Компонентный состав установки и функции каждого компонента




Глава 2

Практические основы создания и использования

Установки как инструмента управления

Процессом развития речевого умения

Компонентный состав установки и функции каждого компонента

В первой главе была показана ведущая роль установки в управлении процессом развития речевого умения. На наш взгляд, реализация основных функций управления становится возможной благодаря наличию в установке ряда компонентов, каждый из которых оказывает весьма специфическое воздействие на формирование личности учащихся и те психические процессы, которые связанны с развитием речевого умения.

Таким образом, задачами данного параграфа являются:

а) описать компонентный состав установки и показать специфику функционирования каждого компонента в целях управления речевыми высказываниями учащихся;

б) дать краткий анализ компонентного состава установок в современных учебниках и учебных пособиях по английскому языку.

Итак, представим наше понимание компонентного состава установки, особенности каждого компонента и их возможности в плане управления речевыми высказываниями учащихся.

Рассмотрим эти компоненты.

1. Первым компонентом установки, роль которого часто недооценивают, должен быть условно называемый нами мотивационный. Мотивационный компонент предваряет непосредственное указание на проблему обсуждения и речевое действие, которое потребуется выполнить учащимся в ходе упражнения. Он служит для того, чтобы побудить учащихся к высказыванию. Мотивированная готовность высказаться появляется у ученика в случае, если установка соотносится с его личным опытом, контекстом деятельности, чувствами и эмоциями, желанием, интересами, склонностями, его мировоззрением и т.д. Только в этом случае ученик будет высказываться из чисто человеческой заинтересованности в ситуации общения, создаваемой учителем на уроке, а не по обязанности его как ученика.

«Реальная жизнь языка, – как отмечает Е.И. Пассов, – это и есть реальная жизнь личности в постоянном её обращении к себе и другим людям». Поэтому единственно продуктивный путь вызова мотивации, в частности коммуникативной, лежит через свойства конкретной личности. Личностные свойства человека тесно связаны с его речевой деятельностью. Покажем на примерах, как может происходить опора на личный опыт и интересы учащегося.

Пример 1.

Ivan says that he has no problems with his parents because there is a pact between them. What kind of pact it is and how it helps him to get along with his parents?…

Пример 2.

Sasha, as far as we know, you enjoy reading and listening to music. Recently you have taken up tennis. You are good at studying. How do you manage to find time for everything? …

Подобные мотивационные компоненты установки, включающие обращение и вводную конструкцию (во втором примере), не только позволяют сблизить учителя с учениками и вызвать их взаимное расположение, но и вызвать заинтересованность всех окружающих в личности адресата, в его делах, одновременно привлекая внимание учащихся к проблеме обсуждения (проблеме поколений в первом случае и проблеме умелого планирования дня во втором случае), призывая учеников разделить их отношение. Использование вопросов активизирует мыслительную деятельность учащихся, заставляет их задуматься о своем опыте в решении указанных проблем.

Таким образом, исходной функцией первого компонента является мотивирование речевого действия.

2. В качестве второго компонента установки следует выделять содержательный компонент. Он служит для того, чтобы «ввести» учеников в проблему (плавно подвести к проблеме), «обрисовать» ситуацию, которая будет сформулирована в дальнейшем в виде речемыслительной задачи.

В этом плане важным представляется рассмотреть понятия «проблема» и «ситуация». Проблему мы понимаем как способ организации предметного содержания общения. Именно проблемы общения отражают все сферы жизни человека, все области его деятельности и поэтому значимы для человека и соотнесены с его внутренним миром, например: «Легко ли быть молодым?», «Свободное время: для чего или от чего?» и т.п. Проблемы (в отличие от тем) не имеют окончательного решения: каждый обучающийся решает их для себя сам. А поскольку отношение к проблемам у людей разное, то и обсуждение актуализирует всю систему взаимоотношений участников обсуждения, обеспечивая естественную мотивированность общения.

Содержание проблемы составляет определенная совокупность предметов обсуждения. Е.И. Пассов выделяет 10 предметов обсуждения: событие (общественное); поступок (личный); общеизвестный факт, установленный объективно; факт, не отражающийся на других людях; понятие; объективная сентенция, годная не для всех случаев жизни; спорное субъективное утверждение; массовое явление; «ненормальное» положение вещей, состояние; «ненормированное» поведение, отражающееся на других людях. Поскольку предметы обсуждения инвариантны, можно выявить предметное содержание интересующей нас проблемы, выбрать наиболее важные и, соответственно, включить их в упражнения в качестве содержательной основы для высказываний.

«Любой предмет обсуждения, с которым общающийся сталкивается актуально, служит поначалу стимулом к речевой деятельности: он накладывается на контекст деятельности общающихся и, если он личностно значим, то возникает ситуация как система взаимоотношений». То есть ситуация, вырастает на содержательной почве проблемы, являясь порождением взаимодействия индивидуальностей в общении. Одна и та же ситуация может наполняться содержанием различных проблем. Таким образом, «проблема есть содержательная основа ситуации; проблема – явление логического порядка, ситуация – психологического» (Пассов, 2006; с.145, с.48).

Вслед за Е.И. Пассовым мы определяем ситуацию как универсальную форму функционирования процесса общения, существующую как интегративная динамическая система социально-статусных, ролевых, деятельностных и нравственных взаимоотношений субъектов общения, отражённая в их сознании и возникающая на основе взаимодействия ситуативных позиций общающихся.

В свое время А.А. Леонтьев выдвинул плодотворную идею о том, что, изменяя те или иные факторы ситуации, можно управлять высказываниями учащихся и направлять их. Эта идея может быть реализована при условии четкого представления об инструментарии управления, который содержится не в ситуации (там ничего, кроме взаимоотношений нет), а в ситуативной позиции (Пассов, 2006).

Из вышеизложенного можно заключить, что ситуация как система взаимоотношений не рождается произвольно. Учащимся нужно задать определенные ситуативные позиции; сама же ситуация возникает и будет функционировать на их основе, а это, при управляемом обучении, позволяет заранее планировать (программировать) необходимые ситуации.

Наличие проблемности и ситуативности в первых двух компонентах установки обеспечивает естественную мотивированностьобщения. Это происходит за счет того, что эти компоненты установки могут содержать в себе сведения, факты, цифры и т.д., имеющие познавательную ценность для учащихся. Используя материалы газет, журналов, радио, телевидения, учитель даёт новую информацию уже в самой установке, которая выступает как средство приобретения знаний, средство удовлетворения познавательных интересов учащихся, средство получения общих сведений о жизни в стране и т.п. Здесь представляется важным сочетание вербального канала получения информации (экспозиция – речевая задача) с визуальным (статистические данные, иллюстрации, опоры), о чём мы будем говорить в связи с четвертым компонентом установки.

Следует особо отметить, что мотивационный и содержательный компоненты установки, как и их наполнение, взаимозависимы и взаимопроникаемы. Их разделение происходит только гипотетически, так как в контекст деятельности ученика, как и любого члена общества, входят не только явления действительности, события, в которых он участвует лично, но также и те, очевидцем которых он становится благодаря средствам массовой информации. Поэтому диапазон контекста деятельности ученика довольно широк: он складывается из его собственного контекста деятельности, контекста деятельности школы, города, страны, планеты. Причем иногда событие, совершившееся в какой-либо точке планеты, волнует ученика не менее, чем событие в его личной жизни или жизни класса.

Приведем пример установки, где эти два компонента слиты воедино, как и в реальном высказывании, где содержание интегрировано. Заметим, по форме выражения мотивационный и содержательный компоненты установки могут быть представлены в виде утверждения, размышления, серии вопросов, обращения и т.д.

Пример 3.

In his well-known novel "Fathers and sons" I.S. Turgenev raised the problem of the generation gap the causes of which according to the great Russian writer are: selfishness, misunderstanding and disrespect. And today? Do the causes remain the same today? How long will the war between the generations last? …

В данной части установки, выраженной в виде мотивационного и содержательного компонентов, проблема заявляется на основе произведения И.С. Тургеньева «Отцы и дети», в которой она находит свое отражение. Перечисление причин разрыва связи (возникновения разногласий) между поколениями оказывает воздействие на эмоционально-чувственную сферу учащихся и подготавливает их к восприятию установки. Использование учителем серии вопросов, в том числе риторического (последний вопрос), передает классу определенную систему идей. Таким образом, интеграция мотивационного и содержательного компонентов мотивирует учащихся к высказыванию, воздействуя на его эмоционально-чувственную сферу и заставляет обратиться не только к своим знаниям указанного художественного произведения, но и к своему личному опыту в области разрешения указанной проблемы.

Взаимосвязь мотивационного и содержательного компонентов установки позволяет усилить воздейственность на учащихся, как показано в следующем примере.

Пример 4.

Bullying is a serious problem in many countries. About ten young people commit suicide every year in England alone, simply because they are victims of bullying. Bullies rely on three things: firstly no one tells, secondly no one stands up for you and thirdly no one steps in if you need help. Can we stop the bullies? No doubt, we can and we must.

В этом примере, учитель не только демонстрирует свою осведомленность в проблеме обидчиков и задир, но и акцентирует внимание на важности решения этого вопроса. Это, безусловно, оказывает требуемое воздействие на учащихся. Повтор слов bullies и bullying, а также словосочетаний that no one придает речи определенный ритм, повышает общую экспрессию, создаёт естественную мотивацию учащихся к высказыванию.

Вопросно-ответный ход, примененный в данной установке «оживляет» её, помогает установить контакт с учащимися, создаёт атмосферу взаимопонимания и доверительности. Выдвигая вопрос, учитель ненавязчиво активизирует процесс размышления присутствующих, а затем сам на него отвечает, не предлагая, однако, решения проблемы, а оставляя право внести свои предложения учащимся. При использовании вопросно-ответной структуры высказывания учитель как бы переходит к разговору с классом. В целом следует подчеркнуть, что наличие вопросов в мотивационном и содержательном компонентах установки оживляет изложение, придаёт ему динамичность, живость, выразительность. Вопросно-ответное построение легче воспринимается и побуждает к разговору.

Таким образом, исходная функция управления мотивационного и содержательного компонентов - мотивационная. В первом компоненте мотивация происходит за счет обращения к личному опыту учащихся, их мировоззрению и др., во втором компоненте мотивация происходит за счет наличия проблемности и ситуативности. Помимо этого следует констатировать наличие производной функции, которая присуща первым двум компонентам установки, а именно функция воздействия. В мотивационном компоненте установки воздействие происходит в большей степени на эмоционально-чувственную сферу учащихся, а в содержательном компоненте установки происходит вызов эмоционального отношения к предмету обсуждения.

3. Третьим (центральным) компонентом установки должен быть, по нашему мнению, деятельностный компонент, задача которого – направить учащихся на выполнение определенного речевого действия (т.е. данный компонент содержит указание на то, какое речевое действие должен выполнить ученик – прокомментировать ситуацию, объяснить свой выбор, аргументировать свою точку зрения и др.). Наличие указания на речевое действие очень важно. Оно позволяет задать рамки, в которых учащимся следует действовать.

В реальном процессе коммуникации человек вступает в общение не столько для того, чтобы сообщить другому какую-либо информацию, а в целях воздействия на собеседника и влияния на него в нужном направлении. Поэтому в учебном процессе каждое высказывание ученика должно представлять собой личностное отношение к объекту мысли. Для этого учителю необходимо смоделировать речемыслительную задачу и включить ее в установку. Целесообразно еще раз обратиться к словам Д.Б. Эльконина, упомянутым ранее (см. Главу 1 §1), согласно которым основное отличие речевой задачи от всяких других задач заключается в том, что её цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект.Реализация учеником речевой установки впроблемной ситуации предполагаетнесколько этапов. Во-первых, – этопонимание речевой установки, сформулированной учителем.Во-вторых,– это «принятие» данной задачи учеником,если она поставлена перед ним учителем. Она должна решаться учеником длясебя, она должна быть личностно-значима,понятна и принята к решению. В-третьих, – ее реализация должнавызывать эмоциональное переживание (лучше, если это – удовлетворение,а не досада, неудовлетворенность собой и т.п.).

Когда перед учащимися возникает какая-либо речевая задача, они обдумывают, как, каким путем эта задача может быть решена, т.е. обдумывают тактическую линию своего речевого поведения. Например, для решения стратегической задачи доказать, что поведение одноклассника несовместимо с общепринятыми нормами поведения, учащемуся потребуется объяснить, как он понимает эти нормы, оценить поведение одноклассника с точки зрения этих норм, сравнить его поведение с поведением других учащихся, объяснить, почему его поступки неприемлемы для установления нормальных взаимоотношений в классе; поинтересоваться, что думают по этому поводу другие одноклассники. Все эти промежуточные тактические задачи являются важными шагами в общем построении доказательства. Количество их и качество зависит от мыслительных и речевых возможностей человека, но не в меньшей степени – и от его умения общаться, то есть умения осуществлять стратегию и тактику общения.

Речемыслительные задачи должны быть смоделированы таким образом, чтобы они обеспечивали реализацию таких речевых функций как сообщение, одобрение, осуждение, объяснение и убеждение, расположенных по нарастанию коммуникативной динамики (Царькова, 1980). Каждая из данных речевых функций является стратегической линией, которую говорящий реализует в процессе речевой деятельности.

Покажем на примерах трехкомпонентных установок, содержащих мотивационный, содержательный и деятельностный компоненты, наличие разных речевых задач, (добавленных к ранее приведенным установкам).

Пример 5.

In his well-known novel "Fathers and sons" I.S.Turgenev raised the problem of the generation gap the causes of which according to the great Russian writer are selfishness, misunderstanding and disrespect. And today? Do the causes remain the same today?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: