Аленкины валенки (авторская сказка)




Жила-была девочка Аленка, любила она петь, плясать, гулять с подружками, в снежки играть, с высокой горки кататься. Собралась Аленка гулять, глянула – а валенки-то прохудились. Нельзя в них гулять, снег попадет. Пошла она к матушке (так раньше маму называли) и говорит ей: "Матушка, дай мне новые валеночки, я гулять пойду". Отвечает ей матушка: "Пойди, доченька, к батюшке (кого так раньше называли?) и попроси, пусть он тебе новые валенки скатает". (Платье шьют, шапку и носки вяжут, а валенки катают.)

Пошла Аленка к батюшке и просит: "Батюшка, скатай мне валеночки, мои уже износились". Отвечает ей батюшка: "Поди к деду Семену, попроси у него шерсти, я и скатаю тебе валеночки".

Пошла Аленка к деду Семену и говорит: "Дед Семен, дай мне шерсти, я отнесу батюшке, а батюшка скатает мне новые валеночки". Дед Семен отвечает внучке: "Пойдем, внученька, попросим шерсти у моей овечки".

Пошли они к овечке Нюрке, попросили у нее шерсти на валенки. Разрешила овца Нюрка состричь с себя шерсть. Поблагодарила девочка овечку и деда Семена и побежала к батюшке. Скатал батюшка Аленке новые валенки – мягкие, теплые, удобные. Поблагодарила его дочка и побежала показать обновку матушке. Вот так появились у Аленки новые валенки.

Целеполагание. Воспитатель:

– Сейчас родители не хотят покупать детям валенки для зимних прогулок, предпочитают другие виды обуви. А ведь валенки удобные, теплые, они полезны для ног. Хорошо бы убедить взрослых покупать своим детям полезную обувь.

Планирование. Дети решают, что необходимо узнать о полезных свойствах валенок, а также показать, что валенки могут быть очень красивой, модной обувью.

Реализация плана. Воспитатель напоминает, что валенки делаются из овечьей шерсти, объясняет, что полезные свойства валенок возникают благодаря тому, что полезна овечья шерсть. На занятиях в группе участники проекта проводят опыты с шерстью (сырьем) с целью изучения ее свойств. Из старого валенка дети изготавливают забавную игрушечную мышку.

В один из дней проводится вечер развлечений "Игры и забавы с валенками". Дома дети совместно с родителями украшают детские валенки бисером, шитьем, нитками, кожей, кружевом и т. д.

Презентация. Презентация эксклюзивных валенок проходит при участии родителей в гостиной "У самовара".

Проект 3. Дом, в котором я живу

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Срок выполнения: две недели.

Цель: развитие творческих способностей детей при ознакомлении с родным городом.

Задачи:

1) побуждать самостоятельно рождать замысел и уметь представлять будущую работу, стимулировать активность и самостоятельность детей в художественно-продуктивной деятельности;

2) помогать осваивать различные техники рисования, использовать разнообразные изобразительные материалы и инструменты (акварельные краски, гуашь, цветные карандаши, компьютерная графика);

3) обучать планированию и осуществлению своего замысла с использованием "своих" способов для создания художественного изображения;

4) развивать умение выбирать изобразительные материалы в соответствии с замыслом, формировать чувство композиции;

5) воспитывать художественно-творческое восприятие и эстетический вкус;

6) формировать умение передавать в работе свои чувства, отношение с помощью различных средств выразительности;

7) пробуждать интерес к дизайнерской деятельности, преобразованию предмета с целью его совершенствования.

Аннотация. Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Только такой человек может быть хозяином своего города, государства.

Ход проекта

Проблематизация. Воспитатель обсуждает с детьми насколько важно для человека быть развитой личностью, уметь видеть и создавать красоту, быть активным гражданином и членом общества, любить свою родину. Такой человек сможет участвовать в создании города будущего, в котором удобно и приятно будет жить каждому.

Целеполагание. Прекрасный удобный город состоит из красивых, удобных домов. Чтобы построить хороший дом, не достаточно просто придумать его. Надо хорошо знать правила строительства, представлять себе, как выглядит твой родной город, любить его, уметь рисовать и конструировать.

Планирование. Дети совместно с воспитателем планируют, что именно можно сделать, чтобы хорошо узнать свой город, уметь описать собственный дом, придумать дом будущего.

Реализация плана. В зависимости от того, что оказалось включено в план, работа может вестись по нескольким направлениям.

1. Познавательное развитие. Проведение различных экскурсий по улицам города (расположение улиц, домов, их цвета, достопримечательности), в краеведческий музей, художественную школу. В ходе экскурсии по городу дети рассматривают различные виды домов – панельные, кирпичные, деревянные, каркасные, дома с разным количеством этажей. На занятиях в группе ребята рассматривают иллюстрации, фотографии современных домов различной конструкции, смотрят видеофильм о родном городе, знакомятся с профессией дизайнера, архитектора. Каждому участнику проекта воспитатель дает задание узнать и заучить свой адрес.

2. Ознакомление с художественной литературой. Воспитатель читает детям стихи, рассказы, повести о том или ином городе, в частности о том, в котором они живут (например, "Дом, в котором я живу" Е. Нефедова).

3. Развитие речи. Ребята составляют описательные рассказы "Дом, в котором я живу" и "Дом моей мечты".

4. Конструирование. Строительство домов различного типа.

5. Рисование. Дети рисуют на тему "Мой дом". На одном из занятий они совместно работают над коллективной аппликацией на тему "Наша улица".

6. Продуктивная деятельность. На одном из занятий дети совместно с воспитателем работают над изготовлением макета микрорайона.

7. Игровая деятельность. Воспитатель проводит с детьми дидактические ("Узнай улицу по описанию", "Узнай улицу по фотографии", "Один, два, три – родную улицу найди", "Найди на макете") и сюжетно-ролевые ("Строительство улицы", "Путешествие по городу", "Пройди до указанного места") игры.

83. Работа с родителями. Работники детского сада проводят с родителями беседу о важности данной проблемы. Родители оказывают помощь в подборе иллюстративного и видеоматериала по данной теме. Дома ребята вместе с родителями смотрят передачу "Фазенда", анализируют ее. Возможно проведение совместных занятий, на которых родители вместе с детьми рисуют на темы "Дом, в котором я живу", "Дом моей мечты".

Презентация. Выставка совместных работ детей и родителей в мини-музее группы: "Дом, в котором я живу" и "Дом моей мечты".

Приложение II

Информационные проекты

Проект 1. О чем рассказывают города

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Срок выполнения: два месяца.

Цель: познакомить детей старшей группы с улицами их микрорайона.

Задачи:

1) знакомить детей с историей возникновения улиц родного города, в частности улиц микрорайона;

2) собирать фотоматериал об улицах микрорайона;

3) активизировать познавательный интерес детей и родителей к объектам социального мира, развивать умение видеть и находить необычное, удивительное и значимое в окружающей действительности родного города, развивать поисковую деятельность;

4) воспитывать гордость за свой город на основе создания благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении детей с родным городом;

5) развивать умение детей ориентироваться в микрорайоне и близлежащих улицах города;

6) знакомить детей с достопримечательностями микрорайона, их историей;

7) формировать умение рассказывать о своем доме, своей улице, а также других улицах, ориентируясь на наглядный материал;

8) развивать у детей интерес и желание узнать что-то новое о своем городе;

9) воспитывать заботливое отношение к окружающему, стремление принимать участие в благоустройстве улиц.

Аннотация. В настоящее время предлагается много путей и способов воспитания у детей любви к родному городу, но нельзя забывать, что патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально, он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. Вот почему задача педагога и родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими и незабываемыми. Чтобы это сделать, взрослый (в лице родителя и воспитателя) прежде всего сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где он проживает.

Расширение кругозора детей – одна из задач, стоящих перед педагогом. Важно найти такие формы работы с детьми, которые позволяют заложить хорошую основу гармонично развитой личности ребенка, расширить его кругозор, сформировать патриотические чувства. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности, а также развивает доброе, заботливое отношение к миру.

Ход проекта

Проблематизация. Воспитатель рассказывает детям о понятиях "родина" и "малая родина". Расспрашивает об улицах их микрорайона (Как называется улица, на которой ты живешь? Почему она так названа? Какие достопримечательности находятся на территории микрорайона?).

Целеполагание. Обсуждает с детьми, как важно, чтобы человек хорошо знал город, в котором родился, принимал участие в его благоустройстве.

Планирование. Дети совместно с воспитателем планируют, что именно можно сделать, чтобы хорошо узнать свой город, микрорайон, уметь рассказать о нем другим людям.

Реализация плана. В зависимости от того, что оказалось включено в план, работа может вестись по нескольким направлениям.

1. Познавательное развитие. Возможно проведение различных экскурсий по улицам города (расположение улиц, на которых живут дети – участники проекта, домов, общественных зданий, памятников), в краеведческий музей (тема "Город прежде, город сейчас"), просмотр видеофильмов о родном городе (например, "С высоты птичьего полета"). Воспитатель совместно с детьми создает в помещении группы экспозиции "О чем рассказывают улицы города" и "Город прежде". На занятиях воспитатель проводит цикл бесед "В честь кого названа эта улица", "Почему эта улица так называется".

2. Развитие речи. Дети составляют рассказ на тему "Улица героя" или "Моя улица". Проводится творческое занятие "Напиши письмо другу о своем городе".

3. Продуктивная деятельность. Дети рисуют на тему "Мой дом, моя улица". На одном из занятий дети совместно создают коллективную аппликацию на тему "Наша улица". Совместно с воспитателем работают над макетом микрорайона.

4. Игровая деятельность. Воспитатель проводит с детьми дидактические ("Узнай улицу по описанию", "Узнай улицу по фотографии", "Один, два, три – родную улицу найди", "Найди на макете") и сюжетно-ролевые (""Строительство улицы", "Путешествие по городу", "Пройди до указанного места", "Где почта?", "Мы идем в магазин", "Мы идем в парикмахерскую") игры.

5. Работа с родителями. Воспитатель проводит анкетирование родителей, а затем беседу с родителями по результатам анкетирования, рассказывает о важности знания детьми их родного города. Родители по возможности оказывают помощь в подборе методической, научно-популярной, художественной литературы, иллюстративного материала и видеоматериала по теме, помогают в проведении экскурсий. При участии родителей проводятся занятие в мини-музее группы "О чем рассказывают улицы города" и познавательное занятие "Улицы города рассказывают", а также консилиум по итогам проведенной работы.

Презентация. Экспозиция "Улицы города рассказывают", включающая макет и план микрорайона, альбомы "Улицы города рассказывают", "Немного из истории города", "Памятники нашего города", "Знаменитые здания нашего города".

Занятие "О чем рассказывают улицы города" (на примере города Северодвинск)

Задачи:

1) уточнять и закреплять знания детей об улицах города и своего микрорайона, их расположении, достопримечательностях и отличительных признаках;

2) активизировать познавательный интерес у детей и родителей к объектам социального мира;

3) воспитывать патриотизм, гордость за свой город на основе создания благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении детей с родным городом.

Материал. Видеофильм об улице Арктическая, фотографии с изображением зданий на улицах Арктическая, Ломоносова и Трухинова, макеты улиц Арктическая и Трухинова, приглашения для детей, эмблемы с изображением герба города Северодвинск, ширма, карта Архангельской области, песня "День Победы".

Предварительная работа. Поездка в музей на выставку "История города Северодвинск", посещение библиотеки, экскурсии по улицам микрорайона, беседы с детьми об истории города, его улицах.

Ход занятия

Воспитатель:

– Дети, сегодня мы с вами отправимся в музей. Что такое музей? (Это место, где выставлены и хранятся различные предметы старины, картины.) Нашими помощниками будут ваши родители. Чьи мамы к нам сегодня пришли? (Мама Владика– Татьяна Владимировна, мама Саввы – Елена Валерьевна, мама Влады – Светлана Валентиновна.) Они подготовили для вас интересные выставки и занятия с вами. Но в каждом зале вашим мамам понадобится ваша помощь. Вы готовы помогать? (Да.)

Дети подходят к мини-музею группы.

– Ребята, чтобы попасть в этот музей, нам надо ответить на несколько вопросов наших экскурсоводов. Вы готовы отвечать? (Да.)

Родители-экскурсоводы задают вопросы.

1. Как называется наш город? (Северодвинск.)

2. Почему он так называется? (Он находится рядом с Северной Двиной.)

1. Всегда ли он так назывался? (Нет.)

2. Как он назывался раньше? (Молотовск.)

3. На берегу какого моря находится наш город? (Белого.)

4. Как называют людей, которые начинают строить город?

(Первостроители.)

1. Как назывался пароход, на котором прибыли первостроители нашего города? ("Иван Каляев".)

2. 8. Какие улицы нашего города вы знаете? (Ответы детей.)

2. На какой улице находится ваш детский сад? (На улице Арктическая.)

Мама Саввы:

– Молодцы. На все вопросы ответили правильно, поэтому мы вручаем вам приглашения. Детям выдаются приглашения в музей. Воспитатель:

– Проходите, ребята, в зал, посмотрите выставку.

Дети осматривают первую экспозицию, на которой представлена улица Арктическая (на ширме развешены фотографии домов и зданий, находящихся на улице Арктической, фото музыкального работника Татьяны Ивановны и медицинского работника Людмилы Петровны).

Мама Саввы:

– Дети, садитесь поудобнее. Сейчас мы посмотрим фильм об одной из улиц нашего города. Дети смотрят видеофильм. Мама Саввы:

– На какой улице мы с вами оказались, когда смотрели фильм? (На улице Арктическая.) Кто из вас знает, почему эта улица так называется?

В случае если ребята затрудняются с ответом, рассказывает взрослый:

– Когда 35 лет назад строили город, эта улица оказалась последней, а так как мы живем на севере, недалеко от Арктики, ее так и назвали – улица Арктическая. А как вы узнали эту улицу? Какие здания вы увидели? (Парикмахерскую, магазин "Север", школу № 27, детский сад "Калинка", магазин "Дом".) Воспитатель:

– Дети, посмотрите, здесь находятся фотографии знакомых нам людей. Кто их узнал? Назовите их. (Это Людмила Петровна и Татьяна Ивановна.) Все они работают с открытия детского сада, а открылся он 30 лет назад, когда многие ваши родители еще только родились, а кого-то и не было на свете. Вот какой взрослый наш детский сад!

Мама Саввы:

– Ребята, а кто-нибудь из вас живет на улице Арктическая? Воспитатель:

– Наши дети живут на других улицах. А я хочу рассказать вам про свой дом. Я живу на улице Арктическая, в доме № 18. Мой дом пятиэтажный, панельный. В этом доме находится магазин "Север". (Показ на макете.) Мама Саввы:

– Спасибо вам большое, а нам пора идти на следующую выставку.

Звучит музыка "День Победы" (включает один из родителей). Дети подходят ко второй выставке. Экспозиция представляет улицу Трухинова (на ширме развешены фотографии домов и зданий, которые находятся на этой улице, фото Трухинова, фото его наград). Дети рассматривают экспозицию под звучание музыки.

Мама Влады:

– Вы узнали эту улицу? (Да, это улица Трухинова.) В честь кого названа эта улица? (В честь героя Великой Отечественной войны Трухинова.) Как вы думаете, почему я вам включила песню о Дне Победы? (Потому что он был на войне.) Я хочу рассказать вам, ребята, об этом замечательном человеке – Трухинове Константине Матвеевиче.

Следует рассказ о К. М. Трухинове.

Трухинов Константин Матвеевич родился 24 декабря 1905 года в деревне Таратуново Буйского района Костромской области. Это совсем недалеко от Москвы (показ на карте). Работать он начал рано. Сначала был плотником, затем работал на строительстве города Северодвинск. Когда началась война, он ушел на фронт. Стал сапером, строил укрепления, дороги, переправы. Не один раз он успешно выполнял боевые задания. За мужество и отвагу, проявленные в боях, был награжден орденами Ленина и Славы III степени (показ на фото).

Трухинов не дожил до победы всего год, на очередном задании он погиб. В память о его подвигах одна из улиц города была названа в честь героя. А на одном из домов была установлена памятная доска (показ фото).

Воспитатель:

– Дети, а кто из вас живет на этой улице? (Рассказ Влады Некрасовой, показ дома на макете.) Спасибо большое за рассказ. А нам пора идти на следующую выставку.

Дети подходят к третьей выставке. На экспозиции представлена улица Ломоносова (на столе разложены фото различных зданий и улиц, на ширме повешены пустые файлы).

Мама Владика:

– Дети, а эта экспозиция еще не открыта, она будет посвящена улице Ломоносова, и нам нужна ваша помощь. Поможете? (Да.) Отберите, пожалуйста, фотографии зданий, которые находятся на улице Ломоносова. Дети отбирают подходящие изображения, подают их родителям и воспитателю, те помещают их в файлы. Мама Владика:

– Давайте проверим, все ли правильно? (Да, все правильно.) Дети, а что вы знаете об этой улице? (Это самая длинная улица в городе, названа она в честь великого ученого Михаила Васильевича Ломоносова.) Я хочу вам немного рассказать про улицу Ломоносова.

Следует рассказ об улице.

Улица Ломоносова – одна из самых больших улиц Северодвинска. Она протянулась через весь город от старых, застроенных первыми деревянными домами кварталов до бульвара Строителей. Немало преобразилась она за последнее время. На улице выросли новые, многоэтажные здания, к ней протянулись другие улицы, проспекты, площади.

Здесь построили Драмтеатр, который вы все знаете. Улицу украсили фонтан и декоративные фонари перед зданием театра. Площадь перед театром стала одним из любимых мест горожан. Вы тоже наверняка гуляли там со своими родителями (показ на фото). На улице Ломоносова расположены Центральная библиотека, городские больницы и поликлиники, многоэтажные здания дома быта "Северное сияние" и центрального универмага, а также ЗАГС, магазины, кафе, детские сады, школы.

Украшением улицы является площадь Ломоносова, на которой установлен памятник Михаилу Васильевичу Ломоносову (показ портрета Ломоносова и фотографии с изображением площади).

Мама Владика:

– Я хочу подарить вам книгу про Ломоносова, вы вместе с воспитателями сможете ее прочитать, чтобы поближе познакомиться с великим ученым. Воспитатель:

– Наши ребята тоже не мало знают об этой улице. Они могут рассказать о зданиях, которые здесь находятся.

Дети рассказывают о ЦУМе, здании дома быта "Северное сияние", Драмтеатре, ЗАГСе, банке, торговом центре "5 шагов", поликлинике).

Воспитатель:

– Спасибо вам за вашу помощь. Вы нам очень помогли, и мы надеемся, вы узнали сегодня много нового.

В завершение занятия родители дарят ребятам эмблемы с изображением герба города Северодвинска, воспитатель декламирует стихи о городе.

Строим дом, забивая сваи,

Деревца растим под окном,

На болотах возводим сами

Город, где мы с тобою живем.

Каждый день поутру шагаем

В детский садик в метель и в дождь.

И когда в отпуска уезжаем,

То грустим по тебе всерьез.

По светлым северным ночам,

По этим чистым площадям,

По белым чайкам над водой,

Северодвинск наш молодой.

Проект 2. Природа родного края (на примере Архангельского края)

Участники проекта: старшая группа.

Цель: обобщить и закрепить представления детей о природе северного края.

Задачи:

1) знакомить дошкольников с растительным и животным миром Архангельской области;

2) стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме;

3) закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности;

4) продолжать формировать активность, самостоятельность, инициативность.

Аннотация. Экологическое воспитание детей является одной из значимых проблем дошкольного образования на современном этапе. Именно дошкольное детство является периодом, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, к природе родного края. Дети узнают об экологических нормах и правилах поведения в природе, учатся чуткому отношению к природе, начинают любить свой край.

Ход проекта

Проблематизация и целеполагание. Организационная беседа, совместное с детьми размышление об Архангельской области (место расположения, чем богата). Беседа показывает, что знания детей носят отрывочный и бессистемный характер. Перед детьми ставится проблема: "Как мы можем узнать о нашей Архангельской области, природе северного края?"

Планирование. Дети предложили возможные источники информации: телевидение, интернет, родители, книги.

Педагогом был предложен еще один источник получения информации – городской краеведческий музей. Вместе с детьми обсудили тематику экскурсий – растительный и животный мир Архангельской области, решили создать альбом о природе Севера.

Реализация плана. Для детей проводится цикл экскурсий в краеведческий музей (темы: "Природа северной тайги", "Жизнь Белого моря", "Чудеса в лукошке", "Птицы Севера"). После каждой экскурсии детям предлагается отразить свои впечатления в рисунках и рассказах, совместно с родителями подобрать загадки, стихи по теме экскурсии. На основе детских рисунков создается выставка.

Презентация. Участники проекта представляют альбом "Природа северного края", созданный самими детьми.

Приложение III

Практико-ориентированные проекты

Проект "Делаем вместе с детьми"

Участники проекта: дети средней группы.

Срок выполнения: две недели.

Цель: научить родителей вместе с детьми изготавливать поделки из разных видов бумаги.

Задачи:

1) помогать родителям понять значимость проблемы детского досуга, побудить к активному взаимодействию с педагогами;

2) знакомить с разными видами бумаги;

3) знакомить участников проекта с техникой работы с бумагой (аппликация, оригами, кирикоми, создание изделий из бумажных полосок, мятой бумаги);

4) учить создавать поделки с опорой на заданную основу;

5) стимулировать желание детей и родителей искать дополнительную информацию по теме.

Аннотация. Главную роль в процессе образования ребенка играют родители. Способность родителей справляться со своими воспитательными функциями называется их педагогической компетентностью. Практика показывает, что невысокий уровень педагогической компетентности родителей, как правило, не позволяет им занять активную позицию в организации свободного времени ребенка. Таким образом, возникает необходимость привлечения родителей к совместной проектной деятельности, конструированию собственного родительского поведения и активному участию в образовательном процессе своих детей.

Ход проекта

Проблематизация. В течение недели родителям предлагается в письменной форме задать педагогам вопросы и поделиться проблемами, касающимися воспитания детей. В результате изучения полученных материалов выяснилось, что многие родители не знают, как организовать досуг детей, чем занять их дома.

Целеполагание. Родителям было представлено несколько вариантов организации свободного времени детей, подобрана методическая литература, иллюстративный материал. Более всего родителей заинтересовало изготовление поделок из бумаги.

Планирование. Родителям предложен цикл занятий, знакомящих с разными видами бумаги и технологией изготовления поделок из нее.

Реализация плана. Проект включает серию из пяти занятий. Перед каждым занятием родителям предлагается самостоятельно подобрать материал для работы согласно теме, после занятия родителям предлагается изготовить поделку вместе со своим ребенком в изученной технике (табл. 4).

Таблица 4

Презентация. Выставка совместных работ родителей и детей "Делаем вместе с детьми".

Приложение IV

Исследовательские проекты

Проект 1. Тайна разноцветных конфет

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы и их родители.

Срок выполнения: 1,5 месяца.

Цель: познакомиться со свойствами веществ, входящих в состав конфет, узнать, почему некоторые конфеты оставляют на снегу разноцветные пятна.

Задачи:

1) выделять различные виды краски (в том числе краски, используемые для окрашивания пищевых продуктов);

2) изучать свойства пищевых красителей опытным путем (может ли окрашивать снег, воду, мокрую салфетку, язык);

3) искать информацию о красках, используемых для пищевых продуктов (с помощью взрослых);

4) узнавать о влиянии пищевых красителей на здоровье человека;

5) готовить выступление для детей старшей группы детского сада, учащихся 1 класса школы.

Аннотация. Проходя мимо витрин с яркими упаковками конфет, дети часто просят у взрослых купить им эти сладости. А взрослые, покупая такие конфеты, зачастую не задумываются о том, какую пользу или вред они могут принести их чадам. Производители конфет используют пищевые красители. Какую тайну они несут в себе? Что скрывает яркая глазированная оболочка? Можно ли такие конфетки употреблять в пищу детям?

Ход проекта

Проблематизация. Зимой на участке детского сада дети подготовительной группы обнаружили на снегу таинственные пятна розового, оранжевого, зеленого, желтого, коричневого цветов. В центре каждого пятна они заметили шарик коричневого цвета – кто-то рассыпал здесь конфеты "M&M’s". Почему от конфет на снегу остались разноцветные пятна? Дети предположили, что в эти конфеты добавили какую-то краску, которая и сделала снег разноцветным.

Целеполагание. По возвращении с прогулки дети еще раз обсудили находку и приняли совместное решение узнать, для чего в конфетах "M&M’s" используется краска, что это за краска и оказывает ли она влияние на здоровье человека.

Планирование. В ходе обсуждения дети пришли к выводу, что необходимо:

1) провести ряд опытов с конфетами, покрытыми цветной глазурью;

2) найти информацию о пищевых красках (обратиться за помощью к родителям, чтобы прочитать об этих красках в энциклопедиях, книгах, интернете).

Реализация плана. На занятиях в группе дети опытным путем еще раз подтвердили, что в конфетах "M&M’s" есть краска. Для этого они принесли в группу упаковки с конфетами "M&M’s" и "Skittles" и провели с ними ряд экспериментов:

• рассыпали на снегу;

• растворяли в чистой воде, налитой в прозрачные стаканчики;

• заворачивали в белую мокрую салфетку;

• рассасывали на языке.

Результаты каждого эксперимента зарисовывали и фотографировали. В результате проведенных опытов дети сделали вывод: окрашивание проявляется везде, но с разной интенсивностью.

После сбора и обсуждения полученной дома информации о пищевых красителях дети сделали следующие выводы:

• пищевые красители применяют для того, чтобы привлечь покупателей;

• пищевые красители бывают натуральными (изготовленными из ягод, овощей, фруктов и растений) и искусственными (изготовленными с использованием химических веществ);

• натуральные красители полезнее искусственных, потому что в них есть витамины и микроэлементы;

• ученые выяснили, что регулярное употребление искусственных красителей детьми 3–8 лет приводит к снижению у них внимания и неспособности сосредотачиваться.

Презентация. В группе с помощью педагога дети оформляют альбом, где собраны этикетки продуктов, в которых используются искусственные красители. Кроме этого, все фотографии и комментарии к ним, а также схемы с изображением результатов экспериментов оформляют на отдельных листах.

Защита проекта проходит в ходе познавательного развлечения для детей старшей группы и учащихся 1 класса.

Познавательное развлечение для детей старшей группы и учащихся 1 класса "Конфетный бум"

Ведущая. Здравствуйте, девчонки и мальчишки, а также наши гости. Прежде чем начать праздник, я предлагаю вам отгадать загадку, которую приготовили дети старшей группы:

Разные ношу одежды,

Но внутри я, как и прежде,

Карамельна, шоколадна,

И сгущенна, мармеладна.

И с изюмом, и с орешком,

Вместе с кремом, вперемешку…

Во всем мире знают дети,

Нет вкусней меня на свете!

Разверните, посмотрите,

Сразу в рот меня кладите!

Тут уж точно нет секрета.

Как зовут меня?

Дети. Конфета!

Ведущая. Правильно! А вы любите конфеты? Чем они вам нравятся? (Дети предлагают разные ответы.)

Ведущая. И праздник наш тоже посвящен любимым конфетам. Разрешите поприветствовать вас на веселом и поучительном празднике "Конфетный бум".

Конфета бывает простой и с помадкой,

Немного с кислинкой и приторно-сладкой,

В обертке блестящей и малоприглядной,

Клубничной, малиновой и шоколадной.

И мягкой, и твердой, и даже тягучей,

Бывает орешков в ней целая куча.

И каждый, кто пробовал, сам понимает:

Ненужной она никогда не бывает!

Под музыку вбегает Карлсон. Его лицо перемазано краской от конфет. На коже рук "аллергия" – красные пятна.

Карлсон. Конфеты, конфеты! Я тоже люблю конфетками полакомиться. Сегодня я, как обычно, купил в магазине много-много разных конфет. Я их ел, ел, ел… И вдруг у меня вся кожа зачесалась. Наверное, это какая-то смертельная болезнь. Кажется, моя мама называла ее страшным словом "аллергия". (Чешет руки.) Да еще живот знаете как разболелся. Ой-ой-ой, мой бедный животик! Умираю! (Хватается за живот и падает в кресло.)

Ведущая. Спокойствие, только спокойствие! Сейчас-сейчас, дорогой Карлсон, мы тебе поможем. Но сначала скажи-ка, что за конфеты ты ел.

Карлсон. Да вот они, в кулечке! (Достает кулек с конфетами, ведущая высыпает их на тарелку.)

Ведущая. Так-так, вроде бы обычные конфеты… Может, среди них есть вредные, которые вызывают аллергию? Ребята, помогите разобраться, какие конфеты здесь полезные, а от каких может быть эта страшная болезнь "аллергия".

Дети старшей группы раскладывают конфеты на две тарелки. Затем несколько детей из подготовительной группы проверяют их работу и высказывают мнение, что аллергия может быть вызвана красителями, используемыми при изготовлении конфет.

Дети из подготовительной группы рассказывают о том, как они исследовали, есть ли красители в конфетах. Теперь они вместе с детьми старшей группы проводят серию экспериментов: рассасывают конфеты во рту, растворяют в воде, оставляют на мокрой салфетке. Затем участники проекта показывают нарисованные схемы и фотографии опытов, подборку этикеток разных конфет, содержащих искусственные красители. Ребята вместе делают вывод о том, в каких конфетах есть красители.

Участники проекта рассказывают об информации, которую нашли с помощью родителей в книгах и интернете о пищевых и непищевых красителях, и повторяют выводы, сформулированные в ходе проекта.

Ведущая. Ребята, вам все стало понятно? От каких конфет у Карлсона аллергия? Подскажите ему!

Дети рассказывают Карлсону о конфетах с красителями.

Карлсон. Так теперь и я это знаю! Не буду больше покупать эти конфеты, буду лакомиться карамельками и ирисками, я их тоже очень люблю. А живот-то все равно болит!

Ведущая (обращается к детям). Как же нам Карлсону помочь? Может, вызвать "скорую помощь"? Или ему поможет веселая песня?

Дети подготовительной группы исполняют песню.

Карлсон. А живот-то боли-и-ит…

Ведущая. А много ли конфет ты съел?

Карлсон. Ну, примерно такой кулек.

Ведущая. Тогда тебе ребята подскажут, отчего болит твой живот.

Дети предлагают варианты ответов.

Ведущая. Карлсон, а ты знаешь, какой однажды интересный случай произошел в одной семье? Сейчас дети подготовительной группы нам о нем расскажут и даже покажут.

Дети подготовительной группы показывают сценку по стихотворению "Тайна кулька конфет".

Ведущая. А еще дети знают интересную загадку! Попробуй, Карлсон, отгадай!

Один из детей подготовительной группы загадывает загадку:

У меня есть семь конфет.

Две оставлю на обед.

Две соседу дам по парте -

Он мне очень нравится.

Сколько же всего конфет

У меня останется?

Карлсон. Ой, кажется, мой животик уже поправился! Вы меня спасли! Да здравствуют дети – самые умные и любознательные дети в мире! Теперь уж я не буду есть много конфет. Я даже стихотворение об этом придумал:

Конфеты – это не еда,

От них не будешь сыт.

Кто слишком много ест конфет,

Тот ходит без зубов.

И руки липкие от них,

И аппетита нет,

Поэтому не ешь конфет,

Отдай их лучше мне!

Ведущая. Ай-яй-яй, Карлсон! Ты неисправимый сладкоежка!

Вдруг из кармана Карлсона вываливаются конфетные фантики, которые он пытается спрятать под стул.

Ведущая. Карлсон, а что это у тебя из карманов падает? Ты зачем мусоришь? Да это же конфетные фантики! А вы знаете, что фантик для конфеты то же, что визитная карточка для человека. Посмотрит покупатель на фантик и сразу видит, из чего конфета сделана и на какой фабрике. А еще красивая обертка словно говорит: "Купи эту конфету! Она такая вкусная!" Потому на фантиках часто можно увидеть изображение героев детских сказок и историй – чтобы дети узнавали "свои" конфеты. Да, Карлсон, много же ты конфет съел, а вот фантики остались. Конечно, можно их выбросить. А можно использовать для дела. Полюбуйтесь, какие красивые вещи придумали родители и дети старшей группы из конфетных фантиков!

Дети старшей группы демонстрируют "фантиковое дефиле": показывают наряды и поделки, изготовленные из конфетных фантиков и коробок из-под конфет.

Карлсон. Вот здорово, я теперь ни одного фантика не выброшу! А из этих фантиков (собирает то, что выпало из кармана) сейчас же что-нибудь сам сделаю. А еще я запомнил, какие конфеты полезные, а какие не очень. И вы, ребята, подумайте: стоит ли просить



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: