Конспект урока
История и культура Санкт-Петербурга
Город вырос, окреп, повзрослел
Каждый метр его строг и осмыслен
Вот бы Петр сейчас посмотрел
На прорыв человеческой мысли
Он увидел бы то, что создал
Петропавловки статные стены,
А Исакий ему б рассказал
То, о чем мы слагаем поэмы.
Он представил бы мой Петербург,
Тот, который так часто мне снится
Грозный лев ест печенье из рук,
И грифон над Невою кружится.
Архитектуру называют музыкой, застывшей в камне. Вы видели сейчас петербургские здания. Величественный гимн красоте. Эту «музыку» первыми создали античные мастера.
Архитектура – в переводе с греческого означает искусство проектировать и строить здания.
Греческие художники утверждали, что в мире царит всеобщая закономерность, а сущность прекрасного заключается в строгом порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого, в правильных математических отношениях. Мы находим их в пропорциях архитектуры и скульптуры, в расположении предметов и фигур, сочетании красок в живописи, в чередовании рифм и мерности ритма в поэзии, в последовательности музыкальных звуков. Эти свойства не выдуманы людьми. Они отражают свойства самой природы. Одна из пропорций чаще других встречается в искусстве. Она получила название «золотое сечение». Откройте тетрадь краеведение на стр. 34. Более подробно о золотом сечении с математической точки зрения вы узнаете в старших классах на уроках геометрии. Это только один секрет античной архитектуры – музыки застывшей в камне.
Еще один секрет – это колонны. Мы уже говорили о том, что греки многое взяли у древних египтян. Только греки, придуманным египтянами колоннам дали несколько другую жизнь. Колонны у них несут на себе верхнюю часть здания «антаблемент». (На стр. 35 рис.64.) Но мы с вами видим красоту и легкость здания, хотя колонны обеспечивают надежность и долговечность.
|
Архитектурный ордер – порядок в расположении частей здания. В древнегреческом ордере существует ясный стройный порядок, согласно которому сочетаются друг с другом три основные части постройки – основание, колонны и перекрытия.
У древних греков было три вида ордера колонн.
1. Посмотрите, это колонны дорического ордера. Они как строгий, сильный воин.
2. А вот стройная женщина с довольно замысловатой, но элегантной прической – ионический ордер.
3. А здесь как будто лилия или лотос распустил свои лепестки. Об этом ордере я расскажу вам легенду. Вы же знаете что древние греки сочинили множество мифов и легенд, в том числе и о различных архитектурных деталях.. «Одна девушка, гражданка Коринфа, уже достигшая брачного возраста, заболела и умерла. После похорон ее кормилица, собрав несколько вещичек, которыми эта девушка дорожила при жизни, уложила их в корзину, отнесла к гробнице и поставила на могилу, а чтобы они подольше сохранились под открытым небом, покрыла их черепицей. Эта корзинка случайно была поставлена на корень аканфа. С наступлением весны, этот корень, придавленный тяжестью, пустил из своей середины листья и стебельки, которые, разрастаясь по бокам корзинки и прижимаемые в силу тяжести углами черепицы, принуждены были загнуться в виде оконечностей волют.
В это время Каллимах, которого афиняне за изящество и утонченность его мраморных работ называли «искусник», проходя мимо гробницы, обратил внимание на корзину и на нежность обросших ее молодых листьев. Восхищенный новизной и причудливостью формы, он сделал для коринфян несколько колонн по этому образцу, определил их соразмерность и установил с этого времени правила для построек коринфского ордера».
|
В этой легенде все элементы складываются в логичное символическое кольцо: девушка – смерть – могильное приношение – аканф – весна – возрождение. Для нас пояснение требует только аканф, который свяжет все воедино и раскроет смысл немного грустной и загадочной истории.
Это коринфский ордер.
И еще один секрет древних зодчих. Они украшали здания скульптурой, которая и рассказывала о назначении здания. Но не прямо, а аллегориями.
Секреты древних греков использовали зодчие Рима, а спустя целые столетия и Европа взяла античную архитектуру как образец. И теперь во многих городах Европы можно увидеть отголоски творений античных мастеров.
Конечно, каждое поколение зодчих вносило свой вклад в развитие архитектуры. Их творения не были повторением предыдущих. Они были созданы по образцу.
На стрелке острова, где белые колонны
Возносит над Невой российский Парфенон,
Остановись нам миг, мечтатель вдохновенный
Сравнение Парфенона и Биржи (арх.Тома де Томон построили в 1805 – 1810 гг.)