Урок Русского языка в 4 классе. Тема «Время глагола»
Организационный момент.
II. Словарная работа.
- Я буду загадывать загадки, а отгадку вы будете записывать в тетрадь.
1) Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета.)
2) Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. (Лопата.)
3) Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем,
Носит обувь из резины,
И питается бензином! (Автобус.)
4) На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков … (горох).
5) Без окон, без дверей,
Полна горница людей. (Огурец.)
6) Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене –
Найдётся сразу дело мне. (Лестница.)
- Из первых букв составьте слово, и вы узнаете имя главного героя нашего урока. (Слайд 1)
III.Актуализация знаний.
Индивидуальная работа по карточке
- Прочитайте определения, найдите верное утверждение. Докажите.
а) Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делал? что делают? что сделают? что сделали? и обозначает действие предмета. Глаголы изменяются по временам. В предложении глагол является сказуемым.
б) Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. В предложении глагол является второстепенным членом предложения.
в) Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? и обозначает признак предмета. Изменяется по числам, в единственном числе - по родам. В предложении чаще всего является второстепенным членом.
IV Подготовка к изучению нового материала. (слайд 2)
Иллюстрация на тему «Весна»
|
- Какое время года изображено?
- Каким предложением вы начали бы свой рассказ?
Наступило прекрасное время года…
Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, сутки, года.)
«Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».
- Какие пословицы со словом время вы знаете? (Делу время, потехе – час. Время – не птица, за хвост не поймаешь. Не время сидеть сложа руки. Всему своё время.)
V. Новая тема.
А) Постановка проблемы.
- Как вы думаете, что может связывать эти два понятия глагол и время?
- Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глаголов.
- Кто сформулирует тему нашего урока? (Время глагола) (Слайд 3)
Б) Поиск решения.
- Прочитайте предложения. (слайд 4,)
Кассир продал пассажиру билет на поезд.
Кассир продаёт пассажиру билет на поезд.
Кассир продаст пассажиру билет на поезд.
- Чем похожи предложения? Чем они отличаются? (В предложениях говориться об одном и том же. В первом случае описывается действие, которое уже произошло, во втором – действие, которое происходит в данный момент, в третьем – действие, которое будет происходить).
- Форма какого слова изменяется при этом? (Глагола)
- Что изменяется у глагола? (Время)
Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, как глаголы изменяются по временам, научиться определять время глаголов, употреблять временные формы глаголов.)
V. Работа по теме урока.
Аудио правило на экране.
Работа по учебнику. Упр. 146 (с.71).
- Прочитайте стихотворение выразительно.
- Объясните значение слова навострили. (Приготовились к действию).
|
Найдите в стихотворении глаголы. Расскажите о выделенных глаголах.
- Сделайте вывод: на какие два признака нужно обращать внимание при определении времени глагола? (На смысловой – какое действие обозначает глагол и формально грамматический – на какой вопрос отвечает глагол).
- Выполните звуко-буквенный разбор слова вьюга. Один ученик работает у доски.