Фрагмент урока по методике преподавания математики. ФИО, группа




УМК «Школа России», М.И. Моро

Класс: 3 (1 ч.), стр.9

 

Тип урока: «Урок формирования умений»

Тема: «Решение составных задач»

 

Цель: Совершенствовать умение решать составные задачи.

Задачи:

1. Повторить знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи.

2. Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи и строить модель задачи.

3. Формировать умения составлять план решения задачи;рассуждать от данных к вопросу и наоборот; строить умозаключение; устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.

4. Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений и составлять ответ.

5. Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления обратной задачи.

Оборудование: презентация

 

Задача:

Юра нашел 16 грибов, а Витя на 6 грибов меньше. Сколько всего грибов нашли мальчики?

Тип задачи: Нетиповая.

1 вид простой задачи: Задачи на уменьшение числа на несколько единиц в прямой форме.

Юра нашел 16 грибов, а Витя на 6 грибов меньше. Сколько грибов нашел Витя?

2 вид простой задачи: Задачи на нахождение суммы двух чисел.

Юра нашел 16 грибов, а Витя 10. Сколько всего грибов нашли мальчики?

 

 

Ход урока:

Этап урока Содержание урока Оформление доски/Презентации
Подготовительный этап (Обработка умения решать простые задачи) Задачи: -Повторить знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи. -Давайте вспомним то,что уже изучали. Для этого устно решим следующие задачи:   Маляр покрасил в одной квартире 6 дверей, а в другой 4. Сколько дверей покрасил маляр? -Сколько маляр покрасил дверей в первой квартире? (6) -Сколько покрасил в другой квартире? (4) -Чтобы узнать сколько всего дверей покрасил маляр какое действие нужно выполнить? (сложение) -Верно. Какое выражение у нас получится? 6+4=10(дв.)-всего покрасил маляр. -Мы ответили на вопрос задачи?(да)   -Прочитаем следующую задачу и решим ее: Мама купила 20 ванильных глазированных сырков, это на 4 сырка больше, чем шоколадных глазированных сырков. Сколько шоколадных глазированных сырков купила мама? -Сколько было ванильных глазированных сырков? (20) -Что еще сказано в условии?(Мама купила ванильных сырков на 4 сырка больше, чем шоколадных) -Что это значит?(шоколадных сырков мама купила на 4 меньше, чем ванильных.) -Что нужно найти?(Сколько шоколадных глазированных сырков купила мама) Составим схему: Чтобы узнать сколько шоколадных глазированных сырков купила мама какое действие мы выполним? (Вычитание) -Верно. Какое выражение у нас получилось? 20 – 4 = 16 (с.)-шоколадных глазированных сырков купила мама. -Что мы напишем в ответе? (16 шоколадных глазированных сырков купила мама) -Молодцы!   -Прочитаем внимательно следующую задачу: «У Коли 6 мячиков, у Саши 3 мячика». -Можно ли этот текст назвать задачей?(нет) -Что нужно сделать, чтобы этот текст стал задачей? (Для того чтобы этот текст стал задачей, необходимо к этому условию добавить вопрос) -Какой вопрос может быть в этой задаче? (Сколько всего мячей было у мальчиков) -Составим схему к задаче: -Молодцы. Давайте решим эту задачу. -Сколько мячей было у Коли? (6) -А сколько мячей было у Саши? (3) -Как найти сколько всего мячей было у мальчиков? (Нужно сложить количество мячей Коли и количество мячей Саши) -Какое выражение получим? 6+3=9(м.)-всего было у мальчиков. -Какой будет ответ?(Всего у мальчиков было 9 мячей) -Верно!   Схему рисуем на доске   Схема на доске
1. Решение задачи: · Чтение и осознание текста задачи. · Выделение структурных компонентов задачи. · Построение модели задачи. Задачи: o Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи и строить модель задачи. -Ребята, откройте учебник на странице 9 и прочитайте «про себя» задачу под № 6. -Кто прочитает задачу вслух? -О чем идет речь в задаче? (О Юре и Вите, которые собирали грибы) -Что мы знаем про Юру? (Он собрал 16 грибов) -Что мы знаем про Витю? (Он собрал на 6 грибов меньше) -Что нам нужно узнать? (Сколько всего грибов нашли мальчики) -Что еще нам нужно узнать помимо главного вопроса? (Сколько грибов собрал Витя) -Верно! Для того,чтобы лучше понять ситуацию,происходящую в задаче, нам нужно изобразить ее на схеме. Как вы думаете,какая схема подойдет к нашей задаче?       (Подойдет 2 схема) -Объясните,почему не подходят первая и третья схемы?(Потому что в первой схеме показано,что Витя собрал на 6 грибов больше,а по условию задачи он собрал на 6 грибов меньше. А третья схема не подходит,потому что не хватает данных) -Верно! А теперь попробуйте пересказать задачу по схеме, сохраняя все существенные подробности. (Юра нашел 16 грибов, а Витя на 6 грибов меньше. Сколько всего грибов нашли мальчики?)     Схемы на доске.
2. Поиск пути решения задачи. Составление плана решения. Задачи: o Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от вопроса к данным; строить умозаключение;     o устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку. -Можем ли мы сразу же ответить на вопрос задачи? (Мы не можем сразу же ответить на вопрос задачи) -Для начала составим план решения.   - Каков главный вопрос задачи? (Сколько всего грибов собрали мальчики) -Какие два числа нужно знать,чтобы ответить на этот вопрос? (Количество грибовсобранных Юрой и Витей отдельно) -Какое из этих двух чисел мы уже знаем? (Количество грибов,которые собрал Юра. Их 16) А какое число мы пока что не знаем? (Количество грибов,которые собрал Витя) -Но что нам известно о Количестве грибов,собранных Витей? (Что их на 6 грибов меньше,чем тех,что собрал Юра) -Какие два числа нам нужны для того,чтобы найти количество Витиных грибов? (Количество грибов Юры- их 16,и у Вити на 6 грибов меньше) -Найдем это число,будем его знать,а так же мы знаем,что Юра собрал 16 грибов. Сможем ли мы ответить на главный вопрос? (Да, мы сможем ответить на главный вопрос)   Одновременно строим «Дерево рассуждений»: Составим план решения задачи: -Сначала узнаем сколько грибов собрал Витя. Что для этого нужно сделать?(Для этогоиз количества грибов, которые собрал Юра вычтемразницу между количеством грибов Юры и Вити) -Когда это число будет известно,найдем общее количество грибов. Что для этого нужно сделать? (Сложить количество грибов, которое собрал Юра и количество грибов, которое собрал Витя)   На доске «Дерево рассуждений»
3. Записи решения и ответа задачи. Задачи: o Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений. -Во сколько действий можно решить эту задачу? (В 2 действия) -Почему? (Так как в задаче 2 неизвестных) -Давайте запишем первое действие. Какое оно будет? Один ученик пишет на доске, поясняя запись, остальные в тетради. 1) 16-6=10 -10 чего? (Грибов) 1) 16-6=10 (гр.)- Количество грибов,которые собрал Витя -Что мы нашли в первом действии? (Количество грибов,которые собрал Витя) -Верно. После скобки поставим тире и запишем пояснение к действию. -Какое будет второе действие? 2) 16+10=26(гр.)- Общее количество грибов -Чему равно? (26) -Что мы нашли во втором действии? (Общее количество грибов,которые собрали мальчики) -Запишем пояснение ко второму действию. -Мы записали решение по действиям. Как еще можно было записать решение? (Одним выражением) -Какая тогда будет запись? Выберите верную: А) 16-(16+6) Б) 16+(16-6) В) 16+(16+6) Запишите верное выражение в тетрадь: 16+(16-6)=26 (гр.)- Всего собрали мальчики На доске выполняется решение учеником.
4. Проверка полученного решения. Исследование решения. Задачи: o Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления задачи, обратной данной. -Прежде чем напишем ответ к задаче, давайте проверим верно ли мы ее решили. -Составим обратную задачу. Как мы ее получим? (Изменим условие и вопрос). -Составим новую схему, изменив условие и вопрос: -По схеме составьте текст обратной задачи: «Юра и Витя собрали всего 26 грибов. Из них Юра собрал 16 грибов,а остальные собрал Витя. На сколько грибов меньше собрал Витя, чем Юра?» -Решим данную задачу. -Что известно из первого предложения задачи? (Что всего мальчики собрали 26 грибов) -Прочитаем второе предложение, что мы узнаем из него? (Что Юра собрал 16 грибов) -Что нам нужно узнать? (На сколько грибов меньше собрал Витя,чем Юра) -Мы можем сразу же ответить на этот вопрос? (Нет). Почему? (Нам неизвестно сколько грибов собрал Витя) -Что мы можем найти, зная общее количество грибов и количество грибов, которое собрал Юра? (Количество грибов, которое собрал Витя) -Зная количество грибов,которое собрал Юра и количество грибов, которое собрал Витя,что мы найдем?(На сколько грибов Витя собрал меньше,чем Юра) -Тогда мы ответим на вопрос задачи? (Да)   Одновременно стоим дерево рассуждений: Далее по этой схеме самостоятельно составьте план решения и решите задачу:   -Проверьте,так ли вы записали действия: 1) 26-16=10 (гр.)- Количество грибов,которое собрал Витя 2) 16-10=6 (гр.)- на столько грибов меньше собрал Витя. Ответ: На 6 грибов меньше собрал Витя, чем Юра. -Посмотрите на первую задачу и на вторую, что мы видим? (Получили 6 грибов,что соответствует данному первой задачи) -О чем это говорит? (Что решение и ответ были найдены верно) -Правильно.Теперь можно записать ответ к исходной задаче: Ответ:Всего мальчики собрали 26 грибов.   Схема на доске   На доске «Дерево рассуждений»     На доске «Дерево рассуждений» с проставленными действиями   На доске написано решение


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: