УМК «Школа России», М.И. Моро
Класс: 3 (1 ч.), стр.9
Тип урока: «Урок формирования умений»
Тема: «Решение составных задач»
Цель: Совершенствовать умение решать составные задачи.
Задачи:
1. Повторить знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи.
2. Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи и строить модель задачи.
3. Формировать умения составлять план решения задачи;рассуждать от данных к вопросу и наоборот; строить умозаключение; устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.
4. Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений и составлять ответ.
5. Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления обратной задачи.
Оборудование: презентация
Задача:
Юра нашел 16 грибов, а Витя на 6 грибов меньше. Сколько всего грибов нашли мальчики?
Тип задачи: Нетиповая.
1 вид простой задачи: Задачи на уменьшение числа на несколько единиц в прямой форме.
Юра нашел 16 грибов, а Витя на 6 грибов меньше. Сколько грибов нашел Витя?
2 вид простой задачи: Задачи на нахождение суммы двух чисел.
Юра нашел 16 грибов, а Витя 10. Сколько всего грибов нашли мальчики?
Ход урока:
Этап урока | Содержание урока | Оформление доски/Презентации |
Подготовительный этап (Обработка умения решать простые задачи) Задачи: -Повторить знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи. | -Давайте вспомним то,что уже изучали. Для этого устно решим следующие задачи:
Маляр покрасил в одной квартире 6 дверей, а в другой 4. Сколько дверей покрасил маляр?
-Сколько маляр покрасил дверей в первой квартире? (6)
-Сколько покрасил в другой квартире? (4)
-Чтобы узнать сколько всего дверей покрасил маляр какое действие нужно выполнить? (сложение)
-Верно. Какое выражение у нас получится?
6+4=10(дв.)-всего покрасил маляр.
-Мы ответили на вопрос задачи?(да)
-Прочитаем следующую задачу и решим ее:
Мама купила 20 ванильных глазированных сырков, это на 4 сырка больше, чем шоколадных глазированных сырков. Сколько шоколадных глазированных сырков купила мама?
-Сколько было ванильных глазированных сырков? (20)
-Что еще сказано в условии?(Мама купила ванильных сырков на 4 сырка больше, чем шоколадных)
-Что это значит?(шоколадных сырков мама купила на 4 меньше, чем ванильных.)
-Что нужно найти?(Сколько шоколадных глазированных сырков купила мама)
Составим схему:
![]() ![]() | Схему рисуем на доске Схема на доске |
1. Решение задачи: · Чтение и осознание текста задачи. · Выделение структурных компонентов задачи. · Построение модели задачи. Задачи: o Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи и строить модель задачи. | -Ребята, откройте учебник на странице 9 и прочитайте «про себя» задачу под № 6.
-Кто прочитает задачу вслух?
-О чем идет речь в задаче? (О Юре и Вите, которые собирали грибы)
-Что мы знаем про Юру? (Он собрал 16 грибов)
-Что мы знаем про Витю? (Он собрал на 6 грибов меньше)
-Что нам нужно узнать? (Сколько всего грибов нашли мальчики)
-Что еще нам нужно узнать помимо главного вопроса? (Сколько грибов собрал Витя)
-Верно!
Для того,чтобы лучше понять ситуацию,происходящую в задаче, нам нужно изобразить ее на схеме.
Как вы думаете,какая схема подойдет к нашей задаче?
![]() | Схемы на доске. |
2. Поиск пути решения задачи. Составление плана решения. Задачи: o Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от вопроса к данным; строить умозаключение; o устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку. | -Можем ли мы сразу же ответить на вопрос задачи? (Мы не можем сразу же ответить на вопрос задачи)
-Для начала составим план решения.
- Каков главный вопрос задачи? (Сколько всего грибов собрали мальчики)
-Какие два числа нужно знать,чтобы ответить на этот вопрос? (Количество грибовсобранных Юрой и Витей отдельно)
-Какое из этих двух чисел мы уже знаем? (Количество грибов,которые собрал Юра. Их 16)
А какое число мы пока что не знаем? (Количество грибов,которые собрал Витя)
-Но что нам известно о Количестве грибов,собранных Витей? (Что их на 6 грибов меньше,чем тех,что собрал Юра)
-Какие два числа нам нужны для того,чтобы найти количество Витиных грибов? (Количество грибов Юры- их 16,и у Вити на 6 грибов меньше)
-Найдем это число,будем его знать,а так же мы знаем,что Юра собрал 16 грибов. Сможем ли мы ответить на главный вопрос? (Да, мы сможем ответить на главный вопрос)
Одновременно строим «Дерево рассуждений»:
![]() ![]() | На доске «Дерево рассуждений» |
3. Записи решения и ответа задачи. Задачи: o Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений. | -Во сколько действий можно решить эту задачу? (В 2 действия) -Почему? (Так как в задаче 2 неизвестных) -Давайте запишем первое действие. Какое оно будет? Один ученик пишет на доске, поясняя запись, остальные в тетради. 1) 16-6=10 -10 чего? (Грибов) 1) 16-6=10 (гр.)- Количество грибов,которые собрал Витя -Что мы нашли в первом действии? (Количество грибов,которые собрал Витя) -Верно. После скобки поставим тире и запишем пояснение к действию. -Какое будет второе действие? 2) 16+10=26(гр.)- Общее количество грибов -Чему равно? (26) -Что мы нашли во втором действии? (Общее количество грибов,которые собрали мальчики) -Запишем пояснение ко второму действию. -Мы записали решение по действиям. Как еще можно было записать решение? (Одним выражением) -Какая тогда будет запись? Выберите верную: А) 16-(16+6) Б) 16+(16-6) В) 16+(16+6) Запишите верное выражение в тетрадь: 16+(16-6)=26 (гр.)- Всего собрали мальчики | На доске выполняется решение учеником. |
4. Проверка полученного решения. Исследование решения. Задачи: o Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления задачи, обратной данной. | -Прежде чем напишем ответ к задаче, давайте проверим верно ли мы ее решили.
-Составим обратную задачу. Как мы ее получим? (Изменим условие и вопрос).
-Составим новую схему, изменив условие и вопрос:
![]() ![]() ![]() | Схема на доске На доске «Дерево рассуждений» На доске «Дерево рассуждений» с проставленными действиями На доске написано решение |