Тема: «МЕТОДЫВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ».
Количество часов: 2 часа
Цель: изучить и проанализировать конкретную диагностику компонентов одаренности.
Источники: учебный материал (лекция в тетради)
Инструкция к выполнению работы
1. Прочитайте лекционный материал и материал для изучения.
2. Используя материалы самостоятельной работы по теме, руководствуясь материалами для изучения (ниже по тексту), выберите одну диагностическую методику по определению компонентов одаренности (предпочтительно выбирать методику, близкую к области деятельности ПДО). Проведите исследование на базе практики или в учебной группе, сделайте выводы в соответствии с описанием методики.
3. Оформите результаты в тетради и будьте готовы к обсуждению технологии проведения на очной встрече.
Материалы для изучения:
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ. Выявление одаренности — это сложная процедура, требующая специальных знаний и умений, участия профессиональных психологов. Если в учреждениях дополнительного образования в штате сотрудников отсутствует психолог, то его роль берет на себя каждый педагог дополнительного образования, работающий с детьми. Педагогу необходимо помнить, что любая диагностика, оценка развития ребенка могут необратимо повлиять на условия восприятия и обучения, на отношение к нему окружающих, изменить самооценку, его отношение к окружающим.
Работа по выявлению одарённых детей в учреждении включает в себя следующие этапы:
- выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка;
- индивидуальная оценка педагогом познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую;
|
- психолого-педагогический мониторинг: наблюдение и анализ обученности и поведения ребёнка;
экспертная оценка продукта деятельности детей: рисунков, стихотворений, поделок и др.
Выявление одаренных детей - это продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. При проведении диагностики ребенка важно также учитывать такие факторы, как социальный, экономический и образовательный статус его семьи, национальную принадлежность, а также влияния среды: климатические, экологические, политические условия, социокультурное окружение.
Важными являются также учёт специфики возраста, выявление как реальных, так и потенциальных возможностей, использование качественных и количественных данных. Для выявления повышенных способностей ребёнка используются различные методы и методики. n Прямые методы изучения интересов основаны на анализе высказываний детей, самооценке ими своих данных по различным тестам, анкетам и опросникам.
Косвенные методы представляют наблюдения за деятельностью детей, анализе её результатов, изучение их непосредственных занятий при проведении досуга, предпочтении в чтении и слушании литературной тематики, видео- и телепередач.
Проективные методы предполагают применение педагогами специальных тестов, заданий, по выполнению которых судят о различных качествах личности ребёнка.
Правила проведения диагностики.
Педагогу, прежде чем анкетировать детей, необходимо подготовить их к этому. Создать искреннюю, доверительную атмосферу.
|
Предлагая детям честно и искренне отвечать на вопросы, необходимо убедить их, что их не будут преследовать за честные ответы.
Анкеты чаще всего следует делать анонимными.
Подсчет мнений должен быть честным, объективным, учитывать типичные ответы и суждения.
Результаты обязательно должны быть доведены до сведения обучающегося.
Не следует разглашать полученную из анкет информацию, которая может ухудшить психологическое состояние ребенка или его положение в объединение.
Беседуя по результатам анкетирования с обучающимся индивидуально, следует подчеркивать и опираться на его сильные стороны, мобилизуя воспитанника на борьбу с его слабыми сторонами.
Выводы, почерпнутые из анкет, необходимо проверять и пополнять путем педагогических наблюдений за поведением ребенка.
Полученную информацию о ребенке следует учитывать при организации занятий, воспитательных мероприятий.
Проверьте работу. Работа будет оценена в соответствии со следующими критериями:
Отметка | Формальный | Содержательный | Смысловой |
работа не представлена ответы не соответствуют заданию, задание не понято или понято неверно выполнено менее 50% заданий работы неаккуратный внешний вид работы грубое нарушение правил оформления материал изложен непоследовательно. | объем представленной работы недостаточен для раскрытия темы или чересчур избыточен содержание работы не соответствует заданию существенная нехватка информации; лишняя информация вработе много фрагментов, где информация скопирована из источников | отсутствует или неверное пояснение к проблеме, ее толкование, комментирование, аргументация по проблеме. завышенная/заниженная оценка собственной работы; оценка не произведена | |
работа представлена некоторые ответы не соответствуют заданию выполнено от 50% до 70% заданий работы не волне аккуратный внешний вид работы, исправления, пометки нарушения правил оформления не весь материал изложен последовательно; о логике изложения можно догадываться. | объем представленной работы недостаточен для раскрытия темы содержание работы лишь частично соответствует заданию лишняя информация некоторое количество ошибок; ошибки, не ведущие к потере смысла высказывания | неверное пояснение к проблеме, ее толкование, комментирование, аргументация по проблеме, исправляемое при помощи преподавателя; подбор примеров неудачный. не вполне верная оценка собственной работы; | |
работа представлена большинство ответов соответствуют заданию выполнено от 70% до 90% заданий работы оформлено без нарушений материал изложен последовательно. | Объем достаточен для раскрытия темы Содержание соответствует заданию некоторая нехватка информации; работа выполнена самостоятельно ошибки, не ведущие к потере смысла высказывания | присутствует краткий комментарий проблемы, ее толкование, комментирование, аргументация; подбор примеров. верная оценка собственной работы; | |
работа представлена все ответы соответствуют заданию выполнено от 90% до 100% заданий работы материал изложен последовательно. | объем представленной работы достаточен для раскрытия темы содержание полностью соответствует заданию работа выполнена самостоятельно | развернутый комментарий проблемы, ее толкование, аргументация; подбор примеров. верная оценка собственной работы; |
|