Из Манифеста об образовании Государственного Совета 1 января 1810 г.




Вопросы и задания

  1. Назовите причины создания, функции Непременного совета и охарактеризуйте степень его влияния на государственные дела

2. Проанализируйте документы.

Документ 1 Негласный комитет

«Он (Александр I) сознавал, что ему невозможно высказывать свои чувства откровенно и проявлять их перед обществом, столь мало подготовленным к восприятию этих идей и которое встретило бы их с недоумением и даже с некоторым страхом. Вот почему правительственная машина продолжала функционировать на преж­них основаниях... и Александр волей-неволей был принужден счи­таться с прежними течениями.

Чтобы... смягчить это печальное противоречие с самим собою, Александр образовал род тайного совета, составленного из лиц, которых он считал своими личными друзьями, разделявшими его взгляды и убеждения... Всех нас особенно сближало сознание необхо­димости сгруппироваться вокруг Императора и Всеми силами под­держивать в нем искреннее стремление к реформам».

Из «Записок» князя А.А. Чарторыйского

Задание к документу. Объясните, для чего был создан Негласный комитет. Почему он не стал официальным органом?

 

Документ 2

Характеристика деятельности Негласного комитета

Александр I мечтал «обуздать деспотизм нашего правитель­ства». По словам историка В.Ф. Ходасевича, члены Негласного комитета были бы «удивлены и даже оскорблены, если бы им сказали, что образованный ими неофициальный и негласный комитет как раз и есть настоящее детище ненавистного деспотизма, ибо создан единственно по произволу монарха и намерен вершить судьбы России неофициально, негласно, то есть безответственно, через голову выс­ших государственных учреждений».

Задание к документу. Согласны ли вы с мнением историка о том, что Негласный комитет — это «детище деспотизма»? Объясните свой ответ.

1. Составьте схему «Система центрального управления Российской Империи в первой половине XIX в.». Назовите функции каждого из органов власти.

2. Расскажите о системе управления в России при Александре I.

8 сентября 1802 г. был обнародован указ о правах Сената. Он был признан верховным органом власти, совмещавшим админис тративные, судебные и контрольные функции, но его деятель­ность находилась в полной зависимости от императора. Предус­матривалось, что Сенат мог возражать царю против указов, «не согласных с прочими узаконениями». Но едва только Сенат возра­зил против царского указа о 12-летнем сроке обязательной службы для дворян, который противоречил законам Петра III и Екатери­ны II, вообще освободившим дворян от службы, последовало разъяснение Александра I, в соответствии с которым Сенат мог возражать только против ранее изданных, а не вновь издаваемых законов. В этом эпизоде ярко проявился самодержавный нрав Александра I, его неприязнь к инакомыслию.

В этот же день, 8 сентября 1802 г., издается манифест о мини­стерской реформе. Министерства заменяли собой коллегии. Це­лью реформы было укрепить единоначалие и свести к минимуму коллегиальность в руководстве государством. Было образовано 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции, народного просвещения.

Для совместного обсуждения дел государственного управления учреждался Комитет министров. Председательствовал в нем сна­чала император, а в конце царствования Александр стал переда­вать функции председателя А.А. Аракчееву. Власть министерства распространялась на всю территорию империи, но местных орга­нов создано не было. Министерства в отличие от коллегий не получили и судебных функций. Новая система имела свои недо­статки. Функции министерств, пределы власти министров, харак­тер их ответственности не были четко определены. С созданием министерств усилился бюрократизм, увеличился штат чиновни­ков. Министрами Александр I назначил лиц именитых, но в боль­шинстве своем некомпетентных, что, в общем, устраивало импе­ратора, так как позволяло ему активнее влиять на деятельность министерств.

 

2 группа. Реформы в области государственного управления

Вопросы и задания

В 1810 г., также по предложению Сперанского, вместо Непре­менного совета создается Государственный Совет в составе 35 че­ловек, назначаемых императором. Он обладал строго очерченны­ми законосовещательными функциями.

1. Прочитайте характеристики первых министров, которые дал коммерческий агент Франции в Петербурге барон Ж.Б. Лессепс. Объяс­ните причины назначения этих людей на должности министров. Как вы считаете, справедливо ли мнение иностранца о первых министрах Алек­сандра I?

Министр иностранных дел, государственный канцлер А.Р. Во­ронцов«лицо, относительно которого делают вид, что с ним более всего советуются, и которого, в сущности, слушают менее всего».

Министр внутренних дел В.П. Кочубей — «у него нет и признака тех способностей, которых требует значительность его положе­ния».

Военный министр С.К. Вязмитинов«ничтожество».

Военно-морской министр П.В. Чичагов«умный, но целиком презираемый сотоварищами».

Министр финансов А.И. Васильев«обделывает значительно лучше свои дела, чем государственные».

Министр коммерции Н.П. Румянцев«смешное и ограниченное творение».

Министр юстиции, поэт Г.Р. Державин«пес Фемиды, кото­рого берегут, чтобы спустить против первого встречного, не по­нравившегося министерской шайке. Но он мало выдрессирован и часто кусает даже своих товарищей, которые многое дали бы, чтобы его погубить». (7 октября 1803 г. Г.Р. Державин был заме­нен П.В. Лопухиным.)

Министр просвещения П.В. Завадовский относится к тем со­трудникам Александра I, которые «не заслуживают чести быть названными». По словам П.А. Строганова, Завадовский как министр «шесть дней в неделю ничего не делал, а седьмой отдыхал».

В целом Лессепс говорил обо всех министрах, что они «не могут друг друга опрокинуть, но взаимно друг другу вредят».

Документ 3

Из Манифеста об образовании Государственного Совета 1 января 1810 г.

«К утверждению и распространению единообразия и порядка в Государственном управлении, признали Мы нужным установлению Государственного Совета дать образование, свойственное простран­ству и величию Нашей Империи…

1. В порядке Государственных Установлений, Совет составляет сословие, в коем все части управления в главных их отношениях к Законодательству соображаются и чрез него восходят к Верховной Императорской Власти.

II. По сему все Законы, Уставы и Учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном Совете и потом действием Державной Власти поступают к пред­назначенному им совершению.

III. Никакой Закон, Устав и Учреждение не исходит из Совета и не может иметь своего совершения без утверждения Державной Власти.

IV. Совет составляется из особ, доверенностью Нашею в сосло­вие сие призываемых.

2. Министры суть Члены Совета, по их званию.

VI. В Совете председательствуем Мы Сами.

3. В отсутствие Наше место Председателя занимает один из Членов, по Нашему назначению».

Задание к документу. Расскажите, как в документе объясняются при­чины создания Государственного Совета? Как формировался состав Госу­дарственного Совета? Каковы полномочия Государственного Совета? Почему создание этого органа не поколебало основ самодержавия?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: