Стиль: преподаватель и студенты формулируют стилевые особенности поэзии Ф. И. Тютчева.




Методическая разработка

По теме «Ф. И. Тютчев: метафизика космического»

 

Курс

Форма урока:

Беседа.

Обучающие цели:

 

— организовать герменевтическую деятельность учащихся, направленную на выявление интенций поэтического творчества Ф. И. Тютчева;

— научить студентов формулировать основные идеи и особенности творчества поэта, исходя из большого массива поэтического материала.

 

Воспитательные цели:

 

— дать учащимся почувствовать специфику романтического мировидения и романтического искусства с их утончённым и сложным восприятием окружающей реальности;

— показать студентам возможность сложности и парадоксальности личности поэта.

 

План урока:

Разговор о биографии и личности поэта: двое студентов делают краткое сообщение по жизни Ф. И. Тютчева, преподаватель комментирует это сообщение по ходу дела, после студенты фиксируют основные особенности судьбы и характера поэта.

 

Тютчевская судьба полна парадоксов: он был патриотом и славянофилом, но треть жизнь в качестве дипломата провёл за границей, в Мюнхене и Турине, он был русским поэтом, но за границей с женой говорил по-немецки и по-французски, русский человек, но две первые жены — немки Элеонора Петерсон и Эрнестина Дёрнберг → это особенность и его личности и его творчества — на контрасте, на противоходе

Причём Тютчев не столько карьерный дипломат (в 1841 году он уволен со службы за нерадивость), сколько политический публицист и коммуникатор (так, в Германии он завязывает тесное знакомство с Ф. Шеллингом и Г. Гейне, немецкими романтиками) → Тютчев был устроен тоньше, чем предполагала официальная служба (при этом в его голове созревали интересные и своевременные проекты, вроде, создания позитивного облика России в Европе)

С другой стороны, к своему поэтическому творчеству он относился как к безделицам (так, был случай, когда он сжёг ворох своих «поэтических упражнений» и утешился, что когда-то Александрийская библиотека сгорела), писал на досуге и не много (написал всего порядка 350 стихотворений) → Тютчев — поэт исподволь

В поэзию, однако, он всё-таки пытался зайти, но сумел сделать это только с третьей попытки: первый раз он опубликовал свой перевод из Горация в 1819 году, второй раз в 1836 году в журнале «Современник» его стихи напечатал А.С. Пушкин, пришедший от него в восторг (но Пушкин вскоре погибнет), наконец, в третий раз его представил читающей публике Н. А. Некрасов в 1850 году в том же журнале → Тютчев — поэт издалека

Тютчев — поэт, архаичный по выражению, при этом в жизни — острослов: «Русская история до Петра Великого — сплошная панихида, а после Петра Великого — сплошное уголовное дело» → острый ум, ощущающий несоответствие наличной картины должному состоянию действительности

2. Темы и идеи: преподаватель и студенты читают стихотворении Ф. И. Тютчева и выявляют их основные темы и идеи.

Silentium!

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, ⸻
Любуйся ими — и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими — и молчи.

Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, ⸻
Внимай их пенью — и молчи!..

<1830>

— погружение во внутренний мир человека, полный тайны и откровения; этот внутренний мир противостоит суетливому шуму мира внешнего («Есть целый мир в душе твоей»);

— романтическая ночная иррациональность человеческого сознания;

— «мысль изречённая есть ложь»: бедность земного человеческого языка и сознания, не позволяющего высказать мысль, чувство, интуицию во всей их полноте и сложности

 

***

Est in arundineis modulatio musica ripis.

Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.

Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, –
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что, море,
И ропщет мыслящий тростник?

И от земли до крайних звезд
Всё безответен и поныне
Глас вопиющего в пустыне,
Души отчаянной протест?

 

(1865)

 

— «призрачная свобода» человека, иллюзорно отделяющая его от мира и от откружающих

— раздвоенность человека, связанного с миром природы и отделённого от него («мыслящий тростник»), и потому несчастного

— природа живая и одухотворённая («мусикийский шорох») (в стихотворении «Не то, что мните вы, природа…»: «Они не видят и не слышат, / Живут в сем мире, как впотьмах, / Для них и солнца, знать, не дышат, / И жизни нет в морских волнах»)

 

Фонтан

Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной —
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.

О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты!.
Но длань незримо-роковая
Твой луч упорный, преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.

 

<1836>

 

***

О вещая душа моя!

О, сердце, полное тревоги,

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия!..

Так, ты — жилица двух миров,

Твой день — болезненный и страстный,

Твой сон — пророчески-неясный,

Как откровение духов...

Пускай страдальческую грудь

Волнуют страсти роковые —

Душа готова, как Мария,

К ногам Христа навек прильнуть.

 

(1855)

 

— человек пытается познать мир и раз за разом терпит неудачу, но вновь пытается («О водомет неистощимый!»)

— человек мал, слаб и смертен в мире («Смертной мысли водомет», «Ниспасть на землю осуждён»), но мужественно дерзает быть бессмертным («Как жадно к небу рвёшься ты!»)

— вопросы без ответа: кто и почему?

 

Видение

Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья,
И в оный час явлений и чудес
Живая колесница мирозданья
Открыто катится в святилище небес.

Тогда густеет ночь, как хаос на водах;
Беспамятство, как Атлас, давит сушу;
Лишь Музы девственную душу
В пророческих тревожат боги снах!

(1829)

 

***

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами;

Настанет ночь — и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

То глас ее: он нудит нас и просит...

Уж в пристани волшебный ожил челн;

Прилив растет и быстро нас уносит

В неизмеримость тёмных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной

Таинственно глядит из глубины, —

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

 

(1830)

 

— космическое видение: мир виден поэту из космоса целиком

⸻ макрокосмос и микрокосмос соединены

— огромный и тонкий мир, доступный лишь богам и поэтам, обладающим чистым и ясным сознанием, глубинным зрением и слухом («девственная душа» музы)

 

«Цицерон»

Оратор римский говорил
Средь бурь гражданских и тревоги:
«Я поздно встал — и на дороге
Застигнут ночью Рима был!»
Так!.. Но, прощаясь с римской славой,
С Капитолийской высоты
Во всем величье видел ты
Закат звезды ее кровавый!..

Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был —
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!

(1830)

⸻ передача ощущения причастности личности к исторической мистерии ⸻ метаисторической перестройке мира

 

***

В разлуке есть высокое значенье:

Как ни люби, хоть день один, хоть век,

Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье,

И рано ль, поздно ль пробужденье,

А должен наконец проснуться человек...

 

(1851)

 

***

 

Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

И увядание земное

Цветов не тронет неземных,

И от полуденного зноя

Роса не высохнет на них.

И эта вера не обманет

Того, кто ею лишь живет,

Не все, что здесь цвело, увянет,

Не все, что было здесь, пройдет!

Но этой веры для немногих

Лишь тем доступна благодать,

Кто в искушеньях жизни строгих,

Как вы, умел, любя, страдать,

Чужие врачевать недуги

Своим страданием умел,

Кто душу положил за други

И до конца все претерпел.

(1870)

 

⸻ сновидческий характер земной реальности

— от тщеты земного бытия к вечности и благости запредельного бытия

⸻ путь к вечной жизни лежит через сострадание и помощь другим

 

Стиль: преподаватель и студенты формулируют стилевые особенности поэзии Ф. И. Тютчева.

 

⸻ мыслительный характер поэзии

⸻ императивность ⸻ мужественность

⸻ торжественность и архаичность, ораторская интонация

 

4. Резюме:

 

Ф. И. Тютчев ⸻ поэт-философ, его поэзия ⸻ это поэзия мысли, причём он не только размышляет о мире, он переживает мысли о нём. Тютчев ⸻ поэт макрокосмического и микрокосмического видения: он проникает под оболочку привычного восприятия реальности и суеты повседневной жизни ⸻ он прорывается от быта к бытию. Тютчев ⸻ певец неспокойной человеческой души, которой тесно и грубо на земле ⸻ в пространстве и времени, в отделённости от космоса ⸻ и которая мужественно устремляется в иной, запредельный и беспредельный мир.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: