены эти правила. | |||
Круговые диаграммы рассматриваются в теме «Пропорции. Проценты». | Материал содержится:
![]() ![]() ![]() ![]() | |||
Добавлена для изучения тема «Множество», предваряя изучение темы «Рациональные числа», а также «Действительные числа». | Необходимый материал находится на национальном образовательном портале www.adu.by. | |||
Исключены темы: «Степень с целым показателем», «Умножение и деление степеней с целым показателем», «Степень произведения. Степень дроби», «Возведение степени в степень», «Стандартный вид числа», которые перенесены в тему «Степень с натуральным и целым показателем» в VII класс. | Не изучается материал:
![]() ![]() ![]() | |||
В новой программе выделена тема «Наглядная геометрия», которая содержит 4 блока геометрического материала. В блок «Окружность (центр, радиус, хорда, диаметр). Круг. Формулы длины окружности и площади круга.*Круг и его части (сегмент, сектор, кольцо)», включен материал «хорда и диаметр круга », перенесенный из 5-го класса. Предлагаемый в теме «Наглядная геометрия» материал позволит систематизировать изученный ранее геометрический материал и подготовить учащихся к систематическому изучению геометрии в VII классе. | Взять дополнительно материал «хорда и диаметр круга» из учебных пособий: Математика: учеб. пособие для 5-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Е. П. Кузнецова [и др.]; под ред. Л. Б. Шнепермана. — Минск: Нац. ин-т образования, 2013., глава 4, п. 4.4, с.166. Математика: учеб. пособие для 5-го кл. учреждений общ. средн. образования с рус. яз. обучения /Л. А. Латотин, Б. Д. Чеботаревский. – Минск: Адукацыя і выханне, 2013, раздел 1, п.8, с.72. | |||
Перенесен в VII класс материал «График линейной зависимости» | Не изучается материал:
![]() ![]() ![]() | |||
7 класс | ||||
Программа по учебному предмету «Математика» для 5-9 классов учреждений общего среднего образования (VII класс) утвержденная в 2017 г. | Обучение будет проводиться по учебным пособиям: Алгебра. 7 класс: учеб. пособие для 7-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения. / И.Г. Арефьева, О. Н. Пирютко.— Минск: Адукацыя і выхаванне, 2017. Геометрия. 7 класс: учеб. пособие для 7-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / В.В. Казаков.— Минск: Адукацыя і выхаванне, 2017. Для учителей подготовлено научно-методические обеспечение: Алгебра в 7 классе. Поурочные планы и рекомендации. /Пирютко О.Н., Арефьева И.Г.— Минск: Аверсэв. 2017. Математика. 7 класс: примерное календарно-тематическое планирование: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования. /Т.А. Адамович, И.Г. Арефьева, В. В. Казаков, Н.В. Костюкович, О.Н. Пирютко. – НИО: Аверсэв. 2017. Алгебра. 7 класс. Самостоятельные и контрольные работы. /Пирютко О.Н., Арефьева И.Г.— Минск: Аверсэв. 2017. Геометрия. 7 класс. Самостоятельные и контрольные работы /В. В. Казаков, В. В. Казакова О.О.— Минск: Аверсэв. 2017. Все научно-методические обеспечение подготовлено на основе программы по учебному предмету «Математика» для 5-9 классов учреждений общего среднего образования (VII класс), утвержденной в 2017г. | |||
8-9 классы | ||||
Обучение будет проводиться по учебным пособиям: 8 класс: 1. Алгебра: учебное пособие для 8 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Е.П. Кузнецова [и др.]; под редакцией профессора Л.Б. Шнепермана. – Минск: Народная асвета, 2015; 2. Геометрия: учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учреюждений с русским языком обучения / В.В. Шлыков. – Минск: Народная асвета, 2011; 3. Математика: учебное пособие для 8 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Л.А.Латотин, Б.Д.Чеботаревский. – Минск: Народная асвета, 2015; 4. Сборник задач по алгебре: учеб. пособие для 8-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Е. П. Кузнецова [и др.]. — Минск: Нац. ин-т образования, 2012. 5. Сборник задач по математике: учеб. пособие для 8 кл. учреждений общ. средн. образования с рус. яз. обучения/ Л. А. Латотин, Б. Д. Чеботаревский. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2012. 9 класс: 6. Алгебра: учеб. пособие для 9-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Е. П. Кузнецова [и др.]; под ред. Л. Б. Шнепермана. — Минск: Нар. асвета, 2014. 7. Геометрия: учеб. пособие для 9-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / В.В. Шлыков. — Минск: Нар. асвета, 2012. 8. Математика: учеб. пособие для 9-го кл. учреждений общ. средн. образования с рус. яз. обучения /Л. А. Латотин, Б. Д. Чеботаревский. – Минск: Нар. асвета, 2014. 9. Сборник задач по алгебре: учеб. пособие для 9-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Е. П. Кузнецова [и др.]. — Минск: Нац. ин-т образования, 2011. | ||||
Содержание учебной программы по учебному предмету «Математика» представлено по темам в последовательности их изучения и структурируется по семи основным содержательным линиям. В новой редакции программы для каждой темы выделены два раздела: обязательное содержание темы и основные требования к результатам учебной деятельности учащихся. Исключена тема: Простейшие неравенства с одной переменной под знаком модуля. | Не изучается материал:
![]() ![]() | |||
10 класс (базовый уровень) | ||||
Обучение будет проводиться по учебным пособиям: 1. Алгебра: учебное пособие для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Е.П. Кузнецова [и др.]; под редакцией профессора Л.Б. Шнепермана. – Минск: Народная асвета, 2013. 2. Геометрия: учебное пособие для 10 класса учреждений общего среднего с русским языком обучения / В.В. Шлыков. – Минск: Народная асвета, 2013. 3. Математика: учебное пособие для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Л.А.Латотин, Б.Д.Чеботаревский. – Минск: Народная асвета, 2013. 4. Сборник задач по алгебре: учеб. пособие для 10 - го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Е. П. Кузнецова [и др.]. — Минск: Нац. ин-т образования, 2012. 5. Сборник задач по геометрии: учеб. пособие для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / В.В. Шлыков. — Минск: Нар. асвета, 2010. 6. Алгебра: учебное пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Е.П. Кузнецова [и др.]; под редакцией профессора Л.Б. Шнепермана. – Минск: Народная асвета, 2013. 7. Геометрия: учебное пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / В.В. Шлыков. – Минск: Народная асвета, 2013. 8. Математика: учебное пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Л.А.Латотин, Б.Д.Чеботаревский. – Минск: Народная асвета, 2013. 9. Сборник задач по алгебре: учеб. пособие для 11 - го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Е. П. Кузнецова [и др.]. — Минск: Нац. ин-т образования, 2012. 10. Сборник задач по геометрии: учеб. пособие для 11-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / В.В. Шлыков. — Минск: Нар. асвета, 2010. 11. Сборник задач по математике: учеб. пособие для 11 кл. учреждений общ. средн. образования с рус. яз. обучения/ Л. А. Латотин, Б. Д. Чеботаревский. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2014. | ||||
Исключена тема «Производная». Изучается материал «Преобразования графиков функции» | Не изучается материал:
![]() ![]() | |||
Перенесена из 11 класса тема «Степень с рациональным показателем. Степенная функция. Иррациональные уравнения». | Использовать материал:
![]() ![]() | |||
Исключены некоторые вопросы из темы «Тригонометрия» (формулы половинного угла; формулы преобразования произведения в сумму (разность); | Не изучается материал:
![]() ![]() | |||
Исключен материал «Расстояние между скрещивающимися прямыми». | Не изучается материал:
![]() ![]() | |||
10 класс (повышенный уровень) | ||||
Обучение будет проводиться по учебным пособиям: 1. Алгебра: учебное пособие для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Е.П. Кузнецова [и др.]; под редакцией профессора Л.Б. Шнепермана. – Минск: Народная асвета, 2013. 2. Геометрия: учебное пособие для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / В.В. Шлыков. – Минск: Народная асвета, 2013. 3. Математика: учебное пособие для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Л.А.Латотин, Б.Д.Чеботаревский. – Минск: Народная асвета, 2013. 4. Сборник задач по алгебре: учеб. пособие для 10 - го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Е. П. Кузнецова [и др.]. — Минск: Нац. ин-т образования, 2012. 5. Сборник задач по геометрии: учеб. пособие для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / В.В. Шлыков. — Минск: Нар. асвета, 2010. 6. Алгебра: учебное пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Е.П. Кузнецова [и др.]; под редакцией профессора Л.Б. Шнепермана. – Минск: Народная асвета, 2013. 7. Геометрия: учебное пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / В.В. Шлыков. – Минск: Народная асвета, 2013. 8. Математика: учебное пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Л.А.Латотин, Б.Д.Чеботаревский. – Минск: Народная асвета, 2013. 9. Сборник задач по алгебре: учеб. пособие для 11 - го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Е. П. Кузнецова [и др.]. — Минск: Нац. ин-т образования, 2012. 10. Сборник задач по геометрии: учеб. пособие для 11-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / В.В. Шлыков. — Минск: Нар. асвета, 2010. 11. Сборник задач по математике: учеб. пособие для 11 кл. учреждений общ. средн. образования с рус. яз. обучения/ Л. А. Латотин, Б. Д. Чеботаревский. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2014. | ||||
Исключена тема «Производная» (перенесена в ХI класс). | Не изучается материал:
![]() ![]() | |||
Структурирован материал темы «Функция». Включены вопросы: сложная функция, обратная функция, обратные тригонометрические функции. | Используется материал,размещенный на национальном образовательном портале www.adu.by: сложная функция, обратная функция, обратные тригонометрические функции. | |||
Перенесена из 11 класса тема «Степень с рациональным показателем. Степенная функция. Иррациональные уравнения. Иррациональные неравенства». | Используется материал:
![]() ![]() | |||
Включена тема «Элементы комбинаторики». | Используется материал: Элементы комбинаторики и бином Ньютона./В.И.Берник, О.Н.Пирютко.– Белый Ветер, 2016. Элементы комбинаторики и бином Ньютона. Решение задач. /В.И.Берник, О.Н.Пирютко.– Белый Ветер, 2016. Материал, размещенный на национальном образовательном портале www.adu.by. | |||
11 класс (базовый уровень) | ||||
Обучение будет проводиться по учебным пособиям: 1. Алгебра: учебное пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Е.П. Кузнецова [и др.]; под редакцией профессора Л.Б. Шнепермана. – Минск: Народная асвета, 2013; 2. Геометрия: учебное пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / В.В. Шлыков. – Минск: Народная асвета, 2013; 3. Математика: учебное пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Л.А.Латотин, Б.Д.Чеботаревский. – Минск: Народная асвета, 2013; 4. Сборник задач по алгебре: учеб. пособие для 11 - го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Е. П. Кузнецова [и др.]. — Минск: Нац. ин-т образования, 2012. 5. Сборник задач по геометрии: учеб. пособие для 11-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / В.В. Шлыков. — Минск: Нар. асвета, 2010. 6. Сборник задач по математике: учеб. пособие для 11 кл. учреждений общ. средн. образования с рус. яз. обучения/ Л. А. Латотин, Б. Д. Чеботаревский. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2014. | ||||
Изучается тема «Обобщение понятия степени. Понятие логарифма числа» | Используется материал:
![]() ![]() | |||
Исключено изучение некоторых вопросов по темам: Показательная функция; Логарифмическая функция. Многогранники. Объем многогранников. Тела вращения. | Не изучается материал:
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | |||
Выделены часы на повторение учебного материала для обобщения и систематизации полученных знаний. | ||||
11 класс (повышенный уровень) | ||||
Обучение будет проводиться по учебным пособиям: 1. Алгебра: учебное пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Е.П. Кузнецова [и др.]; под редакцией профессора Л.Б. Шнепермана. – Минск: Народная асвета, 2013; 2. Геометрия: учебное пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / В.В. Шлыков. – Минск: Народная асвета, 2013; 3. Математика: учебное пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Л.А.Латотин, Б.Д.Чеботаревский. – Минск: Народная асвета, 2013; 4. Сборник задач по алгебре: учеб. пособие для 11 - го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Е. П. Кузнецова [и др.]. — Минск: Нац. ин-т образования, 2012. 5. Сборник задач по геометрии: учеб. пособие для 11-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / В.В. Шлыков. — Минск: Нар. асвета, 2010. 6. Сборник задач по математике: учеб. пособие для 11 кл. учреждений общ. средн. образования с рус. яз. обучения/ Л. А. Латотин, Б. Д. Чеботаревский. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2014. 7. Алгебра: учебное пособие для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Е.П. Кузнецова [и др.]; под редакцией профессора Л.Б. Шнепермана. – Минск: Народная асвета, 2013; 8. Математика: учебное пособие для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Л.А.Латотин, Б.Д.Чеботаревский. – Минск: Народная асвета, 2013; | ||||
Изучается тема«Производная» (перенесена из Х класса). | Используется материал:
![]() ![]() | |||
Изучается тема « Элементы теории вероятности и математической статистики». | Используется материал,размещенный на национальном образовательном портале www.adu.by. Элементы теории вероятностей и математической статистики. / О.Н. Пирютко В.И.Берник, И.А.Бодягин. Пособие для учителей. Белый Ветер, 2017. | |||
Выделены часы на повторение учебного материала для обобщения и систематизации полученных знаний. | Используется материал:
![]() ![]() | |||