Монеты и другие граффити из Брик Алгинского клада. Прорисовки Иршата Зианбердина и фото Башкирская энциклопедия.




Сторона двенадцатой монеты из Брик-Алгинского местонахождения

Транскрипция:

Аверс - «Ал салтан ал гадл Залалддин хан…».

Реверс – «Скн Жнга Узгнд мтн hжри 770».

Звучание на башкирском языке: «Гэдел солтан Йэлэлетдин хан…» и «Сукэне Янги Узгенттэ мэтен hижри 770»..

Перевод на русский язык: «Справедливый султан Залялетдин-хан…» и Чекан города Янги Узгент текст нанесен по хиджру в 770».

Примечание. Из достоверных источников известны следующие сведения об этом хане. Джелал ад-Дин (тат. Җәләл әд-Дин, Cäläl äd-Din) – хан Золотой Орды (1412–1413), один из самых влиятельных сыновей Тохтамыша. В русских летописях известен под именем Зелени-Салтана Тохтамышевича. После фактического захвата власти в Орде темником Едигеем сыновья Тохтамыша нашли приют в Москве при дворе великого князя Василия Дмитриевича. В их числе был и царевич Джелал ад-Дин. После опустошительного набега Едигея на русские земли Василий I стал готовиться к отпору, желая использовать сыновей Тохтамыша, и в первую очередь Джелал ад-Дина, в качестве инструментов борьбы с Едигеем и правителем Золотой Орды Пулад-ханом (в рус. летописях Булат-Салтан). Требования Едигея выдать ему сыновей Тохтамыша великий князь игнорировал. Вскоре Джелал ад-Дин с братьями и со своим конным татарским отрядом выехал в поисках поддержки в Литву к великому князю Витовту, который оказал ему всяческую поддержку. Витовт поселил Джелал ад-Дина с другими царевичами в Троках. Джелал ад-Дин принял участие в знаменитой Грюнвальдской битве на стороне польского короля Ягайло и литовского князя Витовта, сразив в единоборстве магистра Тевтонского Ордена Ульриха фон Юнгингена. В это время в Орде скончался Пулад-хан, и на престол взошёл Тимур-хан (сын Темир-Кутлуг-хана). Однако посаженный Едигеем хан вскоре сумел поднять ордынскую кочевую знать на борьбу против всесильного темника. В самом начале этой борьбы в 1411 году Джелал ад-Дин вторгся в Золотую Орду с братьями и разграбил ордынские улусы. Не способный противостоять силам Тимур-хана, Едигей бежал в Хорезм, где его в течение полугода осаждали войска хана. В этих условиях Джелал ад-Дин, пользуясь отсутствием хана, захватил власть в Золотой Орде. В 1412 году военачальник Тимур-хана Газан предал своего хана и, убив его, перешёл на сторону Джелал ад-Дина. Недолго правивший Джелал ад-Дин, по летописным свидетельствам, был убит в бою своим братом Керим-Бердеем.

Серебряная пластина из кургана №5 могильника Урал. Прорисовка Геннадия Гарустовича. Письмо арабское, насх. Читается справа налево.

Транскрипция:

«Жмн наза

Жаига…

…нчи снт мтуфат

агбр Шмсддин

Сараи».

Звучание на башкирском языке:

«Яман наза

Жайга…

…нсе снэлэ мэтуфэт (ителде)

Акбэр Шэмсетдин

Сараи».

Перевод на русский язык:

«Плохая милость

К месту проживания…

В…году предан земле

Великий Шамсетдин

Сараи».

Примечания: 1. Данная серебряная пластинка оказалось письмом Мамлюкского двора в родину великого башкирского поэта Золотоордынского периода Шамсетдина Сараи. Пластину можно считать первым известным филателистическим документом Башкортостана (и маркой и письмом).

2. Образец творчества Сайфеддина Сараи (Сайф Сараи). Сайф Сараи родился в 1321 году в Камышла ил, учился и занимался литературной деятельностью в столице Золотой Орды, в 1380 году был назначен послом Золотой Орды в Египете. Там продолжил творчество и умер в 1396 году. Творческое наследие поэта известно по двум рукописям "Китабе Гулистан бит тюрки" и "Ядгяр наме". Обе из них составлены в мамлюкском Египте. "Ядгяр-наме" привезена в среднюю Азию в 18 веке, в настоящее время хранится в Институте рукописей им. Сулеймана АН Узбекистана (№311). В сборнике помещена поэма "Сухейль и Гульдурсун", посвященная трагическому моменту в истории народов Золотой Орды и Муйтенева государства - нашествию Тимура:

Сухейля в цепях мимо сада вели...

Душа Гульдурсун словно взмыла с земли:

Узнала любви притяженье душа,

Землей вокруг Солнца круженье верша.

Она полюбила, в мечтанье своем

Себя видя - розой, его - соловьем.

Таким образом, Сараи пишет о вращении Земли вокруг Солнца более чем за 150 лет до Коперника, как общеизвестном факте по трудам аль Бируни. Очевидно, что Сайфи(ддин) Сараи не был великим астрономом, но лишь следовал тому научному пониманию мира, которое к тому времени уже несколько веков существовало в исламе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: