Особая процедура расследования и рассмотрения дел о террористических преступлениях также существует в Италии и Испании.
Так, в целях эффективной борьбы с террористической деятельностью и мафиозной преступностью в Италии законодатель предусматривает регламентированное уголовно-процессуальным и административным правом использование особых способов расследования. Такими способами могут быть как использование агентов-провокаторов, так и отсрочка вынесения в отношении их постановления о задержании или об аресте их имущества с целью наибольшего сбора материалов для расследования. В любом случае, ввиду чрезвычайной деликатности такого рода операций, законность их проведения определяется целым рядом недвусмысленных условий, предусмотренных законом. Среди них в первую очередь следует назвать предварительное согласие магистрата. Подобные меры предусмотрены исключительно для определенной категории преступлений и исчерпывающим образом перечислены в Законе. Это - вымогательство, незаконное лишение свободы лица с целью вымогательства выкупа, торговля оружием и наркотиками, а также отмывание денег.
Касаясь процессуальных вопросов, следует отметить, что в последнее время намечается тенденция к централизации расследования дел о терроризме и организованной преступности. Создаются полицейские и прокурорские органы, наделенные особой компетенцией по их расследованию. Наряду с Департаментом общественной безопасности Министерства внутренних дел функционирует Дирекция антимафиозных расследований (DIA). Ее основная задача - обеспечение координированного с судебной полицией развития расследований и профилактики совершения мафиозных преступлений. Речь в данном случае идет о новом "межсиловом" органе, представляющем объединение трех национальных полицейских структур.
|
Кроме того, в настоящее время в структуру прокуратуры Италии входят антимафиозные дирекции округов и Национальная антимафиозная дирекция. Первые существуют в каждой прокуратуре каждого округа Республики и состоят из судей, имеющих специальный профессиональный опыт работы с террористическими и мафиозными преступлениями. Таким образом, всякое расследование, касающееся террористических и мафиозных преступлений, не распылено по 161 обычной прокуратуре, а сконцентрировано в 26 прокуратурах, находящихся в центре каждого округа. Национальная антимафиозная дирекция образована в рамках Генеральной прокуратуры при Кассационном суде Рима. Возглавляет ее Национальный антимафиозный прокурор. Он координирует действия 26 антимафиозных окружных прокуроров, не занимаясь самостоятельным расследованием. Но в случае невозможности или неэффективности такой координации он может сам непосредственно осуществлять расследование, передав дела для изучения из прокуратуры какого-либо округа в вышестоящую инстанцию. Кроме того, судьи Национальной антимафиозной дирекции при необходимости могут быть командированы в округа с целью успешного проведения расследования.
Процессуальная особенность расследования и рассмотрения дел о террористических актах в Испании предусматривается Органическим законом от 26 декабря 1984 г. "О борьбе с вооруженными бандитскими формированиями и террористическими элементами", состоящим из четырех глав.
|
В частности, третья глава содержит нормы процессуального характера, часть которых касается деятельности и прерогативы трибуналов. В компетенцию их входит рассмотрение дел о преступлениях, совершенных вооруженными бандитскими формированиями и террористическими группами. Другая часть посвящена применяемым нормам о возможности (она предусмотрена положениями ст.55-2 гл.5 "О приостановлении прав и свобод", раздела первого "Об основных правах и обязанностях" Конституции 1978 года) временного ограничения некоторых основных прав граждан, вовлеченных в сферу расследования преступлений, совершенных вооруженными бандитскими формированиями и террористическими группами. Согласно ст.55-2 Конституции "органический закон может определить форму и случаи, когда в индивидуальной форме при обязательном судебном вмешательстве и соответствующем парламентском контроле в п.2 ст.17 и п.2 и 3 ст.18 права могут быть приостановлены в отношении определенных лиц в связи с проведением соответствующего расследования деятельности вооруженных банд или террористических элементов".
В соответствии с п.2 ст.17 Конституции предварительное заключение не может длиться дольше, чем это необходимо для выяснения всех обстоятельств дела, и в любом случае - не более 72 часов, по истечении которых задержанный должен быть либо освобожден, либо передан судебным властям. Но при совершении террористических преступлений или преступлений, совершенных бандитскими формированиями, срок предварительного заключения, на основании ст.13 Закона от 26 декабря 1984 г., может быть продлен до семи суток.
|
При аналогичных обстоятельствах, на основании судебного постановления и в интересах следствия, возможны проникновение правоохранительных органов в жилище или его обыск с целью задержания подозреваемых лиц или обнаружения вещественных доказательств. В этих же целях может осуществляться контроль со стороны следственных органов за корреспонденцией, в том числе почтовой, телеграфной и телефонной, причастных к преступлению лиц. Судебный контроль за ней может быть введен сроком до трех месяцев (ст.16 и 17 Закона). Данные положения являются законными, несмотря на то, что п.2 и 3 ст.18 Конституции декларируют, что жилище является неприкосновенным и гарантируется тайна корреспонденции.
Органами, расследующими и рассматривающими дела о преступлениях, предусмотренных этим же Законом, являются Центральный следственный орган и Национальный суд (ст.11 Закона). Это специальные органы, находящиеся в системе судов общей юрисдикции и расположенные в Мадриде. Центральный следственный орган и Национальный суд, состоящий из трех судей, привлекаются к работе во всех случаях, касающихся упрощенного (ускоренного) производства, предусмотренного уголовно-процессуальным законом.
Упрощенная процедура заключается в том, что дела о терроризме являются первоочередными и должны быть рассмотрены в суде через 90 дней после возбуждения уголовного дела. Если преступление совершено с использованием полиграфических средств, радиовещания или любого другого средства, облегчающего публикацию, судья по жалобе прокурора должен вынести постановление о предварительном закрытии виновных учреждений, изданий, а если этого требуют обстоятельства, - о конфискации и опечатывании орудий преступления (помещения, механизмы и т.п.). Окончательное решение должно быть им утверждено или отменено в трехдневный срок, прокурор и заинтересованные стороны должны быть об этом извещены. Решение может быть обжаловано в пятидневный срок (ст.21 Закона).
Это положение весьма важно. Статья 20 Конституции позволяет единственное покушение на свободу прессы: секвестр на публикацию на основании судебного распоряжения. Отличная от закрытия средств распространения, эта мера, по мнению испанского юриста Арройо Запатеро, конституционно сомнительна. Статьи 19, 20 и 22 Закона расширяют область применения норм, касающихся предварительного заключения и не предусмотренных Конституцией. Предварительное приостановление деятельности организаций и автоматизм временного приостановления осуществления служебной или государственно-служебной деятельности обвиняемого предвосхищают наказание и предшествуют привлечению к уголовной ответственности.
Вывод
Необычная по своей жестокости и порой бессмысленности природа террористических преступлений, как представляется, должна повлечь за собой применение особой процедуры их расследования и предупреждения. "Терроризм отражает культ насилия и способствует его развитию, давая ему преимущество перед правовыми, социальными методами разрешения конфликтов в обществе.
Это лишний раз убеждает нас, что особая опасность, которую представляют террористические акты, должна повлечь и особую процедуру расследования и рассмотрения дел о терроризме. В конечном счете такая мера позволит государству оградить, а впоследствии освободить своих граждан от угрозы совершения новых террористических актов.
Список литературы
1. Меньших А.И. Особенности расследования и рассмотрения дел о террористических преступлениях // "Журнал российского права", N 2, февраль 2004 г.
2. Крил Ф. Борьба с терроризмом. – М., 2005.
3. Ordonance relative a l'enfance dеlinquante // Code pеnal. P.: Dalloz, 2006.
4. Французская Республика. Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 2008.
5. Cuesta Jose L., dea. Traitement juridique du terrorisme en Espagne. Revue de science criminelle et de droit pеnal comparе. 2007. N 3. P. 602.
6. Круглый стол журнала "Государство и право". Терроризм: психологические корни и правовые оценки // Государство и право. 2007. N 4.