Проблема восприятия родителями своего ребенка с нарушениями в интеллектуальном развитий




Особенности работы с родителями, имеющими ребенка с отставанием в умственном развитии

 

В связи с ростом в последние десятилетия числа аномальных детей особую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка, страдающего той или иной тяжелой патологией, но и семьи, в которой он воспитывается.

В литературе по специальной психологии и педагогике отечественными авторами (М.С.Певзнер, 1971; Е.М.Мастюкова, 1991, 1992; И.И.Мамайчук, 1984, 1986, и др.) неоднократно указывалось на необходимость научного изучения таких семей и на разработку коррекционных мер, предназначенных для реализации им конкретной помощи. В настоящее время известны серьезные работы Р.Ф.Майрамяна (1974, 1976, 1977, 1982), В.А.Вишневского (1984, 1987), Н.Н.Школьниковой (1992), М.М.Семаго (1992), освещающие в рамках поставленных научных задач данную проблему.

Трудности, которые испытывают родители, имеющие больного ребенка, значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью. Рождение аномального ребенка структурно деформирует семью. Это происходит вследствие колоссальной психологической нагрузки, которую несут члены семьи аномального ребенка. Многие родители в сложившейся стрессовой ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.

Качественные изменения, имеющие место в семьях данной категории, на наш взгляд, проявляются на нескольких уровнях.

Психологический уровень. Рождение ребенка с отклонениями воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка "не такого, как у всех", является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Стресс, имеющий длительный и постоянный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и является исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшихся в семье жизненных стереотипов. Надежды, связываемые с рождением ребенка, рушатся в один миг. Обретение же новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период. Это, на наш взгляд, обусловливается многими причинами; психологическими особенностями личности самих родителей (способность принять или не принять больного ребенка), комплексом расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития, воздействием социума при контактах с семьей, воспитывающей аномального ребенка.

Вследствие того что рождение больного ребенка, а затем его воспитание, обучение и в целом общение с ним является длительным патогенно воздействующим психологическим фактором, фрустрирующим психику матери, предполагается, что она, в силу тяжести переживаемого, может быть предрасположена к развитию пограничных форм нервно-психической патологии.

Рождение больного ребенка оказывает деформирующее воздействие и на взаимоотношения между родителями. Однако известны случаи, когда подобные трудности сплачивали семью. По нашим данным, в 32% случаев такие браки распадаются, что оказывает, безусловно, отрицательное воздействие на процесс формирования личность ребенка.

Соматический уровень. Переживания выпавшие на долю матери аномального ребенка, часто превышают уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различны? соматических заболеваниях, астенических/ вегетативных расстройствах (Р.Ф.Майрамян, 1976, 1977;В.А.Вишневский, 1984, 1987)

 

Проблема восприятия родителями своего ребенка с нарушениями в интеллектуальном развитий

Детско-родительские отношения в семьях детей с интеллектуальным недоразвитием представляют собой чрезвычайно важную и сложную проблему.

Семья, в которой родился ребенок с тяжелым нарушением развития, находится в условиях психотравматической ситуации.

По данным исследований (Р.Ф.Майрамян, 1976; О.К.Агавелян, 1989), рождение ребенка с аномалиями неизбежно, влечет за собой родительский кризис.

Это характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха. Неотступно преследует вопрос: "Почему это случилось именно со мной?" Нередко родители оказываются просто не в состоянии принять случившееся. Возникает чувство вины и собственной неполноценности. Шоковое состояние трансформируется в негативизм, отрицание поставленного диагноза.

Период такого негативизма и отрицания рассматривается исследователями как вторая фаза психологического состояния родителей, играющая защитную функцию. Она направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды и ощущения стабильности перед лицом факта, грозящего разрушить привычную жизнь. Это неосознанное стремление избавиться от эмоциональной подавленности и тревоги.

Крайней фазой негативизма становится отказ от обследования ребенка и проведения каких-либо корригирующих мероприятий. Некоторые родители, многократно обращаются в лечебные центры с целью опровергнуть установленный диагноз, ведут "поиск чудесного исцеления".

Постепенно родители начинают принимать диагноз и частично понимать его смысл, они погружаются в глубокую печаль -"хроническую печаль".

Этот синдром является результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений, неутихающей боли от сознания неполноценности родного человека, который находится только еще в начале жизненного пути.

Самостоятельное повторное обращение родителей за помощью в ту же консультацию, где первоначально был поставлен окончательный диагноз— начало социально-психологической адаптации (зрелой адаптации) всех членов семьи, когда родители в состоянии правильно оценить ситуацию, готовы начать руководствоваться интересами ребенка, устанавливать адекватные эмоциональные контакты со специалистами и разумно следовать их советам. (О.Б.Чарова, Е.А.Савина).

Семья, где воспитывается проблемный ребенок, нуждается в особом отношении, защите и психологической поддержке, которая возможна при условии глубокого знания специфики отношении, складывающихся в семье.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: