Технология проблемно-диалогического обучения




Современные подходы в обучении младших школьников

 

Мельникова О.В., учитель начальных классов

Современная школа находится в поисках модернизации содержания образования, адекватного потребностям общества. Модернизация начального обучения связана с новым статусом младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Долгое время в школе использовались репродуктивные методы, согласно которым учитель сам рассказывал, а ученики только запоминали и воспроизводили материал.

В настоящее время важно, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию.

Все в большей степени на роль концептуальной основы модернизации отечественного образования претендует компетентностный подход. При этом он часто противопоставляется «Зуновской» парадигме, доминировавшей в отечественной педагогике на протяжении ряда десятилетий, и соотносится с теми социальными преобразованиями, которые диктуют новые целевые установки в образовании: воспитание успешного человека, востребованного на рынке труда. Во многом такое резкое отрицание обучения, в основе которого доминирует знаниевая составляющая, обусловлено информационным взрывом, который заставляет переосмыслить роль знания.

В плане адаптации человека к новым условиям становится важным не только наличие самого знания, но и овладение технологиями, позволяющими найти оптимальный способ его получения.

Понимая сложившуюся в образовании ситуацию и принимая в целом компетентностный подход, следует найти компромисс между традиционным образованием с доминированием ценности знания и образованием на основе компетентностного подхода с доминированием ценности способности личности адаптироваться к современному миру.

Компетентностный подход ориентирует на построение процесса сообразно результата образования: в учебную программу или курс изначально закладываются отчетливые и сопоставимые параметры описания (дескрипторы) того, что ученик будет знать и уметь «на выходе».

Технология личностно-ориентированного обучения предполагает реализацию как компетентностного, так и деятельностного подхода в обучении младших школьников. Процесс учения- это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

Деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте: будь это система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова или любой современный учебно-методический комплект (УМК) традиционной системы: «Школа 2100», «Начальная школа ХХI века», «Гармония», «Школа России» и другие. Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а совместной, коллективной деятельности.

Процесс обучения есть всегда обучение деятельности – либо предметно-практическим действиям (например, простейшим трудовым действиям, практическому общению на уроках русского языка), либо умственным действиям. Обучать деятельности – значит делать мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен просто «натренировать» ребенка в выполнении каких-то операций, приемов. Эти операции должны быть учеником осмыслены и приняты, он должен уметь самостоятельно выбирать наиболее подходящие приемы решения учебных задач, а в идеале – находить свои собственные, не встречавшиеся в его деятельности способы действий.

Реализуя на уроках данные подходы, педагог должен понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Актуально формирование умений самоорганизации учебной деятельности учащихся. Для совершенствования процессов формирования умений самоорганизации следует использовать методы, позволяющие компенсировать и корректировать процесс овладения младшими школьниками умениями самоорганизации учебной деятельности. В связи с этим эффективно использовать в работе активные методы обучения, такие как проблемные, включающие в себя постановку проблемной ситуации, частично-поисковые, эвристические, а также учебный диалог. Эффективными являются интерактивные методы, когда внимание учитель акцентирует на творческий поиск и на самостоятельное решение определенной проблемы.

Я работаю по образовательной программе «Школа 2100».

На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях проблемном обучении и психологии творчества разработала технологию проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предметном содержании в любой ступени. В частности она реализуется в образовательной системе «Школа 2100».

Общеизвестно, что основными образовательными целями учебного процесса являются знания – понимаемая и воспроизводимая научная информация, умения – применяемые на практике знания, навыки - автоматизированные действия. Цель «знания» достигается двумя этапами учебного процесса: введением и воспроизведением нового материала. Умения формируются на этапе решения задач и выполнения упражнений. Навыки вырабатываются путем многократного повторения действий (например, на этапе устного счета или чистописания).

Этап введения знаний организуется посредством методов - определенных сочетаний заданий, приемов, вопросов. Именно он является наиболее сложной (и творческой) частью подготовки к уроку. Возможно, поэтому метод введения знаний (или методов обучения) являются одной из наиболее исследуемых дидактических категорий.

В настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию. Поэтому «классическая» постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее. Возможны три принципиально разных выхода:

1) учитель лично заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему;

2) учитель сам осознает противоречия и формулирует проблему;

3) учитель диалогом побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать проблему.

Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

Существует три основных метода постановки учебной проблемы:

- побуждающий от проблемной ситуации диалог;

- подводящий к теме диалог;

- сообщение темы с мотивирующим приемом.

Рассмотрим это на практике.

Урок русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова».

Практическое задание – выделить корень в слове мухоловка (ученица выделяет корень – 1).

Учитель:

- Нет. В слове два корня: мух- и лов-.

Дети испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации).

Два мнения – осознание противоречия. Кто прав? Сколько корней в слове мухоловка? (Учебная проблема как вопрос).

 

Урок русского языка во 2 классе.

Тема «Почему одно и то же слово написано и с большой, и с маленькой буквы?»

Учитель: Ребята, читая книгу, я увидел, что слово лев написано с маленькой буквы, а потом встретил слово «Лев», написанное с большой буквы. Могло ли так быть? А может, это опечатка в книге?

- возникает проблемная ситуация.

 

Тема «Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы».

Учитель: Что написано на доске?

жила, Вовы, ручная, у, ворона.

- Это предложение? (возникновение проблемной ситуации).

- А можно из этих слов составить предложение? Как? (учебная проблема как вопрос)

- Чем сегодня будем заниматься на уроке? (учебная проблема как тема урока).

 

Урок математики в 3 классе по теме «Умножение на двузначное число».

Учитель:

- Найдите площадь прямоугольника со сторонами 56 см и 21 см (Испытывают затруднение. Возникает проблемная ситуация).

- Вы смогли выполнить задание? (Нет)

- В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? (побуждение к осознанию противоречия)\- Мы таких примеров не решали.

- Какова тема нашего урока?

- Умножение на двузначное число (учебная проблема как тема урока).

 

Урок природоведения. 2 класс. Тема «Природные часы, календарь и компас».

Учитель: Представьте себе, что мы оказались на необитаемом острове. Как нам узнать время без часов? Каким календарем пользоваться? Как определить направление? Могут ли погодные условия (например, облака) помешать определить нам время и направление? Сформулируйте тему урока (учебная проблема как тема урока).

 

Тема «Что изображают на картах». 2 класс

Учитель: Я предлагаю сегодня на уроке отправиться в путешествие по карте полушарий. В этом походе нам потребуется одежда, обувь, туристские принадлежности. Транспорт, на котором мы будем передвигаться, вы будете выбирать сами.

- Что мы должны научиться делать, чтобы решить поставленную задачу? (открытие нового знания).

 

Уроки «Прекрасное рядом с тобой» всегда сопровождаются проблемными вопросами.

- Как можно передать звуки природы в искусстве?

- Что может наш голос?

- Может ли живопись «зазвучать»?

- Может ли искусство изображать повседневную жизнь?

- Что такое «живая» природа? А «мертвая»?

- Что нам может рассказать народный костюм?

Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, поскольку является:

- результативной – обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности;

- здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытие» знаний.

Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю. Почему?

- Во-первых, проблемно-диалогическое обучение призвано решать задачи развития познавательной самостоятельности учащихся в творческо-поисковой деятельности.

- Важнейшая особенность проблемно-диалогического обучения состоит в том, что учащимся не сообщаются знания в готовом виде, а перед ними ставится проблема для ее самостоятельного разрешения. Это, во-вторых.

- В-третьих, в процессе творчески-поисковой работы учащиеся становятся с методом науки, развивает умственные способности, учатся самостоятельно мыслить.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: