Представления о загробном мире, царстве Орка и Прозерпины.




Погребальный обряд

Двойственная сущность:

1. Культ мертвых (предков). Хранение масок. Лары и пенаты.Римляне называли покойников: боги маны. "Воздайте должное богам манам, – продолжает Цицерон, – это люди, которые покинули жизнь; считайте их за божественные существа". Могилы были храмами этих божеств, поэтому на них и была священная надпись: DisMambus. Здесь обитал погребенный бог. Перед могилами стояли алтари для жертвоприношений, как и перед храмами богов.

2. Ритуальная нечистота смерти:

· еловые/кипарисовые ветви у входа (маркировка нечистоты смерти) предупреждали всех (в частности, понтификов), чтобы они обходили это жилище, где взоры их могут быть осквернены видом покойника

· обряды очищения после прощания с мертвым

· гладиаторские бои - бустуарии – смерть на могиле – смерть на арене (не римские граждане – рабы. Метафоры рабства и царства).

· Либитинарии/афунерарии (изгои, жили за пределами Рима. Не имели прав быть магистратами).Либитина – древнеиталийское божество прихоти (libido), а также садов и виноградников; впоследствии ее отождествляли с Прозерпиной и с Венерой. Вримской мифологии богиня мёртвых, смерти, погребения. В святилище Либитины (Венеры и Прозерпины), находившемся в посвящённой этой богине роще, хранились похоронные принадлежности. За пределами Рима! Также, как и кладбища.

 

Понимание смерти как перехода в иную форму жизни – в подземный мир. Память, поминки, обеспечение всем необходимым. Пусть земля будет пухом!Вергилий заканчивает рассказ о погребении Полидора следующими словами: "Мы заключаем душу в могилу". Это же самое выражение встречается и у Овидия, и у Плиния Младшего.На могиле писали, что здесь "покоится" такой-то человек; выражение, которое пережило соответствующие ему верования и, переходя из века в век, дожило до нашего времени.

Представления о загробном мире, царстве Орка и Прозерпины.

В Риме II в. н. э. традиционные верования вызывали чаще всего иронические усмешки, и не только у сатирика Ювенала:

 

Что преисподняя есть, существуют какие-то маны,
Шест Харона и черные жабы в пучине стигийской,
Что перевозит там челн столько тысяч людей через реку, —
В это поверят лишь дети, еще не платившие в банях.

Ювенал. Сатиры, III, 149—152

Царство «шелестящих теней». Средоточие пороков по Вергилию. Атрий.

Обряд погребения:

1. Домашняя церемония. В атриуме. Родственники, домочадцы, вольноотпущенники. Сын (мать) должны поймать отлетающую душу в последнем поцелуе умирающего. Снять с себя кольцо и передать его сыну (наследнику, Август и Агриппа), – этой передачей по римскому обычаю указывался будущий наследник.Закрыть глаза покойному. Трижды позвать по имени (в совр. обряде похорон Папы Римского: трижды ударить серебряным молоточком по голове и трижды назвать по имени (мирскому).

2. Либитинии: подготовка тела. Мытье, покраска, завивка, благовония. Обмывание теплой водой и бальзамирование.Когда тело было обмыто и надушено, покойнику подправили лицо особым составом, в который входил pollen – крупитчатая мука; этим способом трупу придавали спокойную бледность и устраняли все обезобразившие лицо следы болезни и предсмертной агонии. Если покойник умер насильственной смертью вследствие какого-нибудь случая, изуродовавшего ему лицо, то на последнее накладывалась маска, представлявшая собой большее или меньшее сходство с покойником. Облачение в тогу (под одеянием – саван). На ложе из слоновой кости в атриуме. Цветы. Снятие гипсовой (восковой) маски. Из либитинариев также – плакальщики, глашатаи, музыканты, могильщики и проч. Длительность содержания тела в доме – от неск. часов (до захода солнца) до неск. дней (императоры – 7-8 дней). Идея боязни быть похороненным заживо.

3. Глашатаи.

4. Помпа (и триумф, и похороны). Богатые люди – дневные похороны, процессия: распорядитель, факельщики, оркестр (духовые), хор, плакальщицы (поют нении – традиционные или именные тексты), буффонада (мимы, сатиры), архимим – в маске умершего,которому он старался подражать в походке, осанке и во всей манере держать себя даже до смешного. Вольноотпущенники с колпаками на головах. Странность: о мертвых – либо хорошо, либо ничего. Идея возрождения через осмеяние.

ü Актеры-либитинарии в масках предков – имагинус. Издали можно было подумать, что это действительно сами предки, вставшие из могил. Иллюзия увеличивалась еще тем, что каждый имел атрибуты высшей должности, когда-либо занимаемой им при жизни, например, консульской, преторской или цензорской, и что его также сопровождали ликторы, как когда-то при жизни; если кто-нибудь из предков имел триумф, то лицо, изображавшее его в процессии, ехало на колеснице.

Маски-дубликаты (с отверстиями для рта, носа, глаз). До 10-20 актеров: триумфаторы, консулы, преторы и проч. Август, Цезарь – Эней. В процессии Августа не было Цезаря (бог). Сначала – на колесницах. Позднее – на колесницах везли атрибуты должностей, занимаемых при жизни покойным.

ü Носилки с телом покойного (несли сыновья). Далее шли родственники и друзья в темно-синем (черном) платье и без колец. Мужчины в темныхпенулах(не в тогах!) и с покрытой головой, женщины простоволосы, также в черном (синем, коричневом – плащи-рицинии). В имперский период – траур белого цвета. Женщины замыкали шествие. Платье их было в беспорядке, волосы распущены: они лили обильные слезы и испускали крики отчаяния. Во главе их находилась мать покойного со своими дочерьми и невесткой. Толпа женщин увеличивалась их служанками, которыми заведовала плакальщица, обучавшая их жестам скорби и отчаяния и задававшая тон их воплям.

ü Зеваки. Толпа – на форум – к рострам (трибунам) – гражданская панихида. Похвальные речи (кукла восковая или гроб на видном месте (раны цезаря и речь Антония, погибший поэт – однофамилец заговорщика Децим Юний Брут Альбин).Последний триумф императоров.

ü Сожжение или погребение (наша эра). Обязательное погребение хотя бы части тела – пальца. Бросить горсть земли на могилу. Без этого ритуала – не пустят в царство мертвых. Чтобы душа прочно утвердилась в этом подземном жилище, которое приспособлено было для ее второй жизни, нужно было, чтобы тело, с которым она оставалась связанной, было покрыто землей.

ü Костер -просмоленные поленья (ткани, краска, ярусы) Он был украшен гирляндами и кипарисовыми ветвями и окружен кипарисовой же оградой. Прежде чем на него были возложены носилки, мать (жена, сестра) покойного открыла ему глаза, надевала на его пальцы кольца, всовывала ему между губами и даже в зубы triens для уплаты перевозчику на том свете.Тело было положено на костер, около которого были зарезаны любимые покойником лошади, собаки, попугаи, дрозды и соловьи. Кроме того, на землю было вылито два больших сосуда чистого вина, две полные патеры пенящегося молока и два кубка, наполненные кровью жертвенных животных.Повернувшись лицом на восток, пришедшие на похороны направились в левую сторону и торжественной процессией обошли вокруг костра, бросая на него разного рода подарки: одни духи, ладан, нард, мирру, кинамон; другие – масло, вино; некоторые, наконец, а именно те, которые были на войне с умершим – венки и другие военные знаки отличия. На эту священную кучу дров возложены были жертвенные животные и даже пиршественные яства. Женщины вырывали себе клочьями волосы и присоединяли их к погребальным дарам; они били себя в грудь и царапали лицо, чтобы почтить манов, которые любили молоко и кровь. Наконец, чтобы еще более удовлетворить их кровавым вкусам, близ костра был устроен смертный бой, окончившийся тем, что почти все гладиаторы (бустуарии – от «бустум» погреб. костер)убийство двенадцати славнейших троянских юношей на похоронах Патрокла. Пролитие крови для умилостивления душ умерших или для обретения связи между миром живых и мертвых, между профанным и сакральным временем и пространством, для обеспечения обожествления душ военных вождей. Корни гладиаторских поединков именно в погребальных играх обнаруживают своюагонистическую природу. Прообраз их можно обнаружить и в мифологической традиции, все в том же описании похорон Патрокла — а именно в вооруженном поединке Аякса и Диомеда, едва не кончившемся смертельным исходом.Превращение гладиаторских поединков из эпизода частных по характеру погребальных игр в популярнейшее зрелище общеримского значения свидетельствует о существенных связях этого «низменного развлечения» с коллективным самосознанием римлян, в котором доминировали такие элементы «римского мифа», как особая роль военных вождей, престижность и значимость индивидуальной воинской выучки, мужество, воля к победе и презрение к боли и смерти. Поэтому несмотря на приниженный социальный статус профессиональных гладиаторов, будь то рабы или свободные auctorati, их вооруженный поединок воспринимался до известной степени как модель гражданского поведения и тем самым участвовал в формировании духовного универсума римского общества периода республики.В каком-то смысле прав был и Лессинг, утверждая, что «гладиаторские игры были главной причиной низкого уровня римской трагедии».) принимавших в нем участие, перебили друг друга. Похороны вдоль Аппиевой дороги (кладбищенские аллеи).

ü Доставали кости, омывали их в вине и молоке, погружали в бронзовые урны (ураре – жечь, лат.) вместе с розами и духами. После этого сын (наследник) получил от designator'a лавровую ветвь и, обойдя трижды группу собравшихся, очистил их, окропивши чистой водой; затем отпустил их со словами: "Вы можете уйти".

ü Склеп. Саркофаг (в плите – отверстие для умершего (кормление, особенно во время поминок – это пир для покойного). Колбаса.Пища, которую приносили родные, действительно предназначалась для покойника, исключительно для него. Это подтверждается тем, что молоко и вино лились на самую могилу, что в ней рыли отверстие, чтобы твердая пища дошла до покойника, что если приносилась жертва, то все мясо сжигалось, чтобы никто из живых не мог съесть его, что при этом произносились известные формулы, приглашающие покойника есть и пить, что, если при этой трапезе присутствовала вся семья, никто из ее членов не прикасался к кушаньям; наконец, уходя, непременно оставляли немного молока и несколько пирогов в сосудах. Считалось страшным грехом, если кто-нибудь из живых прикоснется к этим припасам, предназначенным для удовлетворения потребностей покойника.

ü изображение покойного относили после похорон в дом, где оно было помещено в атриуме между остальными предками.

ü На другой день могли быть устроены игры и представления. Бедным раздавали сырое мясо; кроме того, мог быть устроен парадный обед на форуме.

ü 9 день – жертва покойному. Завершение обряда. Пир. Поминальные дни: 13-21 февраля. Цветы. 9, 11, 13 мая – ночные поминки, обряды. Хозяин бросал через плечо черные бобы и бил в таз.

ü Очищение семьи: вымести весь дом железняком; зажечь огонь в атриуме, бросить на горящие уголья серу и в сопровождении всей семьи несколько раз пройти через это курево

ü Похороны за пределами города. Опаханная граница Рима (Ромул и Рем). Священное пространство: Общие кладбища: локус публикус – бедняки. Кадавры – непогребенные трупы, части гниющих тел. Обесчещенные люди. Колодцы (около 70 штук), припечатанные плитой. Если покойный – человек еще молодой, впереди процессии идут флейтисты, если старый – трубачи. По закону полагается десять музыкантов, но закон этот часто нарушают.Глиняная урна.

ü Смерть на лестнице от Авентина к Тибру: крюками протаскивают тела убитых (АвлВителлий, Гелиоабал)

ü С I в. появились обширные колумбарии — подземные сооружения, где по стенам в больших прямоугольных залах были расположены в несколько рядов ниши — углубления для урн. Сначала в них хоронили только рабов и вольноотпущенников, но затем в колумбариях стали хоронить и свободных. Существовали особые погребальные кассы, небогатые члены которых на общие взносы хоронили своих умерших. Христиане часто пользовались для погребений подземными гробницами — катакомбами.

ü Похороны умершего в очень юном возрасте лишены всякой торжественности, каково бы ни было общественное положение покойника. Похороны человека молодого, по мнению римлян, оскверняли весь дом; их называли "несчастными" и устраивали ночью, чтобы скрыть от глаз посторонних. Впрочем, отец непременно должен на них присутствовать. Закон запрещает носить траур по детям моложе трех лет; если ребенок старше, траур продолжается столько месяцев, сколько покойнику было лет, до 10 лет включительно. Вообще траур представлял собой исключительно нравственную обязанность; обычай заставляет носить траур только женщин, но не мужчин. Во всяком случае, он не должен продолжаться более года.

 

 

Триумф

 

Триумф (триаре) – триединство: народ, сенат и полководец-триумфатор.

12 веков истории: первый триумфатор – Ромул, последний - Гонорий, 403 год.

Первоначально одежда триумфатора – одеяние царя (венец лавровый, пурпурная туника с золотым шитьем (туника пальметта), тога, расшитая звездами. Отсыл к Юпитеру. Красное лицо (сурик) - цвет Марса, цвет Юпитера.

Малый триумф – (овация)от «ове» – «овца», приносится в жертву, скромное шествие, миртовый венок вместо лаврового.

Условия триумфа: не менее 5 000 убитых врагов, сам руководит войском и сам совершает ритуальные жертвоприношения.

Ограничения: похороны (не более трех тог и проч.), 4 тыс золотых венков на триумфе Цезаря.

Движение от Марсова поля (за стенами Рима, доклад, разрешение сената). На капитолийский форум (жертва ЮпитеруКапитолийскому – поэтомуТриумф – только в Риме). ViaSacra.

 

1. Религиозный аспект:

Благодарность за победу римским богам ( избегание их зависти и мести). Ревность богов: ЛуцийЭмилий Павел Македонский — римский политик и полководец, республиканский Рим. До и после триумфа потерял двоих сыновей. Превысил человеческую меру славы. Колокольчики (осужденные на смерть) и кнут – к задней части колесницы триумфатора.Скабрезные песенки. Военный марш, трубачи, жертв. животные (быки с позолоченными рогами).Триумфыэпохиэллинизма – 2-3 дня. Изображениягородов (макеты). Пленные. После – сам триумфатор на колеснице.

Войскопроходитпод арками (три копья в поле). Очищение от крови. Восстановлениепорядка. Черта. В границах Рима недопустимо оружие.

 

2. Политический аспект:

Во имя Рима и во имясобственнойславы. Власть, равнаяимператорской (царской) на ограниченныйсрок. Юпитер на день (император не в значении правитель). После – невозможность носить триумфальный костюм. Угасаниетриумфов в периодимперии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: