Оглавление.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ..................................................................................................................................................... 2
2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О КОЛЕСНЫХ ПАРАХ И ИХ ЭЛЕМЕНТАХ........................ 2
3. ВИДЫ, СРОКИ, ПОРЯДОК ОСМОТРА И ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР................. 4
4. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КОЛЕСНЫМ ПАРАМ В ЭКСПЛУАТАЦИИ.............................. 6
5. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КОЛЕСНЫМ ПАРАМ ПРИ ВЫПУСКЕ ВАГОНОВ ИЗ РЕМОНТА 8
6. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КОЛЕСНЫМ ПАРАМ И ИХ ЭЛЕМЕНТАМ ПРИ РЕМОНТЕ.. 9
7. РАСПРЕССОВКА КОЛЕС С ОСЕЙ............................................................................................................................. 11
8. ОБРАБОТКА ПОДСТУПИЧНЫХ ЧАСТЕЙ НОВЫХ И СТАРОГОДНЫХ ОСЕЙ................................... 11
9. ПЕРЕТОЧКА ОСЕЙ III ТИПА В ОСИ РУ1Ш......................................................................................................... 11
10. РАСТОЧКА НОВЫХ И СТАРОГОДНЫХ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ КОЛЕС.................................................. 12
11. ЗАПРЕССОВКА ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ КОЛЕС НА ОСИ.................................................................................. 12
12. ОПРОБОВАНИЕ НА СДВИГ СТУПИЦ КОЛЕС.................................................................................................. 17
13. ОБТОЧКА ПОВЕРХНОСТЕЙ КАТАНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ КОЛЕС................................................. 17
14. ОБРАБОТКА ШЕЕК И ПРЕДПОДСТУПИЧНЫХ ЧАСТЕЙ ОСЕЙ............................................................ 17
15. СВАРОЧНЫЕ И НАПЛАВОЧНЫЕ РАБОТЫ...................................................................................................... 18
16. ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЕСНЫХ ПАР ИЗ НОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ............................................................. 18
17. ДЕФЕКТОСКОПИРОВАНИЕ КОЛЕСНЫХ ПАР............................................................................................... 18
18. ПРОВЕРКА И ПРИЕМКА КОЛЕСНЫХ ПАР....................................................................................................... 19
19. МАРКИРОВАНИЕ И КЛЕЙМЕНИЕ КОЛЕСНЫХ ПАР И ИХ ЭЛЕМЕНТОВ......................................... 19
|
20. ОКРАСКА КОЛЕСНЫХ ПАР...................................................................................................................................... 21
21. ИСКЛЮЧЕНИЕ КОЛЕСНЫХ ПАР ИЗ ИНВЕНТАРЯ...................................................................................... 21
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая Инструкция распространяется на колесные пары вагонов железных дорог широкой колеи (за исключением колесных пар специальных вагонов, а также моторных и прицепных вагонов электро-и дизель-поездов). Ею определяются порядок и сроки осмотра, освидетельствования и ремонта колесных пар, а также устанавливаются нормы и требования, которым они должны удовлетворять при осмотре, освидетельствовании, ремонте и формировании.
1.2. В соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Союза ССР (ПТЭ) каждая колесная пара должна удовлетворять требованиям настоящей Инструкции, выполнение которой обязательно для всех работников, связанных с осмотром, освидетельствованием, ремонтом, формированием и подкаткой колесных пар под вагоны.
1.3. Освидетельствование, ремонт и формирование колесных пар, а также полная ревизия букс с роликовыми подшипниками должны производиться в пунктах, имеющих соответствующее оборудование и разрешение на выполнение этих работ.
1.4. Каждая колесная пара должна иметь на оси четко поставленные знаки о времени и месте формирования и полного освидетельствования, а также клейма о приемке ее при формировании. Кроме того, на элементах колесной пары должны быть знаки и клейма, установленные соответствующими стандартами и техническими условиями.
Годные к эксплуатации колесные пары, поставленные по импорту, а также сформированные на заводах и в вагоноколесных мастерских (ВКМ) в период 1957— 1958 гг. и не имеющие приемочных клейм, до поступления их на вагоноремонтный завод (ВРЗ) и в ВКМ эксплуатируются под вагонами на общих основаниях.
|
1.5. Размеры колесных пар и их элементов при эксплуатации, ремонте и формировании должны соответствовать установленным настоящей Инструкцией нормам, а также чертежам и требованиям стандартов.
1.6. Технология ремонта и формирования колесных пар для вагонных депо (ВЧД). и вагоноколесных мастерских устанавливается Главным управлением вагонного хозяйства (ЦВ МПС), для вагоноремонтных и локомотивно-вагоноремонтных заводов— Главным управлением по ремонту подвижного состава и производству запасных частей (ЦТВР МПС), для вагоностроительных заводов — технологическими процессами, принятыми на этих заводах.
1.7. Перечень измерительного инструмента и шаблонов, правила пользования ими, а также порядок ведения учетных и отчетных форм по колесным парам устанавливаются МПС.
2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О КОЛЕСНЫХ ПАРАХ И ИХ ЭЛЕМЕНТАХ
2.1. На железных дорогах широкой колеи применяются следующие типы вагонных колесных пар:
для вагонов с роликовыми подшипниками (рис. 1, а):
РУ 1-950 с цельнокатаными колесами;
РУ1Ш-950 с цельнокатаными колесами;
РУ-950 с цельнокатаными колесами;
РУ-1050 с цельнокатаными колесами;.
для вагонов с подшипниками скольжения (рис. 1, б):
II 1-950 с цельнокатаными колесами.
Основные размеры вновь формируемых колесных пар приведены в приложении 1.
|
2.2. Вагонные колесные пары имеют три конструкции осей, которые работают с роликовыми подшипниками (рис. 2, а, б) и с подшипниками скольжения (рис. 2,в).
Основные размеры новых осей указаны в приложении 2.
2.3. Для установки на станках каждая ось должна иметь на торцах центровые отверстия (рис. 3).
2.4. Для восстановления геометрического центра оси и ограничения мест постановки клейм и знаков на торцах шеек осей колесных пар с подшипниками скольжения наносится контрольная окружность диаметром 100 мм с разбивкой на секторы (рис. 4). Ширина и глубина канавки контрольной окружности должны быть 0,5 мм.
2.5. Колесные пары должны иметь цельнокатаные колеса (рис. 5).
Размеры новых цельнокатаных колес приведены в приложении 3. Посадка цельнокатаных колес на оси прессовая.
Примечание. По варианту узла 1 (см. рис. 5) диаметр D2 внутренней поверхности обода с наружной стороны колеса должен быть меньше диаметра D 3 с внутренней стороны не менее, чем на 5 мм, но в пределах поля допуска.
2.6. Обработанный обод цельнокатаного колеса должен иметь профиль поверхности катания, установленный стандартом (рис. 6).
Допускается выполнять галтель по штриховой линии
Рис. 2. Типы осей:
а — роликовая с торцовым креплением гайкой; б — то же с торцовым креплением шайбой; в — для скользящих подшипников
Рис. 3. Центровые отверстия осей:
а — для роликовых подшипников: б — для подшипников скольжения
Рис. 6. Профиль поверхности катания обработанного колеса |
3. ВИДЫ, СРОКИ, ПОРЯДОК ОСМОТРА И ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР
3.1. Основные положения
3.1.1. Для проверки состояния и своевременного изъятия из эксплуатации колесных пар, угрожающих безопасности движения поездов, а также для контроля за качеством подкатываемых и отремонтированных колесных пар установлена система их осмотра и освидетельствования, состоящая из:
осмотра колесных пар под вагонами;
обыкновенного освидетельствования;
полного освидетельствования.
3.1.2. Осмотр колесных пар под вагонами должны производить осмотрщики вагонов, а при текущем отцепочном ремонте вагонов — мастера и бригадиры, Указанные лица должны ежегодно сдавать испытания в знании должностных инструкций.
3.1.3. Обыкновенное и полное освидетельствование колесных пар разрешается производить лицам, испытанным в знании настоящей Инструкции, технологического процесса и организации ремонта колесных пар и получившим право на выполнение этих работ.
Лицам, сдавшим установленные испытания, выдается удостоверение по форме, указанной в приложении 4. Проверочные испытания проводятся ежегодно.
3.1.4. Удостоверение на право производства полного и обыкновенного освидетельствования колесных пар должны иметь:
в отделениях дорог — начальники вагонных отделов и их заместители;
в вагонных депо, вагоноколесных мастерских, пунктах технического обслуживания, пунктах подготовки вагонов к перевозкам — начальники вагонных депо, вагоноколесных мастерских, их заместители (в депо, не имеющих заместителя начальника депо, — старшие мастера), приемщики и старшие приемщики вагонных депо, главные инженеры, начальники пунктов технического обслуживания и подготовки вагонов к перевозкам, мастера и бригадиры колесных и роликовых цехов, мастера и бригадиры по подкатке;
на ремонтных заводах — главные инженеры и их заместители, начальники колесных и роликовых цехов и их заместители, начальники отдела технического контроля (ОТК) и их заместители, главные технологи, технологи, мастера, бригадиры, инспектора и контролеры ОТК колесных цехов, инспектора-приемщики вагонов;
на вагоностроительных заводах — заводские инспектора-приемщики ЦВ МПС.
3.1.5. Прием испытаний и выдачу удостоверений на право производства полного и обыкновенного освидетельствования колесных пар осуществляют комиссии в составе:
а) начальника службы вагонного хозяйства или его заместителя (председатель) и помощника дорожного ревизора по безопасности движения поездов по вагонному хозяйству.
Комиссия испытывает: начальников вагонных отделов и их заместителей, заводских инспекторов-приемщиков ЦВ МПС, приемщиков и старших приемщиков вагонов, работников ремонтных заводов и колесных мастерских, а также начальников, их заместителей и главных инженеров вагонных депо;
б) начальника вагонного отдела или его заместителя (председатель) и помощника участкового ревизора по безопасности движения поездов по вагонному хозяйству.
Комиссия испытывает работников вагонных депо, за исключением указанных в п. “а”.
3.2. Осмотр колесных пар под вагонами
3.2.1. Колесные пары под вагонами осматривают:
а) на станциях формирования и расформирования поездов с ходу в момент прибытия, после прибытия и перед отправлением;
б) на станциях, где графиком движения поездов предусмотрена стоянка для технического осмотра вагонов;
в) в пунктах подготовки вагонов к перевозкам и перед постановкой в поезд;
г) после крушений, аварий поездов, столкновений подвижного состава, схода с рельсов вагонов с подшипниками скольжения;
д) при текущем отцепочном и профилактическом ремонтах вагонов и единой технической ревизии пассажирских вагонов.
3.2.2. При осмотре колесных пар под вагонами проверяют:
а) состояние элементов колесных пар;
б) соответствие размеров и износов элементов колесных пар установленным нормам;
в) соответствие типа колесных пар и их размеров грузоподъемности и типу вагона (только при текущем отцепочном ремонте вагонов при условии выкатки колесных пар).
3.3. Обыкновенное освидетельствование колесных пар
3.3.1. Обыкновенное освидетельствование колесных, пар производится при каждой подкатке под вагон, кроме колесных пар, не бывших в эксплуатации после последнего полного или обыкновенного освидетельствования.
3.3.2. При обыкновенном освидетельствовании колесных пар осуществляют:
а) предварительный осмотр колесных пар до очистки с целью лучшего выявления ослабления или сдвига ступиц колес на оси и трещин в элементах;
б) очистку от грязи и смазки;
в) проверку магнитным дефектоскопом шеек и пред-подступичных частей осей колесных пар для подшипников скольжения;
г) проверку магнитным дефектоскопом средней части оси;
д) проверку ультразвуковым дефектоскопом под-
ступичных частей осей колесных пар для подшипников скольжения;
е) осмотр, а также проверку соответствия размеров и износов всех элементов установленным нормам;
ж) промежуточную ревизию букс колесных пар для роликовых подшипников.
3.3.3. После обыкновенного освидетельствования знаки маркирования и клеймения на колесные пары не наносятся
3.4. Полное освидетельствоваиие колесных пар
3.4.1. Полное освидетельствование производится:
колесных пар для подшипников роликовых и скольжения:
а) при формировании и ремонте со сменой элементов;
б) при опробовании ступиц колес на сдвиг на гидравлическом прессе;
в) при неясности клейм и знаков последнего полного освидетельствования на торце шейки оси;
г) после выполнения допускаемых вырубок волосовин, неметаллических включений и других пороков на оси в пределах установленных норм;
д) после крушений и аварий поездов всем колесным парам поврежденных вагонов;
е) при заводском ремонте вагонов;
колесных пар для роликовых подшипников:
ж) через одну обточку по предельному прокату или другим неисправностям ободов цельнокатаных колес;
з) при каждой обточке колесных, пар с подшипниками на горячей посадке, работавших с редуктором от торца шейки оси, и колесных пар, выкатываемых из-под шестиосных цистерн и шестиосных полувагонов;
и) при полной ревизии букс;
к) после схода вагона с рельсов (колесным парам сошедшей тележки);
л) при первой обточке (а в дальнейшем на общих основаниях) колесным парам формирования заводов Польской Народной Республики (ПНР) до 1972 г. включительно, имеющим клейма “Т/74” в овале, латинское “ТОТ”, “48” или латинское “TASKO70”, “70” в овале, и не имеющим на торце левой шейки букв “СВК”;
м) при наличии на поверхности катания ползуна глубиной более 1 мм, навара и неравномерного проката более 2 мм у пассажирских вагонов и ползуна более 3 мм — у грузовых.
Примечание. Проверка неравномерного проката производится измерением его в сечении с максимальным износом и с каждой стороны от этого сечения на расстоянии до 500 мм,
н) при отсутствии бирки на буксе или неясности клейм на ней, обнаруженных при ремонте или подкатке
колесных пар;
о) при недопустимом грении буксы или повреждении буксового узла, требующего демонтажа букс, а также отказа в работе редукторно-карданного привода от торца шейки оси, требующего демонтажа редуктора;
п) при обнаружении в буксе редукторного масла;
р) при производстве сварочных работ на кузове вагона или тележке без соблюдения требований п. 1.7 “Инструктивных указаний по эксплуатации и ремонте вагонных букс с роликовыми подшипниками”;
колесных пар для подшипниковсколь-ж е н и я:
с) при каждой обточке ободов цельнокатаных колес.
3.4.2. Колесные пары, прошедшие в установленном порядке ремонт, формирование или полное освидетельствование на ремонтных заводах, в колесных мастерских, на заводах промышленности или в вагонных депо и не бывшие в эксплуатации, перед подкаткой под вагоны повторному обыкновенному или полному освидетельствованию, а также дефектоскопированию элементов не подвергаются.
Примечание. Колесные пары для роликовых подшипников, сформированные или отремонтированные на одних заводах или ремонтных пунктах и полученные для монтажа подшипников другими заводами или ремонтными пунктами, подвергаются осмотру. В этом случае при монтаже букс на левом торце шейки оси наносят условный номер пункта, букву “М” и дату производства монтажа букс. После монтажа подшипников на бирках таких колесных пар наряду с номером оси ставят клейма — условный номер пункта, производившего последнее полное освидетельствование, и дату, а также условный номер пункта, букву “М” и дату производства монтажа букс.
3.4.3. При полном освидетельствовании производят:
а) предварительный осмотр до очистки с целью лучшего выявления ослабления или сдвига ступицы колеса на оси и трещин в элементах;
б) демонтаж букс с роликовыми подшипниками на втулочной посадке. Разрешается не снимать с предподступичных частей осей исправные лабиринтные кольца, если колесная пара после демонтажа букс непосредственно поступает в ремонт и на монтаж;
в) демонтаж букс с роликовыми подшипниками на горячей посадке без снятия внутренних и лабиринтных колец при условии проверки осей специальным щупом ультразвукового дефектоскопа.
Внутренние и лабиринтные кольца у букс с двумя цилиндрическими подшипниками на горячей посадке снимают при их неисправности, расформировании колесных пар, а также при отсутствии специального щупа ультразвукового дефектоскопа.
Примечание. Внутренние кольца цилиндрических роликовых подшипников на горячей посадке у колесных пар, сформированных в ПНР до 1972 г. включительно, не имеющих на торце левой шейки оси букв “СВК”, снимают при первой после формирования обточке поверхности катания колес с постановкой на торце левой шейки оси указанных выше букв. В дальнейшем внутренние кольца снимают у этих колесных пар на общих основаниях.
г) очистку от грязи, смазки и краски;
д) проверку магнитным дефектоскопом шеек и предподступичных частей осей колесных пар с подшипниками скольжения, а также с роликовыми подшипниками после снятия внутренних и лабиринтных колец;
е) проверку магнитным дефектоскопом внутренних колец роликовых подшипников на горячей посадке без снятия их с шейки оси.
Шейки и предподступичные части осей, с которых внутренние и лабиринтные кольца не снимались, проверяют ультразвуковым дефектоскопом со специальным щупом, а надежность посадки внутренних колец на шейке оси — специальным приспособлением;
ж) проверку дефектоскопом средней части оси;
з) проверку подступичных частей осей магнитным дефектоскопом перед запрессовкой или ультразвуковым дефектоскопом, если на колесных парах не производились прессовые работы;
и) осмотр всех элементов колесной пары, а также проверку соответствия их размеров и износов установленным нормам.
3.4.4. После полного освидетельствования на торцах шеек осей колесных пар, признанных годными, выбивают установленные Инструкцией клейма и знаки.
3.4.5. При обточке поверхности катания колесных пар для роликовых подшипников при первом предельном прокате или других неисправностях поверхно - +
ста катания колес, образовавшихся после предыдущего полного освидетельствования, производится обыкновенное освидетельствование. На бирке, установленной под болтами крепительной крышки, а также на торце левой шейки оси выбивают знак об обточке в виде буквы “О”, условный номер, присвоенный ремонтному пункту, и дату (кроме колесных пар, которым в соответствии с п. 3.4.1. производится полное освидетельствование при каждой обточке).
4. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КОЛЕСНЫМ ПАРАМ В ЭКСПЛУАТАЦИИ
4.1. В соответствии с ПТЭ запрещается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию в поездах вагоны с поперечной трещиной в любой части оси колесной пары, а также при наличии следующих износов и повреждений колесных пар[1], нарушающих нормальное взаимодействие пути и подвижного состава:
а) величины проката, толщины гребня, обода колеса, а также расстояния между внутренними гранями ободов, не соответствующих указанным в табл. 1.
При обнаружении в пунктах формирования и оборота пассажирских поездов колесных пар с неравномерным прокатом более 2 мм, а у колесных пар с редуктором от торца шейки оси более 1 мм такие колесные пары надо выкатывать для обточки и полного освидетельствования. При необходимости для выявления неравномерного проката вагоны следует прокатывать;
б) вертикального подреза гребня высотой более 18 мм;
в) ползуна (выбоины) на поверхности катания у вагонов с роликовыми подшипниками глубиной более 1 мм, с подшипниками скольжения более 2 мм. При обнаружении на промежуточной станции у вагона с роликовыми буксовыми подшипниками ползуна (выбоины) глубиной более 1 мм, но не более 2 мм разрешается до-, вести такой вагон без отцепки от поезда (пассажирский со скоростью не выше 100 км/ч, грузовой не выше 70 км/ч) до ближайшего пункта технического обслуживания (ПТО), имеющего средства для смены колесных пар;
Таблица 1.
№ п/п | Род вагонов | Прокат равномерный, мм не более | Толщина гребня, MM | Расстояние между внутренними гранями колес*, мм | Толщина обода цельнокатаного колеса восьми-, шести-и четырехосного вагона, мм, не менее | Состояние средней части оси | ||
не более | не менее | не более | не менее | |||||
Грузовые вагоны, а также вагоны рефрижераторного подвижного состава, обращающиеся в поездах со скоростью до 120 км/ч включительно | Обточенная или необточенная | |||||||
Пассажирские вагоны, обращающиеся в поездах со скоростями до 120 км/ч включительно | То же | |||||||
Пассажирские вагоны, следующие в поездах со скоростью: а) выше 120, но не более 140 км/ч | 5*' | Накатанная обточенная | ||||||
б) выше 140, но не более 160 км/ч | 5*' | Накатанная | ||||||
Пассажирские вагоны местного и пригородного сообщения | Обточенная или необточенная |
* Измеряют только у освобожденной от нагрузки колесной пары.
*1 У колесных пар с приводом редуктора от торца шейки оси равномерный прокат допускается не более 4 мм.
г) одной продольной трещины на средней части оси длиной более 25 мм или нескольких суммарной длиной
более 25 мм.
При наличии такой неисправности допускается следование.вагона до ближайшего ремонтного пункта.
Примечание. Наклонные трещины 3 (рис. 7), расположенные к поверхности оси под углом к более 30°, относятся к поперечным 1, а расположенные под углом менее 30° — к продольным 2.
д) задиров шеек или предподступичных частей осей у колесных пар для подшипников скольжения.
Вагоны с колесными парами, имеющими на шейках осей риски, не вызывающие грения букс, не должны отцепляться от поездов;
Рис. 7. Трещины на оси
е) протертости средней части оси глубиной более 2,5 мм;
ж) следов контакта с электродом или электросварочным проводом в любой части оси;
з) трещины в ободе, диске, ступице колеса;
и) сдвига ступицы колеса на подступичной части оси;
к) ослабления ступицы колеса на оси.
Признаком ослабления ступицы на оси является разрыв краски по всему периметру с выделением из-под ступицы с внутренней стороны колеса ржавчины или масла;
л) выщербины на поверхности катания цельнокатаных колес (рис. 8) глубиной более 10 мм или длиной
более 50 мм у грузовых вагонов и длиной более 25 мм у пассажирских. Трещина в выщербине или расслоение, идущее в глубь металла, не допускается. Толщина обода колеса в месте выщербины не должна быть менее допускаемой. Колесные пары с выщербинами на поверхности катания глубиной до 1 мм не бракуют независимо от их длины;
м) кольцевых выработок на поверхности катания у
основания гребня глубиной Рис. 8. Выщербины на поверх- а (рис. 9) более 1 мм, на ностп катания колес уклоне 1:7 более 2 мм или шириной б более 15 мм.
Примечание. При наличии кольцевых выработок на других участках поверхности катания нормы браковки их такие же, как для кольцевых выработок, расположенных у гребня;
н) местного увеличения ширины обода цельнокатаного колеса (раздавливании) более 5 мм;
о) поверхностного откола наружной грани обода цельнокатаного колеса, включая местный откол кругового наплыва, глубиной (по радиусу колеса) более 10 мм, или если ширина оставшейся части обода в месте откола менее 120 мм, или в поврежденном месте независимо от размеров откола имеется трещина, распространяющаяся в глубь металла;
Рис. 9. Кольцевые выработки на поверхности катания колес |
п) повреждения поверхности катания колес, вызванного смещением металла (“навар”), как показано на вагонов более 1 мм.
При обнаружении на промежуточной станции вагонов с колесными парами, имеющими “навар” более указанных размеров, но не выше 2 мм, порядок следования вагона такой же, как в пункте “в”.
В грузовых поездах, а также в пассажирских, обращающихся со скоростью не выше 120 км/ч, допускается устранять “навар” абразивным кругом. При этом зачищенные участки должны удовлетворять следующим требованиям: на зачищенном месте не должно быть трещин; переход от зачищенной поверхности к незачищенной должен быть плавным; зачищенная поверхность должна располагаться заподлицо с прилегающими бездефектными участками; в месте зачистки допускается углубление не более 0,5 мм;
р) остроконечного наката на участке сопряжения подрезанной части гребня с вершиной (рис. 11);
с) ширины обода цельнокатаного колеса менее 126 мм.
Примечание. Измерение ширины обода колеса производится вне мест расположения маркировки;
т) разницы расстояний между внутренними гранями ободов цельнокатаных колес в разных точках более 2 мм (измерения производят у освобожденной от нагрузки колесной пары).
Рис. 11.Остроконечный накат гребня |
4.2. При включении грузовых вагонов в пассажирские поезда колесные пары должны удовлетворять нормам, установленным ПТЭ для пассажирских вагонов.
4.3. При скоростях движения пассажирских поездов выше 160 км/ч и грузовых выше 90 км/ч колесные пары должны удовлетворять специальным техническим требованиям.
5. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КОЛЕСНЫМ ПАРАМ ПРИ ВЫПУСКЕ ВАГОНОВ ИЗ РЕМОНТА
5.1. Размеры элементов колесных пар при выпуске вагонов из ремонта должны быть в пределах, указанных в приложениях 6 и 7.
5.2. При выпуске вагонов из всех видов ремонта запрещается подкатывать под вагоны или оставлять под ними колесные пары:
у пассажирских вагонов:
а) с импортными осями, изготовленными до 1946 г., а также, колесные пары с роликовыми подшипниками изготовления заводов СРР с условным клеймом “FOB” и заводов ПНР, имеющие обозначение “POLAND”;
б) с разницей диаметров по кругу катания более: у двух тележек четырехосного вагона 20 мм;
в одной тележке четырехосного вагона 10 мм;
в) с размерами элементов колесных пар менее указанных в приложениях 6 и 7;
кроме того, у пассажирских вагонов, обращающихся со скоростями выше 120, но не более 140 км/ч;
г) с редуктором привода от торца шейки оси, имеющие диаметр подступичной части менее 182 мм или средней части менее 160 мм и с ненакатанной средней частью;
д) с редуктором привода от торца шейки оси, поставленным более четырех лет назад;
е) с осями с необточенными средними частями. При скоростях выше 140, но не более 160 км/ч, кроме того, с осями РУ, а также с осями РУ1 с ненакатанными средними частями;
у грузовых вагонов:
ж) с разницей диаметров по кругу катания более:
в одной тележке четырех-, шести- или восьмиосного вагона 20 мм;
у двух тележек четырех-, шести- или восьмиосного вагона 40 мм;
з) с размерами элементов колесных пар менее указанных в приложениях 6 и 7;
и) с бандажными колесами.
5.3. Разрешается подкатывать или оставлять под вагонами при выпуске из всех видов ремонта исправные колесные пары, бывшие в эксплуатации:
а) сформированные на ремонтных заводах и в колесных мастерских в 1957 и 1958 гг., а также поставляемые по импорту с 1 января 1958 г. без приемочных клейм МПС;
б) с неясной или срезанной маркировкой на цельнокатаных колесах;
в) не имеющие на осях клейм и знаков завода-изготовителя или с неясными клеймами и знаками при условии наличия порядкового номера оси, приемочных клейм МПС, а также клейм и знаков формирования.
6. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КОЛЕСНЫМ ПАРАМ И ИХ ЭЛЕМЕНТАМ ПРИ РЕМОНТЕ
6.1. В зависимости от объема выполняемых работ установлены следующие виды ремонта колесных пар:
а) без смены элементов;
б) со сменой элементов.
6.2. Размеры элементов колесных пар при выпуске из ремонта должны быть в пределах, указанных в приложении 8.
6.3. Ремонт колесных пар без смены элементов производится при необходимости выполнения следующих работ:
а) обточки поверхности катания цельнокатаных колес;
б) обточки, зачистки и накатки шеек осей;
в) наплавки одного или двух изношенных гребней цельнокатаных колес;
г) наплавки одного или двух изношенных буртов шеек осей колесных пар с подшипниками скольжения.
6.4. Ремонт со сменой элементов выполняется колесным парам;
при необходимости:
а) смены одного или двух колес, а также оси;
б) опробования на сдвиг ступиц одного или двух колес;
в) формирования колесной пары из новых элементов с постановкой старогодных роликовых подшипников и букс;
при наличии:
г) сдвига колес;
д) несоответствия расстояния между внутренними гранями ободов колес установленным размерам;
е) разницы расстояний между торцами оси и внутренними гранями ободов колес с одной и другой стороны колесной пары более допускаемых размеров.
6.5. Напрессовка на одну ось цельнокатаных колес с разницей по толщине обода более 5 мм, с отверстиями для водил и без них, а также облегченных, изготовленных по ГОСТ 10830—64, и обычных по ГОСТ 9036—76 не допускается.
6.6. В процессе ремонта колесных пар со сменой элементов разрешается заменять неисправные или неудовлетворяющие установленным размерам элементы как новыми, так и старогодными.
6.7. При браковке элементов колесных пар и устранении неисправностей в них необходимо руководствоваться приложением 9.
6.8. Новые элементы колесных пар должны соответствовать установленным для них стандартам и техническим условиям- и могут быть использованы при ремонте только после проверки наличия на них актов технической приемки завода-поставщика (сертификатов) и установленных знаков и клейм. Цельнокатаные колеса, поставленные по импорту, сертификатов и приемочных
клейм МПС могут не иметь. Рекламации на такие колеса в случае их неисправности предъявляются по наличию на них клейма завода-изготовителя.
Примечания. 1. Новые элементы колесных пар отечественного изготовления с неясной маркировкой или без приемочных клейм бракуют.
2. Отсутствие на этих элементах клейм ОТК завода-изготовителя (при наличии приемочных клейм) не является причиной их браковки.
6.9. Старогодные оси, имеющие маркировку на средней части оси согласно ранее действовавшему ГОСТ 4008—48, разрешается использовать при ремонте колесных пар. Оси, не имеющие клейм и знаков заводов-изготовителей или при наличии неясных клейм и знаков, подлежат исключению из инвентаря.
Колесные пары с необработанными средними частями осей, проработавших 20 лет и более с момента изготовления, при поступлении их в ремонт в ВК.М, на ВРЗ и локомотиво-вагоноремонтный завод (ТВРЗ) подлежат расформированию с использованием годных цельнокатаных колес. Оси исключают из инвентаря.
При поступлении в вагоноколесные мастерские, а также на ремонтные заводы колесных пар без приемочных клейм МПС, указанных в п. 1.4 и 6.8 настоящей Инструкции, на их осях после освидетельствования и приемки должны быть поставлены клейма “Ключ и молот” и “Серп и молот”.
6.10. Старогодные цельнокатаные колеса с отсутствующей, неясной или срезанной маркировкой разрешается использовать при ремонте колесных пар.
6.11. Запрещается использовать при ремонте колесных пар цельнокатаные колеса с прожженными в дисках отверстиями для водил.
Цельнокатаные колеса без отверстий для водил, а также имеющие базовую расточку на внутренней части обода с наружной стороны колеса, используют на общих основаниях.
6.12. Шероховатость поверхностей при обработке на станках новых и старогодных элементов колесных пар должна быть не ниже классов, указанных в табл. 2.
Шероховатость поверхности элементов колесных пар должна проверяться с помощью специальных приборов или путем сравнения со стандартными эталонами.
6.13. При ремонте колесных пар со сменой элементов разрешается применять как систему вала, так и систему отверстия.
Таблица 2
№ п/п | Наименование элементов и частей колесных пар | Класс шероховатости поверхности по ГОСТ 2789-73 |
Оси Поверхность шейки (включая галтели): после обточки под накатку | ||
после накатки: у колесных пар для роликовых подшипников | 7а | |
у колесных пар для подшипников скольжения | 8а | |
Торцовые поверхности зарезьбовой канавки колесных пар для роликовых подшипников: со стороны шейки | ||
” ” резьбы | ||
Цилиндрическая поверхность бурта | ||
Внутренняя поверхность бурта | ба | |
Предподступичная часть: под накатку роликами | ||
после накатки у осей для подшипников скольжения | 8а | |
то же для роликовых подшипников после шлифовки или обточки | 7а 6а | |
Подсгупичная часть: после обточки под накатку роликами ” накатки | 7а | |
Торец оси: у колесных пар для подшипников скольжения | ||
у колесных пар для роликовых подшипников | ||
Средняя часть оси: при обточке под накатку | ||
после накатки | 6а | |
Цельнокатаные колеса Отверстие ступицы | ||
Внутренний и наружный торец ступицы, внутренняя грань обода, поверхность катания, наружная фаска поверхности катания и гребень |
7. РАСПРЕССОВКА КОЛЕС С ОСЕЙ
7.1. Распрессовка колес с осей должна выполняться на гидравлических прессах с применением специальных приспособлений, исключающих изгибы шеек и повреждение их торцов, а также деформацию резьбы у колесных пар для роликовых подшипников.
7.2. При распрессовке одного колеса с оси колесной пары второе колесо должно также распрессовываться для испытания подступичной части оси магнитным дефектоскопом.
Примечание. Указанное требование не распространяется на колесные пары, у которых в процессе запрессовки забраковано одно из прессовых соединений.
7.3. Колесные пары, имеющие сдвиг ступиц колес, подлежат распрессовке с последующим использованием годных элементов при ремонте.
8. ОБРАБОТКА ПОДСТУПИЧНЫХ ЧАСТЕЙ НОВЫХ И СТАРОГОДНЫХ ОСЕЙ
8.1. Для обеспечения установленной шероховатости поверхностей после механической обработки и строгого соблюдения геометрических размеров, а также для удаления следов коррозии, наминов, рисок и других дефектов, выявленных после распрессовки колесных пар, подступичные части осей должны обтачиваться с последующим упрочняющим накатыванием роликами.
8.2. Усилия на ролик при упрочняющем накатывании подступичных частей осей указаны в табл. 3.
Таблица 3