Крестьянская реформа 1861 г. Реформы 60-х – 70-х гг. XIX в. Общественное движение.
Цель: раскрыть содержание крестьянской (1861), земской (1864), судебной (1864), городской (1870), военной (1874) реформ, а также преобразований в области образования и просвещения (60-70-е гг. XIX в.); выявить их итоги и последствия для дальнейшего развития России; познакомиться с различными оценками указанных реформ; через анализ проведения либеральных реформ подойти к пониманию необходимости модернизации Российской империи. Оценить вклад Александра II, Я. И. Ростовцева, Н. А. Милютина в реформирование жизни общества. Получить представление об основных направлениях общественного движения 60-70-х гг., охарактеризовать русское народничество, взгляды и деятельность наиболее ярких его представителей
Предметные понятия (ключевые термины).
Великие реформы 1860-1870-х гг. – буржуазные реформы, проведённые Александром II после поражения России в Крымской войне (1853-1856 гг.) начавшиеся с отмены крепостного права (1861 г.). К великим реформам относят также земскую реформу (1864 г.), городскую (1870 г.), судебную (1864 г.), военную (1874 г.). Реформы проводились также в области финансов, образования, печати и затронули все сферы жизни российского общества.
Временнообязанные крестьяне – крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и обязанные до перехода на выкуп выполнять прежние повинности в пользу помещика.
Всеобщая воинская повинность - равные права и обязанности всех граждан государства в деле несения военной службы.
Выкупные платежи – в России 1861-1906 гг. выкуп крестьянами у помещиков земельных наделов, предоставленных крестьянской реформой 1861 г. Правительство выплатило помещикам сумму выкупа за землю, и крестьяне, оказавшиеся в долгу у государства, должны были погасить этот долг за 49 лет по 6% ежегодно (выкупные платежи). Сумма исчислялась из величины оброка, который крестьяне платили помещикам до реформы. Взимание платежей прекратилось в ходе революции 1905-1907 гг. К этому времени правительство успело взыскать с крестьян более 1,6 млрд руб., получив около 700 млн руб. дохода.
|
Земства – выборные органы местного самоуправления (земские собрания и земские управы). Введены земской реформой 1864 г. Ведали просвещением, здравоохранением, строительством дорог и т.д. Контролировались Министерством внутренних дел и губернаторами, имевшими право отмены постановлений земства.
Отрезки – часть крестьянских наделов, отошедшая к помещикам в результате реформы 1861 г. (сокращение наделов производилось, если их размер превышал установленную для данной местности норму).
Суд присяжных – один из институтов судебной системы и всей системы органов государственной власти, воплощающий принцип непосредственного участия народа в отправлении правосудия.
Реформа (фр. reforme, от лат. reformo - преобразовываю) - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений); в историческом аспекте понятие «реформа» используется как коренной перелом устоявшихся процессов, традиций.
Гражданские права – это те права и свободы, которые принадлежат человеку как члену гражданского общества; основы конституционно-правового статуса гражданина государства, определяющие возможности его участия в политической, социальной и культурной жизни общества. Это право на жизнь, свобода от пыток и любых иных форм насилия, право на свободу и личную неприкосновенность и т.д.
|
Законодательный процесс – порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта.
Правовое государство – это форма организации деятельности государственной и политической власти, при которой создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правовое государство – это государство, в котором государственная власть ограничивается правом.
Модернизация - это переход от аграрного (традиционного) общества к индустриальному.
Крестьянская реформа, рескрипт, дарственный надел, уставная грамота, мировые посредники, прирезки, отрезки, манифест, капитализация оброка;
Народничество, идеология народничества, нечаевцы, чайковцы, «хождение в народ»
Оновные даты.
1855–1881 – Царствование Александра II
1861, 19 февраля – Обнародование Манифеста и «Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»
1863 – Выходит новый университетский устав
1864, 1 января – Издание «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» – начало Земской реформы
1864, 20 ноября – Издание новых Судебных уставов – начало Судебной реформы
1865, 6 апреля – «Временные правила о печати»
1870, 16 июня – Издание Городового положения
1874, 1 января – Устав о воинской повинности
Основные персоналии.
Александр II, Д.А. Милютин, Н.А. Милютин, В.И. Назимов, Я.И. Ростовцев.
План изучения нового материала:
I. Реформы 60-х – 70-х гг. XIX в.
|
1. Причины и предпосылки проведения Великих реформ (экономические, социальные, политические).
2. Отмена крепостного права. Условия освобождения крестьян.
3. Земства и городские думы.
4. Судебная реформа.
5. Военная реформа. Введение всеобщей воинской повинности.
6. Реформы в области образования и печати.
7. Итоги и значение Великих реформ.
II. Общественное движение.
Крестьянская реформа: https://www.youtube.com/watch?v=qdoX4WNFjH0
Либеральные реформы: https://www.youtube.com/watch?v=IJbonAiHfHY
Общественное движение: https://www.youtube.com/watch?v=qztiGnHEVKQ
По ходу просмотра делаем необходимые записи.
Далее представлены некоторые учебные материалы.
Причины проведения реформ.
1. Государство не могло осуществлять все местное управление руками чиновников: для этого не хватало ни кадров, ни финансовых средств
2. Дворянство требовало повысить его роль в местном управлении в качестве компенсации за утрату власти над крестьянами
3. Дореформенный русский суд, сословный, зависевший от администрации и негласный, после отмены крепостного права стал окончательно непригоден
4. Рекрутская система не только не обеспечивала российскую армию подготовленными резервами, но и была возможна лишь в условиях крепостного права: свободного человека невозможно было на долгие годы вырвать из семьи и отправить в казарму
5. Реформа системы просвещения была необходима, так как Россия далеко отставала от Европы по уровню грамотности населения.