Музей и наследие в информационном обществе. Компьютерные технологии в сфере сохранения и трансляции культурного наследия и в деятельности современного музея.





Современные информационные системы и их применение в музее. КАМИС: функции и характеристики. Музейные сайты, виртуальные экспозиции и мультимедиа продукты Создание электронной экспозиций или web-каталог. Информационные системы для посетителей и их роль в интерпретации наследия. Компьютерные системы обеспечения жизнедеятельности музея и охраны культурных ценностей. Функции службы информационного обеспечения музея.. Сохранение культурного наследия в информационном обществе. Виртуальные музеи и музеи виртуальных объектов.

 

В середине 20 века в мире происходит информационный кризис: объем информации постоянно растет, а средств для ее обработки мало. Эта проблема коснулась и музеев, которые начали использовать информационные системы ля обработки различной информации.

В начале 90-х гг. группой разработчиков была создана КАМИС - современная музейная информационная система, обеспечивающая решение широкого круга музейных задач: учет и хранение, каталогизация, подготовка выставок и экспозиций и т.п.

Возможности системы:

· Ведение картотек музейных предметов, частных лиц и организаций, имеющих отношение к музейным предметам (авторов, хранителей, изготовителей и т.д.), выставок, литературы, использование иерархических справочников;

· Получение по различным запросам как текстовой, так и графической информации из картотек и справочников в виде каталогов, списков, инвентарных карточек и т.п.;

· Ведение электронной копии книг поступления и инвентарных книг, вывод их на печать;

· Организация сквозного учета приема, выдачи и движения музейных предметов вне и внутри музея, оформление актов приема и выдачи;

· Оформление протоколов фондово-закупочной комиссий, реставрационных и атрибуционных советов.

· Отслеживание местонахождения музейных предметов, ведение топографических описей;

· Проведение сверок наличия предметов;

· Подготовка данных для статистических отчетов.

КАМИС представляет собой совокупность Автоматизированных рабочих мест (АРМ): хранителей, научных сотрудников и работников отдела учета, объединенных в единую систему.

В научных и фондовых отделах система используется для описания, систематизации и получения сведений о музейных предметах, подготовки печатных изданий и интернет-представлений коллекции, а так же для оформления ряда учетных документов.

В отделе учета система КАМИС обеспечивает выпуск всего необходимого пакета учетных документов, получения справок и статистической отчетности.

В процессе оформления различных учетных документов отслеживается юридический статус музейных предметов (предметы временного или основного хранения, предметы, возвращенные владельцу), а так же их местонахождение.

В системе КАМИС предусмотрена фиксация описаний музейных предметов как на момент их поступления в музей на временное или постоянное хранение, так и на момент создания и утверждения инвентарного описания – то есть система формирует и хранит электронные копии инвентарных книг и книг поступления.

В настоящее время установка КАМИС требует остаточно больших финансовых вложений, поэтому не все музеи могут себе позволить такую программу. Существуют некоторые другие системы, имеющие схожие возможности (НИКА, АС-Музей).

 

Внедрение мультимедийных и интерактивных технологий в музейное пространство - тема, всё больше набирающая популярность. И как любая растущая отрасль, имеет ряд моментов, о которых ведутся жаркие споры.

Важно не увлекаться технологиями ради технологий, привлекать внимание, но не отвлекать посетителя от музейного предмета.

Музей, вставший на путь использования мультимедиа-технологий, не всегда оказывается доволен результатами этого выбора. В основном недовольство возникает из-за ошибок, которые проистекают из не совсем верного сценария применения мультимедиа, из-за восприятия технологических средств как самоцели, а не как инструмента.

 

Среди основных ошибок, совершаемых при технологической модернизации музея можно выделить следующие:

1. Приобретение музеем разрозненного оборудования без удобной системы управления;

2. Уделение недостаточного внимания контенту, т.е. наполнению;

3. Визуальная дисгармония с экспозицией, несвязанность интерактивных мультимедийных инсталляций с общим художественным замыслом экспозиции.

 

Только при преодолении этих ошибок технологии могут действительно реализовать поставленные музеем задачи.

Безусловно, важно и соблюдение очень многих условий конкретной экспозиции: возраст основной аудитории, среднее количество посетителей, пространственные возможности залов.

Разные идеи для разных посетителей музея

Особенно важны такие факторы, как тип экспозиции и тип посещения.

В музеях с богатой, исторически ценной экспонатурой (в особенности это касается художественных музеев) внимание посетителя полностью сосредоточено на предмете. Главное, что может понадобиться посетителю (в отсутствие экскурсовода) - это дополнительная информация об экспонате. Вариант с мобильными приложениями может отвлекать внимание от предмета, возможно, более уместна будет либо электронная этикетка к предмету, либо, для более глубокого изучения - «зоны погружения», находящиеся в музее отдельно от экспозиции. Это комфортные автоматизированные рабочие места, красиво оформленные и содержащие в наглядной форме все предусмотренные методистами музея пласты информации об экспозиции - для заинтересованного посетителя, а также более игровой познавательный контент - для детской аудитории.

В научно-технических, познавательных музеях, в музейно-информационных центрах, напротив, использование интерактивных инсталляций непосредственно в экспозиции, может быть уместно и крайне увлекательно для посетителей!

Что касается типа посещения, то здесь сценарии интерактивных инсталляций могут различаться для группового, семейного и индивидуального посещения.

 

Экскурсионные группы является во многих музеях России основным источником посетителей. В этом случае подходящими мультимедиа-решениями могут стать отдельно выделенные кинозоны, интерактивные мультитач-столы с заданиями для всей группы, передвижные терминалы, лабиринты и т.д.

Говоря о семейном посещении с детьми, важно помнить о возможностях создания в музее экспозиционных зон (в том числе и с применением мультимедиа) «с высоты ребёнка», с возможностью интерактивного взаимодействия (потрогать, выдвинуть, открыть и т.д.).

Индивидуальному же посетителю зачастую приходится сталкиваться с проблемой «информационного одиночества» в музее. Если посетителю не к кому обратиться за получением интересующей информации, он либо ищет эту информацию потом в Интернете, либо забывает о своём вопросе. Но ведь в музей приходят не только за информацией, но и за подлинностью, за атмосферой. Поэтому у посетителя должна иметься возможность погрузиться в изучение предмета на территории музея. Помимо зон погружения не стоит забывать о таком важном средстве преподнесения информации, как аудиоинсталляции. Это не только привычные аудиогиды, но и стационарные наушники-аудиоэтикетки рядом с витриной или с объектом, погружающие посетителя в определённую эпоху/тему.

Аудиоэтикетка - одна из многочисленных форм рассказа о музейном предмете

 

Чем мультимедиа может помочь музею:

При выполнении всех условий концептуальной обоснованности мультимедийных средств, их грамотном сочетании друг с другом и с экспозицией, технологии могут действительно помочь музею, а именно:

1) Добавить в восприятие впечатление

При общей информационной загруженности общества, яркая подача информации об экспонате или музейной теме в виде авторских инсталляций с применением мультимедиа-технологий позволяет оставить в памяти больше впечатлений о предмете и в целом создать более заинтересованное ощущение от посещения музея.

2) Запоминающимся и наглядным образом показать те предметы, которые вживую показать невозможно

Есть масса экспонатов, которые сложно или невозможно показать посетителю в реальности (т.к. хранятся в фондах/ утеряны/слишком маленького или большого размера и т.д.). Здесь на помощь приходят видеомэппинг, голографические витрины, и другие инсталляции. То же касается и рассказа о процессах, которые невозможно смоделировать в условиях музейного пространства.

3) Донести в наглядной форме разную информацию для разной аудитории

Профессиональный экскурсовод не будет одинаково вести рассказ для старшеклассников и малышей, для профессионалов и любителей, для тех, кто пришёл в музей первый раз и тех, кто хочет услышать что-то новое. То же касается и мультимедийных инсталляций индивидуального использования. Каждый может выбрать себе тот контент, который наиболее соответствует его интересам.

Для групп посетителей с ограниченными возможностями есть варианты интерактивных инсталляций с подъёмным механизмом, с задействованием тактильных ощущений, с использованием азбуки Брайля и др.

4) Осуществлять коммуникацию с посетителем

На входе в музей с помощью навигационных систем посетителю можно подсказать, где и какие экспонаты он может увидеть, в какие часы работает музей, и другую справочную информацию.

А ещё можно привести пример Музея Первой мировой войны (г. Ипр). Здесь уже коммуникация проходит сквозь всю экспозицию. В начале посещения гостю выдаётся браслет. По этому браслету:

1. осуществляется вход и выход через турникеты,

2. активизируется информация на киосках около витрин,

3. вся активизируемая информация отправляется потом на электронную почту в виде pdf-файла.

Музей при этом получает базу данных своих посетителей и взаимное общение может быть продолжено!

5) Представлять музей во внешнем мире

Мультимедиа-инсталляции могут стать неплохим подспорьем в рекламном и маркетинговом продвижении музея. В конкуренции за посетителя музеи участвуют в различных культурных мероприятиях и мобильные выставочные комплексы помогают сделать это участие более ярким и полным.

Мультимедиа - это совсем не только «экраны и тач-панели», а разнообразный, яркий инструмент, который при умелом обращении обогатит музейную экспозицию, а самое главное, усилит интерес посетителя к теме экспозиции.

Интерактивные инсталляции в музее - это лишь часть общей картины. Важно гармоничное сочетание многих элементов - мультимедиа, интерактив, свет, звуковое сопровождение, дизайн интерьера, инфографика - всё должно быть собрано в единую картину.

Возьмём, к примеру, мультимедийную экспозицию «Вселенная воды». Мультимедиа-технологии, составляющие основу экспозиции, сочетаясь с оформлением интерьера, с подсветкой, звуковым сопровождением - показывают нам настоящий мир воды - изменчивый, красочный, масштабный.

И чтобы такая «единая картина» складывалась так, как нужно - требуется участие разных специалистов, а также экспертов со стороны музея. Тогда разрозненные исходные данные будут превращены в яркие музейные концепции, которые, в свою очередь, дадут жизнь обновлённой экспозиции в музее.

 

Виртуальный музей (вебсайт-музей) — тип веб-сайта, оптимизированный для экспозиции музейных материалов. Представленные материалы могут быть из самых разных областей: от предметов искусства и исторических артефактов до виртуальных коллекций и фамильных реликвий. Виртуальные музеи за счёт применения интернет-технологий предлагают решение таких традиционных музейных проблем, как хранение, безопасность, обеспечение широкого, быстрого и лёгкого доступа к экспонатам.

В отличие от простых коллекций фотографий, виртуальный музей характеризуется такими возможностями, как наличие виртуального тура и расширенными поисковыми возможностями для нахождения и классификации экспонатов.

Первые музеи в виде веб-сайтов стали появляться в Интернете в 1991 году. Сначала виртуальные музеи были сайтами реальных музеев, но вскоре стали появляться и персональные вебсайт-музеи. Первый персональный вебсайт-музей, назвавший себя таковым, появился в 1994 году.

Виртуальный музей Канады объединяет коллекции более 2500 канадских музеев, Европейский виртуальный музей — намного беднее и охватывает лишь доисторический период Европы.

В 2001 году ICANN выделил специальный домен высшего уровня — .museum.

В 2014 году Минкультуры России были опубликованы технические рекомендации по созданию виртуальных музеев, определяющие критерии отнесения веб-сайта к категории виртуальных музеев для получения государственной поддержки, а также, содержащие ряд рекомендаций по использованию технологий для представления предметов музейного фонда и недвижимых объектов культурного наследия. Наиболее полная коллекция виртуальный музеев представлена на портале Культура.РФ.

 

 





Читайте также:
Технические характеристики АП«ОМЕГА»: Дыхательным аппаратом со сжатым воздухом называется изоли­рующий резервуарный аппарат, в котором...
Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как...
Образование Киргизкой (Казахской) АССР: Предметом изучения Современной истории Казахстана являются ...
Производственно-технический отдел: его назначение и функции: Начальник ПТО осуществляет непосредственное...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.019 с.