в 1 классе (из опыта работы)




Использование художественных текстов на уроках русского языка

Чиркова Татьяна Викторовна,

учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия №4 имени братьев Каменских»

Г.Перми

 

Никто из учителей не будет сомневаться, что художественный текст является методическим средством и служит основой создания на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе не только обучающей, но и развивающей речевой среды. Формирование коммуникативной компетенции школьников – одна из приоритетных задач современной школы согласно ФГОС, так как степень сформированности данной компетенции влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.Основным лингвистическим понятием методики формирования коммуникативной компетенции учащихся является понятие «текст». Профессор кафедры методики преподавания русского языка Московского государственного педагогического университета Т.М. Пахнова писала: «Использование текста на уроках создаёт условия для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса; для формирования представления о языковой системе, для личностно ориентированного преподавания русского языка, для формирования языковой личности; для духовно-нравственного воспитания учащихся, для развития их творческих способностей».

На уроках русского языка, безусловно, мы с моими учениками работаем по материалу учебника, но часто при изучении темнамеренноиспользуюподобранные мною тексты (для поиска подходящих текстов, чаще всего, использую интернет) по нескольким причинам:

- во-первых, специально подобранные художественные тексты позволяют обратить внимание детей на тему текста, позволяют говорить оглавной мысли текста, строении текста (эти умения обязательно формирую, начиная с 1 класса);

Пример (1 класс, январь):

 

Наступила холодная зима. Все вокруг покрылось снегом. С дорог и крыш снег убирают. А на полях его берегут, собирают. Под снегом спрятался будущий хлеб. На улице стоит мороз и холод. А хлеб под снегом не_мерзнет, ему тепло. Снег бережет урожай!

(В. Архангельский)

Вопросы к тексту:

- О чём этот текст?

- Что нового для себя вы узнали из текста?

- Что главное нам хотел сказать автор? Какая главная мысль? В каком предложении можно увидеть главную мысль текста?

- Какой заголовок вы могли бы придумать к тексту?

- Как вы понимаете 5 предложение? Здесь можно уточнить, что такое озимые культуры, дать им это понятие.

 

- во-вторых, я и дети эмоционально «переживаем» художественныйтекст. Для этого дополнительно использую либо наглядный материал к тексту, либо звуковой файл по содержанию текста, либо видеоролик к тексту по необходимости, чтобы усилить эмоциональную составляющую, правильно подобранный текстне только передает эмоции своего творца, но и вызывает их у читателя;

Пример (1 класс, тема урока «Знакомство со словами, которые называют признаки предмета» ОНЗ, февраль):

Сорока

Сороку называют белобокой. У неё по бокам пёрышки белые. А вот голова, крылья и хвост чёрные. Этим она похожа на ворону. Очень красив у сороки хвост. Он длинный и прямой. Перья на нём не просто чёрные. Они отливают зеленью. Нарядная птица сорока!

Г. Скребицкий

наглядный материал – изображение птицы, и звуки птицы

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=10979029951508281433&text=звуки%20сороки%20слушать&path=wizard&parent-reqid=1587886645717642-1272737054533539526600243-prestable-app-host-sas-web-yp-177&redircnt=1587886661.1 ссылка на используемый материал на уроке

- в-третьих,иногдаиспользую художественный текст на протяжении всего урока (продумываю разные приёмы работы с текстом,разные формы);

Пример (1 класс, тема урока «Знакомство со словами, которые называют признаки предмета» ОНЗ, февраль):

Если для примера взять текст Г.Скребицкого про сороку, то мы работали с текстом далее так:

- задания на развитие речи (почему сороку называют белобокой? Что значит «отливают зеленью»? Как вы это сочетание слов понимаете?На какую птицу, по мнению автора, похожа сорока? Вспомните ворону, расскажите, в чём отличие птиц?

- Найдите в тексте предложения, которые описывают хвост, пёрышки и крылья птицы. Какие слова использует автор при описании? Давайте запишем эти слова в тетрадь и попробуем задать вопросы к этим словам (тема урока)

-Индивидуальная работа: спишите последнее предложение из текста, поделите слова на слоги. Подумайте, почему автор называет птицу нарядной?

- Работа в парах: поставьте ударение в словах, которые отвечают на вопрос кто и что?

- творческое задание на дом – нарисуйте птицу, используя текст Г. Скребицкого

 

- в-четвёртых, работа с текстом обогащает словарный запас моих учеников (всегда можно объяснить лексическое значение слов из текста. Найти синонимы или антонимы (если таковые есть), обратитьвнимание на строение предложений автором, учимся задавать вопросы по содержанию текста, дети могут прочитать предложение, которое будет ответом на вопрос учителя и другие задания);

 

Пример (1 класс, русский язык)


Алексей Толстой

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зелёный дым одетый,

Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;

Всё весны дыханием согрето,

Всё кругом и любит и поёт...

 

Вопросы:

-О каком времени года идет речь в стихотворении? Докажите словами из текста

- Давайте найдем в 1 четверостишии текста слова, которые обозначают действие предметов и объясним их лексическое значение в соответствии с текстом (таять – это обращаться в жидкое состояние под влиянием тепла, влаги; восходить - идти, подниматься вверх, на высоту; расцветать - раскрывать бутоны, давать цветки; звать - голосом, сигналом просить приблизиться)

- Найдите в тексте слово, которое подходит по описанию «это слово отвечает на вопрос что?,в этом слове 3 слога, второй слог ударный, первый и последний звуки в слове одинаковые согласные, в этом слове есть орфограмма). Запишите транскрипцию этого слова.

 

- в-пятых, использую тексты для закрепления умений по изучению орфограмм (существуют художественные тексты с насыщенным содержанием слов на определённую орфограмму) или использую на уроках ОНЗ;

Пример (1 класс)

Тема «Правописание жи-ши, парные согласные в корне слова»

Ночью был лёгкий мороз. Утром выпал мягкий пу ши стый снег. Он запоро ши л ступеньки на крыльце. Девочке Кате захотелось по снежку погулять. Она вышла на крыльцо. На снегу были маленькие ямки. Какой зверь ходил по снегу? У зверька белая тёплая шубка и длинные у ши. Он любит морковку. Это был заяц.

Е. Чарушин

Тема «Правописание буквосочетаний чк, чн в словах»

Сурка

Раз услышал я жалобный визг в саду. Через несколько минут принесли кроше чн ого щенка. Он был слепой, слабо стоял на кривых ножках. Мне стало жаль щенка. Я закутал его в тёплое одеяло. Мать принесла на блюде чк е моло чк а. Он жадно лакал молоко. Щенка назвали Суркой. Я часами играл с ним, кормил его несколько раз в день. Сурка подрос. Во дворе мы сделали для него конуру. Сурка жил у нас семнадцать лет. С.Аксаков

 

Тема «Первое знакомство с главными членами предложения»

 

Еж проснулся

Под корнями березы была нора. Наступила радостная весна. Там спал всю зиму сердитый ёжик. Солнце согрело землю. Ёжик выбежал на лесную поляну. По лесу побежали весёлые ручьи. Холодные ручей разбудил зверька.

Г. Скребицкий

 

- в-шестых, всегда можно поговоритьоб авторе текста, дети запоминают писателей и поэтов, происходит интеграция урока русского языка и литературного чтения или другими уроками. Художественный текст богат эпитетами, метафорами, сравнениями. У каждого автора свои выразительные средства, дети постепенно учатся их видеть;

2 текста разных писателей на одну тему. Можно сравнить оба текста, проанализировать их. Можно рассказать про авторов текстов.

- Прочитайте, как описывает снежинки В. Корабельников.

 

Тихо и плавно падают из облаков на землю лёгкие снежинки. Подставь варежку и поймай снежинку. Посмотри, как они чудесны! Снежинки имеют разную форму. Им даже названия дали. Это звезда, это пушинка, это ёж.

Слепившись, снежинки образуют снежные хлопья. Они похожи на кусочки мягкой ваты.

-А вот как описывает снежинки В. Архангельский.

Пришла зима. С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежинки.

Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звёздочка с шестью лучами; вот тончайшая паутинка с шестью гранями!

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки.

 

- в-седьмых, можно использовать тексты для дифференцированного обучения, детям даются 2 уровня на выбор - просто слова для закрепления пройденного материала (базовый уровень), либо такая же работа, но на текстовом материале (повышенный уровень).

 

Пример, тема урока «безударные гласные в слове», 1 класс

Дети самостоятельно выбирают задание.

Уровень (базовый)

З а п и ш и т е слова с безударной гласной, подберите проверочные.

Гр..за, гр..чи, н..сы, тр..ва, р..ка, л..щи, л..цо, р..ды, с..ды, в..лна.

2 уровень (повышенный)

 

Сильные морозы сковали.зера и реки. Сн.га засыпали землю. Тихо в л.сах и полях. Природа уснула до в.сны. Холодный ветер гуляет кругом. З.мой птицам трудно добывать еду. Они летят к людям. Пок.рмите птиц!

- Прочитайте текст, напишите основную мысль этого текста _______________________________________________________________________

-выпишите слова с пропущенными безударными гласными и подберите к ним проверочные слова.

- в-восьмых, художественные тексты использую и для творческого развития своих учеников (вариантов очень много: представь картину и опиши ее, придумай концовку к данному тексту, придумай свою историю с героями текста, нарисуй дома рисунок к тексту);

 

 

Включение художественных текстов на уроки русского языка для меня всегда было важным. В 2019-2020 учебном году я стала работать по программе «Начальная школа XXI века», после обучения письму в январе мы приступили к работе по учебнику русского языка (автор Н.Ф. Виноградова). Анализируя учебник русского языка для 1 класса с точки зрения насыщенности текстами, увидела, что художественные тексты используются часто – это и стихи, и проза известных детских писателей и поэтов (А. Барто, В. Драгунского, Н. Носова, А. Шибаева, Ю. Мориц, Е. Чарушина и других). И это обусловлено возрастными особенностями детей, им понятны и близки эти тексты. Также, много текстов специально созданы составителями учебника конкретно для решения задач урока по программе.

Чем старше дети, тем больше возможностей использования текстов на уроках русского языка и приёмов работы с ним.Теперь, когда я вижу новый для себя художественный текст (небольшой по объему), я начинаю думать, где и на какой теме русского языка я могу использовать его. Открытые уроки для учителей и родителей я обязательно строю на текстовом материале.

Известный мыслитель ХХ века М.М. Бахтин писал: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления». В методике преподавания русского языка в школьную практику активно внедряется текстоориентированный подход, то есть «текст является единицей обучения, единицей содержания обучения, единицей контроля» и этот подход очень близок мне.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: