Темы семинарских занятий
По курсу «Педагогическая психология»
для студентов 3 курса
Тема 1. Л.С. Выготский о проблемах педагогической психологии. - 2 ч.
Цель: Познакомиться и проанализировать подход к проблемам педагогической психологии с точки зрения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.
Основное содержание темы (вопросы для обсуждения):
1. О взаимоотношениях педагогики и психологии.
2. О соотношении биологических и социальных факторов в воспитании.
3. О психологической природе учительского труда. О специфике педологического анализа педагогического процесса.
4. О проблеме обучения и умственного развития в школьном возрасте.
5. Психологические аспекты и проблемы воспитания. Инстинкты как предмет, механизм и средство воспитания.
6. Воспитание эмоционального поведения. Трудовое воспитание. Нравственное воспитание. Эстетическое воспитание.
Литература.
· Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
Тема 2. Основные концепции обучения в отечественной и зарубежной психологии.– 4 ч.
Цель: Сформировать у студентов знания об основных психолого-педагогических концепциях и подходах к обучению в отечественной и зарубежной психологии.
Основное содержание темы (вопросы для обсуждения):
1. Основные положения отечественных концепций обучения.
а) Основные положения концепции учебной деятельности В.В. Давыдова.
б) Сущность психологических воззрений на развитие и обучение ребенка Д.Б.Эльконина.
в) Основные положения концепции усвоения знаний в работах Н.А.Менчинской.
г) Концепция поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.
д) Концепция обучаемости З.И.Калмыковой.
|
е) Теория проблемного обучения Л.В.Занкова и А.М.Матюшкина.
2. Проблемы педагогической психологии в трудах зарубежных психологов.
а) Ассоциативная психология.
б) Бихевиоризм и необихевиоризм.
в) Психоанализ.
г) Гештальтпсихология.
д) Операциональная концепция Ж.Пиаже.
е) Когнитивная психология.
ж) Гуманистическая психология.
Литература.
· Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. - М.,1985.
· Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М., 1974.
· Менчинская Н.А. Проблема учения и умственного развития школьника. - М., 1989.
· Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. - М., 1975.
· Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. - М., 1974.
· Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. - М., 1996, Т.1.
Тема 3. Возрастные особенности усвоения знаний, умений и навыков. - 2 ч.
Цель: Сформировать знания о человеке как субъекте обучения в разные возрастные периоды.
Основное содержание темы (вопросы для обсуждения):
1. Научение детей в младенческом и раннем возрасте.
2. Психологические особенности обучения дошкольников.
3. Особенности обучения детей в начальной школе.
4. Обучение подростка.
5. Учение и научение в старших классах школы.
Литература:
· Карлсон Л. и др. Ребенок от 0 до 2 лет. Развитие во взаимодействии с окружающими людьми. - М., 1983.
· Новоселова С.А. Развитие мышления в раннем возрасте. - М., 1978.
· Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольников. - Киев, 1985.
· Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1976.
|
· Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. - М., 1976.
· Маркова А.К. Психология обучения подростка. - М., 1981.
Тема 4. Психологический анализ урока. - 2 ч.
Цель: Познакомиться с механизмами, уровнями и схемами психологического анализа урока.
Основное содержание темы (вопросы для обсуждения):
1. Общая характеристика психологического анализа урока. Отличие психологического анализа от педагогического.
2. Основной психологический механизм анализа урока.
3. Уровни психологического анализа урока.
4. Схемы психологического анализа урока.
Литература.
· Охитина Л.Т. Психологические основы урока. - М., 1977.
· Иванов С.В. Анализ урока. - Воронеж, 1975.
· Добрынин Н.Ф. Психологический анализ урока.//Учен. зап. МЛГИ - М., 1952.
· Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону, 1997.
· Штейнмец А.Э. Психологический анализ урока. – Калуга, 1994.
· Симонов В.П. Педагогический менеджмент. – М., 1997.
Тема 5. Семья и воспитание. – 2 ч.
Цель: Рассмотреть основы психологические проблемы семьи и семейного воспитания.
Основное содержание темы (вопросы для обсуждения):
1. Роль семьи в воспитании детей.
2. Виды внутрисемейных отношений.
3. Факторы, влияющие на воспитание детей в семье.
4. Отношения между братьями и сестрами и их воспитательное значение.
5. Особенности воспитания детей в неполной семье.
Литература.
· Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. - М., 1986.
· Земска М. Семья и личность. - М., 1986.
· Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание.// Вопросы психологии. 1992. - № 1.
· Развитие личности ребенка. - М., 1987.
· Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.
· Бойко В.В. Малодетная семья: социально-психологическое исследование. - М., 1980.
· Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра. - М., 1988.
· Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М., 1987.
· Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981.
· Спиваковская А.С. Как быть родителями (о психологии родительской любви). - М., 1986.
· Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М., 1987.