ПО ТЕМЕ «ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ. MS EXCEL»




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В качестве эффективного средства самопроверки, самоконтроля и коррекции учебно-исследовательской деятельности студентов исторических факультетов, изучающих курс «Историческая информатика», могут выступать приведенные ниже задания. Они позволяют закрепить знания, полученные студентами в ходе изучения одного из самых популярных сегодня табличных процессоров Microsoft Excel, входящих в состав MS Office.

Задания составлены в соответствии с требованиями, которые предъявляются к студентам, завершившим изучение темы «Электронные таблицы. MS Excel». Требования включают:

· ввод данных, оформление таблиц, создание и сохранение файла (нужно уметь использовать различные способы оформления таблиц, иметь представление о формате ячеек, уметь изменять формат, если это необходимо);

· расчёты с помощью формул (следует показать умение применять формулы для анализа данных, пользоваться копированием формул);

· расчёты с помощью простейших функций (необходимо знать о встроенных функциях Excel и уметь пользоваться наиболее простыми и популярными из них, такими, как, среднее арифметическое, сумма, максимум и минимум);

· грамотное построение диаграмм (надлежит выбрать подходящий для данных тип диаграммы; правильно выделить те области данных, которые нужны для построения; оформить диаграмму так, чтобы её можно было «читать», используя все необходимые для этого составляющие: заголовки, легенды, подписи данных и осей).

Предлагаемые задания могут выполняться студентами в рамках контролируемой самостоятельной работы. Задания, которые они выполняют, основаны на наличие определённого алгоритма или аналогии с целью формирования устойчивых навыков работы с различными источниками информации. В дальнейшем предполагается: во-первых, постоянно повышать творческий характер выполняемых работ, активно включать в них элементы обобщения практического опыта, научного исследования, усиливать их самостоятельный характер; во-вторых, разработать методически обоснованную систему контроля и помощи студентам в соответствии с выполняемыми ими видами работ.

 

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ТЕМЕ «ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ. MS EXCEL»

Задание 1 (табл. 1 [1])

1. Подсчитайте в процентах уменьшение количества дымов и населения в белорусских поветах за 1648-1667 г.

2. Составьте гистограмму, которая бы отражала динамику уменьшения количества дымов в поветах Минского воеводства за период с 1648 по 1667 г. (до и после войны).

3. Составьте круговую диаграмму, которая бы отражала довоенное количество населения в поветах Новогрудского воеводства.

4. Составьте гистограмму, которая бы отражала динамику потерь населения в восточных воеводствах ВКЛ за период с 1648 по 1667 г. (до и после войны).

5. Подсчитайте среднее количество человек, которые приходились на один дым до и после войны.

Таблица 1.

Поветы Количество дымов, тыс. Количество населения, тыс. чел.
перед войной после войны перед войной после войны
Брестский        
Пинский        
Новогрудский        
Слонимский        
Волковысский        
Гродненский        
Лидский        
Ошмянский        
Браславский        
Минский        
Мозырьский        
Речицкий        
Мстиславский        
Оршанский        
Витебский        
Полоцкий        

 

 

Задание 2 (табл. 2 [2])

1. Подсчитайте в процентах соотношение крестьянских хозяйств в магнатских вотчинах Беларуси по уровню обеспеченности землёй и по количеству рабочего скота.

2. Разделите крестьянские дворы по имущественному положению на четыре группы (отдельно по позициям А и Б), перенесите полученные данные на отдельные листы.

3. Подсчитайте суммарные процентные показатели по каждой группе (отдельно за три периода).

4. Полученные результаты представьте в виде нескольких гистограмм.

5. Составьте круговую диаграмму, которая бы отражала дифференциацию крестьян по количеству рабочего скота за один из трёх периодов.

Таблица 2.

Количество волок в хозяйстве Вторая половина XVII в. Первая половина XVIII в. Вторая половина XVIII в.
количество хозяйств % количество хозяйств % количество хозяйств %
А. По пахотным площадям
Без пахоты            
Меньше 1/4            
1/4            
1/3            
1/2            
2/3            
3/4            
             
От 1 до 2            
Больше 2            
Всего            
Б. По рабочему скоту
Без скота            
0,5 упряжки            
1,0            
1,5-2,5            
3 и более            
Всего            

 

 

Задание 3 (табл. 3 [2]).

1. Исправьте ошибку, допущенную при подсчётах данных, которые относятся ко второй половине XVII в. (проведите собственную проверку подсчётов суммы и среднего значения, установите величину расхождений по этим величинам, используйте возможности команды «Подбор параметра»).

2. Подсчитайте среднее количество волок, которые приходились на один крестьянский двор, по каждому из четырёх периодов.

3. Подсчитайте в процентах удельный вес приёмной земли в крестьянских хозяйствах по каждому из четырёх периодов.

4. Составьте гистограмму, которая бы отражала соотношение основного надела и приёмной земли в крестьянских хозяйствах во второй половине XVII в.

5. Составьте гистограмму, которая бы отражала соотношение основного надела и приёмной земли в крестьянских хозяйствах по всем периодам.

Таблица 3.

Периоды Пахота в волоках Число крестьянских дворов В среднем на двор волок
основные наделы приёмные земли всего основного надела приёмной земли всего
I пол. XVII в.         0,47 0,05  
IІ пол. XVII в.         0,36 0,16  
I пол. XVIIІ в.         0,39 0,14  
IІ пол. XVIIІ в.         0,35 0,23  

 

 

Задание 4 (табл. 4 [3])

1. Заполните пустые ячейки (обозначены цветом) данными о количестве голов в пересчёте на крупный рогатый скот.

2. Подсчитайте количество голов скота на 10 моргов пашни по каждому владению.

3. Проведите сортировку данных по количеству голов скота на 10 моргов пашни, определите средний показатель по этой позиции.

4. На основе проведённой сортировки выявите владения с наиболее высоким уровнем развития животноводства, определите их зональную принадлежность (центр, запад, восток Беларуси).

5. Составьте круговую диаграмму, в которой были бы отражены данные по одному из приведённых владений.

Таблица 4.

Владение Год Количество имений Поголовье скота Площадь господских пахотных угодий, моргов Количество голов скота на 10 моргов пахоты
крупный рогатый скот овцы и козы свиньи всего голов в пересчёте на крупный рогатый скот
Белица                
Кореличи                
Дрисвяты                
Раков                
Смядынь                
Бытень                
Глубокое                
Залесье                
Каменка                
Молодечно                
Поставы                
Старинка                
Черлёна                
Клецк                
Манкевичи       нет данных      
Фарберково                
Богуславцы                
Ивань                
Друя                
Несвиж                
Высокое                
Лахва                
Деречин                
Давид-Городок       нет данных      
Чернавчицы                

Задание 5 (табл. 5 [5])

1. Подсчитайте сумму недоимки чинша по каждому году, вычислите её среднее значение, укажите максимальную и минимальную величину недоимки.

2. Подсчитайте в абсолютных цифрах и процентах рост (или снижение) недоимки чинша за два года.

3. Проведите сортирову сёл в зависимости от роста недоимки чинша в абсолютных цифрах и процентах.

4. Составьте гистограмму, которая бы отражала динамику изменений по одному селу.

5. Составьте гистограмму, которая бы отражала динамику изменений по всем сёлам.

Таблица 5.

Сёла Чинш (копы, гроши, пенязи)
1627 г. 1629 г.
Мецяевичи 16/19/7 27/37
Зажевичи 10/6/4 9/48
Цижевичи 23/38/7 41/22/5
Жабино 10/28 17/33/6
Пивоши 6/3 7/39
Саковичи 33/34  
Поварчицы 1/57/5 3/6
Боякове 14/18 6/26

 

 

Задание 6 (табл. 6 [3])

1. Подсчитайте в процентах насколько в среднем увеличился размер еженедельной барщины тягловых крестьян с одной волоки на протяжении второй половины XVIII в.

2. Подсчитайте в процентах насколько в среднем увеличился размер еженедельной барщины тягловых крестьян с одного дыма на протяжении второй половины XVIII в.

3. Разделите владения на три зоны – юго-западную, центральную и северную; перенесите полученные данные на отдельные листы.

4. Составьте несколько гистограмм на основе данных по владениям центральной зоны.

5. Составьте круговую диаграмму по одному из владений.

Таблица 6.

Владения Годы Барщина, дней
с волоки с дыма
Деречин     4,4
    3,6
Клецк     3,0
    2,7
Погост     2,0
    2,0
Глубокое     4,0
    4,0
Селец     3,0
    2,0
Ивань     2,0
    1,6
Лавна     3,0
    6,0
Сморгонь     3,2
    3,2
Чернавчицы     4,0
    4,0
Кореличи     2,4
    2,0
Несвиж     3,0
    3,6

 

 

Задание 7 (табл. 7 [7])

1. Подсчитайте количество сельского населения Беларуси и его удельный вес в процентах за каждый год.

2. Подсчитайте в процентах изменение общего количества населения, городских и сельских жителей Беларуси за 1959-1999 годы.

3. Подсчитайте в процентах среднегодовые темпы прироста населения Беларуси (определите для подсчётов четыре периода).

4. Составьте гистограмму, в которой была бы отражена динамика изменений в абсолютных цифрах.

5. Составьте гистограмму, в которой была бы отражена динамика изменений в процентах.

Таблица 7.

Население Количество, тыс. чел.
1959 г. 1970 г. 1979 г. 1989 г. 1999 г.
Всё население 8031,7 8992,2 9532,5 10151,8 10045,2
Городское население 2447,1 3890,6 5234,3 6641,4 6961,5
Сельское население          

 

 

Задание 8 (табл. 8 [4])

1. Подсчитайте в процентах увеличение или уменьшение уровня потребления населением основных продовольственных продуктов за 1985-1989 г.

2. Подсчитайте в процентах отставание уровня потребления населением основных продовольственных продуктов в 1985 и 1989 г. от определённых нормативами «Рационального потребления и обеспечения» (РПиО).

3. Подсчитайте в процентах плановые темпы роста потребления населением основных продовольственных продуктов за 1990-1995 г.

4. По каким видам продовольственных продуктов и на сколько (в процентах) планировалось превысить к 1995 г. нормативы РПиО?

5. Составьте гистограмму, которая бы отражала динамику потребления населением основных продовольственных продуктов в 1985 и 1989 г.

Таблица 8.

Показатели (в расчёте на душу населения в год), кг Факт План Нормативы рационального потребления и обеспечения (РПиО)
1985 г. 1989 г. краткосрочный (1990 г.) среднесрочный (1995 г.)
Мясо и мясопродукты          
Молоко и молокопродукты          
Яйца, шт.          
Рыба и рыбопродукты   17,2 18,4    
Сахар 42,2 42,5      
Овощи и бахчевые          
Фрукты и ягоды          
Картофель          

 

Задание 9 (табл. 9 [6])

1. Разделите виды промышленных предприятий Гродненской губернии по количеству рабочих на три группы (каждую группу перенесите на отдельный лист).

2. Составьте гистограмму, которая бы включала пять ведущих предприятий Гродненской губернии по сумме произведённой продукции.

Таблица 9.

Фабрики и заводы Число Количество рабочих Выработано изделий на сумму, руб.
Суконные     1 400 363
Шерстяные     80 222
Бумаготкацкие     9 695
Табачные     2 946
Писчебумажные     2 310
Медные     12 470
Скипидарные     1 975
Мыловаренные     5 055
Известковые      
Гончарные      
Кирпичные     7 804
Свечносальные     5 161
Маслобойные      
Дубильные     17 946
Пивоваренные     2 198

 

 

Задание 10 [5]

На основе текста источника составьте таблицу, которая бы отражала основные показатели сельского хозяйства, нормы повинностей и размеры недоимок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: