В 17 веке сформировалось единое французское государство, которое стало самой могущественной державой в Западной Европе. Во 2-й половине 17-го века правит Людовик XIV "король-солнце", как его называли. Это время было вершиной французского абсолютизма, а в западной литературе оно получило название "великий век". Великий - прежде всего по пышности церемониала и всех видов искусств, в разных жанрах и разными способами прославлявших особу короля. В 1671 году основывается Академия архитектуры. С приходом Людовика XIV все виды искусств находятся под абсолютным контролем короля. Барокко в это время отодвигается на задний план, а ведущим стилем всего искусства официально становится "классицизм".
Классицизм - Стилистическое направление в европейском искусстве, важнейшей чертой которого было обращение к античному искусству как эталону и опора на традиции Высокого Возрождения. Искусство классицизма должно возвышать героическое, высокогражданственное, оно должно было поучать, восхвалять достоинство человека, осуждать пороки.
Особенности архитектуры середины и второй половины XVII века сказываются как в огромном объеме строительства крупных парадных ансамблей, призванных возвеличить и прославить господствующие классы эпохи абсолютизма и могущественного монарха - короля-солнце Людовика XIV, так и в совершенствовании и развитии художественных принципов классицизма.
Во второй половине XVII века наблюдается более последовательное применение классической ордерной системы:
· горизонтальные членения преобладают над вертикальными;
· постоянно исчезают высокие раздельные кровли и заменяются единой кровлей, нередко маскируемой балюстрадой;
|
· объемная композиция здания становится более простой, компактной, соответствующей расположению и величине внутренних помещений.
Вершиной развития классицизма во французской архитектуре XVII в. стал Версальский дворцово-парковый ансамбль (1668—1689) состоящий из дворца, парка и города. Он строился, как грандиозная парадная резиденция французских королей, возведенная недалеко от Парижа. Знаменательно, что в этот период для строительства архитектурных сооружений стали приглашать не знаменитых мастеров барокко, как, например, Бернини, а французских архитекторов, мало к тому времени известных.
История Версаля начинается в 1623 г. с очень скромного охотничьего замка наподобие феодального, возведённого по желанию Людовика XIII из кирпича, камня и кровельного сланца. Второй этап строительства (1661—68) связан с именами крупнейших мастеров —
· архитектора Луи Лево (ок. 1612—70)
· знаменитого декоратора садов и парков Андре Ленотра (1613—1700)
· декоратора, главного художника короля Шарля Лебрена
Видоизменив и расширив первоначальный скромный замок, создает Образную в плане композицию с внушительным фасадом, выходящим в парк, над оформлением которого работает Ленотр. В результате второго строительного цикла Версаль сложился в целостный дворцово-парковый ансамбль, являвший собой замечательный пример синтеза искусств — архитектуры, скульптуры и садово-паркового искусства.
В 1678—89 гг. ансамбль Версаля был перестроен, под руководством крупнейшего архитектора конца столетия Жюля Ардуэн-Мансара (1б4б—1708).
|
Ардуэн-Мансар еще больше увеличил дворец, возведя два крыла длиной по пятьсот метров каждое под прямым углом к южному и северному фасадам дворца. Над террасой Лево Ардуэн-Мансар надстроил еще два этажа, создав вдоль западного фасада знаменитую Зеркальную галерею, замыкающуюся залами Войны и Мира (1680—86). Ардуэн-Мансар построил также два корпуса Министров (1671—81), которые образовали так называемый «двор Министров», и соединил эти корпуса богатой золоченой решеткой.
Теперь дворец, фасад которого тянется на полкилометра, имеет три этажа:
· первый - основа, тяжелый, каменной кладки,
· второй - главный, парадный и потому самый высокий, и
· третий, венчающий здание и легкий.
Экстерьер здания классицистически строг, чередование окон, пилястр, колонн создает четкий, спокойный ритм. Впечатление грандиозности, которое производит эта блестящая архитектура, достигнуто большим масштабом целого, простым и спокойным ритмом всей композиции. Ардуэн-Мансар умел объединять различные элементы в единое художественное целое.
Все это не исключает пышной декоративной отделки интерьера. Интерьеры дворца состоят из анфилады комнат, вершиной роскошного убранства которых должна была быть спальня короля, где начинается и кончается его день и где происходят аудиенции. Роскошью поражала и Зеркальная галерея (длина 73 м, ширина 10 м, построена в 1678 - 1680гг.) между "Залом войны" и "Залом мира", с окнами, выходящими в сад, с одной стороны, и зеркалами, в которых вечером в свете свечей множилось, дробилось отражение нарядной придворной толпы, - с другой.
|
Зеркальная галерея. Версаль.
Декоративные работы в Версале возглавлял "первый живописец короля", директор Академии живописи и скульптуры, директор мануфактуры гобеленов Шарль Лебрен. "Язык" Лебрена - смесь классицистической упорядоченности и величавости с патетикой барокко, с выспренностью.
Салон войны. Версаль
Салон Геркулеса. Версаль
Несомненно, у Лебрена был большой декоративный дар. О исполнял и картоны для шпалер, и рисунки для мебели, и алтарные образ а. В большой степени именно Лебрену французское искусство обязано созданием единого декоративного стиля, от монументальной живописи и картин до ковров и мебели.
Версальский парк являет собой, как и весь ансамбль, программное произведение. Это регулярный парк, т.е. парк, в котором все выверено, который расчерчен на аллеи и где определены места для фонтанов и скульптур, где во всем сказывается воля и разум человека. Ощущение бесконечной глубины пространства и исключительной грандиозности Версальского парка достигается:
· Лучевыми аллеями
· Каналом
· Огромными водоемами. Которым была придана геометрическая форма
· Низкими партерными газонами
· Цветниками и прямыми дорожками, которые планировались симметрично
· Огромным количеством фонтанов и скульптур
В период расцвета эпохи правления Людовика XIV, дворцовый парк охватывал площадь 8300 гектаров, по всему периметру он был окружен оградой, в которой было устроено 22 роскошных проезда. Создателем парка был архитектор Ленотр.
Со 2-й половины 17-го столетия Франция прочно и надолго занимает ведущее место в художественной жизни Европы. Но в конце правления Людовика IV в искусстве появляются новые тенденции, новые черты, и искусству 18-го века предстоит развиваться уже в другом направлении.