Отношение российской молодежи к современной армии: результаты социологического исследования ИрГТУ




 

Изучение готовности российской молодежи к военной службе показывает наличие тревожных социальных тенденций, затрагивающих устойчивость оборонного сознания молодого поколения. Эти изменения, с одной стороны, являются следствием кризисного развития российского общества, с другой, - недостаточного внимания государства к проблемам Вооруженных Сил и, в целом, обороноспособности страны. Отношение российской молодежи к современной армии является ключом к пониманию места армии в системе ценностей современной российской молодежи. Можно предположить, что на формирование ценностных ориентаций молодежи по отношению к армии влияет множество факторов, таких как имидж армии в стране, источники информации об армии и сложившиеся стереотипы. «Имидж охарактеризован как образ-представление, наделяющий объект (армию) теми свойствами, которые не всегда имеют основания в реальных свойствах самого объекта, но обладают социальной значимостью для того, кто этот образ воспринимает». Для проверки данного предположения мы обратились к социологическому исследованию, которое ранее было проведено в НИ ИрГТУ. В данном исследовании приняли участие молодые люди в возрасте от 19 до 25 лет, все студенты НИ ИрГТУ. По половому признаку респонденты распределились следующим образом: 50% - мужчин, 50% - женщин. Опрашивались возрастные категории: 42,9% от 20 до 22 лет, 33,3% от 23 до 25 лет, 23,8% от 17 до 19 лет. В исследовании принимали участие студенты следующих специальностей: 21,4% - социальная работа, 21,4% - реклама, 19,0% - журналистика, 19,0% - юриспруденция, 14,3% - социология, 4,8% - психология. Исследователи определяли оценку намерения проходить службу в Вооруженных Силах и влияние ближайшего окружения. Мнения студентов относительно намерения проходить службу в армии распределились следующим образом: 21% - пока не собираются, а там как получится; 21,4% - собираются, всегда хотели пойти служить; 21,4% - не хотят идти, но придется; 16,7% - затруднились ответить; 14,3% - сделают все, чтобы не пойти в армию; 4,8% - все равно. Из полученных результатов можно сделать вывод, что решения молодежи относительно намерения проходить службу весьма разные, и судя по лидирующим позициям большинство молодых людей осознают, что в будущем им придется проходить воинскую службу и относятся к этому как к закономерному явлению. Процент тех, кто «сделает все, чтобы не пойти в армию» несколько меньше. Это говорит о том, что многие молодые люди не готовы к прохождению службы и не видят в ней смысла. У каждого из респондентов в ближайшем окружении оказались люди, проходившие воинскую службу, это у 34% - друзья; у 31% - знакомые; у 29% - родственники; 6% - вторая половина. Полученные результаты говорят о том, что у каждого молодого человека в близком окружении есть люди, проходившие воинскую службу. О подробностях воинской службы молодые люди узнают из различных источников: 30% от друзей; 23% телевидение; 21% от знакомых; 15% от родственников; 8% из газет, журналов; 3% радио. Из полученных данных можно сделать вывод о том, что источников информации по данной теме много, в большей степени это друзья. Результаты вопроса о том, какому из источников информации респонденты доверяют в большей степени распределились следующим образом: 59% друзьям; 26% родственникам; 10% телевидению; 5% знакомым. Из полученных данных следует, что наибольшее доверие у молодых людей по поводу армии вызывает мнение друзей, на втором месте стоят родственники, к телевидению относятся с гораздо меньшим доверием, несмотря на то, что значительную часть информации об армии они узнают именно благодаря телевидению, а радио и печатным изданиям молодежь не доверяет вообще. Таким образом, можно сделать вывод, о том, что мнение молодых людей об армии формируется под влиянием множества факторов. Большой авторитет имеет мнение друзей, оно оказывает наибольшее влияние на формирование представления молодежи об армии. К тому же у большинства опрошенных есть друзья, которые когда-либо были в армии и именно от них молодые люди узнают о подробностях воинской службы. Так же учитывается мнение родных, это можно объяснить большим влиянием родственных уз на мнение молодых людей в целом. В нашем исследовании мы тоже обратили внимание на факторы, которые больше всего влияют на формирование мнения юношей об армии. Выявились некоторые разногласия: по результатам опроса на студентов ИрГТУ в первую очередь влияет мнению друзей, а на студентов ЮЗГУ информация из СМИ оказывает наибольшее воздействие, а мнение друзей у них стоит на втором месте.

По представлению большинства респондентов ИрГТУ образ современной армии является: 62% (26 из 42) нейтральным, 24% (10 из 42) негативным, 14% (6 из 42) позитивным.

Из этого можно заключить, что большая часть молодых людей не испытывают по отношению к армии ни отрицательных, ни положительных эмоций. Армия воспринимается ими как неотъемлемый атрибут государства.

К сожалению, процент тех, кто считает образ современной армии негативным, очень высок. Подобные результаты говорят о том, что у молодых людей, отрицательно относящихся к службе в Вооруженных Силах, не сформирована положительная мотивация на прохождение действительной воинской службы.

И, напротив, очень мало молодых людей, которые считают образ армии положительным. Возможно, причиной этого является постоянная трансформация общества и переходный период, произошедший в недалеком прошлом.

Далее сравним причины из-за которых молодые люди стремятся уклониться от армии.

Причинами, из-за которых, по мнению студентов ИрГТУ, не стоит идти в армию, являются: 20% наличие неуставных отношений («дедовщины»); 20% нанесение вреда состояния здоровья; 16% пустая трата времени; 13% потеря хорошей работы; 11% потеря профессиональных умений; 7% потеря любимого человека; 7% нежелание покидать домашний уют; 6% боязнь тягот армейской службы. Полученные данные говорят о том, что среди молодежи призывного возраста существуют самые различные опасения: это и страх неуставных взаимоотношений, недостаточная социальная защищенность солдат, и страх навредить своему здоровью. Возможно, некоторые из этих опасений связаны с отсутствием информации о реальном положении дел в армии. Так же большое количество респондентов не видит смысла в прохождении службы, не понимает, зачем это им нужно. К тому же многие молодые люди считают, что за время прохождения службы они могут потерять хорошую работу и профессиональные умения.

Среди перечня причин в нашем ВУЗе ЮЗГУ, объясняющих нежелание служить, лидирует так же позиция, связанная с неуставными отношениями (дедовщиной) и издевательствами со стороны старослужащих и офицеров (62,4%), угроза отправления в горячие точки (39,6%), потеря времени для учебы и возможности профессионального роста (34,7%).

Результаты социологического исследования показали, что в рейтинге проблем, которые, по мнению студентов, наиболее актуальны для сегодняшней армии, а значит, должны быть устранены в ближайшее время, неуставные отношения также находятся на вершине списка: 16% неуставные отношения, 15% взяточничество в военкоматах, 13% отсутствие престижа армии в обществе, 12% отсутствие патриотизма, 10% наличие горячих точек, 9% слабая дисциплина, 9% непрофессионализм офицеров, 8% проблема трудоустройства после службы, 8% недостаточная материальная база.

Личностные и профессиональные качества, связанные с военно-профессиональной деятельностью, которые, по мнению респондентов ИрГТУ должны присутствовать у военнослужащих: 18% дисциплинированность; 16% воинский долг; 13% воинская честь; 12% мастерское владение оружием; 12% достоинство воина; 10% организованность; 10% войсковое товарищество; 9% взаимовыручка. На первом месте у молодых людей стоит дисциплинированность, возможно, это связано со стереотипным образом армии, который закрепился в сознании молодых людей. Так же, по мнению респондентов, большую роль играет воинский долг и воинская честь. Это говорит о том, что молодых людей в большей степени волнуют ответственность и честность военнослужащего.

С точки зрения материально-бытового характера службы ценности распределились следующим образом: 25,5% карьерный рост; 25,5% льготы и преимущества; 19% возможность обеспечить необходимый; материальный уровень жизни; 16% возможность достичь высокого социального статуса; 14% стабильность. Из полученных результатов можно сделать вывод, что современные молодые люди стремятся к карьерному росту и различным преимуществам, считая, что они должны быть неотъемлемой частью военной жизни. Большинство респондентов волнует собственное благосостояние, что не удивительно, если принять во внимание современный стиль и уровень жизни. Ценности присущие военной сфере, которых должен придерживаться военнослужащий распределились следующим образом: 18% ответственность; 15% особая система правил и отношений; 13% организованный образ жизни; 12% возможность продвижения по службе; 9% особый статус в обществе; 7% принадлежность к специфической группе; 7% особые боевые традиции; 7% специфическая форма одежды; 6% воинский ритуал; 4% семейные традиции; 2% корпоративность. Полученные данные говорят о том, что молодые люди среди ценностей, которых должен придерживаться военнослужащий на первое место ставят ответственность. Далее идут - особая система правил и отношений и организованный образ жизни. Скорее всего причиной такого выбора респондентами, стал сложившийся стереотипный образ военного. Ведь с давнего времени считается, что военный человек должен быть ответственным, организованным, собранным, занимать особое положение в обществе и подчиняться особой системе правил и отношений. Судя по результатам исследования отношение российской молодежи к современной армии весьма противоречиво. Лидирует нейтральное отношение, немногим меньше процент молодых людей негативно настроенных по отношению к армии. Причинами этого являются различные факторы: недостаточная информированность молодежи о деятельности военных структур, проблема неуставных отношений, негативные отзывы о воинской службе друзей и знакомых, сложившиеся отрицательные стереотипы. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что работа по допризывной подготовке ведется недостаточно эффективно. Для повышения эффективности показателей необходимо привлекать большее количество молодых людей к деятельности военно-патриотических клубов, проводить большее количество мероприятий патриотической направленности. Необходимо восполнить недостаток в информации, касающейся организации быта солдат, системы взаимоотношений, складывающихся между военнослужащими, и их социальной защиты, чтобы подобная информация исходила от специалистов, а не из криминальной хроники или из рассказов сверстников и друзей. У современной российской молодежи среди устоявшихся ценностей по отношению к армии лидируют: ценности материально-бытового характера (карьерный рост, льготы и преимущества) и морально-нравственные ценности (ответственность, воинский долг, воинская честь). Особое место в системе ценностных ориентаций занимает дисциплина. Большую часть молодых людей пугает наличие неуставных отношений, для решения этой проблемы необходима высокоорганизованная, систематическая и последовательная работа по диагностике и профилактике неуставных правил взаимоотношений между военнослужащими, считая ее одной из главных приоритетных задач командиров, штабов, воспитательных структур, всех органов военного управления. Ранее основное поле социального напряжения концентрировалось в сфере так называемых неуставных взаимоотношений: «дедовщина», землячество, межнациональные противоречия, которые, несмотря на свои различия, преследуют в сущности одну цель - незаконное присвоение привилегий путем ущемления интересов других воинов.

В результате проведенного ИрГТУ исследования выяснилось, что в системе ценностей российской молодежи современная армия играет значительную роль. На первое место молодые люди ставят моральные ценности и личностные качества, такие как: ответственность, воинский долг по защите Родины, воинская честь. Так же лидирующее место занимают дисциплина и карьерный рост, так как для современной молодежи большую роль играют материальное благополучие и возможность самореализации. К сожалению, в реальных условиях ценностные ориентации молодых людей практически не учитываются, уступая место нормам и правилам, которые давно себя изжили и не соответствуют нынешним потребностям российской молодежи. В своей совокупности формирование ценностей военной службы представляется как комплексная задача, охватывающая различные структуры в обществе и Вооруженных силах, призванные осуществлять скоординированный на государственном уровне комплекс мероприятий среди различных категорий населения, в том числе среди молодежи. В их основе должно лежать объективное отражение места и роли армии, в обществе, общественной значимости воинского труда, необходимости проявления постоянной заботы о социальной защищенности военнослужащих и членов их семей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: