Издательский Дом «Коммерсант» провел опрос 460 руководителей и управляющих российских компаний. Среди них 273 респондента занимают посты президентов и генеральных директоров, 67 — финансовых директоров, 64 — коммерческих директоров и 56 — директоров по персоналу. Участникам исследования было предложено оценить относительную важность следующих управленческих качеств:
■ способность налаживать и поддерживать конструктивные взаимоотношения с внешними сторонами (партнеры, государство, общество);
■ способность к ведению переговоров и убеждению в своей позиции:
■ стратегическое видение развития бизнеса;
■ умение управлять стратегическими изменениями в развитии бизнеса:
■ способность принимать решения в условиях неопределенности;
■ формирование управленческой команды;
■ умение делегировать полномочия и контролировать получение необходимых для бизнеса результатов;
■ умение налаживать конструктивные взаимоотношения внутри коллектива;
■ детальное знание внутренних бизнес-процессов и производственной специфики предприятия (отрасли);
■ самодисциплина и организованность.
Оценки выставляли по 10-балльной шкале (единица означала наивысшую оценку — первое место по важности). В первом варианте анкеты было предложено определить важность перечисленных качеств в настоящий момент, во втором — их предполагаемую важность через три года. Такой срок был выбран потому, что, с одной стороны, он действительно позволяет заглянуть в будущее, а с другой — не требует подменять прогнозы догадками (учитывая необыкновенно высокую динамику развития российского бизнеса, делать серьезные прогнозы, скажем, на 10 лет вперед — рискованное занятие). После опроса была подсчитана сумма баллов по каждому пункту и в соответствии с этим показателем определена иерархия важности менеджерских качеств.
|
Наиболее важным профессиональным качеством лидера высшие руководители компаний, президенты и генеральные директора считают умение формировать управленческую команду. Это объясняется тем, что, во-первых, данная задача — прерогатива именно руководителей высшего звена. Во-вторых, такое умение крайне важно в условиях дефицита управленческих кадров в России (многие руководители отметили, что ощущают сильную нехватку менеджеров, которые имели бы не только необходимый опыт, но и отличались инициативностью, готовностью идти на разумный риск, нести ответственность за результаты работы).
В-третьих, управленческий ресурс — это базовый капитал любой компании, от которого зависят перспективы ее развития.
На второе место после умения подобрать команду было поставлено качество, важное для всех ее членов, — стратегическое видение развития бизнеса.
На третьем месте оказалось умение управлять стратегическими изменениями в развитии бизнеса. Примечательно, что по сумме баллов между этим и предыдущим качествами достаточно большой разрыв. Вероятно, руководители высшего звена, признавая важность стратегического видения для всех менеджеров команды, оставляют за собой право и обязанность заниматься непосредственно реализацией стратегии. Если подобная трактовка верна, можно говорить о существовании негативной тенденции: многие генеральные директора не считают своих коллег по управленческой команде достаточно опытными, квалифицированными и лояльными и относятся к ним всего лишь как к наиболее приближенным исполнителям, а не как к единомышленникам.
|
Четвертой по важности оказалась способность принимать решения в условиях неопределенности. Очевидно, руководители российских компаний не относят вопросы стратегического выбора к задачам, при решении которых существует высокая доля неопределенности и риска, и для них тактические действия связаны с большей неопределенностью, чем вопросы стратегии. Скорее всего это связано не с национальными особенностями управленческого менталитета, а с тем, что в России по-прежне- му относительно немного прибыльных видов бизнеса. Поэтому стратегические вопросы (что делать?) отходят на второй план по сравнению с тактическими (как делать?).
На пятом месте — фактор самодисциплины и организованности. Его руководители высшего звена оценивают как примерно равный по значимости умению делегировать полномочия. Это позволяет предположить, что менеджеры считают требовательное отношение к себе важной составляющей делового успеха.
На шестом месте — умение делегировать полномочия и контролировать получение необходимых результатов, по мнению участников исследования, является более важным, чем способность налаживать конструктивные взаимоотношения внутри коллектива. Разрыв между значимостью этих факторов показывает, что в фирме для руководителей высшего звена гораздо важнее деловые, чем личные отношения. Это позволяет сделать следующий вывод: время компаний, организованных по дружескому принципу, прошло. Однако вряд ли такую модель бизнеса можно признать оптимальной. Опыт зарубежных стран показывает, что значимость климата внутри компании растет параллельно с ее развитием и забота о сотрудниках выходит на одно из ведущих мест в системе ценностей руководителей.
|
Седьмое место в списке занимает способность налаживать и поддерживать конструктивные отношения с внешними сторонами. Такую относительно низкую оценку можно считать одной из сенсаций исследования. Принято считать, что во многом специфика российского бизнеса определяется важной ролью полезных связей, знакомств, неформальных отношений. Но, судя по ответам менеджеров, значение полезных связей намного меньше, чем умение формировать команду, видение перспектив компании, умение эффективно распределять обязанности. Таким образом, мнение о российском бизнесе, как об активно использующем ресурс внешних связей, сильно преувеличено. Однако понятие «внешние стороны» подразумевает и клиентов, и поставщиков, и конкурентов. И то, что им также уделяется недостаточно внимания, — тревожный знак. Почему общение с внешними контрагентами играет столь малую роль в российском бизнесе? Скорее всего, причина заключается в сложившейся структуре российской экономики, которая отличается высоким уровнем монополизации во многих секторах. Достаточно сказать, что в настоящее время Министерство по антимонопольной политике включает в список монополистов (хотя бы на локальных рынках) более 300 компаний.
После умения налаживать конструктивные отношения внутри коллектива (восьмое место) на девятом месте — детальное знание бизнес-процессов и производственной специфики своего предприятия или отрасли. Позиция этого фактора в рейтинге показывает, что российская экономика фактически перестала быть экономикой так называемых директоров-производственников. Преград для перехода руководителей высшего звена из одной компании или отрасли в другую становится все меньше. В долгосрочном плане это должно способствовать более эффективному распределению управленческих ресурсов.
На десятом {последнем} месте оказалась способность к ведению переговоров и убеждению в правоте своей позиции. Вероятно, из-за относительно невысокого уровня конкуренции во многих отраслях компании чувствуют себя достаточно уверенно и легко защищают свое место на рынке. Поэтому и переговоры, от исхода которых действительно во многом зависит будущее компании, являются редкостью. В этом состоит отличие России от Запада, где смыслом существования многих средних компаний является реализация единственного проекта. И если компания, например, проигрывает тендер по отбору партнеров для этого проекта, она может разориться или быть ликвидирована. Пренебрежение важностью взаимодействия с внешними сторонами представляет собой угрозу для долгосрочного развития российских компаний. Рано или поздно в любой отрасли возникнет конкурент, который сможет лучше обслуживать интересы клиентов, предложит более привлекательные условия работы с поставщиками и т.д. И невнимание к внешнему миру не способны компенсировать ни дисциплина, ни решительность действий, ни хорошая управленческая команда.
Каким же видится российским директорам успешный топ-ме- неджер через три года? Судя по ответам, навык формирования управленческой команды перестанет играть ключевую роль и его место займет стратегическое видение развития бизнеса. Значит, руководители уверены — управленческие команды будут в основном сформированы. В вопросах оперативного управления генеральные директора ожидают снижения неопределенности и риска. В будущем также повысится роль умения делегировать полномочия и контролировать получение необходимых результатов. Наиболее вероятная причина такого ожидания состоит в том, что организационные структуры и бизнес-процессы будут постепенно усложняться и в результате координировать деятельность всей компании единолично будет сложнее. Также увеличится значимость факторов внешних отношений и детального знания специфики отрасли. Видимо, топ-менеджеры ожидают технологического усложнения бизнеса и производимой продукции, а также усиления конкуренции. Так что завоевание существенной рыночной доли будет определяться индивидуальным отношением к каждому партнеру или клиенту.
Ответьте на вопросы
1. Согласны ли вы с преобладающей точкой зрения на то, какими качествами должен отличаться современный менеджер-лидер? Аргументируйте свою точку зрения.
2. Почему постоянно повышаются требования к менеджерам-лидерам? Какие объективные обстоятельства этому способствуют?
3. Как вы представляете собирательный образ менеджера будущего?