Г.
Русский язык
Б класс.
Тема
Обобщение и систематизация изученного в 9 классе. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении (Внимательно просмотрите слайды после конспекта)
Задачи и цели урока: сформировать знания о правилах постановки знаков препинания в БСП. Формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе расставлять знаки препинания; совершенствование речевых, пунктуационных, орфографических навыков учащихся. Обучение осознанному отношению к правилам пунктуации, умению применять полученные знания на практике; развитие речи и творческих способностей обучающихся; воспитание и привитие чувства любви к родному языку и литературе
ХОД УРОКА
Лингвистическая разминка. (Записываем в тетрадь)
Классная работа
1. В каком слове пишется буква ю?
А) кле..щий в) бре..щий
Б) сто..щий г) ненавид..щий
2. Значение какого слова определено неверно?
а) игнорироват ь – намеренно не замечать, не желать знать;
б) классифицировать – распределять на группы, разряды, классы по каким- либо отличительным признакам;
в) лаконизм – предельная краткость, сжатость речи;
г) декоративный – театральный.
Комплексный анализ текста (текст). Записываем всё вместе с текстом, (это для примера) учимся делать комплексный анализ текста)
Пушкин, как вихрь, ворвался в литературу, чтобы стать всепоэтом. Он – эхо мира, послушное и певучее, которое несётся из края в край, чтобы страстно откликнуться на всё, чтобы не дать бесследно замереть ни одному достойному звуку вселенской жизни. В этой отзывчивости, в этом даре полногласных ответов на все живые голоса видится нечто по преимуществу человеческое, так как никто не должен ограничиваться определённой сферой впечатлений и мир для всякого должен существовать весь.
(Ю. Айхенвальд)
а) Пунктуационно-синтаксический анализ текста публицистического стиля.
1-е предложение-– СПП с придаточным обстоятельственным цели, есть сравнительный оборот.
2-е пр-е – тире для особого выделения, обособленные однородные определения, стоящие после определяемого слова. Это СПП с 3-мя придаточными, здесь есть последовательное и однородное подчинение.
3-е пр-е – СПП с однородными придаточными обстоятельственными причины, запятая не ставится, так как оба придаточных относятся к одному главному и соединены союзом И, союз ТАК КАК общий.
- Вот какие разные синтаксические конструкции встретились в этом небольшом тексте.
б) Стилистический анализ.
- А теперь посмотрим на этот текст с другой стороны, на его содержательную наполненность.
- Понятно, что это текст, как бы вы это доказали?
- Определите его стиль. (Публицистический)
- Тип речи? (Рассуждение) 1-е пр. – тезис, 2-3 – аргументы, доказательства.
- А как вы понимаете значение слова “всепоэт”?
- Как автор доказывает, что Пушкин – “всепоэт”, на какие особенности его творческой манеры при этом ссылается?
(Как эхо, способен “страстно откликнуться” на любое событие. Он не ограничивается одной-двумя темами в своем творчестве – он многогранен).
IV. Изучение новой темы.
- Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы, объясните их устно.
Толстые сосульки св…сали (свИсали) с крыш… (крышИ) и обта…вали (обтаИвали) на солнце. Капли падали с них, звонко уд…ряли (удАряли) о лед, по всем улицам пели песню весны.
- Каковы эти предложения по составу? (Простые с однородными сказуемыми).
- Замените в первом предложении одно из сказуемых обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
- Замените во втором предложении одно из сказуемых обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
- Составьте из этих предложений: сложносочиненное предложение, сложноподчиненное, бессоюзное. (Устно. 1 – с союзом и, 2 – если, когда, так как)
- Обратите внимание на необычайное богатство синтаксической синонимии, то есть на возможность передать одно и то же содержание разными синтаксическими конструкциями, что говорит об огромных возможностях русского синтаксиса. Вместе с тем, есть и отличия в смысловых отношениях сложносочиненного (ССП) и сложноподчиненного (СПП), бессоюзного сложного предложения (БСП).
- Какие?
(В ССП отношения между предложениями равноправные, союз И подчеркивает последовательность происходящих действий.
В СПП отношения неравноправные – временные, условные, причинные и т.д.)
- В бессоюзных сложных предложениях отношения между предложениями менее определенные, нежели в ССП или в СПП. Они зависят от входящих в них простых. Велика роль интонации, которая диктует необходимость постановки определенных знаков препинания. Бессоюзные сложные предложения(БСП) отличаются особой выразительностью: отсутствие союзов компенсируется интонацией, которая выражает смысловые отношения между частями предложения. Интонация на письме обозначается различными знаками: запятой, точкой с запятой, тире, двоеточием.
- В данном предложении какие отношения между предложениями? Перечисления? Причинные?(Устно)
- Как вы думаете, какой знак препинания нужно поставить в бессоюзном сложном предложении?(Устно)
- Запишите получившееся предложение, автор которого Пришвин.
- Проверьте предложение.
- Начертите схему этого предложения. [ ]; [ ].
Комментарии: Предложение состоит из 2-х частей, между частями бессоюзная связь, отношения перечисления. В первой части есть причастный оборот, во-второй -деепричастный оборот, поэтому между частями ставится ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ.
Вывод: Точка с запятой ставится обязательно, если хотя бы одна из частей БСП осложнена: однородными членами, причастными, деепричастными, сравнительными оборотами, обращением и т.д.
- Когда ставится запятая в БСП?
Итак, Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях ставятся:
Запятая:
Между частями отношения перечисления или одновременности; сложное предложение может быть разделено на несколько простых.
1) Зелёные дорожки в лесу все будто курятся, 2) туман везде поднимается, 3) вода пузырьками садится на листья.
Комментарии. Предложение состоит из трёх частей. События просто перечисляются, поэтому между частями ставится ЗАПЯТАЯ.
Точка с запятой:
Между частями отношения перечисления или одновременности, но части осложнены (имеют обособленные члены, однородные члены, обращения, вводные слова) или части совершенно не связаны друг с другом.
1) Чёрные тени и красные блики двигались по земле, /сменяя друг друга/; 2) они то удалялись от костра, то приближались к нему вплотную.
Комментарии. Предложение состоит из двух частей, между частями бессоюзная связь, отношения перечисления. В первой части есть деепричастный оборот, поэтому между частями ставится ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ.