Наименьшие допускаемые Диаметры осей колесных пар при выпуске вагонов из ремонта




Оглавление.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ..................................................................................................................................................... 2

2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О КОЛЕСНЫХ ПАРАХ И ИХ ЭЛЕМЕНТАХ........................ 2

3. ВИДЫ, СРОКИ, ПОРЯДОК ОСМОТРА И ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР................. 4

4. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КОЛЕСНЫМ ПАРАМ В ЭКСПЛУАТАЦИИ.............................. 6

5. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КОЛЕСНЫМ ПАРАМ ПРИ ВЫПУСКЕ ВАГОНОВ ИЗ РЕМОНТА 8

6. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КОЛЕСНЫМ ПАРАМ И ИХ ЭЛЕМЕНТАМ ПРИ РЕМОНТЕ.. 9

7. РАСПРЕССОВКА КОЛЕС С ОСЕЙ............................................................................................................................. 11

8. ОБРАБОТКА ПОДСТУПИЧНЫХ ЧАСТЕЙ НОВЫХ И СТАРОГОДНЫХ ОСЕЙ................................... 11

9. ПЕРЕТОЧКА ОСЕЙ III ТИПА В ОСИ РУ1Ш......................................................................................................... 11

10. РАСТОЧКА НОВЫХ И СТАРОГОДНЫХ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ КОЛЕС.................................................. 12

11. ЗАПРЕССОВКА ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ КОЛЕС НА ОСИ.................................................................................. 12

12. ОПРОБОВАНИЕ НА СДВИГ СТУПИЦ КОЛЕС.................................................................................................. 17

13. ОБТОЧКА ПОВЕРХНОСТЕЙ КАТАНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ КОЛЕС................................................. 17

14. ОБРАБОТКА ШЕЕК И ПРЕДПОДСТУПИЧНЫХ ЧАСТЕЙ ОСЕЙ............................................................ 17

15. СВАРОЧНЫЕ И НАПЛАВОЧНЫЕ РАБОТЫ...................................................................................................... 18

16. ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЕСНЫХ ПАР ИЗ НОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ............................................................. 18

17. ДЕФЕКТОСКОПИРОВАНИЕ КОЛЕСНЫХ ПАР............................................................................................... 18

18. ПРОВЕРКА И ПРИЕМКА КОЛЕСНЫХ ПАР....................................................................................................... 19

19. МАРКИРОВАНИЕ И КЛЕЙМЕНИЕ КОЛЕСНЫХ ПАР И ИХ ЭЛЕМЕНТОВ......................................... 19

20. ОКРАСКА КОЛЕСНЫХ ПАР...................................................................................................................................... 21

21. ИСКЛЮЧЕНИЕ КОЛЕСНЫХ ПАР ИЗ ИНВЕНТАРЯ...................................................................................... 21


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Инструкция распространяется на колесные пары вагонов железных дорог широкой ко­леи (за исключением колесных пар специальных ваго­нов, а также моторных и прицепных вагонов электро-и дизель-поездов). Ею определяются порядок и сроки осмотра, освидетельствования и ремонта колесных пар, а также устанавливаются нормы и требования, кото­рым они должны удовлетворять при осмотре, освиде­тельствовании, ремонте и формировании.

1.2. В соответствии с Правилами технической экс­плуатации железных дорог Союза ССР (ПТЭ) каждая колесная пара должна удовлетворять требованиям на­стоящей Инструкции, выполнение которой обязательно для всех работников, связанных с осмотром, освиде­тельствованием, ремонтом, формированием и подкаткой колесных пар под вагоны.

1.3. Освидетельствование, ремонт и формирование колесных пар, а также полная ревизия букс с ролико­выми подшипниками должны производиться в пунк­тах, имеющих соответствующее оборудование и разре­шение на выполнение этих работ.

1.4. Каждая колесная пара должна иметь на оси четко поставленные знаки о времени и месте формиро­вания и полного освидетельствования, а также клейма о приемке ее при формировании. Кроме того, на эле­ментах колесной пары должны быть знаки и клейма, установленные соответствующими стандартами и тех­ническими условиями.

Годные к эксплуатации колесные пары, поставленные по импорту, а также сформированные на заводах и в вагоноколесных мастерских (ВКМ) в период 1957— 1958 гг. и не имеющие приемочных клейм, до поступления их на вагоноремонтный завод (ВРЗ) и в ВКМ эксплуатируются под вагонами на общих основаниях.

1.5. Размеры колесных пар и их элементов при эксплуатации, ремонте и формировании должны соответствовать установленным настоящей Инструкцией нормам, а также чертежам и требованиям стандартов.

1.6. Технология ремонта и формирования колесных пар для вагонных депо (ВЧД). и вагоноколесных мас­терских устанавливается Главным управлением вагон­ного хозяйства (ЦВ МПС), для вагоноремонтных и локомотивно-вагоноремонтных заводов— Главным управ­лением по ремонту подвижного состава и производству запасных частей (ЦТВР МПС), для вагоностроитель­ных заводов — технологическими процессами, приня­тыми на этих заводах.

1.7. Перечень измерительного инструмента и шабло­нов, правила пользования ими, а также порядок ведения учетных и отчетных форм по колесным парам ус­танавливаются МПС.

2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О КОЛЕСНЫХ ПАРАХ И ИХ ЭЛЕМЕНТАХ

2.1. На железных дорогах широкой колеи применя­ются следующие типы вагонных колесных пар:

для вагонов с роликовыми подшипниками (рис. 1, а):

РУ 1-950 с цельнокатаными колесами;

РУ1Ш-950 с цельнокатаными колесами;

РУ-950 с цельнокатаными колесами;

РУ-1050 с цельнокатаными колесами;.

для вагонов с подшипниками скольжения (рис. 1, б):

II 1-950 с цельнокатаными колесами.

Основные размеры вновь формируемых колесных пар приведены в приложении 1.

2.2. Вагонные колесные пары имеют три конструк­ции осей, которые работают с роликовыми подшипника­ми (рис. 2, а, б) и с подшипниками скольжения (рис. 2,в).

Основные размеры новых осей указаны в приложе­нии 2.

2.3. Для установки на станках каждая ось должна иметь на торцах центровые отверстия (рис. 3).

 

2.4. Для восстановления геометрического центра оси и ограничения мест постановки клейм и знаков на тор­цах шеек осей колесных пар с подшипниками скольже­ния наносится контрольная окружность диаметром 100 мм с разбивкой на секторы (рис. 4). Ширина и глубина канавки контрольной окружности должны быть 0,5 мм.

2.5. Колесные пары должны иметь цельнокатаные колеса (рис. 5).

Размеры новых цельнокатаных колес приведены в приложении 3. Посадка цельнокатаных колес на оси прессовая.

Примечание. По варианту узла 1 (см. рис. 5) диаметр D2 внутренней поверхности обода с наружной стороны колеса должен быть меньше диаметра D 3 с внутренней стороны не менее, чем на 5 мм, но в пределах поля допуска.

2.6. Обработанный обод цельнокатаного колеса дол­жен иметь профиль поверхности катания, установлен­ный стандартом (рис. 6).

 

 

Допускается выполнять галтель по штриховой линии

Рис. 2. Типы осей:

 
 

а — роликовая с торцовым креплением гайкой; б — то же с тор­цовым креплением шайбой; в — для скользящих подшипников

Рис. 3. Центровые отверстия осей:

а — для роликовых подшипников: б — для подшипников сколь­жения

 

Рис. 6. Профиль поверх­ности катания обрабо­танного колеса


3. ВИДЫ, СРОКИ, ПОРЯДОК ОСМОТРА И ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР

3.1. Основные положения

3.1.1. Для проверки состояния и своевременного изъятия из эксплуатации колесных пар, угрожающих безопасности движения поездов, а также для контроля за качеством подкатываемых и отремонтированных ко­лесных пар установлена система их осмотра и освиде­тельствования, состоящая из:

осмотра колесных пар под вагонами;

обыкновенного освидетельствования;

полного освидетельствования.

3.1.2. Осмотр колесных пар под вагонами должны производить осмотрщики вагонов, а при текущем отцепочном ремонте вагонов — мастера и бригадиры, Указанные лица должны ежегодно сдавать испытания в знании должностных инструкций.

3.1.3. Обыкновенное и полное освидетельствование колесных пар разрешается производить лицам, испы­танным в знании настоящей Инструкции, технологичес­кого процесса и организации ремонта колесных пар и получившим право на выполнение этих работ.

Лицам, сдавшим установленные испытания, выдает­ся удостоверение по форме, указанной в приложении 4. Проверочные испытания проводятся ежегодно.

3.1.4. Удостоверение на право производства полного и обыкновенного освидетельствования колесных пар должны иметь:

в отделениях дорог — начальники вагонных отделов и их заместители;

в вагонных депо, вагоноколесных мастерских, пунк­тах технического обслуживания, пунктах подготовки ва­гонов к перевозкам — начальники вагонных депо, ваго­ноколесных мастерских, их заместители (в депо, не име­ющих заместителя начальника депо, — старшие масте­ра), приемщики и старшие приемщики вагонных депо, главные инженеры, начальники пунктов технического обслуживания и подготовки вагонов к перевозкам, ма­стера и бригадиры колесных и роликовых цехов, масте­ра и бригадиры по подкатке;

на ремонтных заводах — главные инженеры и их заместители, начальники колесных и роликовых цехов и их заместители, начальники отдела технического контроля (ОТК) и их заместители, главные технологи, технологи, мастера, бригадиры, инспектора и контроле­ры ОТК колесных цехов, инспектора-приемщики ваго­нов;

на вагоностроительных заводах — заводские инс­пектора-приемщики ЦВ МПС.

3.1.5. Прием испытаний и выдачу удостоверений на право производства полного и обыкновенного освиде­тельствования колесных пар осуществляют комиссии в составе:

а) начальника службы вагонного хозяйства или его заместителя (председатель) и помощника дорожного ревизора по безопасности движения поездов по вагон­ному хозяйству.

Комиссия испытывает: начальников вагонных отде­лов и их заместителей, заводских инспекторов-приемщи­ков ЦВ МПС, приемщиков и старших приемщиков ва­гонов, работников ремонтных заводов и колесных мас­терских, а также начальников, их заместителей и глав­ных инженеров вагонных депо;

б) начальника вагонного отдела или его заместителя (председатель) и помощника участкового ревизора по безопасности движения поездов по вагонному хо­зяйству.

Комиссия испытывает работников вагонных депо, за исключением указанных в п. “а”.

3.2. Осмотр колесных пар под вагонами

3.2.1. Колесные пары под вагонами осматривают:

а) на станциях формирования и расформирования поездов с ходу в момент прибытия, после прибытия и перед отправлением;

б) на станциях, где графиком движения поездов пре­дусмотрена стоянка для технического осмотра вагонов;

в) в пунктах подготовки вагонов к перевозкам и пе­ред постановкой в поезд;

г) после крушений, аварий поездов, столкновений подвижного состава, схода с рельсов вагонов с под­шипниками скольжения;

д) при текущем отцепочном и профилактическом ремонтах вагонов и единой технической ревизии пас­сажирских вагонов.

3.2.2. При осмотре колесных пар под вагонами про­веряют:

а) состояние элементов колесных пар;

б) соответствие размеров и износов элементов ко­лесных пар установленным нормам;

в) соответствие типа колесных пар и их размеров грузоподъемности и типу вагона (только при текущем отцепочном ремонте вагонов при условии выкатки ко­лесных пар).

3.3. Обыкновенное освидетельствование колесных пар

3.3.1. Обыкновенное освидетельствование колесных, пар производится при каждой подкатке под вагон, кроме колесных пар, не бывших в эксплуатации после последнего полного или обыкновенного освидетельствования.

3.3.2. При обыкновенном освидетельствовании колесных пар осуществляют:

а) предварительный осмотр колесных пар до очистки с целью лучшего выявления ослабления или сдвига ступиц колес на оси и трещин в элементах;

б) очистку от грязи и смазки;

в) проверку магнитным дефектоскопом шеек и пред-подступичных частей осей колесных пар для подшипников скольжения;

г) проверку магнитным дефектоскопом средней ча­сти оси;

д) проверку ультразвуковым дефектоскопом под-

ступичных частей осей колесных пар для подшипников скольжения;

е) осмотр, а также проверку соответствия размеров и износов всех элементов установленным нормам;

ж) промежуточную ревизию букс колесных пар для роликовых подшипников.

3.3.3. После обыкновенного освидетельствования знаки маркирования и клеймения на колесные пары не наносятся

3.4. Полное освидетельствоваиие колесных пар

3.4.1. Полное освидетельствование производится:

колесных пар для подшипников роли­ковых и скольжения:

а) при формировании и ремонте со сменой элемен­тов;

б) при опробовании ступиц колес на сдвиг на гид­равлическом прессе;

в) при неясности клейм и знаков последнего полного освидетельствования на торце шейки оси;

г) после выполнения допускаемых вырубок волосо­вин, неметаллических включений и других пороков на оси в пределах установленных норм;

д) после крушений и аварий поездов всем колесным парам поврежденных вагонов;

е) при заводском ремонте вагонов;

колесных пар для роликовых подшип­ников:

ж) через одну обточку по предельному прокату или другим неисправностям ободов цельнокатаных колес;

з) при каждой обточке колесных, пар с подшипни­ками на горячей посадке, работавших с редуктором от торца шейки оси, и колесных пар, выкатываемых из-под шестиосных цистерн и шестиосных полувагонов;

и) при полной ревизии букс;

к) после схода вагона с рельсов (колесным парам сошедшей тележки);

л) при первой обточке (а в дальнейшем на общих основаниях) колесным парам формирования заводов Польской Народной Республики (ПНР) до 1972 г. включительно, имеющим клейма “Т/74” в овале, латин­ское “ТОТ”, “48” или латинское “TASKO70”, “70” в ова­ле, и не имеющим на торце левой шейки букв “СВК”;

м) при наличии на поверхности катания ползуна глубиной более 1 мм, навара и неравномерного прока­та более 2 мм у пассажирских вагонов и ползуна более 3 мм — у грузовых.

Примечание. Проверка неравномерного проката произво­дится измерением его в сечении с максимальным износом и с каж­дой стороны от этого сечения на расстоянии до 500 мм,

н) при отсутствии бирки на буксе или неясности клейм на ней, обнаруженных при ремонте или подкатке

колесных пар;

о) при недопустимом грении буксы или повреждении буксового узла, требующего демонтажа букс, а также отказа в работе редукторно-карданного привода от тор­ца шейки оси, требующего демонтажа редуктора;

п) при обнаружении в буксе редукторного масла;

р) при производстве сварочных работ на кузове ва­гона или тележке без соблюдения требований п. 1.7 “Инструктивных указаний по эксплуатации и ремонте вагонных букс с роликовыми подшипниками”;

колесных пар для подшипниковсколь-ж е н и я:

с) при каждой обточке ободов цельнокатаных колес.

3.4.2. Колесные пары, прошедшие в установленном порядке ремонт, формирование или полное освидетель­ствование на ремонтных заводах, в колесных мастер­ских, на заводах промышленности или в вагонных депо и не бывшие в эксплуатации, перед подкаткой под ва­гоны повторному обыкновенному или полному освиде­тельствованию, а также дефектоскопированию эле­ментов не подвергаются.

Примечание. Колесные пары для роликовых подшипников, сформированные или отремонтированные на одних заводах или ремонтных пунктах и полученные для монтажа подшипников дру­гими заводами или ремонтными пунктами, подвергаются осмотру. В этом случае при монтаже букс на левом торце шейки оси нано­сят условный номер пункта, букву “М” и дату производства мон­тажа букс. После монтажа подшипников на бирках таких колес­ных пар наряду с номером оси ставят клейма — условный номер пункта, производившего последнее полное освидетельствование, и дату, а также условный номер пункта, букву “М” и дату производ­ства монтажа букс.

3.4.3. При полном освидетельствовании производят:

а) предварительный осмотр до очистки с целью луч­шего выявления ослабления или сдвига ступицы коле­са на оси и трещин в элементах;

б) демонтаж букс с роликовыми подшипниками на втулочной посадке. Разрешается не снимать с предподступичных частей осей исправные лабиринтные кольца, если колесная пара после демонтажа букс непосредст­венно поступает в ремонт и на монтаж;

в) демонтаж букс с роликовыми подшипниками на горячей посадке без снятия внутренних и лабиринтных колец при условии проверки осей специальным щупом ультразвукового дефектоскопа.

Внутренние и лабиринтные кольца у букс с двумя цилиндрическими подшипниками на горячей посадке снимают при их неисправности, расформировании колес­ных пар, а также при отсутствии специального щупа ультразвукового дефектоскопа.

Примечание. Внутренние кольца цилиндрических ролико­вых подшипников на горячей посадке у колесных пар, сформиро­ванных в ПНР до 1972 г. включительно, не имеющих на торце ле­вой шейки оси букв “СВК”, снимают при первой после формирова­ния обточке поверхности катания колес с постановкой на торце ле­вой шейки оси указанных выше букв. В дальнейшем внутренние кольца снимают у этих колесных пар на общих основаниях.

г) очистку от грязи, смазки и краски;

д) проверку магнитным дефектоскопом шеек и предподступичных частей осей колесных пар с подшипника­ми скольжения, а также с роликовыми подшипниками после снятия внутренних и лабиринтных колец;

е) проверку магнитным дефектоскопом внутренних колец роликовых подшипников на горячей посадке без снятия их с шейки оси.

Шейки и предподступичные части осей, с которых внутренние и лабиринтные кольца не снимались, про­веряют ультразвуковым дефектоскопом со специаль­ным щупом, а надежность посадки внутренних колец на шейке оси — специальным приспособлением;

ж) проверку дефектоскопом средней части оси;

з) проверку подступичных частей осей магнитным дефектоскопом перед запрессовкой или ультразвуковым дефектоскопом, если на колесных парах не производи­лись прессовые работы;

и) осмотр всех элементов колесной пары, а также проверку соответствия их размеров и износов установ­ленным нормам.

3.4.4. После полного освидетельствования на тор­цах шеек осей колесных пар, признанных годными, вы­бивают установленные Инструкцией клейма и знаки.

3.4.5. При обточке поверхности катания колес­ных пар для роликовых подшипников при первом пре­дельном прокате или других неисправностях поверхно - +

ста катания колес, образовавшихся после предыдущего полного освидетельствования, производится обыкновен­ное освидетельствование. На бирке, установленной под болтами крепительной крышки, а также на торце левой шейки оси выбивают знак об обточке в виде буквы “О”, условный номер, присвоенный ремонтному пункту, и дату (кроме колесных пар, которым в соответствии с п. 3.4.1. производится полное освидетельствование при каждой обточке).

4. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КОЛЕСНЫМ ПАРАМ В ЭКСПЛУАТАЦИИ

4.1. В соответствии с ПТЭ запрещается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию в поездах ва­гоны с поперечной трещиной в любой части оси колес­ной пары, а также при наличии следующих износов и повреждений колесных пар[1], нарушающих нормальное взаимодействие пути и подвижного состава:

а) величины проката, толщины гребня, обода коле­са, а также расстояния между внутренними гранями ободов, не соответствующих указанным в табл. 1.

При обнаружении в пунктах формирования и оборо­та пассажирских поездов колесных пар с неравномер­ным прокатом более 2 мм, а у колесных пар с редук­тором от торца шейки оси более 1 мм такие колесные пары надо выкатывать для обточки и полного освиде­тельствования. При необходимости для выявления не­равномерного проката вагоны следует прокатывать;

б) вертикального подреза гребня высотой более 18 мм;

в) ползуна (выбоины) на поверхности катания у ва­гонов с роликовыми подшипниками глубиной более 1 мм, с подшипниками скольжения более 2 мм. При об­наружении на промежуточной станции у вагона с роли­ковыми буксовыми подшипниками ползуна (выбоины) глубиной более 1 мм, но не более 2 мм разрешается до-, вести такой вагон без отцепки от поезда (пассажир­ский со скоростью не выше 100 км/ч, грузовой не выше 70 км/ч) до ближайшего пункта технического обслу­живания (ПТО), имеющего средства для смены колес­ных пар;

Таблица 1.

 

№ п/п Род вагонов Прокат равномерный, мм не более Толщина греб­ня, MM Расстояние между внутренними гранями колес*, мм Толщина обода цельнокатано­го колеса вось­ми-, шести-и четырех­осного вагона, мм, не менее Состояние средней части оси
не более не менее не более не менее
  Грузовые вагоны, а также вагоны ре­фрижераторного подвижного состава, обращающиеся в поездах со ско­ростью до 120 км/ч включительно             Обточенная или необто­ченная
  Пассажирские вагоны, обращающиеся в поездах со скоростями до 120 км/ч включительно             То же
  Пассажирские вагоны, следующие в поездах со скоростью: а) выше 120, но не более 140 км/ч 5*'           Накатанная обточенная
    б) выше 140, но не более 160 км/ч 5*'           Накатанная
  Пассажирские вагоны местного и при­городного сообщения             Обточенная или необто­ченная

 

* Измеряют только у освобожденной от нагрузки колесной пары.

*1 У колесных пар с приводом редуктора от торца шейки оси равномерный прокат допускается не более 4 мм.

 

г) одной продольной трещины на средней части оси длиной более 25 мм или нескольких суммарной длиной

более 25 мм.

При наличии такой неисправности допускается сле­дование.вагона до ближайшего ремонтного пункта.

Примечание. Наклонные трещины 3 (рис. 7), расположен­ные к поверхности оси под углом к более 30°, относятся к попе­речным 1, а расположенные под углом менее 30° — к продольным 2.

д) задиров шеек или предподступичных частей осей у колесных пар для подшипников скольжения.

Вагоны с колесными парами, имеющими на шейках осей риски, не вызывающие грения букс, не должны от­цепляться от поездов;

Рис. 7. Трещины на оси

 

е) протертости средней части оси глубиной более 2,5 мм;

ж) следов контакта с электродом или электросва­рочным проводом в любой части оси;

з) трещины в ободе, диске, ступице колеса;

и) сдвига ступицы колеса на подступичной части оси;

к) ослабления ступицы колеса на оси.

Признаком ослабления ступицы на оси является разрыв краски по всему периметру с выделением из-под ступицы с внутренней стороны колеса ржавчины или масла;

л) выщербины на поверхности катания цельноката­ных колес (рис. 8) глубиной более 10 мм или длиной

более 50 мм у грузовых ва­гонов и длиной более 25 мм у пассажирских. Трещина в выщербине или расслоение, идущее в глубь металла, не допускается. Толщина обо­да колеса в месте выщер­бины не должна быть менее допускаемой. Колесные па­ры с выщербинами на по­верхности катания глубиной до 1 мм не бракуют незави­симо от их длины;

м) кольцевых выработок на поверхности катания у

основания гребня глубиной Рис. 8. Выщербины на поверх- а (рис. 9) более 1 мм, на ностп катания колес уклоне 1:7 более 2 мм или шириной б более 15 мм.

Примечание. При наличии кольцевых выработок на других участках поверхности катания нормы браковки их такие же, как для кольцевых выработок, расположенных у гребня;

н) местного увеличения ширины обода цельноката­ного колеса (раздавливании) более 5 мм;

о) поверхностного откола наружной грани обода цельнокатаного колеса, включая местный откол круго­вого наплыва, глубиной (по радиусу колеса) более 10 мм, или если ширина оставшейся части обода в месте откола менее 120 мм, или в поврежденном месте незави­симо от размеров откола имеется трещина, распростра­няющаяся в глубь металла;

Рис. 9. Кольце­вые выработки на поверхности катания колес

п) повреждения поверхности катания колес, вызван­ного смещением металла (“навар”), как показано на вагонов более 1 мм.

 
 

При обнаружении на промежуточной станции ваго­нов с колесными парами, имеющими “навар” более указанных размеров, но не выше 2 мм, порядок следо­вания вагона такой же, как в пункте “в”.

В грузовых поездах, а также в пассажирских, обра­щающихся со скоростью не выше 120 км/ч, допускается устранять “навар” абразивным кругом. При этом зачи­щенные участки должны удовлетворять следующим тре­бованиям: на зачищенном месте не должно быть тре­щин; переход от зачищенной поверхности к незачищен­ной должен быть плавным; зачищенная поверхность должна располагаться заподлицо с прилегающими без­дефектными участками; в месте зачистки допускается углубление не более 0,5 мм;

р) остроконечного наката на участке сопряжения подрезанной части гребня с вершиной (рис. 11);

с) ширины обода цельнокатаного колеса менее 126 мм.

Примечание. Измерение ширины обода колеса производит­ся вне мест расположения маркировки;

т) разницы расстояний между внутренними гранями ободов цельнокатаных колес в разных точках более 2 мм (измерения производят у освобожденной от нагрузки колесной пары).

Рис. 11.Остроконечный на­кат гребня

4.2. При включении грузовых вагонов в пассажир­ские поезда колесные пары должны удовлетворять нор­мам, установленным ПТЭ для пассажирских вагонов.

4.3. При скоростях движения пассажирских поездов выше 160 км/ч и грузовых выше 90 км/ч колесные пары должны удовлетворять специальным техническим тре­бованиям.

5. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КОЛЕСНЫМ ПАРАМ ПРИ ВЫПУСКЕ ВАГОНОВ ИЗ РЕМОНТА

5.1. Размеры элементов колесных пар при выпуске вагонов из ремонта должны быть в пределах, указан­ных в приложениях 6 и 7.

5.2. При выпуске вагонов из всех видов ремонта за­прещается подкатывать под вагоны или оставлять под ними колесные пары:

у пассажирских вагонов:

а) с импортными осями, изготовленными до 1946 г., а также, колесные пары с роликовыми подшипниками изготовления заводов СРР с условным клеймом “FOB” и заводов ПНР, имеющие обозначение “POLAND”;

б) с разницей диаметров по кругу катания более: у двух тележек четырехосного вагона 20 мм;

в одной тележке четырехосного вагона 10 мм;

в) с размерами элементов колесных пар менее ука­занных в приложениях 6 и 7;

кроме того, у пассажирских вагонов, об­ращающихся со скоростями выше 120, но не более 140 км/ч;

г) с редуктором привода от торца шейки оси, име­ющие диаметр подступичной части менее 182 мм или средней части менее 160 мм и с ненакатанной средней частью;

д) с редуктором привода от торца шейки оси, по­ставленным более четырех лет назад;

е) с осями с необточенными средними частями. При скоростях выше 140, но не более 160 км/ч, кроме того, с осями РУ, а также с осями РУ1 с ненакатанными средними частями;

у грузовых вагонов:

ж) с разницей диаметров по кругу катания более:

в одной тележке четырех-, шести- или восьмиосного вагона 20 мм;

у двух тележек четырех-, шести- или восьмиосного вагона 40 мм;

з) с размерами элементов колесных пар менее ука­занных в приложениях 6 и 7;

и) с бандажными колесами.

5.3. Разрешается подкатывать или оставлять под ва­гонами при выпуске из всех видов ремонта исправные колесные пары, бывшие в эксплуатации:

а) сформированные на ремонтных заводах и в ко­лесных мастерских в 1957 и 1958 гг., а также постав­ляемые по импорту с 1 января 1958 г. без приемочных клейм МПС;

б) с неясной или срезанной маркировкой на цельно­катаных колесах;

в) не имеющие на осях клейм и знаков завода-изго­товителя или с неясными клеймами и знаками при ус­ловии наличия порядкового номера оси, прие­мочных клейм МПС, а также клейм и знаков формирования.

6. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КОЛЕСНЫМ ПАРАМ И ИХ ЭЛЕМЕНТАМ ПРИ РЕМОНТЕ

6.1. В зависимости от объема выполняемых работ установлены следующие виды ремонта колесных пар:

а) без смены элементов;

б) со сменой элементов.

6.2. Размеры элементов колесных пар при выпуске из ремонта должны быть в пределах, указанных в прило­жении 8.

6.3. Ремонт колесных пар без смены элементов про­изводится при необходимости выполнения следующих работ:

а) обточки поверхности катания цельнокатаных ко­лес;

б) обточки, зачистки и накатки шеек осей;

в) наплавки одного или двух изношенных гребней цельнокатаных колес;

г) наплавки одного или двух изношенных буртов шеек осей колесных пар с подшипниками сколь­жения.

6.4. Ремонт со сменой элементов выполняется колес­ным парам;

при необходимости:

а) смены одного или двух колес, а также оси;

б) опробования на сдвиг ступиц одного или двух колес;

в) формирования колесной пары из новых элемен­тов с постановкой старогодных роликовых подшипников и букс;

при наличии:

г) сдвига колес;

д) несоответствия расстояния между внутренними гранями ободов колес установленным размерам;

е) разницы расстояний между торцами оси и внут­ренними гранями ободов колес с одной и другой сторо­ны колесной пары более допускаемых размеров.

6.5. Напрессовка на одну ось цельнокатаных колес с разницей по толщине обода более 5 мм, с отверстия­ми для водил и без них, а также облегченных, изготов­ленных по ГОСТ 10830—64, и обычных по ГОСТ 9036—76 не допускается.

6.6. В процессе ремонта колесных пар со сменой элементов разрешается заменять неисправные или не­удовлетворяющие установленным размерам элементы как новыми, так и старогодными.

6.7. При браковке элементов колесных пар и устра­нении неисправностей в них необходимо руководство­ваться приложением 9.

6.8. Новые элементы колесных пар должны соответ­ствовать установленным для них стандартам и техниче­ским условиям- и могут быть использованы при ремон­те только после проверки наличия на них актов техни­ческой приемки завода-поставщика (сертификатов) и установленных знаков и клейм. Цельнокатаные колеса, поставленные по импорту, сертификатов и приемочных

клейм МПС могут не иметь. Рекламации на такие ко­леса в случае их неисправности предъявляются по на­личию на них клейма завода-изготовителя.

Примечания. 1. Новые элементы колесных пар отечествен­ного изготовления с неясной маркировкой или без приемочных клейм бракуют.

2. Отсутствие на этих элементах клейм ОТК завода-изготовите­ля (при наличии приемочных клейм) не является причиной их бра­ковки.

6.9. Старогодные оси, имеющие маркировку на сред­ней части оси согласно ранее действовавшему ГОСТ 4008—48, разрешается использовать при ремонте колес­ных пар. Оси, не имеющие клейм и знаков заводов-из­готовителей или при наличии неясных клейм и знаков, подлежат исключению из инвентаря.

Колесные пары с необработанными средними частя­ми осей, проработавших 20 лет и более с момента из­готовления, при поступлении их в ремонт в ВК.М, на ВРЗ и локомотиво-вагоноремонтный завод (ТВРЗ) подлежат расформированию с использованием годных цельнокатаных колес. Оси исключают из инвен­таря.

При поступлении в вагоноколесные мастерские, а также на ремонтные заводы колесных пар без приемоч­ных клейм МПС, указанных в п. 1.4 и 6.8 настоящей Инструкции, на их осях после освидетельствования и приемки должны быть поставлены клейма “Ключ и мо­лот” и “Серп и молот”.

6.10. Старогодные цельнокатаные колеса с отсутству­ющей, неясной или срезанной маркировкой разрешает­ся использовать при ремонте колесных пар.

6.11. Запрещается использовать при ремонте колес­ных пар цельнокатаные колеса с прожженными в дис­ках отверстиями для водил.

Цельнокатаные колеса без отверстий для водил, а также имеющие базовую расточку на внутренней части обода с наружной стороны колеса, используют на об­щих основаниях.

6.12. Шероховатость поверхностей при обработке на станках новых и старогодных элементов колесных пар должна быть не ниже классов, указанных в табл. 2.

Шероховатость поверхности элементов колесных пар должна проверяться с помощью специальных приборов или путем сравнения со стандартными эталонами.

6.13. При ремонте колесных пар со сменой элемен­тов разрешается применять как систему вала, так и си­стему отверстия.

Таблица 2

№ п/п Наименование элементов и частей колесных пар Класс шерохо­ватости по­верхности по ГОСТ 2789-73
  Оси Поверхность шейки (включая галтели): после обточки под накатку  
    после накатки: у колесных пар для роликовых подшипни­ков
    у колесных пар для подшипников скольже­ния
  Торцовые поверхности зарезьбовой канавки ко­лесных пар для роликовых подшипников: со стороны шейки  
    ” ” резьбы  
  Цилиндрическая поверхность бурта  
  Внутренняя поверхность бурта ба
  Предподступичная часть: под накатку роликами  
    после накатки у осей для подшипников скольжения
    то же для роликовых подшипников после шлифовки или обточки 7а 6а
  Подсгупичная часть: после обточки под накатку роликами ” накатки
  Торец оси: у колесных пар для подшипников скольже­ния  
    у колесных пар для роликовых подшипни­ков  
  Средняя часть оси: при обточке под накатку  
    после накатки
  Цельнокатаные колеса Отверстие ступицы  
  Внутренний и наружный торец ступицы, внут­ренняя грань обода, поверхность катания, наружная фаска поверхности катания и гре­бень  

 

7. РАСПРЕССОВКА КОЛЕС С ОСЕЙ

7.1. Распрессовка колес с осей должна выполняться на гидравлических прессах с применением специальных приспособлений, исключающих изгибы шеек и повреж­дение их торцов, а также деформацию резьбы у колес­ных пар для роликовых подшипников.

7.2. При распрессовке одного колеса с оси колесной пары второе колесо должно также распрессовываться для испытания подступичной части оси магнитным де­фектоскопом.

 

Примечание. Указанное требование не распространяется на колесные пары, у которых в процессе запрессовки забраковано од­но из прессовых соединений.

7.3. Колесные пары, имеющие сдвиг ступиц колес, подлежат распрессовке с последующим использованием годных элементов при ремонте.

8. ОБРАБОТКА ПОДСТУПИЧНЫХ ЧАСТЕЙ НОВЫХ И СТАРОГОДНЫХ ОСЕЙ

8.1. Для обеспечения установленной шероховатости поверхностей после механической обработки и строгого соблюдения геометрических размеров, а также для уда­ления следов коррозии, наминов, рисок и других дефек­тов, выявленных после распрессовки колесных пар, подступичные части осей должны обтачиваться с после­дующим упрочняющим накатыванием роликами.

8.2. Усилия на ролик при упрочняющем накатывании подступичных частей осей указаны в табл. 3.

Таблица 3

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: