Особенности субъекта и объекта в гуманитарных науках
Философское исследование гуманитарных наук предполагает прежде всего выявление характерных черт и особенностей субъекта и объекта гуманитарного знания.
В. Дильтей Философией жизни | Э. Бетти Современная герменевтика | М. Вебер (в противовес Дильтею) | П. Рикер (герменевтика) | М. М. Бахтин |
Предметомпознания «наук о духе»является жизнь. Понятие «жизни» близко понятиям духовной жизни человека и истории, в которой действует человек, наделенный разумом, эмоциями и волей | Предметом гуманитарного исследования является продукт человеческого духа, поэтому в объекте гуманитарных наук уже заложено активное начало субъекта, создавшего этот объект. | Предметом историко-социальных наук является социальное действие. | Социальные науки - все дисциплины, изучающие человека и общество, включая лингвистику, социологию, историю и юриспруденцию. Социальное действие - исходный предмет исследования всех этих дисциплин. | Предмет гуманитарных наук — выразительное и говорящее бытие. Это бытие никогда не совпадает с самим собою и потому неисчерпаемо в своем смысле и значении. |
Вопрос о свойствах субъекта познания:
Философией жизни В. Дильтей | Герменевтика М. Хайдеггер и Г. Гадамер | Структурализм |
В естественных науках субъект познания сводится к познающему разуму. | Ставится вопрос об историческом характере субъекта познания. Не просто целостный человек, а человек определенной исторической эпохи, несущий в себе все ее основные традиции, рассматривается в качестве субъекта познания. | Структурализм не пытается представить субъекта познания отдельным человеком, со всеми присущими ему индивидуальными чертами Познавательная деятельность не является процессом, зависящим от воли, желания и индивидуальных качеств субъекта познания. |
Исследование в области гуманитарных дисциплинтребует от человека не только размышления, но и эмоционального переживания, поэтому субъектом познания в «науках о духе» является не отдельно взятая мыслительная способность, а целостный человек. | Историческая ограниченность субъекта познания, предопределенность его взглядов менталитетом той эпохи, к которой он принадлежит, является главной чертой субъекта познания в гуманитарных науках. | Направление мысли человека задается бессознательными структурами, напоминающими априорные формы И. Канта. Структуры (= парадигмы индивидуальной деятельности) сводят на нет индивидуальные познавательные усилия человека. Устами субъекта познания высказываются бессознательные структуры, в то время как сознательные цели и мотивы являются лишь видимостью. |
|
Проблема объективности гуманитарного знания.
Наука стремится к объективному знанию. Объективным считается знание, независимое от индивидуальных качеств субъекта познания.
Гуманитарное знание имеет ярко выраженные признаки субъективности: оно зависит от способностей, опыта и других персональных качеств познающего субъекта à вопрос о том, можно ли достичь объективности в гуманитарных дисциплинах.
à проблема объективности гуманитарного знания сводится к вопросу о том, являются ли гуманитарные дисциплины наукой.
|
Две основные тенденции:
Герменевтика | Структурализм |
Полностью преодолеть субъективность в гуманитарных науках нельзя. | Гуманитарные науки могут стать науками, только перестав быть гуманитарными. |
Однако ее можно ограничить путем использования общенаучных методов исследования. |
ОБЪЯСНЕНИЕ И ПОНИМАНИЕ. СООТНЕСЕНИЕ С ЦЕННОСТЯМИ
Вопрос об объективности гуманитарного знания наиболее остро встает при исследовании специфических методов познания, применяемых в гуманитарных науках.
Философия жизни
В рамках философии жизни в качестве метода познания, характерного для гуманитарных дисциплин, было выделено понимание.
М. М. Бахтин
· Понимание - видение смысла, но не феноменальное, а видение живого смысла переживания и выражения, видение внутренне осмысленного, так сказать, самоосмысленного явления.
Герменевтика
П. Рикер: между объяснением и пониманием нет конфликта.
· В строгом смысле слова только объяснение является методом, поскольку логические формы объяснения интерсубъективны по своему характеру.
· Субъективное и интуитивное понимание должно базироваться на методе объяснения: на структурно-функциональном анализе, обобщении, выявлении причинно-следственных связей. «Больше объяснять, чтобы лучше понимать».
Неокантианство:
В. Виндельбанд и Г. Риккерт (Баденская школа неокантианства) полагали:
· у человека есть два рода познавательного интереса: интерес к общему и закономерному (генерализирующий метод) и интерес к индивидуальному и не повторимому (индивидуализирующий метод).
|
· Генерализирующим методом в основном пользуются науки о природе, а индивидуализирующим - науки о культуре.
· индивидуальные факты, являющиеся фундаментом исторических исследований, выбираются и оцениваются историком. Отбор фактов, оценка их значимости происходит на основании их соотнесения с императивами культуры, имеющими значение не для одного человека, а для множества людей и в этом смысле обладающими всеобщим характером. à Соотнесение с ценностями не является субъективной оценкой историка, поскольку ценности имеют универсальный характер.
М. Вебер
· Необходимо разграничивать два акта — отнесение к ценности и оценку: отнесение к ценности превращает наше индивидуальное впечатление в объективное (общезначимое суждение), оценка не выходит за пределы субъективности. Ценность как установку той или иной исторической эпохи, как свойственное данной эпохе направление интереса à объективна.
· Науки о культуре должны быть так же свободны от оценочных суждений, как и науки естественные.
Истина в гуманитарных науках
Классическое понимание истины, говорящее о соответствии знания действительности, не согласуется со спецификой предмета гуманитарных наук. Для гуманитарных дисциплин «действительностью», подлежащей изучению, является и историческое событие, и произведение искусства, и литературный текст, и мифологический образ.
Герменевтика Г. Гадамер | М. Хайдеггер |
Исходной установкой является историчность субъекта познания, его зависимость от культурно-исторической среды, в которой он живет. Предрассудки, авторитет и традиции являются конкретным выражением исторических условий. Поэтому их невозможно полностью устранить, как предполагали просветители. | Понимает истину в духе философов-досократиков - самораскрытие бытия, как алетейю (от греч. — несокрытость, непотаенность). |
Наоборот, следование традиции, опора на неустранимые предрассудки и авторитет не удаляют, а приближают к истине субъекта познания в гуманитарных науках. | Он видит в бытии человека (экзистенции) рупор, через который говорит о себе истина бытия. Истина бытия дает о себе знать прежде всего через экзистенцию поэтов. Только в подлинной поэзии раскрывается истинный смысл бытия. |
Анализ текста – основа гуманитарного познания.
Важнейшая форма анализа текста — выявление ценностно-мировоззренческих предпосылок гуманитарного знания, особенно тех, которые скрыты, явно не представлены в содержании текста. Скрытое, подразумеваемое содержание, ценностно-мировоззренческие принципы, историко-культурный и иные аспекты формулируются при анализе явно, становятся центральным объектом исследования, оценки и выбора.