Практическая работа № 11
Тема: Анализ корректности построения методологического аппарата магистерской диссертации
Цель работы: получить практические навыки анализа корректности методологического аппарата магистерской диссертации.
Дидактические средства: примеры магистерских диссертаций.
Порядок подготовки и работы на практическом занятии:
1. Изучить теоретические сведения.
2. Выполнить задание для самостоятельной работы.
Краткие теоретические сведения
На этапе завершения магистерской диссертации и подготовки студента к ее защите для того, чтобы увидеть, насколько достигнуты цели и задачи проведенного исследования, обладают ли полученные научные результаты новизной и соответствуют ли они теме исследования рекомендуется заполнить таблицу 1.
Таблица 1 – Матрица структурно-логической увязки ключевых разделов магистерского исследования и его результатов
Тема диссертации | Цель и задачи исследования | Предмет и объект исследования | Элементы научной новизны | Выводы и рекомендации (заключение) |
Подобная матрица может включать также и дополнительные графы: апробация результатов работы, список публикаций, значение результатов исследования для педагогической теории и практики.
Заполнение подобной матрицы предоставляет студенту возможность удобного зрительного восприятия важнейших результатов исследования и их соответствия теме, цели и задачам, поскольку все эти позиции методологического аппарата должны быть взаимоувязаны.
Например, цель и предмет исследования должны быть четко обусловлены темой диссертации. Задачи исследования должны обеспечить достижение его цели, а в выводах должны содержаться формулировки, отражающие решение каждой из поставленных задач исследования.
Подсказкой студенту может быть оглавление магистерской диссертации – названия разделов и параграфов. Задачи исследования первого раздела – методологическое и теоретическое обобщение состояния проблемы (обобщить литературные источники, выдвинуть и проверить гипотезу, обосновать, разработать методику исследования и др.), изучить, проанализировать, выявить особенности (закономерности, тенденции) и др.
Во втором (разработочном) разделе задачи исследования могут формулироваться, начиная со слов: предложить, разработать, усовершенствовать, дополнить, внедрить (методики, методические рекомендации, концепции и др.).
Но задачи исследования – это не только выходные (разработочные) результаты, но все шаги, которые студент осуществляет в первой и второй главах. Отсюда следует, что количество задач исследования может примерно соответствовать количеству параграфов. Если есть параграф, значит, в нем решалась какая-то конкретная задача, направленная на достижение цели магистерского исследования.
И наконец, в заключении (выводы и рекомендации) нужно достаточно содержательно ответить на поставленные цель и задачи исследования. Выводы по магистерской обычно начинаются словами: «выявлено», «установлено», «обобщено». Рекомендательная часть заключения может начинаться словами: «предложено», «разработано», «развито», «усовершенствовано», «обосновано», «внедрено (реализовано)», «позволило повысить эффективность».
Задание для самостоятельной работы
1. Используя примеры магистерских диссертаций, заполнить таблицу 1.
2. Письменно ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы
1. Соответствуют ли объект и предмет проанализированного исследования его теме?
2. Соответствуют ли цели и задачи проанализированного исследования его гипотезе?
3. Находит ли решение поставленных в исследовании задач свое отражение в выводах и рекомендациях?
4. Предшествуют ли поставленные задачи проанализированной работы всем выводам и рекомендациям?
Рекомендованные источники
1. Аристер Н.И., Резник С. Д. Управление диссертационным советом: Практическое пособие / Под общ. ред. проф. Ф.И. Шамхалова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010 – 464 с.
2. Борикова Л. В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу / Л. В. Борикова, Н. А. Виноградова. – М.: ИНФРА, 2000. – 89 с.
3. Колесникова Н. И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие. – М.: Флинта; Наука, 2003. – С. 22.
4. Резник С. Д. Типичные ошибки аспирантов: как не наступить на собственные грабли / С.Д. Резник // ПСЭ. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipichnye-oshibki-aspirantov-kak-ne-nastupit-na-sobstvennye-grabli (дата обращения: 25.10.2020).
Уважаемые студенты!
Материалы выполненного семинара необходимо выслать до 26.12.2020 на электронный адрес vierinen@ya.ru или в социальной сети Вконтакте.