РАЗДЕЛ 2
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ТАНКА Т-72Б И БМП-2
Тема 1 «Источники электрической энергии танка Т-72Б и БМП-2»
Занятие 1 «Стартерные аккумуляторы»
1. Назначение общее устройство электрооборудования танка Т-72Б и БМП-2
2. Назначение, общее устройство, техническая характеристика аккумуляторных батарей (АКБ), схема их соединения, включение в бортовую сеть
3.Зарядные и разрядные характеристики АКБ – 40 мин.
Учебная литература
1. Танк Т-72А Техническое описание и инструкция по эксплуатации, кн. 2, 1989 г, с. 3-12.
2. Боевая машина пехоты БМП-2 Техническое описание и инструкция по эксплуатации, часть. 2, 1988 г, с. 122-128.
3. Свинцовые аккумуляторные батареи. Руководство. / М-во обороны СССР. – М.: Военное издательство М-ва обороны, 1983. – 183 с.
4. Учебный методический комплекс по дисциплине «Устройство и эксплуатация бронетанкового вооружения» раздел 4.
ВОПРОС № 1. Назначение общее устройство электрооборудования танка Т-72Б и БМП-2
Система электрооборудования танка предназначена для производства, подачи в нужные моменты времени и использования электрической энергии для получения необходимой работы или сигналов, а также для предохранения элементов системы от выхода из строя.
Система электрооборудования обеспечивает:
· Подготовку к запуску и запуск двигателя;
· Работу комплекса вооружения и управления огнем;
· Работу средств связи;
· Работу ночных приборов, освещения и сигнализации;
· Работу специальных систем (ППО, ОПВТ и т.д.);
· Работу навигационных приборов.
Характеристика системы электрооборудования танка:
– Однопроводная,
– Напряжение 24 В,
– Напряжение подаваемое на стартер-генератор перед запуском двигателя 48 В(для танка),
|
– выполнена для постоянного тока.
– децентрализованная.
Система электрооборудования выполняется по типовой схеме, структура которой обусловлена общностью процесса:
а) производство электрической энергии;
б) распределение ее к потребителям;
в) использование электроэнергии для обеспечения автоматизации боевых и рабочих процессов.
В соответствии с этим электрооборудование включает:
а) источники электрической энергии;
б) потребители электрической энергии;
в) вспомогательные приборы электрооборудования;
г) контрольно-измерительные приборы;
д) электрическая бортовая сеть.
Источники электрической энергии – устройства, превращающие какой-либо вид энергии в электрическую, называются источниками электрической энергии.
Источниками электрической энергии в танке являются:
· Стартерные аккумуляторные батареи;
· Стартер-генератор (основной источник);
· Преобразователи тока и напряжения.
Потребители электрической энергии – приборы, для работы которых используется электрическая энергия.
Самым мощным потребителем является стартер при работе в стартерном режиме, ток которого может достигать до 2000А (для танка).
Продолжительность работы стартера невелика, поэтому основными потребителями электрической энергии в танке являются системы наведения и стабилизации орудия и башни. В группу относительно мощных потребителей электрической энергии входят электрические двигатели вентиля торов, насосов и др.
Большую группу потребителей электрической энергии составляют приборы освещения, световой и звуковой сигнализации.
|
Вспомогательные приборы электрооборудования – выключатели, переключатели, вращающее контактное устройство, переходные колодки, штепсельные розетки.
Контрольно-измерительные приборы – танка обеспечивают контроль за состоянием и работой систем танка. Обычно установлены следующие приборы:
· Вольтамперметр;
· Эл. тахометр;
· Эл. термометры и манометры;
· Счетчик моточасов;
· Топливомеры.
Электрическая бортовая сеть выполнена по однопроводной схеме, за исключением цепей дежурного освещения и водооткачивающего насоса. Все потребители подключены к источникам через распределительные устройства (щитки) и имеют индивидуальную или групповую защиту. Для их соединения используются экранированные провода с медными жилами сечением от 1 до 95 мм2. Минусовым проводом является корпус машины.
ВОПРОС № 2. Назначение, общее устройство, техническая характеристика аккумуляторных батарей (АКБ), схема их соединения, включение в бортовую сеть
Стартерные аккумуляторные батареи предназначены для питания потребителей электрической энергией при неработающем двигателе (и при работе двигателя на малых оборотах), когда напряжение генератора ниже напряжения АКБ.
В системе электрооборудования танка применяются свинцовые кислотные аккумуляторы, так как они по сравнению со щелочными имеют малое внутреннее сопротивление. Вследствие этого при большом токе нагрузки падение напряжения внутри аккумулятора мало и снижение напряжения на зажимах потребителя незначительно. Кроме того кислотные аккумуляторы отличаются от щелочных более высокой ЭДС (при меньших габаритах).
Условия работы АКБ:
· Резкое изменение рабочей нагрузки (включение стартера);
· Большой перепад и резкие колебания температуры (от – 500С до + 650С);
· Повышенная запыленность рабочей атмосферы, загрязненность ее парами топлива, масла, антифриза и т.п.
Повышенная вибрация, тряска и ударные нагрузки