Афанасьева Н.В. О реализации восстановительных технологий в образовательных организациях: Круги сообществ.




Опыт работы на КПК, семинарах ВИРО, секциях Конференций говорит о том, что значимость восстановительных технологий, медиации, признается всеми. Тема считается актуальной для современной школы, в том числе в связи с негативными проявлениями среди несовершеннолетних, включая буллинг, различные формы делинквентного поведения, правонарушений несовершеннолетних. Привычные формы работы, преимущественно административного порядка не срабатывают.

Вместе с тем уровень освоенности этих технологий сравнительно невысок, об этом свидетельствует и статистика по итогам мониторинга медиативного (восстановительного) подхода: в 1 квартале 2020 года деятельность служб медиации обеспечивают 666 специалистов, из них только 108 освоили курсы повышения квалификации по данному направлению.

Японский иероглиф, обозначающий конфликт имеет два значения: опасность и благоприятная возможность. Можно привести не один пример, когда конфликт приводит к печальным последствиям: длительным эмоциональным переживаниям учеников по поводу конфликтов со сверстниками, учителей по поводу отсутствия дисциплины, агрессии со стороны учеников. Подобные ситуации могут закончится уходом из школы ученика или педагога, появлению угрозы здоровью для участников конфликтных отношений. Восстановительные технологии способны выявить благоприятные возможности конфликта, способствовать актуализации позитивных ресурсов его участников, улучшать отношения между людьми. Технологии противостоят разрушительным вариантам выхода из конфликта, влияющим как на возможность эффективного решения образовательных задач, так и на состояние здоровья участников образовательных отношений. Знание этого должно создавать серьезную мотивацию для того, чтобы овладевать технологиями восстановительного подхода, к которым относят медиацию, круги сообществ, семейные конференции.

ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» осуществлен анализ динамики более 2 000 дистанционных психологических консультаций, проведенных специалистами круглосуточной службы Детский телефон доверия (Служба подключена к Всероссийскому детскому телефону доверия 8-800-2000-122) для обучающихся, их родителей, педагогов образовательных организаций в условиях «удаленки» за период март-май 2020 г. Выявлено, что характер поступающих запросов на психологическую помощь от указанных категорий существенно не изменился. Основные проблемы, волнующие детскую и подростковую аудиторию, остались неизменными – это детско-родительские взаимоотношения, учебные проблемы, отношения со сверстниками. Вместе с тем, все полученные запросы характеризуют изменения в эмоциональном состоянии обратившихся. Само содержание запросов опосредуется призмой новой реальности, связанной с дистанционной формой обучения, самоизоляцией.

В связи с отмеченным выше Минпросвещения России (информационное письмо «О принятии мер» от 05.06.2020 №ДГ-623/07) просит усилить меры по непрерывной системной профилактической работе, обеспечивающей минимизацию психологических рисков у детей и подростков. Сформулированы основные задачи психологической службы в период постепенного снятия ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции. Актуальным является совершенствование умений и навыков разрешения конфликтных и просто напряженных ситуаций в социальном взаимодействии, навыков саморегуляции, техник самопомощи для ситуаций, когда отсутствует возможность уединиться даже на некоторое время.

Навыки и умения восстановительных технологий не очень свойственны нашей обыденной жизни, в том числе профессиональному общению, культуре. В ситуации конфликта мы наблюдаем тяготение к административным методам, давлению, поучению. На мой взгляд эта ситуация требует постепенного освоения данных технологий, включая какие-то пропедевтические, подготовительные шаги.

Сегодня речь пойдет о профилактических кругах сообществ, которая имеет свои возможности в рамках восстановительных технологий.

Она предполагает использование ресурсов группового обсуждения в ситуации конфликта, в который оказываются вовлеченным достаточно большое число участников. Если медиация - это посредничество в ситуации конфликта, как правило, двух-х участников, то Круги сообществ проводятся при групповых конфликтах, в которых вовлечено достаточно большое число людей. Как пример – конфликтные отношения в классе, проявления буллинга. Понятно, что групповые конфликты могут случаться в педагогических коллективах, в них могут втягиваться родители.

Важнейшей особенностью Кругов является привлечение к обсуждению проблемы всех заинтересованных людей, что обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его выполнение. Круги сообществ незаменимы, как уже отмечено выше, при разрешении таких проблемных вопросов, как школьный буллинг, проблема «изгоев» и др. Как и в восстановительной медиации, цель Кругов сообществ заключается главным образом в восстановлении коммуникаций и потерянных связей, реабилитации постконфликтного состояния.

Чтобы понять, что даёт Круг сообщества подросткам, достаточно вспомнить особенности данного возраста и потребности подростков.

Во-первых, в этот период своего взросления школьники ориентированы на мнение ровесников, а иногда и более взрослых подростков. Большинство учителей и для многих – родители в этом возрасте не являются референтной группой. Во-вторых, подростковый возраст – время социальных проб, и не всегда эти пробы имеют положительный результат. В-третьих, нужно помнить о максимализме и упрямстве подростков. В-четвертых, следует учитывать особенности нашего времени: нарушение эмоциональных связей в семье, занятость родителей и, как следствие, необходимость решать сложные проблемы подросткового возраста самими подростками, не имеющими такого опыта, а часто и образца в семье или школе. И, наконец, налицо проблема дефицита общения между подростками, замена его суррогатом общения через социальные сети. И все это на общем фоне роста конфликтов в обществе, малом социуме.

Поэтому Круг сообщества – это арена для разговора, форма сплочения, возможность высказаться, услышать ровесников и быть услышанным ими.

Подобный потенциал Круги сообщества представляют и для взрослых – педагогов, родителей.

Психологи, социальные педагоги освоившие навыки групповой работы (установления правил группового общения, навыки ведения дискуссий по личностным проблемам, проблемам межличностного общения), владеющие навыками «помогающего» поведения, эффективных коммуникаций (понимания, самовыражения) могут считать, что у них есть серьезный задел, базис для этой работы. Им важно, пожалуй, познакомиться с процедурой проведения кругов сообществ, понять, насколько они владеют способностью работать в ситуации конфронтации, выраженных негативных эмоций.

Требования к ресурсам ведущих КС можно определить следующим образом: владение навыками эффективного общения (понимания, самовыражения), навыками ведения дискуссии, в том числе в ситуациях выраженной конфронтации.

Работа в ситуации реального группового конфликта может быть подготовлена в ходе определенных пропедевтических шагов. Это – повышение конфликтологической компетентности в рамках просветительской деятельности специалистов (осуществляется с использованием ресурсов сайтов образовательных организаций, информационных стендов, тематических буклетов, презентации результатов работы на родительских собраниях, педагогических советах, конференциях и семинарах регионального, муниципального и школьного уровня (уровня образовательной организации), организации группового обсуждения (моделирования, ролевого проигрывания) конфликтных ситуаций, которые являются значимыми, но не реальными в настоящий момент (ситуация и про них и не про них). Эти конфликты имеют как бы косвенный, опосредованный характер (для сравнения и конкретизации - косвенные вопросы: вместо: имел ли ты опыт употребления наркотиков, - как ты считаешь – употребляют ли твои сверстники наркотические вещества, срабатывает механизм проекции и мы получаем возможность иметь более достоверную информаицию). Вместо обсуждения конфликтов в классе, предлагается обсудить: либо ситуацию из книг, СМИ, либо предложить воображаемую ситуацию: «представь, что две подруги поссорились и не могут договорится» (см. в программе подготовки волонтеров в рамках «Недели медиации»). В Круге могут проходить обсуждения конфликтов, которые не являются актуальными на данный момент, но характерны для того иного возраста, контигента участников. Иногда такие формы проведения Круга можно считать предпочтительными, особенно в подростковом возрасте, для которого характерна уязвимость самооценки. «Косвенные» профилактические формы проведения круга позволяют более конструктивно построить обсуждение, приобрести новые навыки восприятия и понимания позиций конфликтующих сторон, новые способы поведения в проблемной сложной ситуации. Важный момент при этом: обращаем внимание на обеспечение возможности выслушать то, как каждый участник воспринимает ситуацию, сосредоточиться не на поисках «виновного», а на предложениях по обсуждению возможных шагов, которые может сделать каждая сторона для улучшения отношений.

Полезной будет наработка навыков группового обсуждения личностных проблем, по типу: «надо ли знать, что ты умеешь делать хорошо»; «обратиться за помощью в ситуации неудачи – это слабость, или напротив умение искать возможности решения», и др. Проведение подобных групповых собраний (групповых дискуссий) способствует росту доверия в группе, сплоченности, развитию понимания себя и других, самосознанию. Подготавливает, делает возможным более эффективную работу в Кругах сообществ в случае возникновении конфликта.

Таким образом, подготовительная работа по проведению Кругов сообществ может проходить в рамках просвещения, информирования участников образовательных отношений о возможностях медиативных, восстановительных технологий, проведения групповых собраний, группового обсуждения личностных проблем обучающихся, обсуждения актуальных конфликтных ситуаций, которые имеют косвенный (опосредованный) характер.

На мой взгляд, эти возможности и реализованы в рамках «Недели профилактики», опыт реализации которой специалистами мы представляем на данном вебинаре.

 

Справочно.

Протокол заседания Правительственной комиссии от 12 марта 2019 г. №21 (Письмо Минпросвещения России от 29 ноября 2019 г. №07-8344)

Методические рекомендации, содержащие порядок действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с использованием восстановительного подхода в случаях отказов родителей (законных представителей) несовершеннолетних от предлагаемых мероприятий в рамках проводимой индивидуальной профилактической работы.

Методические рекомендации способствуют реализации:

- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2-25 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2015 г. №996-р, которая в качестве правовых механизмов, применяемых при ее реализации, указывает в том числе «развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми»

Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. № 520-р, в которой указывается, что одна из ее задач – «совершенствование имеющихся и внедрение новых технологий и методов профилактической работы с несовершеннолетними, в том числе расширение практики применения технологий восстановительного подхода с учетом эффективной практики субъектов Российской Федерации.

Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. № 1375-р, предусматривающего реализацию комплекса мер по применению восстановительных технологий и методов профилактической работы с детьми и их семьями, поддержке служб медиации (примирения) в системе образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (пукт 92).

Концепция развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 1430-р.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: