Реалиями современной России стал рост числа молодых россиян, не желающих служить в вооружённых силах. Студенчество - одна из наиболее негативно относящихся к армии групп. Для многих учащихся обучение в вузе является средством избежать службы в армии, армия воспринимается ими как жестокая машина, покушающаяся на их жизненные планы, карьеру и здоровье. В связи с этим, мы решили провести социологическое исследование, чтобы выявить причины формирования негативного отношения юношей к армии.
Наше социологическое исследование проводилось в ноябре 2013 года в ЮЗГУ среди юношей призывного возраста. Данное исследование носит разведывательный характер. В нем приняло участие 101 респондент, в основном молодые люди в возрасте 17-20 лет. Цель данного социологического исследования - выявить факторы, которые негативно влияют на отношение молодых людей к срочной службе в армии. Для ознакомления с существующей проблемой мы сначала выполним одномерный анализ.
Одномерное распределение наиболее простой способ представления результатов. Одномерное частотное распределение - это совокупность значений переменных и их частот. Различают абсолютные и относительные частоты.
Абсолютная частота показывает количество объектов, обладающих определенным значением признака.
Относительные частоты могут выражаться в процентах от объема выборки или в долях единицах.
Социологи в основном используют относительные частоты. Существует так же понятие накопленная частота.
Накопленной частотой называют значение переменной, которое представляет собой сумму частот от первых значений и до частоты о которой идет речь.
Частотные распределения могут быть представлены графически:
|
) круговая диаграмма;
) диаграмма столбцов;
) полигон;
) гистограмма.
Для обобщенного описания частотных распределений существует ряд показателей, которые называются описательными статистиками.
Этот ряд можно разделить на 2 группы:
. Характеристики или меры центральной тенденции.
. Характеристики или меры разбросов данных.
К мерам центральной тенденции относятся: мода, медиана, среднее арифметическое. Все они показывают центр распределения.
К мерам разброса данных относятся дисперсия и среднее квадратичное отклонение.
В ходе социологического исследования нам удалось выявить, что больше половины опрошенных респондентов 57,4% не хотели бы служить в армии, 42,2% респондентов положительно отнеслись к службе.
Мы выяснили, что мнение молодых людей об армии формируется под влиянием множества факторов. Большое влияние на респондентов оказывает СМИ (48,5%), а на 31,7% респондентов оказывает большое мнение друзей, которые уже служили в армии и именно от них молодые люди узнают о подробностях воинской службы. Так же учитывается мнение родных, это можно объяснить большим влиянием родственных уз на мнение молодых людей в целом. Наша гипотеза: «Множество факторов влияет на формирование мнения молодых людей о российской армии. Очень часто большое влияние оказывают рассказы друзей о срочной службе и различные телепередачи», - подтвердилась.
Мы решили узнать мнение наших юношей насчет возраста в котором должны призывать на срочную службу в армию. Результаты опроса показали, что большая часть опрошенных (73,3%) считают, что всё-таки наиболее оптимальный возраст для службы 18-22 года (табл. 1). Это может быть связано с тем, что юноши в этом возрасте не имеют, как правило, каких-либо серьезных жизненных обязательств (постоянная работа, не состоят в браке) и они быстрее адаптируются к новой среде.
|
Таблица 1. С какого возраста должны призывать на срочную службу
Частота | Процент | Валидный процент | Кумулятивный процент | ||
Валидные | 18-22 | 73,3 | 73,3 | 73,3 | |
23-27 | 22,8 | 22,8 | 96,0 | ||
28-31 | 2,0 | 2,0 | 98,0 | ||
другое | 2,0 | 2,0 | 100,0 | ||
Итого | 100,0 | 100,0 |
Подавляющее большинство респондентов (61,4%) единодушны во мнении, что наиболее оптимальный срок службы в армии 1 год. А 18,8% опрошенных считают, что необходимо служить 2 года, они утверждают, что одного года мало, чтобы пройти военную подготовку и успеть усвоить воинскую программу, так как год пролетает очень быстро.
На вопрос - Устраивает ли Вас современная форма одежды военнослужащих, больше половины респондентов (55,4%) ответили отрицательно. С момента ее появления ведутся жаркие споры о том, стала она лучше или хуже. Безусловно, она комфортна и изготовлена из новейших материалов, но по утверждению служащих, имеет ряд и существенных недостатков. Молодые люди, служившие в армии, рассказывают, что форма быстрее истирается и рвется, имеет более низкую теплоустойчивость, пуговицы бракованные. Некоторым не нравится и ее новый дизайн.
Респондентам был задан вопрос, что больше всего их пугает в срочной службе в армии. Опрошенные юноши призывного возраста мотивировали свое негативное отношение к службе в армии в первую очередь в связи с неуставными отношениями (дедовщиной) и издевательствами со стороны старослужащих и офицеров 62,4%. Неуставные отношения в армии стали главным пугалом в глазах призывников и их родителей. Данная тема является также удобным инструментом воздействия на общественное сознание для СМИ. Однако нельзя всю ответственность возлагать только на армию, как это зачастую и бывает. «Дедовщина» - явление социальное. Немаловажную роль играет угроза отправления в горячие точки 39,6%, потеря времени для учебы и возможности профессионального роста 34,7% (табл. 2). Некоторые респонденты отвечали так: «хотел бы служить, если бы был порядок», «пока в армии не наведут порядок, не будет никакого желания служить в армии», «не хочу вернуться калекой», «армия - это потеря года жизни». Возможно, некоторые из этих опасений связаны с отсутствием информации о реальном положении дел в армии. Так же большое количество респондентов не видит смысла в прохождении службы, не понимает, зачем им это нужно.
|
Таблица 2
Ответы | Процент наблюдений | |||
N | Процент | |||
что пугает в службе | твердая военная дисциплина | 4,8% | 11,9% | |
тяжелые бытовые условия | 9,2% | 22,8% | ||
плохое питание | 8,4% | 20,8% | ||
дедовщина, издевательства со стороны старослужащих и офицеров | 25,3% | 62,4% | ||
угроза отправки в горячие точки | 16,1% | 39,6% | ||
потеря времени для учебы и возможности проф роста | 14,1% | 34,7% | ||
большие физические нагрузки | 2,0% | 5,0% | ||
материальная незащищенность | 2,8% | 6,9% | ||
оторванность от женского общ-ва, подруг и невест | 5,2% | 12,9% | ||
оторванность от дома, друзей и близких | 11,6% | 28,7% | ||
другое | 4% | 1,0% | ||
Всего | 100,0% | 246,5% | ||
a. Группа |
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что наша гипотеза о том, что одной из главных причин нежелания молодых людей идти в армию является наличие неуставных отношений, бессмысленной потерей времени, подтвердилась.
Для более подробного изучения факторов, негативно влияющих на отношение молодых людей к срочной службе в армии, мы решили воспользоваться двумерным анализом, также необходимо выявить зависимость между различными показателями данных факторов.
К наиболее часто используемым инструментам изучения взаимосвязи двух переменных относятся методы анализа таблицы сопряженности. Анализ таблицы является весьма простым и наглядным, и вместе с тем эффективным инструментом изучения одновременно двух переменных. Двумерная таблица сопряженности для переменных ql и q2.
Существует множество числовых показателей для измерения степени и характера взаимосвязи двух переменных - коэффициентов связи. Наиболее известный из них - коэффициент .
Критерий Хи-квадрат позволяет сравнивать распределения частот вне зависимости от того, распределены они нормально или нет.
Под частотой понимается количество появлений какого-либо события. Обычно, с частотой появления события имеют дело, когда переменные измерены в шкале наименований и другой их характеристики, кроме частоты подобрать невозможно или проблематично. Другими словами, когда переменная имеет качественные характеристики. Так же многие исследователи склонны переводить баллы теста в уровни (высокий, средний, низкий) и строить таблицы распределений баллов, чтобы узнать количество человек по этим уровням. Чтобы доказать, что в одном из уровней (в одной из категорий) количество человек действительно больше (меньше) так же используется коэффициент Хи-квадрат.
Механизм проверки гипотезы о независимости переменных не сколько сложнее. Вычисляется показатель, фиксирующий степень расхождения реальных и ожидаемых частот, коэффициент (хи-квадрат):
,
где - наблюдаемые частоты; - ожидаемые частоты; n - число плеток в таблице.
Если бы мы получили = 0, можно было бы однозначно говорить о точном совпадении этих частот, и, следовательно, о том, что модель независимости двух анализируемых переменных точно описывает реальные данные. Для случая же > 0 хотелось бы найти какое-то точное значение Z, когда мы могли бы сказать: если < Z, маленький, можно считать, что отклонение наблюдаемых и ожидаемых частот незначительно и данные не противоречат модели независимости.
Сделать же это поможет то, что в математической статистик давно известно теоретическое распределение коэффициента при условии, что в генеральной совокупности признаки независимы. Теоретическое распределение коэффициента рассчитаны для определенного числа степеней свободы , где N-число степеней свободы; r - число строк в таблице; с - число колонок.
Ограничения использования коэффициента . Важность метода проверки гипотезы о зависимости между переменными с использованием коэффициента состоит в том, что в ходе построения этой модели не делают никаких опущений об уровне измерения самих переменных. Иными словами, можно использовать данный метод применительно к переменным, измеренным на любом уровне. Этот метод является чрезвычайно важным при обработке социологических данных, поскольку анкетная информация, в подавляющем большинстве случаев, содержит данные, измеренные на разных уровнях.
Рассмотрим взаимосвязь между двумя признаками: должна ли быть допризывная подготовка и какая форма допризывной подготовки наиболее актуальна. По результатам таблицы мы видим - большая часть респондентов 59,2%, которые считают, что допризывная подготовка должна быть, самой актуальной формой называют курсы военной подготовки при школах и колледжах, на втором месте по актуальности - специальные клубы по интересам: военно-спортивный клуб или военно-исторический (23,7%).
Взаимосвязь между этими признаками подтверждает хи-квадрат. Здесь степень свободы =2, а значимость = 1,792, она выше теоретической (0,103). Следовательно, мы можем сказать, что необходимо ввести допризывную подготовку при школах и колледжах, а также специальные клубы по интересам, чтобы присваивать чувство патриотизма, подготавливать юношей к военной дисциплине, обучать азам воинского устава. Возможно, такие меры сократят численность уклонистов от армии.
Таблица 3. Таблица сопряженности Должна ли быть допризывная подготовка
Какая форма допризывной подготовки более актуальна | Итого | |||||
курсы военной подготовки при школах и колледжах | специальные клубы по интересам: военно-спортивный клуб или военно-исторический | курсы, организованные по месту жительства или при военкоматах | ||||
Должна ли быть допризывная подготовка | да | Частота | ||||
% в Должна ли быть допризывная подготовка | 59,2% | 23,7% | 17,1% | 100,0% | ||
нет | Частота | |||||
% в Должна ли быть допризывная подготовка | 50,0% | 50,0% | 0% | 100,0% | ||
Итого | Частота | |||||
% в Должна ли быть допризывная подготовка | 58,8% | 25,0% | 16,3% | 100,0% |
Таблица 4
Критерии хи-квадрат | |||
Значение | ст. св. | Асимпт. значимость (2-стор.) | |
Хи-квадрат Пирсона | 1,792a | ||
Отношение правдоподобия | 2,217 | ||
Линейно-линейная связь | |||
Кол-во валидных наблюдений | |||
a. В 3 (50,0%) ячейках ожидаемая частота меньше 5. Минимальная ожидаемая частота равна, 65. |
Далее рассмотрим взаимосвязь между следующими двумя признаками: какие черты приобретает мужчина, отслуживший в армии и какую бы Вы дали оценку армии РФ. Юноши, которые дают оценку «отлично» и «хорошо» армии РФ склонны к тому, что в армии мужчины становятся собраннее (соответственно 50% и 22,2%), приобретают хорошую физическую форму (50% и 44,4%) и устойчивые взгляды на жизнь (50% и 25,9%). Те, кто оценил службу на «удовлетворительно» и «плохо», выделяют основной положительной чертой самостоятельность (соответственно 42,3% и 45%). Независимо от отношения к армии все респонденты считают, что самая главная приобретенная черта во время службы - это мужественность. Ведь армия - это школа жизни, в которой приходится преодолевать множество испытаний и сталкиваться с различными трудностями, которые в дальнейшем и закаливают характерно.
Таблица 5
$A1*A15 кросс-таблица | |||||||
какую оценку бы Вы дали армии РФ | Всего | ||||||
отлично | хорошо | удовлетворительно | плохо | ||||
какие черты приобретает | аккуратность | Частота | |||||
% внутри $A1 | 0% | 25,0% | 50,0% | 25,0% | |||
% внутри A15 | 0% | 7,4% | 7,7% | 10,0% | |||
мужественность | Частота | ||||||
% внутри $A1 | 2,0% | 29,4% | 45,1% | 23,5% | |||
% внутри A15 | 50,0% | 55,6% | 44,2% | 60,0% | |||
собранность | Частота | ||||||
% внутри $A1 | 3,3% | 20,0% | 66,7% | 10,0% | |||
% внутри A15 | 50,0% | 22,2% | 38,5% | 15,0% | |||
хорошую физическую форму | Частота | ||||||
% внутри $A1 | 2,9% | 35,3% | 44,1% | 17,6% | |||
% внутри A15 | 50,0% | 44,4% | 28,8% | 30,0% | |||
самостоятельность | Частота | ||||||
% внутри $A1 | 0% | 26,2% | 52,4% | 21,4% | |||
% внутри A15 | 0% | 40,7% | 42,3% | 45,0% | |||
устойчивые взгляды на жизнь | Частота | ||||||
% внутри $A1 | 5,3% | 36,8% | 42,1% | 15,8% | |||
% внутри A15 | 50,0% | 25,9% | 15,4% | 15,0% | |||
свой вариант | Частота | ||||||
% внутри $A1 | 0% | 0% | 50,0% | 50,0% | |||
% внутри A15 | 0% | 0% | 5,8% | 15,0% | |||
Всего | Частота | ||||||
Проценты и итоги основаны на респондентах. | |||||||
a. Группа |
С помощью хи-квадрата мы выявили взаимосвязь между двумя признаками: военная служба должна быть обязанностью или правом и беспрекословное подчинение в армии влияет негативно на отношение к службе в армии. Степень свободы = 2, значимость=1,864, она больше теоретической (0,103).
Из таблицы мы видим, что мнения респондентов насчет того, что военная служба должна быть обязанностью или правом, разделилось поровну. Они считают, что беспрекословное подчинение в армии несомненно негативно влияет на отношение к срочной службе (43,1% и 56%).
Возможно, когда-нибудь служба в армии и станет правом выбора молодых людей, а пока она остается обязанностью и очень важно, чтобы государство предприняло все меры для улучшения положения ВС РФ.
Таблица 6. Таблица сопряженности Беспрекословное подчинение в армии негативно влияет на отношение к службе в армии
Военная служба должна быть обязанностью или правом выбора молодого человека | ||||
обязанностью | правом | |||
Беспрекословное подчинение в армии негативно влияет на отношение к службе в армии | да | Частота | ||
% в Беспрекословное подчинение в армии негативно влияет на отношение к службе в армии | 44,0% | 56,0% | ||
% в Военная служба должна быть обязанностью или правом выбора молодого человека | 43,1% | 56,0% | ||
% по таблице (слою) | 21,8% | 27,7% | ||
нет | Частота | |||
% в Беспрекословное подчинение в армии негативно влияет на отношение к службе в армии | 53,8% | 46,2% | ||
% в Военная служба должна быть обязанностью или правом выбора молодого человека | 27,5% | 24,0% | ||
% по таблице (слою) | 13,9% | 11,9% | ||
затрудняюсь ответить | Частота | |||
% в Беспрекословное подчинение в армии негативно влияет на отношение к службе в армии | 60,0% | 40,0% | ||
% в Военная служба должна быть обязанностью или правом выбора молодого человека | 29,4% | 20,0% | ||
% по таблице (слою) | 14,9% | 9,9% | ||
Итого | Частота | |||
% в Беспрекословное подчинение в армии негативно влияет на отношение к службе в армии | 50,5% | 49,5% | ||
% в Военная служба должна быть обязанностью или правом выбора молодого человека | 100,0% | 100,0% | ||
% по таблице (слою) | 50,5% | 49,5% |
По результатам исследования мы можем сделать вывод, что большая часть молодых людей не испытывают по отношению к армии ни отрицательных, ни положительных эмоций. Армия воспринимается ими как неотъемлемый атрибут государства.
К сожалению, процент тех, кто считает образ современной армии негативным, очень высок. Подобные результаты говорят о том, что у молодых людей, отрицательно относящихся к службе в Вооруженных Силах, не сформирована положительная мотивация на прохождение действительной воинской службы. Это может быть в связи с тем, что молодые люди получают большое количество негативной информации об армии из СМИ, от друзей и родственников.
И, напротив, очень мало молодых людей, которые считают образ армии положительным. Возможно, причиной этого является постоянная трансформация общества и переходный период, произошедший в недалеком прошлом.
Исходя из полученных в ходе исследования данных, можно сделать вывод, что работа по допризывной подготовке ведется недостаточно эффективно. Для повышения эффективности показателей необходимо привлекать большее количество молодых людей к деятельности военно-патриотических клубов, проводить большее количество мероприятий патриотической направленности. Существует явная потребность в восполнении недостатка в информации, касающейся непосредственно организации быта солдат, системы взаимоотношений, складывающихся между военнослужащими, их социальной защиты, чтобы подобная информация исходила от специалистов, а не из криминальной хроники или рассказов сверстников и друзей.
Особое место в формировании негативного отношения к армии занимает дисциплина. Наличие в армии неуставных отношений пугает практически всех молодых людей, что влечет за собой стремление избежать службы. Это серьезная проблема, для решения которой необходимо проводить и планировать систематическую, организованную и последовательную работу, включающую в себя диагностику, профилактику и искоренение отрицательных неуставных правил взаимоотношений в кругу военнослужащих. Решение этой проблемы - одна из самых важных и приоритетных задач всех органов военного управления.
Полученные данные говорят о том, что среди молодежи призывного возраста существуют самые различные опасения: это страх неуставных взаимоотношений, недостаточная социальная защищенность солдат, и страх навредить своему здоровью. Возможно, некоторые из этих опасений связаны с отсутствием информации о реальном положении дел в армии. Так же большое количество респондентов не видит смысла в прохождении службы. Многие молодые люди считают, что за время прохождения службы они могут потерять хорошую работу, профессиональные умения.
В своей совокупности формирование ценностей военной службы представляется как комплексная задача, охватывающая различные структуры в обществе и Вооруженных силах, призванные осуществлять скоординированный на государственном уровне комплекс мероприятий среди различных категорий населения, в том числе среди молодежи. В их основе должно лежать объективное отражение места и роли армии в обществе, общественной значимости воинского труда, необходимости проявления постоянной заботы о социальной защищенности военнослужащих.
Заключение
В данной работе было проведено исследование, предметом которого стало выявление негативного отношения современной молодежи к срочной службе в армии. Результаты исследования подтвердили первоначальное предположение об актуальности данного вопроса. Позитивный имидж ВС в глазах студентов и школьников крайне важен на сегодняшний день. Дело в том, что нынешняя ситуация во всем мире очень серьезно предрасполагает к началу локальных военных противостояний и даже начало Третьей Мировой Войны.
В ходе нашей работы мы провели сравнительный анализ двух исследований: нашего, проведенного в ЮЗГУ и исследованием, которое было проведено в НИ ИрГТУ.
Исследования показали, что современной армии России требуются быстрые, решительные и очень существенные реформы: молодежь относится к службе в армии по большей части негативно, чему есть причины:
Часть причин может быть описана достаточно четко самими субъектами такого мнения. Это касается прежде всего, так называемой «дедовщины» или по терминологии, используемой армейским официозом, неуставных взаимоотношений. Практика угнетения, эксплуатации и физического подавления, принуждения, унижения и издевательств со стороны одного «призыва» по отношению к более «молодому» воспроизводится в рядах ВС РФ в течение всего периода, и свидетельств угасания этого процесса нет. Этот феномен широко известен в обществе и выдвигается как причина номер один или номер два, из-за которой молодые люди (или их родители) не хотят участвовать в исполнении конституционного долга.
Сопряженными с вопросами о «дедовщине» оказывают другие причины, выдвигаемые общественностью как резоны против армейской службы. Они касаются унижений и плохого обращения с призывниками со стороны сержантского и офицерского состава. Далее они затрагивают плохие условия содержания - плохое питание, условия проживания и пр. Эти обстоятельства в глазах общества имеют общую причину - деградацию и коррупцию как младших, так и старших командиров. Раскладывание имущества и продовольствия, эксплуатация призывников, принуждения к работам, которые не связаны с боевой учебой и даже самообеспечением армии, - все это известно в обществе из рассказов отслуживших и играет резко негативную роль в формировании отношения к службе в армии.
Еще одна группа мотивов, занимающая первое-второе место в формировании негативного отношения к службе в вооруженных силах, связана с участием армии в действиях в так называемых «горячих точках», прежде всего, в Чечне. Внутри этой группы существует несколько мотивов.
Первый мотив - страх за свою жизнь и здоровье. Потерять их в ходе боевых действий многим представляется вероятным.
Второй мотив заключается в нежелании брать на себя моральную ответственность за действия и поведение российской армии в этих местах. Мотивы переплетаются, когда молодые люди говорят: «Не знаешь, за что отдавать жизнь».
Первую и вторую группы объединяет общее положение, что здесь фигурирует нежелание служить в такой армии, армии, которая находится в таком состоянии и участвует в таких действиях. При этом принципиального отказа от воинской службы как таковой нет. С убежденностью и искренностью, степень которой установить нельзя, носители такой позиции говорят, что в армии, не имеющих этих дефектов и не участвующей в таких операциях, они считают возможным и должным служить.
Подобная позиция не связана, как видим, ни с пацифизмом, ни со стремлением не участвовать в насилии, не говоря уж о том, что она не связана с теми или иными религиозными убеждениями. Считать ли такую позицию нравственной, считать ли такие мотивы отказа от службы «убеждениями» - вопрос весьма дискуссионный.
Кроме этих мотивов, в последнее время весьма широкое распространение получил еще один: служба в армии - потерянное время. Год в молодости - слишком большой срок, чтобы я согласился его отдать, заявляют молодые люди. Закон о воинской службе требует от них, по их оценке, слишком многого
Тем не менее, есть хорошие предпосылки к тому, что молодые люди захотят служить в Вооруженных Силах по контракту, то есть захотят сделать службу в армии своей профессией. К сожалению, предпосылки так и остаются предпосылками, пока зарплата, которую получает военнослужащий, будет на столь низком уровне. Так, например, сержант среднестатистической военной части зарабатывает 15-20 тысяч рублей в месяц - почти столько, сколько и обыкновенный дворник в Москве. Естественно, рисковать своей жизнью за такие деньги хочется немногим. В целом, отношение к службе в армии было бы позитивным, если бы не влияние таких факторов, как неуставные взаимоотношения и низкая заработная плата.
Список источников
1. Пузикова С.М. Этносы [Электронный ресурс] С.М. Пузикова // Армия как социальный институт: проблемы и перспективы. URL: https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43436168735/ARMIYA-KAK-SOTSIALNYIY-INSTITUT: - PROBLEMYI-I-PERSPEKTIVYI
2. Вагин, С.Н. Социальный институт армии в системе институциональных взаимодействий современного российского общества [Электронный ресурс] / С.Н. Вагин // Социальна структура, социальные институты и процессы. URL: https://rudocs.exdat.com/docs/index-227136.html
3. Независимый информационный портал // Служба в армии: за и против [Электронный ресурс].URL:
https://newlifetisul.ucoz.ru/publ/tematicheskie_stranicy/molodezhnyj_otdel/sluzhba_v_armii_za_i_protiv/10-1-0-14
4. Артюхина, Е.В. Лекции - Анализ данных в социологии [Электронный ресурс] / Е.В. Артюхина // Учебный материал. - https://bib.convdocs.org/v9229/ лекции_-_анализ_данных_в_социологии
5. Попов, О.А. Критерий хи-квадрат [Электронный ресурс] / О.А. Попов // Статистика в педагогике и психологии. - https://psystat.at.ua/publ/1-1-0-29
6. RG.RU. Российская газета [Электронный ресурс] / В.В. Путин // Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России https://www.rg.ru/2012/02/20/putin-armiya.html
7. Миронова, О.Н. Отношение молодежи к службе в армии [Электронный ресурс] - https://www.tstu.ru/education/elib/pdf/st/2008/mironova.pdf
8. Владимиров, А. Военно-гражданские отношения в России [Электронный ресурс] / Информационно-аналитический электронный журнал «Факт». - https://www.fact.ru/www/arhiv17dr-1.htm
9. Ковернинград [Электронный ресурс] // Володин, А. Армия - школа жизни? - https://koverningrad.do.am/index/armija_shkola_zhizni/0-136
10. Вагин С.Н. Армия как социальный институт: проблемы и перспективы [Текст] // Гуманитарные и социально-экономические науки. -2008. - №4. - С. 183-187.
11. Кирилов В.В. Военная мощь и новый облик вооруженных сил России [Текст] / В.В. Кирилов // Социологические исследования. -2013. - №4. - С. 117-121.
12. Солнышков А.Ю. Тип отношения к «значимому другому» как ключ к пониманию внутриличностных причин дедовщины[Текст] // Социологические исследования 2008. №6. С. 45-53. Солнышков А.Ю. Дедовщина как социологический феномен // Социология. 2009. №2. С. 122-129.
13. Солнышков А.Ю. Социальные причины армейской «дедовщины» [Текст] / А.Ю. Солнышков // социологические исследования. - 2007. - №4. С. 108-114.
14. Солнышков А.Ю. Социальные причины армейской «дедовщины» [Текст] / А.Ю. Солнышков // социологические исследования. - 2007. - №4. С. 108-114.
15. Новиков, В.К., Передня, Д.Г. Имидж современной российской армии глазами молодежи [Текст] /В.К Новиков; Д.Г. Передня // Социологические исследования - 2006. - №11. - С. 101
16. Вагин С.Н. Диалектика взаимосвязи армии и гражданского общества в современной России [Текст] // Вестник ЮРГТУ. Сер. «Социально-экономические науки. - 2008. - №4. - С. 51-53.
17. Баранов, Н.А. Армия, политика, человек [Текст] / Н.А. Баранов // Мировая политика и идейные парадигмы эпохи: Сб. статей / Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств. - СПб.: СПбГУКИ, 2004. - С. 43-51.
армия негативный служба отношение