Сексуальное поведение в мире




Секс принадлежит к числу основных биологических потребностей, обусловливающих существование рода. Это также основная психическая потребность, тесно связанная с потребностями любви, уз, безопасности, чувства собственной ценности. Он является одним из важнейших механизмов общественной жизни. Казалось бы, что такая важная сфера существования человека и общества должна находиться в центре внимания науки, смежных дисциплин. Обзор имеющихся исследований, посвященных сексуальному поведению человека, свидетельствует о противоположном, и это представляется странным.

Р. Сьюггс и Д. Маршалл утверждают, что это объясняется позицией многих ученых, для которых секс является табу и которые не хотят вести исследования в этой области. Подобная ситуация существует и в Польше. Достаточно просмотреть хотя бы работы синологов, египтологов и т. д., чтобы отметить, что вопросы секса здесь почти не освещаются, но ни одну культуру нельзя рассматривать в изоляции от данной темы. Кроме нежелания исследовать сексуальное поведение существует еще и своеобразная позиция, выражающаяся в трактовке секса полушутя-полусерьезно, с усмешкой. Такая позиция также не способствует проведению научных исследований, не помогает тем ученым, которые всерьез интересуются этой сферой жизни человека.

Из всех направлений сексологии (климатической, судебной, социальной, психофизиологической) именно сексология культур является особенно убогой, и работ, посвященных ей, в мире пока мало. В основном в них доминирует тема семьи, брака, анализ культур, а конкретного анализа сексуального поведения почти нет. На пути подобных исследований стоит и религиозный барьер — для многих противоречие между результатами научных исследований и их вероисповеданием, страх перед негативной оценкой их исследований приводят к тому, что сексуальные темы являются скорее хобби, чем исследовательской страстью. Анализ известных нам работ, посвященных сравнительной сексологии, транскультурной сексологии, позволяет утверждать, что их мало по сравнению с другими областями науки, они разбросаны по различным монографиям, но во многом сходны, что позволяет выделять общие черты сексуального поведения людей всего мира.

Детский секс. Интерес к другому полу, анатомическому строению, стремление к играм, имеющим сексуальный характер, с ровесниками противоположного пола распространены повсеместно. Во многих культурах дети получают богатую информацию о сексе от старших, родственников, путем наблюдения поведения взрослых, несколько в меньшем объеме в форме практического опыта. Они чувствуют сексуальное возбуждение, а часть из них способна переживать оргазм. Мастурбация у детей встречается редко. Она охватывает небольшую популяцию детей и вытекает из психических, ситуативных мотивов, но в культуре не получает одобрения. Трудно сказать, как дети находят сексуальные контакты с представителями мира взрослых. Кровосмешение, педофилия отвергаются в большинстве культур. В так называемых примитивных обществах контакты взрослых мужчин с девочками встречаются чаще, они, как правило, предшествуют половой зрелости.

Мастурбация. Результаты исследований показывают, что в обществах, где существует либеральное отношение к добрачным и внебрачным контактам, мастурбация не получает широкого распространения. Мастурбация отвергается во многих примитивных культурах, трактуется как поведение, ставящее человека в смешное положение. Это можно объяснить тем, что период биологического созревания и сексуальной инициации очень короткий, мастурбация здесь исключается, так как нет проблемы в установлении контактов с партнером. В культурах, где между периодами биологической, психической и социальной зрелости существует большой разрыв, независимо от верований и типа культуры мастурбация распространена более широко. В большинстве культур мастурбация состоит в возбуждении половых органов с помощью рук.

Сексуальные сновидения. Сновидения, имеющие сексуальное содержание, связанные с переживанием оргазма, общеизвестны. Частота их сравнительно мала, но растет в случае принудительного прекращения сожительства. Анализ сексуальных символов свидетельствует о существовании общекультурного содержания (например, трости, кусты, вода, различные животные), а также символов, принадлежащих только данной культуре и понятных только для ее членов,— касается это тотемов, сексуальных табу и т. д.

Сексуальные ласки. Наиболее часто встречается возбуждение мужчиной руками женской груди и генитальных областей. Возбуждение члена руками— это повсеместное явление среди сексуально опытных женщин. Раздражение половых органов женщины устами мужчины часто встречается в культурах Океании, богато развитых культурах Азии, а сейчас и в культурах Запада. Возбуждение половых органов мужчины женщиной с помощью уст встречается реже. Во многих неевропейских культурах не признаются поцелуи в губы. Помещение полового члена между ног женщины является частой формой ласки в Северной Африке.

От 20 до 50% лиц переживает оргазм, применяя различные формы ласки в добрачный период. У лиц, живущих в браке, оргазм в результате применения ласки переживает около 75—85% женщин. В большинстве культур время осуществления различных форм ласки сокращается по мере адаптации и времени совместного проживания данной пары. Существуют культуры, в которых фаза ласки очень широка и многообразна (даосизм, тантризм), и культуры, которые сводят ласки к минимуму (некоторые культуры народов Океании).

Добрачное сожительство. В принципе большинство культур одобряет сексуальные контакты в добрачный период, но часто это сопровождается определенными оговорками. Как правило, во многих культурах снисходительно относятся к добрачному сожительству мужчин, это касается также и тех культур, которые из религиозных соображений не одобряют сожительства до брака. Существуют культуры, в частности в Азии, где женщине вообще запрещено было сожительствовать до брака. Отсутствие доказательств девственности после брачной ночи было основанием объявить брак недействительным.

В культурах Индии, где браки заключались на основе родительского соглашения и часто вступающие в брак молодые люди вообще не знали друг друга, женщины не имели добрачных сексуальных контактов. В культурах, требующих девственности у жены, добрачное сожительство не являлось большой проблемой, ибо между достижением биологической зрелости и возрастом вступления в брак не было большого перерыва.

В христианской культуре существует определенная дистанция между теорией и практикой. Существующий запрет контактов до брака не соблюдается большинством мужчин, а также и многими женщинами. Следует отметить, что сожительство до брака с партнером, который станет супругом или супругой, воспринимается терпимо, а сексуальные контакты в рамках свободных связей осуждаются. Сегодня в обществах Запада не существует запрета на добрачные контакты. Исследования, проведенные в 1975—1983 годах во Франции, США, ФРГ, показали, что 75—92% одобряют добрачное сожительство. Оно рассматривается как частное дело, находящееся вне компетенции церкви. Это касается как женщин, так и мужчин.

Сексуальное сожительство в браке. В подавляющем большинстве культур сожительство супругов является доминирующей формой сексуальной активности взрослых. Типичная частота сожительства колеблется от 2 до 5 раз в неделю в большинстве обществ. Сожительство чаще всего происходит дома, вечером, перед сном. В странах Запада наивысшая частота проявляется у англичан, скандинавов, самая низкая у немцев. Частота сношений и время, посвящаемое ласкам, предваряющим сношение, по мере продолжительности брака постепенно уменьшаются.

Внебрачное сожительство. В большинстве культур существуют ограничения для внебрачных контактов женщин и в то же время терпимое отношение к внебрачным сексуальным контактам мужчин.

Сожительство в пожилом возрасте. Большинство обществ одобряет сексуальное сожительство в позднем возрасте. Если отсутствует постоянный партнер (вдовство, развод и т. д.), большинство культур одобряет поиски контактов с другим партнером. Исследования Винна и Ньютона показали, что 28 культур одобряют сексуальное сожительство пожилых мужчин (Китай, Тибет, Индия, бедуины, навахо, Окинава), а в нескольких из них одобряется сожительство пожилых мужчин с молодыми женщинами (Самоа). В 26 культурах одобряются сексуальные контакты пожилых женщин (культуры Полинезии, Индии, Новой Гвинеи), а в 7 из них — пожилых женщин с молодыми мужчинами.

Исследования, проведенные в странах Запада, показывают, что сексуальная активность в пожилом возрасте по сравнению с прошлыми годами растет. Она к тому же одобряется и оценивается как позитивный факт, необходимый для здоровья, психического удовлетворения. Она продлевает время жизни, в течение которого сохраняется сексуальная активность.

Позиции сожительства. Позиции, применяемые в сожительстве, менее дифференцированы, чем казалось бы. Наиболее типичной для большинства культур является классическая позиция. В Меланезии, Австралии часто практикуется позиция, когда женщина лежит на спине, а мужчина сидит на корточках между ее бедрами. Орализм чаще всего встречается в Азии, Океании, Северной Африке и в обществах Запада. Негры в Северной Африке часто применяют позицию между бедер (как метод, позволяющий контролировать рождаемость?). Анальные контакты встречались у инков, сегодня чаще всего они характерны для молодых пар в США. В обществах Запада часто изменяют позиции во внебрачных контактах, в публичных домах. Боковые позиции характерны для культур Африки, Азии, а позиции сзади— для древних аграрных культур, Древнего Рима.

Оргазм. Для мужчин оргазм является синонимом сношения, у женщин заметна его обусловленность культурой. В репрессивных, пуританских культурах он встречается редко, в культурах мистических, аполлоновских, либеральных — у большинства женщин. В культурах Полинезии оргазм у женщин так же част, как и у их партнеров. Многократный оргазм встречается вообще крайне редко. Чаще всего он характерен для женщин и почти отсутствует у мужчин. В культурах Запада длительное время оргазм, возникавший при стимуляции клитора, считался незрелым, оргазм же, возникавший в ходе сношения, являлся нормой. Сегодня этот стереотип преодолен, и большинство молодых супругов применяют различные способы достижения оргазма. В некоторых культурах Полинезии и Африки в результате клиторидектомии у женщин оргазм достигается только в ходе сношения, а предварительные ласки состоят в массировании генитальных областей.

Гомосексуализм. Он встречается в большинстве культур. Около 2/з так называемых примитивных культур одобряют гомосексуальные связи. В других культурах в оценках гомосексуализма существуют большие расхождения— от полного отрицания до полного одобрения. Чаще всего гомосексуальные склонности проявляют мужчины. На Западе гомосексуализм в чистом виде встречается чаще, преобладает в нем орализм. Анальные гомосексуальные контакты характерны для менее развитых обществ.

Сексуальные девиации. Мифология многих культур содержит примеры девиации, в частности зоофилии у женщин, хотя на практике девиации довольно редки. Чем выше уровень урбанизации, развития общества, тем чаще встречаются девиации. За пределами Запада почти не распространены фетишизм, эксхибиционизм, вуаеризм.

Анализ сексуального поведения в культурах мира позволяет утверждать, что явно доминирует гетеросексуальная активность в рамках супружеского союза. Секс в браке (частота контактов, стиль ласки, позиции, интимность) проявляет большое сходство. Сексуальное поведение в обществах определяется конкретным содержанием нравственных норм, обычаями, религиозным давлением, которые подчиняют секс принципам общественной жизни.

 

 

Heвротические культуры

Чувство угрозы, страха перед противоположным полом, состояние психического напряжения в ухаживании, при сексуальных контактах, дистанция по отношению к людям — признаки невроза. Наши знания об этих явлениях позволяют сделать вывод, что невроз характерен для многих людей независимо от культуры, возраста, среды, но в данном разделе мы трактуем невроз как определяющую черту данной культуры, отсюда понятие — невротическая культура. Многие исследователи психики человека утверждают, что невротизация культуры Запада возрастает, опосредованным выражением этого процесса является увеличение сексуальной патологии невротического типа. Однако это совершенно другая проблема. В каждой культуре, на каждом историческом этапе жизни данного общества возникают волны напряжений, связанные с ростом числа больных неврозом. Этим вопросом занимается социальная психиатрия. Говоря о невротической культуре, мы имеем в виду закрепленные обычаи, контакты между полами, общественные установки, имеющие невротический характер и передающиеся из поколения в поколение. Примером культуры данного типа является народ кайапа. М. Альтшулер провел много антропологических наблюдений в среде этого народа.

Кайапа является племенем индейцев, населяющих низменность в провинции Эсмеральда в Эквадоре. Социальная жизнь этого народа связана с рекой Кайапа и ее притоками. Тропический лес является естественным фоном. Главными занятиями индейцев кайапа являются земледелие, охота, рыболовство. Население формально принадлежит к католическому вероисповеданию. Брак заключается в церкви. Однако многие устойчивые обычаи восходят к отдаленному прошлому и накладываются на католицизм. Желание иметь детей является мотивом для вступления в брак, большое значение имеет церемония в честь памяти умерших — бода, благодаря которой много лет после смерти сохраняется ритуальная память об умершем. Дети рассматриваются как продолжение умершего и влияют на судьбу его в иной жизни. Существует несколько способов обретения жены. Первым, наиболее популярным, является так называемое ночное волочение, когда после нескольких ночных визитов и ночей, проведенных сообща под сеткой от москитов, обретается право на заключение брака. Но родители невесты могут отказать обожателю, что его никак не компрометирует. Другой способ обретения жены более прост: надо подойти к избранной женщине и предложить ей вступить в брак. Если предложение принято, то брак считается действительным сразу же. Эта форма называется «супутангаима». Если мужчина робок, а таких, кстати, довольно много, вопросом брака занимаются родственники или «комиссия», состоящая из двух индейцев и двух негров. Члены «комиссии» за свою работу получают ром и деньги, за это они похищают будущую жену. Браки здесь устойчивы, но развод получить легко. Достаточно, чтобы жена ушла сама или муж приказал ей уйти. Овдовевшие могут вновь заключить брак, но только с лицом, бывшим женатым или замужней. Внебрачные связи оцениваются весьма критически и караются йождем селения. Наказание состоит в бичевании, для женщины существует наказание более суровое.

Наблюдение за повседневной жизнью народа кайапа показывает, что женщины здесь более решительны, сексуально агрессивны, а мужчины страдают чувством неполноценности. Особое место в их жизни занимает постоянное потребление алкоголя. Алкоголизм — неотъемлемая черта образа жизни мужчин начиная с молодых лет.

Кайапы с раннего детства подвергаются суровым воспитательным мерам в период тренинга чистоты. В каждом доме есть дорожка в виде помоста, возвышающегося над землей. Мальчики и мужчины мочатся на конце помоста, а девочки и женщины — в начале. Когда родители считают, что ребенок должен опростаться, они сажают его над дырой в этом помосте и оставляют одного вплоть до того, как он опростается. Позже ребенок вознаграждается за это кормлением. Исследователи в соответствии с теорией раннего психосексуального развития утверждают, что тренинг чистоты такого типа способствует развитию определенных психических черт: отсутствие ощущения безопасности, страх перед людьми, заторможенность в сфере секса. Подтверждают это и наблюдения за воспитанием ребенка. Детей держат в строгости в течение всего детства. Когда на втором-третьем году жизни они проявляют естественную потребность в движении, их запирают в доме. Можно предположить, что тренинг чистоты, затруднения передвижения в детском возрасте, неправильное питание формируют позднее сексуальное и партнерское поведение.

Кайапа избегают людей, особенно чужих. Они живут как бы в трех мирах (собственное племя, негры, белые), и в каждом из них они ведут себя иначе. Их отличает одна общая черта — страх перед людьми, преодолеть его помогает алкоголь. Алкоголь уменьшает этот страх, а также и страх перед сексом. Сексуальный темперамент мужчин кайапа низок, многих из них принуждают к браку. Сожительство начинается поздно, в браке. Хвастовство о том, что он способен к 2—3 сношениям в неделю, вызвано желанием выдать это за подвиг. Сексуальная активность низкая, существует даже популярное определение сексуального сношения — медио грабаха — «почти как работа». Следует допустить, что низкий темперамент мужчин связан с последствиями алкоголизма, недоедания в раннем возрасте. Сексуальная жизнь убога, ласки бедны, время контакта короткое, пало разнообразия, быстрая физическая усталость мужчин—вот типичный образ арс аманди.

Определенное представление о сексуальных связях супругов дает танец женщин в период праздников Рождества и Нового года. В течение этих праздников женщина имеет право войти в мужскую половину дома. Одетая в лучшие наряды, она входит в помещение, к ней подходит муж, склоняется перед ней, взлохмаченный и, как правило, пьяный. Женщина выполняет ряд резких круговых движений, напоминающих движение птицы, он отходит, чтобы не попасть под удар. Эта серия движений повторяется несколько раз до тех пор, пока женщина вдруг не прервет танец, а затем уходит. Этот танец выражает типичную взаимную установку — женщина доминирует, инициирует, она контролирует ход танца, она его завершает. Танец символизирует слабость мужского начала и силу женского, агрессивность последнего.
Страх мужчин перед женщинами внушают также легенды и мифы, в которых говорится, какую угрозу для мужчины (ущемление члена) представляет женщина. Даже сексуальное сношение определяется как «влагалище съедает пенис». Сексуализм у мужчин автономен, как бы выводится из-под контроля. Существует пословица, что пенис думает сам о себе.

Говоря о культуре кайапа, можно отметить, что в ней нет партнерства, социальной адаптации, доминируют чувство неуверенности, страх, дистанция относительно секса. Положение мужчины слабое, женщины — более сильное и вызывающее. Все это отражается в мифах, легендах. Невротизм культуры кайапа тесно связан с системой воспитания в раннем детстве, позже с алкоголем. Бедность арс аманди, низкая сексуальная активность, слабый темперамент связаны с последствиями алкоголизма и невротическими установками в контактах с противоположным полом.

 

 

Пуританская культура

В XVII в. в Англии возникло религиозное течение, сторонники которого стремились очистить англиканскую церковь от всевозможных наслоений. Это были пуритане, которые положили начало сексуальной культуре, названной пуританской и имеющей широкую сферу влияния. Победа пуритан под предводительством Кромвеля быстро усилила их влияние. Они выступали против всех удовольствий, в том числе и сексуальных. Пуритане неохотно принимали участие в развлечениях, ибо последние отрывали от работы, которая стала для них своеобразным культом. В праздники и в воскресенья должны были совершаться богослужения. Стремление силой навязать обществу ригористическое законодательство в делах морали привело к политическому упадку пуритан. Во времена Карла II пуританские обычаи были подвергнуты критике, сохранились они лишь частично в установках относительно труда. Оппозиция по отношению к пуританству вызвала своеобразный сексуальный бум. Известен принцип, согласно которому чем больше ограничивают и подавляют секс, тем больше проявляется в этом крайностей. Свободный секс стал доминировать в Англии XVII в. Двор был примером сексуальной разнузданности. Актрисы занимались проституцией. Во всем мире были известны английские бордели, сексуальные клубы, брак толковался как договор.

Такое отношение к пуританской морали продолжалось до конца XVIII в. Постепенно она оживает в так называемом викторианстве. которое было реакцией на ослабление обычаев. В период викторианства подчеркивалась особая роль семьи, брака. Основная задача женщины — хорошо вести домашние дела, получила распространение модель ангелоподобной, асексуальной, невинной женщины. От сексуальной темы стали уклоняться в разговорах, воспитании, литературе. Прикрывались даже ножки у фортепиано. Корсеты делали плоским бюст, кринолины закрывали ноги. Врач обследовал больных через одежду.

Постепенно пуританская культура приобретала черты ханжества. Цензура кастрировала произведения классиков, даже из медицинских журналов и книг изымалось все, что могло задевать мнимое моральное чувство. Появился соблазн мастурбации, который надолго повлиял на установки относительно тела. Мастурбация трактовалась как грех, вредный для здоровья, она якобы вызывала психические отклонения, импотенцию, слепоту. Применялись жестокие методы по ее пресечению, врачи рекомендовали даже кастрировать детей, проявляющих сексуальный интерес и активность.

Вокруг тела старались поставить барьер — одевались всяческие бандажи и пояса. Некий Тиссо издал труд, посвященный мастурбации в котором он пугал ее последствиями, считал, что излияние семени опасно для здоровья. Его взгляды долго довлели над установками относительно мастурбации. К сексуальному сожительству относились со страхом, предостерегали от частого сожительства, которое якобы могло привести к истощению, помешательству. Постепенно усиливались строгости в воспитании и возрастали требования, особенно к женщинам.

Викторианское влияние в XIX в. весьма быстро проникло из Англии в Европу. Оно охватило широкие социальные круги, главным образом мещанство. Помимо экономических, политических и нравственных факторов, способствовавших распространению пуританской культуры, ее поддерживали и укрепляли врачи. Медицина оказала здесь негативное влияние на отношение к сексу, и это дает о себе знать и сегодня. Кроме упомянутого уже Тиссо другой врач — Бенджамин Раш — пугал негативными последствиями секса, приводил примеры смертей, наступивших в момент сексуального возбуждения. Французский хирург Клод-Франсуа Лальман писал, что семяизвержение и поллюция часто приводят к психическим заболеваниям. Английский врач Джемс Скотт расширил понятие мастурбации на прерываемые, оральные и другие формы сношения и педерастию. Медицинские учебники, научно-популярные издания пестрели сообщениями о последствиях секса, от которых стыла кровь. Сексуальная аскеза становится модным лозунгом, но уже не имеет под собой религиозного обоснования. Медицина многие болезни объясняла сексуальной активностью, рекомендовала драконовские оперативные методы лечения, кастрацию лекарствами, электрошоки, прижигание в мочевом канале и т. д.

Сексуальная жизнь имела оправдание лишь с точки зрения возможности зачатия. Супругам рекомендовали сожительство один раз в месяц, прекращать сношения, когда женщина находилась в периоде климакса. Женщин предостерегали от переживания сексуальных удовольствий. Госпожа Э. Уиллард утверждала в своих книгах, что оргазм ослабляет больше, чем ежедневный труд.

Гомосексуализм и сексуальные девиации отождествлялись с психическими заболеваниями, к тому же они подвергались суровому преследованию

со стороны права. Следует добавить, что вслед за усилением пуританских установок шло уголовное законодательство. Во многих странах супружеская измена каралась тюремным заключением, но женщины при этом получали большие сроки.

Пуританское влияние распространилось и в Соединенных Штатах Америки. Библия регулировала все нормы и патологии, они интерпретировались так, чтобы подтвердить сексуальный ригоризм. Американские пуритане были более ригористичны, чем их собратья в Европе. Они создали драконовскую систему наказаний. Пуританские взгляды в Америке исповедовались и пиетизмом, но его последователи еще больше возражали против сексуального удовольствия. Пуритане и пиетисты создали общую систему обычаев на западе США.

Быстрое развитие пуританской культуры на Западе связано с экономическими факторами. Чувственность, эмоциональность рассматривались мещанством как угроза частной собственности. Кроме того, пуритане стремились к социальному успеху, хотели завоевать доверие масс и поэтому их мораль отделялась от Олимпа, представителем которого чаще всего была либертинская аристократия. В Америке пуритане стремились создать новый, чистый моральный мир.

Пуританская культура долго удерживалась на Западе, даже сейчас трудно говорить об ее упадке. Ее называют также буржуазным, мелкобуржуазным мышлением, ибо в этих слоях она имела и имеет больше всего последователей. Ее влияние было заметнее всего в Англии, Северной Америке. Голландии и там, куда простиралась англо-саксонская экспансия. Не без причины она связывается с протестантизмом, ибо свободная и индивидуальная интерпретация Библии чаще всего встречается в протестантизме, в его установках относительно секса проявляется больший ригоризм, начиная со времен Реформации.

В странах, где доминировала пуританская культура, существовали различные формы оппозиции. Развивался скрытый сексуализм, ведущий к двуличности в поведении. Мужчины, в частности, находили свои способы реализации сексуальных потребностей: публичные дома, порнография, гомосексуализм, конкубинат. В Северной Америке широко прибегали к принуждению к сексуальному сожительству рабов и индейцев. Двойная мораль мужчин не только была их личным делом, но она находила отражение в законодательстве. Чем больше усиливался нажим пуританства, тем активнее становились в обществе различные предохранительные клапаны, а вместе с ними двуличие. В XX в. на Западе эта ситуация привела к взрыву сексуальной революции.

В нынешнем столетии пуританство пережило несколько потрясений. Теория Фрейда пробила первую брешь в пуританстве. Опубликованная в 1926 г. книга Ван де Вельде «Совершенное супружество» ознаменовала очередной поход против пуританства. Сексуальная техника, запрещенная до »того времени, стала рассматриваться как норма, а сожительство — трактоваться как источник уз, как основа психической коммуникации. Исследования Кинси, описывая реальную сексуальную ситуацию совсем не так, как она представлялась в обыденном сознании, шокировали общественное мнение. Последующие социальные, политические, экономические изменения, научные исследования (которые одно за другим разбивали сексуальные стереотипы), молодежные движения подорвали устои пуританства. Общество охватила волна сексуальной анархии и сексуальной свободы. Лишь в последние годы устанавливается равновесие в этой области.

Пуританская культура является крайним выражением христианства в вопросах тела и секса. Корни этой культуры восходят к истокам европейской культуры, ее расцвет приходится на период английской буржуазной революции, возникновения пуританского движения, а позже его реставрации в викторианской Англии. Эта культура в наибольшей степени была принята мещанством, что совпало с его пониманием труда, оппозицией против аристократического Олимпа. Она подтверждала право собственности. Пуританская культура надолго задержала развитие сексуальной культуры, исследования тиражировали многочисленные стереотипы и ошибочные представления, оказывавшие влияние на целые поколения (онанистический комплекс, страх перед поллюциями, принудительное сексуальное воздержание, подавление и вытеснение сексуальных потребностей). Психоанализ описал последствия, которые следовали из пуританства, их влияние на психическую жизнь. Может быть, в этом и состоит его наибольшая заслуга. Взгляды пуританских врачей дают о себе знать и сегодня. Многие сексуальные неврозы вытекают из ложных представлений о сексе.

Пуританство отбросило сексуальную культуру и арс аманди Запада на много лет назад. В Польше оно имело меньшее влияние, ибо национальные традиции здесь были иными, а влияние католицизма более сильное. Однако можно найти многочисленные проявления этого влияния в мещанской среде. В истории Польши это ярко проявилось на переломе XIX и XX вв. Ныне круг его весьма ограничен.

 

 

Репрессивные культуры

В мозаике различных сексуальных культур мира есть культуры, в которых секс всячески подавляется. Такие культуры противоположны оргиастическим культурам. Правда, репрессивные культуры встречаются редко, второстепенны по отношению к современным эротическим обычаям, однако они существуют во всех уголках мира. Для примера рассмотрим репрессивный секс в ирландской общине в Гелтечтеч (Инис Биг), используя материалы исследований, проведенных в 70-е годы XX в. американским антропологом Д. Мессенджером.

Данная община находится на маленьком острове вблизи Ирландии, всего в ней 71 дом, дома расположены в четырех селениях, где живут 350 человек. На острове есть почта, школа, два магазина, медицинские учреждения, предприятие по производству одежды и т. д. Отсутствие порта заставляет жителей на лодках доставлять товары с кораблей на землю. Хозяйство в основном опирается на скотоводство, земледелие, рыболовство, туризм, жители получают государственные дотации. Социальная культура жителей острова определяется семейными связями. Особый вес имеет здесь священник, интеллигенция. Все население глубоко верующее (католики). Значимость моральных принципов постоянно подчеркивается.

Большинство браков — дело рук родителей. При этом они не спрашивают согласия детей. К моменту заключения брака возраст мужчины в среднем достигает 36 лет, женщины — 25. Задача семьи сводится к экономическим и прокреативным функциям, любовь рассматривается как нечто второстепенное. Образ жизни мужчины и женщины резко отличается: как до, так и после брака мужчины в основном проводят время в мужском обществе, женщины среди женщин. Типичная семья имеет 7 детей. Жизнь мужчины более разнообразна, чем женщины. Они ходят на приемы с женами, зимой вечерами играют в карты или совершают прогулки, женщины в основном снимаются работой и домом. Запрет на сексуальное просвещение, ложные стереотипы делают их наивными в сфере секса.

Секс никогда не является предметом бесед. Родители считают, что детям не следует давать никаких советов, а после заключения брака все решается само по себе. Жители не знают основ сексуальной психофизиологии, многие понятия им совершенно не знакомы, например орализм, гомосексуализм, междубедренные контакты, имитирующие половой акт, и т. п. Для женщин месячные являются источником неприятностей, мало кто из них знает о физиологической роли менструации. Большинство девушек не подготовлены к первым месячным, нередко первые месячные становятся причиной психического шока. Господствует представление, что угасание функций женского организма вызывает психические нарушения. Оргазм как таковой женщинам не известен. По мнению мужчин, сексуальные контакты ослабляют организм. Довольно распространенной формой нейтрализации сексуальных потребностей мужчин является мастурбация как в добрачный период, так и в браке и в зрелом возрасте. Сексуальные контакты до свадьбы запрещены, за этим строго следят. В сексуальном сожительстве предварительные ласки ограничены поцелуями и грубоватыми ласками нижней части тела, в частности ягодиц. Инициативу всегда проявляет муж. Применяется лишь классическая позиция. Партнеры не снимают белья. Мужчина, быстро достигнув оргазма, отворачивается от жены и засыпает.

Запрещена нагота, физиологические процессы не обсуждаются. Они трактуются как сексуальные. На острове не распространены пошлые анекдоты, прижимания во время танцев. Сексуальная репрессия держит на определенной дистанции мужчин и женщин, они разделены даже в играх и в танце. Дочери и сыновья в одной семье играют отдельно, ходят в школу отдельно, работают с родителями того же пола, что и они. Любовь в семье редко проявляется внешне, редки также ласки и целование детей, их редко даже кормят грудью. Любой интерес к сексу подлежит наказанию. Наказания чаще всего следуют словесные или физические, определяют их близкие или дальние родственники. Среди жителей существует большой страх перед осмеянием, сплетнями, позором, что ограничивает общие дружеские контакты, даже помолвленные пары стремятся избегать совместных прогулок, чтобы не давать повода к сплетням.

Вступление в брак в позднем возрасте, наличие большого числа старых дев и старых холостяков объясняется не только репрессивным сексом, но и способом наследования в Ирландии. Старший сын должен ждать, пока отец будет готов завещать наследство. Отцы неохотно уступают сыновьям землю, хозяйство. Часто они меняют свои симпатии, переносят свое расположение от одного сына к другому, рассчитывая на лучшее отношение к себе в старости. Матери выражают недовольство невестками, боясь утратить свое положение хозяйки в доме и потерять расположение сына.

Неудивительно, что тридцатилетние мужчины, крепко осевшие в родном доме, имеющие заботливую мать, не спешат принять на себя супружескую и сексуальную ответственность. Женщины же с беспокойством думают о браке в молодом возрасте. Многие из них стремятся эмигрировать. Суровые обычаи, большие требования к жене и матери, невозможность разводов приводят к тому, что к решению выйти замуж девушки приходят весьма мучительно.

Усиливающаяся эмиграция молодежи с этого острова кроме экономических причин имеет и нравственные причины: молодые не принимают пуританские обычаи и закосневшие традиции. Не последнюю роль в этом играют и контакты с туристами, укрепляющие решение искать счастье в другом месте.

Среди жителей острова 29% остаются неженатыми. Это вынужденное безбрачие, в частности у мужчин, связано с частой мастурбацией, алкоголизмом, агрессивностью, что является одним из наиболее распространенных способов разрядки сексуальной фрустрации человека. Авторы данного исследования, Д. Мессенджер и его жена, в течение многих лет собирали материалы, пользуясь различными методами: беседы, наблюдения, записи на магнитофон, интервью у представителей службы здравоохранения. Отмечалось, например, что большую роль в жизни населения острова играет местный священник. Он стоит на страже старых традиций, стремится вести борьбу с алкоголизмом, ограничивать влияние новых обычаев, привозимых туристами или реэмигрантами.

В чем причины такой репрессивной сексуальной культуры, сохранившейся во второй половине XX в.? Ученые, как это часто бывает, имеют различные точки зрения на сей счет. Одни подчеркивают влияние исторических факторов на обычаи ирландцев, в частности янсенизма, который способствовал тому, что ирландцы деторождение считают постыдной необходимостью, а женщины трактуют секс как нечто темное, опасное. Другие исследователи указывают на характер семейных традиций в Ирландии. По их мнению, в ирландской семье центральной фигурой является мать, которая прививает мальчикам настороженное отношение к женщине. Отцы же занимают химерическую позицию, они часто оказываются не способными к нормальной семейной жизни, проявляют подчеркнуто негативное отношение к женщинам, женственности, что может отражать скрытые гомосексуальные тенденции. Психоаналитики считают, что в ирландской семье среди мужчин распространен комплекс Эдипа и мазохистские тенденции.

На жителей острова влияют несколько факторов, ведущих к репрессивной сексуальной культуре: сильное воздействие священника



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: