Применение анализа спроса и предложения: анализ последствий налогообложения, введения квот и тарифов. (42-46)
Спрос и предложение – это два важнейших механизма для изучения состояния рынка. Анализ спроса и предложения позволяет получить достаточно много информации как о самом рынке, так и о его развитии в будущем.
Связь спроса и предложения
Спрос и предложение тесно взаимосвязаны. Спрос представляет собой отображение потребностей общества, он включает в себя как производственное, так и личное потребление. Предложение – это товарная масса, образовавшаяся в результате производственной деятельности и предназначенная для продажи.
анализ последствий налогообложения
Налогом называется обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.
Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.
Налог на единицу продукции, взымаемой с продавцов товара, может ухудшить их положение, уменьшая чистоту цены, которую они получают за продукт. Часть налога, вероятно, будет на других в результате того, что падение предложения увеличит цену и уменьшит спрос. В конечном счете, падение продаж неблагоприятно отразится на правительственных доходах от налога. Действие «распределение» налога (между покупателем и продавцом) будет зависеть от реакции как объема спроса, так и объема предложения на изменение рыночной цены.
|
Последствия квоты и эквивалентного тарифа
При введении тарифа государство всегда получает дополнительный доход, а при установлении квоты этот доход полностью или частично может достаться импортерам. Но и в этом случае государство часто предпочитает использовать именно квоты как средство ограничения импорта:
§ квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи путем снижения цен;
§ квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики, поскольку изменение тарифов обычно регламентируется. национальным законодательством и международными соглашениями;
§ использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям и отраслям.
Распространенным способом установления ограничений внешне-торговых поставок является лицензирование. Оно может выступать составной частью квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. Лицензирование представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций. В самой лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товаров. Лицензия также может содержать разрешение на ввоз (вывоз) определенного объема товара – в этом случае лицензирование тесно связано с квотированием.
|
В Российской Федерации распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или аукциона или в порядке фактического проведения операций по экспорту и/или импорту до суммарного исполнения квоты.
Квота, вводимая страной-экспортером, а не страной-импортером, представляет добровольное ограничение экспорта. Оно может навязываться путем, например, убеждения или угрозы применения санкций; такая форма урегулирования лишь внешне представляется добровольной.
Для защиты национального производства государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются субсидии. Под экспортной субсидией понимается оказание правительством или государственным органом страны финансовой помощи предприятиям и отраслям экономики на ее территории для поддержки отечественных экспортеров и косвенной дискриминации зарубежных импортеров.
7. Теории потребительского выбора: оптимум потребителя, кривые безразличия и бюджетные линии. - самостоятельно (Повторение из курса бакалавров)
оптимум потребителя- это максимизация полезности от потребления набора блат в рамках офаниченного бюджета.
|
При ординалистском (порядковом) подходе используются кривые и карта кривых безразличия. Кривая безразличия – это изображение на плоскости множества наборов товаров, имеющих одинаковую полезность. При выборе набора из такого множества потребителю безразлично, какой из наборов взять (рис. 1).
Свойства кривых безразличия основаны на предположениях ординалистской концепции.
1. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров.
2. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон (товары Х, Y).
Предположим, что i – кривая безразличия для этих товаров. Все наборы товаров, находящиеся на кривой безразличия i во II и IV квадрантах, идентичны набору А. Все наборы I-го квадранта будут предпочтительнее, чем набор в точке А, а все наборы III-го квадранта будут менее предпочтительнее, чем набор А.
3. Кривые безразличия никогда не пересекаются.
4. Кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве квадрантов, и мы будем иметь карту безразличия.
Карта безразличия – набор кривых безразличия, где каждая кривая безразличия, находящаяся выше, чем исходная, является более предпочтительной.
Точка А предпочтительнее, чем С, так как А дает больше х и y (чем больше, тем лучше, по предположению) (рис.2).
5. Предельная норма замещения уменьшается при движении вниз по кривой безразличия. Предельная норма замещения товаромХ товар Y (MRSХ,У) – количество товара Y, которое потребитель согласен уступить в обмен на рост количества товара Х на одну единицу с тем, чтобы общий уровень удовлетворения остался неизменным:
.
Рис. 1. Кривая безразличия | Рис. 2. Кривые безразличия |
При движении из точки А в точку В увеличивается количество товара Х и снижается Y, то есть происходит замещение одного товара другим.
В товарном мире возможны разные нормы замещения одного товара другим.
Кривые безразличия лишь показывают возможность замены одного товара другим, но не определяют, какой набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает бюджетное ограничение, показывающее, какие потребительские наборы можно приобрести на данную сумму денег.
Выбор набора товаров зависит от цен на товары и бюджета потребителя. Пусть свой бюджет (I) потребитель тратит на покупку двух товаров: товара Х по цене Рх, товара Y по цене Ру, тогда уравнение бюджетной линии будет иметь вид
или (типа y=a0-a1*x).
При потреблении нескольких товаров:
,
где P1...Pn – цены товаров от 1 до n;
X1...Xn – количество товаров от 1 до n;
I – бюджет.
Бюджетная линия показывает одинаковую величину бюджета потребителя при разных сочетаниях товаров Y и Х (рис.3).
Свойства бюджетной линии.
1. Точки А и В показывают максимально возможный объем потребления товара Y и Х соответственно, т.е. весь бюджет тратится только на товар Y или товар Х соответственно.
2. Наклон бюджетной линии равен .
3. При изменении дохода потребителя бюджетная линия движется параллельно вправо - при росте дохода или влево - при уменьшении дохода.
4. При изменении цен на товары изменяется угол наклона бюджетной линии, и потребитель может больше (меньше) купить товара Х (Y).
а | б | с |
Рис. 3. Линии бюджетного ограничения
Потребительский выбор или равновесие потребителя.
Оптимальный выбор товаров и услуг должен отвечать двум требованиям.
1. Он должен находиться на бюджетной линии слева и ниже – неизрасходованная некоторая часть дохода; справа и выше – не может быть закупки в рамках данного дохода (рис. 4).
2. Оптимальный набор потребительских товаров и услуг должен предоставить потребителю их наиболее предпочтительное сочетание. Эти два условия сводят проблему максимизации удовлетворения потребностей потребителя к выбору подходящей точки на бюджетной линии. Это будет точка касания бюджетной линии и кривой безразличия.
Рис. 4. Положение равновесия потребителя (в ординалистской теории полезности)
Равновесие покупателя изменяется под влиянием:
– изменения дохода покупателя (рис.5);
Рис. 5. Кривая «доход-потребление» (уровня жизни)
– цен на товары и услуги (рис. 6);
Рис. 6. Кривая «цена-потребление»
– роста реального дохода, вследствие чего изменяется структура потребностей. Впервые обратил на это внимание немецкий статистик Э. Энгель (1821-1896) (рис.7).
Рис. 7. Кривые Энгеля в интерпретации Торнквиста