Густова Марина Валентиновна
ОП.04 Основы менеджмента и маркетинга
Дата учебного занятия: 09.11.2020
Номер занятия по КТП: 14
Тема занятия: Практическое занятие № 6. Решение ситуационных задач
Срок выполнения: 11.11.2020
Занятие онлайн 09.11.2020 в 9.00:
Подключиться к конференции Zoom
https://us04web.zoom.us/j/2911314859?pwd=aDdIdnBOdmMyQjM1dWpWejVMTzgrUT09
Идентификатор конференции: 291 131 4859
Пароль: 6l36C8
в пароле 2-ой знак маленькая эль англ.
Практическое занятие № 6
Решение ситуационных задач
Учебник Менеджмент: практикум. Драчева Е.Л.
Глава 12. Руководство: власть и партнерство
obuchalka.org ›20180422100124…praktikum-dracheva-e…
https://учебники.информ2000.рф/management/men1-1/men011.pdf
(на сайте много ссылок на данный учебник)
Практическая ситуация 3
Однажды французская газета «Либерасьон», обратившись к 600 менеджерам, попросила их ответить на вопрос: «Что самое важное для хорошего менеджера?». Вот их ответы (в процентах от общего числа опрошенных):
■ заработная плата — 0;
■ диплом — 0;
■ внешние данные — 1;
■ авторитет — 4;
■ техническая компетентность — 8;
■ жизненный опыт— 10;
■ неординарность — 36;
■ «Дар божий» — 41.
Ответьте на вопросы:
1. Как бы вы ответили на этот вопрос? Аргументируйте свой ответ.
2. Как вы можете объяснить образное выражение «Дар божий»?
3. Попробуйте смоделировать ответы на тот же вопрос при условии, что он был бы задан 600 рядовым сотрудникам.
4. Существуют ли особенности в определении приоритетов для российских менеджеров?
Практическая ситуация 9
XXI в. — это век знаний, в котором более 50 % валового продукта развитых стран будет приходиться на производство и продажу новых знаний. Известно, кто владеет знаниями, тот владеет миром. У России в этом смысле остался большой потенциал еще со времен СССР. Проблема заключается в том, как эти знания использовать и приумножать. Есть ряд причин, объясняющих недостаток внимания к развитию инноваций в нашей стране. Во- первых, из-за нестабильности рыночной экономики большинство предпринимателей строят планы на краткосрочную перспективу, а тех, кто заглядывает, например, в 2010 год и дальше, единицы. А в инновациях, в науке требуется длительное планирование. Во- вторых, поскольку рынок в нашей стране развивается всего несколько лет, только в настоящее время начинает воспитываться поколение, которое учится продавать, в том числе и знания.
|
Однако, по мнению руководителей одной из ведущих российских компаний в области электроники «Ситроникс», причин для глубокого пессимизма быть не должно. В науке управления именно российские менеджеры в настоящее время — самые инновационные. В американских и западноевропейских бизнес- школах будущих топ-менеджеров учат работать в условиях неопределенности и стрессовых ситуаций. Однако в России такие условия на каждом шагу — как в области управления и организации бизнеса, так и принятия решений. От руководителя требуются не только, а иногда и не столько конкретные знания, сколько наличие харизматичности, лидерских качеств. Многие иностранные бизнесмены порой восхищаются нестандартностью, креативностью решений менеджеров, которым удалось адаптировать западные теории менеджмента к российской реальности.
Ответьте на вопросы:
|
1. Согласны ли вы с мнением менеджеров российской компании «Ситроникс»?
2. Действительно ли социально-экономическая ситуация в Росси и требует от менеджеров особых личных качеств?
Практическая ситуация 10
Ассоциация менеджеров России проводит систематическую работу по выявлению наиболее профессиональных менеджеров России, лидеров в своих отраслях и функциональных направлениях деятельности. Итоговым результатом таких исследований является регулярно публикуемый рейтинг профессиональной репутации российских менеджеров «ТОП-1000 наиболее профессиональных менеджеров России».
Цели и аудитория рейтинга. Программа Ассоциации менеджеров «Рейтинги профессиональной репутации российских менеджеров» позволяет получить объективную, независимую, масштабную оценку профессионального уровня российских топ-менеджеров, в полной мере отражающую профессиональные способности руководителей компаний и учитывающую современные особенности российского бизнеса.
Процедура составления рейтинга. В основе составления рейтинга лежит системный интегральный подход, который призван в максимально возможной степени учесть все параметры, характеризующие профессиональную репутацию менеджера. Важная особенность Программы — глубокая проработка всех этапов подготовки и реализации этого исследования. Несмотря на жесткие критерии отбора, количество кандидатов рейтинга обычно достигает почти 3 ООО чел. В их числе представители ведущих компаний всех отраслей российской экономики. Менеджеры, входящие в этот список, работают в разных регионах России. Их объединяет одно — высочайшая компетентность и профессиональная репутация. В процессе составления рейтинга принимают участие более 400 экспертов — представителей профильных государственных учреждений, некоммерческих отраслевых и региональных деловых ассоциаций, ведущих инвестиционных компаний и банков, консультационных компаний, информационных агентств, средств массовой информации. Основу экспертного сообщества составляют руководители российских компаний всех отраслей и регионов, которые могут дать исчерпывающую характеристику работы своих коллег. Таким образом, используется принцип «лучшие выбирают лучших».
|
Критерии оценки. В процессе анкетирования эксперты оценивают эффективность деятельности представленных на рассмотрение кандидатов по пятибалльной шкале с помощью приведенных далее критериев.
Оценка профессиональной эффективности включает шесть критериев.
1. Управленческая эффективность компании:
■ долгосрочные планы и стратегии компании сформулированы четко и понятно для всех управленческих эшелонов организации;
■ в компании сформированы эффективные механизмы реализации стратегических планов.
2. Финансовая эффективность компании:
■ компания полностью использует современные методы финансового менеджмента;
■ публично доступная финансовая отчетность компании корректно отражает структуру активов и пассивов и может быть использована для оценки ее реальной стоимости.
3. Корпоративная эффективность компании:
■ при принятии решений высший менеджмент компании соблюдает баланс интересов всех заинтересованных сторон компании (акционеров, инвесторов, трудовых коллективов, государственных органов и т.д.);
■ информация о стратегии развития, планах и методах решения проблем компании публично доступна и понятна.
4. Коммерческая эффективность компании:
■ отношения компании с контрагентами оптимальны и адекватны текущему состоянию рынка;
■ используя существующие производственные мощности, компания осваивает новые виды бизнеса и новые рынки продукции.
5. Инновационная эффективность компании:
■ руководитель компании стимулирует применение в организации прогрессивных идей и нововведений в сферах производства, технологии сбыта и управления;
■ менеджмент компании быстро адаптирует новые методы производства, технологии сбыта и управления.
6. Социальная эффективность компании:
■ предприятие проводит эффективную социальную политику;
■ менеджмент компании ориентирован на подготовку нового поколения сотрудников внутри своей организации, обеспечивает «преемственность поколений».
Оценка личной деловой репутации включает три критерия.
1. Лидерская репутация:
■ руководитель компании эффективно мобилизует коллектив компании для достижения целей и правильно распределяет задачи, полномочия и ответственность;
■ руководителя компании отличают ярко выраженные лидерские качества, позволяющие не только быстро ориентироваться в сложных условиях и принимать адекватные решения, но и быть общественно значимой фигурой.
2. Экспертная репутация:
■ глава компании известен как один из ведущих экспертов в своей отрасли;
■ глава компании кроме знаний и навыков оперативного и стратегического менеджмента обладает знаниями в ключевых функциональных областях управления.
3. Общественная репутация:
■ слова и действия руководителя компании вызывают высокую степень общественного доверия;
■ руководитель компании занимает активную позицию в развитии делового сообщества, принимая участие в работе профессиональных ассоциаций и союзов, высказывая свое экспертное мнение по актуальным вопросам в средствах массовой информации и на значимых общественных мероприятиях.
При составлении рейтинга не проводят оценку профессиональной репутации бизнес-лидеров — представителей российского делового сообщества, чья деятельность носит общенациональный характер и оказывает значительное влияние на российскую экономику. Это руководители, являющиеся главами крупных российских межотраслевых холдингов и осуществляющие общее стратегическое управление этими организациями. Примерами таких компаний являются РАО ЕЭС России, «Газпром», «Альфа-Групп», «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Норильский никель» и др.
Ответьте на вопросы:
1. Насколько исчерпывающим является представленный перечень вопросов, на основе которых формируется рейтинг лидеров среди российских менеджеров?
2. Что в работе топ-менеджера является приоритетным при общей значимости профессиональной эффективности и личной деловой репутации?