Человеческая деятельность




Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом — тот, кто ее осуществляет

Общение — это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:

1) общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);

2) общение реального субъекта с иллюзорным партнером (например, человека с животным, которого он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);

3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (например, общение человека со своим «внутренним голосом»);

4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).

Важнейшей разновидностью практической деятельности является материально производственная деятельность людей (или трудовая деятельность) — одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ. В структуре трудовой деятельности (в узком смысле этого слова) выделяют:

1) сознательно поставленные цели — производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и др.;

2) предметы труда — те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей;

3) средства и орудия труда — все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;

4) используемые технологии — приемы и способы, применяемые в процессе производства.

Для характеристики трудовой деятельности обычно используют следующие параметры:

1) производительность труда — количество продукции, произведенной в единицу времени;

2) эффективность труда — соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов — с другой;

3) уровень разделения труда — распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).

Под духовной деятельностью понимают творческий процесс производства и воспроизводства духовных ценностей (идей, знаний, представлений и т. д.), а также их сохранение, распределение, распространение и потребление

---------------------------------Истина, критерии истины

Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире

Истина — это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны.

Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности.

Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.

Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком либо предмете или явлении

Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Практика представляет собой активную деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром.

Заблуждение — это ложное знание, принимаемое за истинное.

------------------------------------- Познание мира (чувственное)

Чувственным (или сенситивным) познанием человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются:

а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные и т. д.;

б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. Являясь необходимым этапом процесса познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с вниманием и обычно имеет определенную эмоциональную окраску;

в) представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.

--------------------------------------Рациональное познание(мышление)

Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения.

Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.

Суждение представляет собой форму мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что либо.

Интуиция — это специфический познавательный процесс, непосредственно приводящий к новому знанию.

Познание мира

Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией. Рефлексия представляет собой не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные

Научное познание

Сегодня наука является основной формой человеческого познания. В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и пред метно практическрй деятельности ученого.

Общие правила данного процесса, которые иногда называют методом Декарта, можно сформулировать следующим образом:

1) ничего нельзя принимать за истинное, пока оно не представляется ясным и отчетливым;

2) трудные вопросы необходимо делить на столько частей, сколько нужно для разрешения;

3) начинать исследование надо с самых простых и удобных для познания вещей и постепенно переходить к познанию вещей трудных и сложных;

4) ученый должен останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание: он должен быть уверен, что ничего не пропустил.

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания — эмпирический (научный) факт. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, а получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: