Тема 5. Семья и воспитание. – 2 ч.




Темы семинарских занятий

По курсу «Педагогическая психология»

для студентов 3 курса

Тема 1. Л.С. Выготский о проблемах педагогической психологии. - 2 ч.

Цель: Познакомиться и проанализировать подход к проблемам педагогической психологии с точки зрения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.

Основное содержание темы (вопросы для обсуждения):

1. О взаимоотношениях педагогики и психологии.

2. О соотношении биологических и социальных факторов в воспитании.

3. О психологической природе учительского труда. О специфике педологического анализа педагогического процесса.

4. О проблеме обучения и умственного развития в школьном возрасте.

5. Психологические аспекты и проблемы воспитания. Инстинкты как предмет, механизм и средство воспитания.

6. Воспитание эмоционального поведения. Трудовое воспитание. Нравственное воспитание. Эстетическое воспитание.

Литература.

· Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.

Тема 2. Основные концепции обучения в отечественной и зарубежной психологии.– 4 ч.

Цель: Сформировать у студентов знания об основных психолого-педагогических концепциях и подходах к обучению в отечественной и зарубежной психологии.

Основное содержание темы (вопросы для обсуждения):

1. Основные положения отечественных концепций обучения.

а) Основные положения концепции учебной деятельности В.В. Давыдова.

б) Сущность психологических воззрений на развитие и обучение ребенка Д.Б.Эльконина.

в) Основные положения концепции усвоения знаний в работах Н.А.Менчинской.

г) Концепция поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.

д) Концепция обучаемости З.И.Калмыковой.

е) Теория проблемного обучения Л.В.Занкова и А.М.Матюшкина.

2. Проблемы педагогической психологии в трудах зарубежных психологов.

а) Ассоциативная психология.

б) Бихевиоризм и необихевиоризм.

в) Психоанализ.

г) Гештальтпсихология.

д) Операциональная концепция Ж.Пиаже.

е) Когнитивная психология.

ж) Гуманистическая психология.

Литература.

· Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. - М.,1985.

· Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М., 1974.

· Менчинская Н.А. Проблема учения и умственного развития школьника. - М., 1989.

· Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. - М., 1975.

· Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. - М., 1974.

· Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. - М., 1996, Т.1.

Тема 3. Возрастные особенности усвоения знаний, умений и навыков. - 2 ч.

Цель: Сформировать знания о человеке как субъекте обучения в разные возрастные периоды.

Основное содержание темы (вопросы для обсуждения):

1. Научение детей в младенческом и раннем возрасте.

2. Психологические особенности обучения дошкольников.

3. Особенности обучения детей в начальной школе.

4. Обучение подростка.

5. Учение и научение в старших классах школы.

Литература:

· Карлсон Л. и др. Ребенок от 0 до 2 лет. Развитие во взаимодействии с окружающими людьми. - М., 1983.

· Новоселова С.А. Развитие мышления в раннем возрасте. - М., 1978.

· Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольников. - Киев, 1985.

· Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1976.

· Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. - М., 1976.

· Маркова А.К. Психология обучения подростка. - М., 1981.

Тема 4. Психологический анализ урока. - 2 ч.

Цель: Познакомиться с механизмами, уровнями и схемами психологического анализа урока.

Основное содержание темы (вопросы для обсуждения):

1. Общая характеристика психологического анализа урока. Отличие психологического анализа от педагогического.

2. Основной психологический механизм анализа урока.

3. Уровни психологического анализа урока.

4. Схемы психологического анализа урока.

Литература.

· Охитина Л.Т. Психологические основы урока. - М., 1977.

· Иванов С.В. Анализ урока. - Воронеж, 1975.

· Добрынин Н.Ф. Психологический анализ урока.//Учен. зап. МЛГИ - М., 1952.

· Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону, 1997.

· Штейнмец А.Э. Психологический анализ урока. – Калуга, 1994.

· Симонов В.П. Педагогический менеджмент. – М., 1997.

Тема 5. Семья и воспитание. – 2 ч.

Цель: Рассмотреть основы психологические проблемы семьи и семейного воспитания.

Основное содержание темы (вопросы для обсуждения):

1. Роль семьи в воспитании детей.

2. Виды внутрисемейных отношений.

3. Факторы, влияющие на воспитание детей в семье.

4. Отношения между братьями и сестрами и их воспитательное значение.

5. Особенности воспитания детей в неполной семье.

Литература.

· Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. - М., 1986.

· Земска М. Семья и личность. - М., 1986.

· Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание.// Вопросы психологии. 1992. - № 1.

· Развитие личности ребенка. - М., 1987.

· Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

· Бойко В.В. Малодетная семья: социально-психологическое исследование. - М., 1980.

· Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра. - М., 1988.

· Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М., 1987.

· Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981.

· Спиваковская А.С. Как быть родителями (о психологии родительской любви). - М., 1986.

· Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М., 1987.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: