Морфемный и словообразовательный разборы




ВИДЫРАЗБОРА

Учтите несовершенство графических обозначений

Фонетический разбор

Порядок разбора Образец разбора
1. Выделить слоги. Отметить возможность переноса. 2. Показать место ударения. 3. Охарактеризовать все звуки по порядку, указать их соответствие буквам. 4. Указать количество звуков и букв. 5. Объяснить несоответствие произношения и написания слова. Мо – я΄ ‒ 2 сл., моя   [м] ‒ согласный, звонкий (н), твёрдый (п) – м [а] ‒ гласный ‒ о [й’] ‒ согласный, звонкий (н), мягкий (н) } (скобки объедин.) [а] ‒ гласный } я 4 зв. 3 б.   [м а й’ а‵] — м о я‵ - м о й (корень выделить)  

Морфемный и словообразовательный разборы

1. Определить слово как часть речи. 2. У изменяемого слова найти окончание и определить его значение. 3. Указать основу слова. 4. Выделить приставки и суффиксы (если они есть) подбором слов с другим корнем, но с этими же приставками и суффиксами. * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 1. Через лексическое значение слова определить, от какого (-их) слова (слов) образовано данное. 2. В исходном слове выделить производящую основу. 3. В производном слове (данном) выделить словообразовательные морфемы. ! Слово не может образоваться одновременным присоединением двух одинаковых морфем. 4. Определить способ образования Морфемы, основы выделяются условными знаками, морфемный разбор - полностью Заморози ть (глагол) заморозить ← морозить (прист.) синев а (сущ.) синева ← син ий (суфф.) подснежник □ (сущ.) подснежник ← (под) снег ом (прист.-суфф.) вылет □ (сущ.) вылет ← вылет еть (бессуфф.) листопад □ (сущ.) лист о пад ← лист, пад ать (сложение) универмаг □(сущ.) универмаг ← универ сальный маг азин (сложение) вуз □ (сущ.) вуз ← в ысшее у чебное з аведение (сложение) столов ая (сущ.) сущ. прил. столовая ← столовая (переход слов из одной части речи в другую)
  1. Морфологический разбор
Имя существительное 1.Общее грамматическое значение (предмет). 2.Начальная форма у изменяемого сущ. (имен.п., ед.ч.), морфологические признаки -постоянные: собственное / нарицательное, одушевлённое / неодушевлённое, род, склонение -непостоянные: число, падеж. 3. Синтаксическая роль Из Москвы выехали утром. (из) Москвы – имя сущ., выехали из чего? откуда? – обознач. предмет; н. ф.: Москва, собств., неодуш., ж.р., 1 скл.; в ед.ч., род.п.; обстоятельство места.
Имя прилагательное 1.Общее грамматическое значение (признак). 2.Начальная форма (имен.п., ед.ч., муж.р.), морфологические признаки -постоянные: разряд по значению (качественное / относительное / притяжательное), -непостоянные: полная / краткая форма, степень сравнения (только у качеств.), число, род, падеж. 3. Синтаксическая роль Самые большие животные – ящеры. Самые большие – имя прил., животные какие? – обознач. признак предмета; н.ф.: большой, качеств.; в превосх. степ., мн.ч., им.п.; определение. Злые языки страшнее пистолета. Злые – имя прил., языки какие? – обознач. признак предмета; н.ф.: злой, качеств.; в полной форме, мн.ч., им.п.; определение.
Глагол 1.Общее грамматическое значение (действие, состояние). 2.Начальная форма (инфинитив), морфологические признаки -постоянные: возвратный/невозвратный, вид (совершенный/несовершенный), спряжение (1-ое / 2-ое), -непостоянные: наклонение (изъявительное / повелительное / сослагательное). В изъявит. накл.:время (настоящее / прошедшее / будущее), число, лицо (в настоящем / будущем времени), род (в прошедшем времени), в повелит. накл.число, в сослаг. накл.число, род (в ед.ч.) 3. Синтаксическая роль Правда в воде не тонет, в огне не горит. Не тонет – глагол, правда что делает? – обознач. действие; н.ф.: тонуть, невозвр., несов.в., 1 спр.; в изъяв. накл., наст.вр., ед.ч., 3 л.; простое глагольное сказуемое.
Причастие 1.Общее грамматическое значение (признак предмета по действию). 2.Начальная форма (муж.р., имен.п., ед.ч.), от какого глагола образовано, указать суффикс; морфологические признаки -постоянные: действит. / страдат., возвратность, вид, время; -непостоянные:полная /краткая форма (у страдат.), число, род, падеж. 3. Синтаксическая роль Колосьями, созревающимина нашем поле, можно любоваться весь день. Созревающими – причастие, колосьями какими? – обозначает признак предмета по действию; н.ф.: созревающие (от глаг. созревать), действ., невозвр., несов.в., наст.вр.; во мн.ч., творит.п.; согласов. определение (в прич.обороте).  
Деепричастие 1.Общее грамматическое значение (добавочное к основному действие). 2.от какого глагола образовано, указать суффикс; морфологические признаки -постоянные: вид, возвратность; -непостоянные: не изменяется. 3. Синтаксическая роль Временами пробегала по реке лёгкая зыбь, сверкаяна солнце. Сверкая – деепричастие, пробегала что делая? как? – обознач. добавочное действие (от глаг. сверкать); несов.в., невозвр.; не измен.; обстоятельство образа действия.  
Числительное 1.Общее грамматическое значение (число, порядок при счёте). 2.Начальная форма (именит. п.), морфологические признаки -постоянные: разряд по значению (количественное / порядковое), по строению (простое / сложное / составное), у количественных – разряд по значению и строению (целое / дробное / собирательное); -непостоянные: падеж, если есть – число, род. 3. Синтаксическая роль Земля обращается вокруг Солнца примерно триста шестьдесят пятьдней. триста шестьдесят пять– имя числительное, вращается сколько дней? как долго? – обознач. количество; н.ф.: триста шестьдесят пять, колич., составн., целое; в вин.п.; обстоятельство.
Местоимение 1.Общее грамматическое значение (указывает на предмет, его признак или количество, не называя их). 2.Начальная форма (именит. п.), морфологические признаки -постоянные: разряд по значению (личное, возвратное, притяжательное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, определительное, указательное); -непостоянные: число, род (если есть), падеж. 3. Синтаксическая роль Был такой доктор. Такой – местоимение, доктор какой? – указывает на признак предмета; н.ф.: такой, указат.; в ед.ч., муж.р., имен.п.; определение.
Наречие 1.Общее грамматическое значение (признак действия или другого признака). 2. морфологические признаки -постоянные: разряд по значению (образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели), отметить, если употреблено в одной из форм сравнения; -непостоянные: не изменяется. 3. Синтаксическая роль   Сегодня я написал диктант грамотнее, чем прежде. Грамотнее –наречие,написал как? – обознач. признак действия; образа действия, в простой сравнит. степени; не измен.; обстоятельство образа действия.
Служебные части речи
  1. Назвать часть речи (предлог, союз, частица).
  2. Отметить:
А) у предлога – непроизводный или производный, к чему относится, с каким падежом употреблён, указать разряд по значению, определить функцию; В) у союза – сочинительный или подчинительный, разряд по значению, простой или составной, определить функцию; Г) у частицы – разряд по значению, определить функцию.  

 

4. Синтаксический разбор словосочетания

Порядок разбора Образец разбора
1. Выделить словосочетание из предложения. 2. Найти главное и зависимое слова и указать, какими частями речи они являются, указать строение. 3. Определить тип словосочетания по главному слову. 4. Определить способ синтаксической связи и средства выражения связи. 5. Определить грамматическое значение словосочетания. Розовое зарево вдруг берёзы залило. Розовое зарево прил. + сущ. именное   согласование   предмет и его признак

Синтаксический разбор предложения

Охарактеризовать предложение   1) по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное) 2) по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное) 3) по количеству грамматических основ (простое, сложное) для простого предложения: 4) по составу грамматической основы (односоставное, двусоставное) 5) по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения (распространённое, нераспространённое) 6) по замещённости всех позиций членами предложения (полное, неполное) 7) по наличию или отсутствию осложняющих предложение элементов (осложнено, ничем не осложнено); при осложнении указать, чем осложнено предложение и объяснить пунктограммы. для сложного предложения: охарактеризовать предложение -по виду связи между частями сложного предложения, наличию или отсутствию средств связи (союзное, бессоюзное) для союзных предложений - по значению союза (сложносочинённое, сложноподчинённое) для сложносочинённого предложения - определить значение сложносочинённого предложения для сложноподчинённого предложения - найти главную и придаточную части - задать вопрос от главной части к придаточной (от слова, словосочетания, всего предложения) - определить значение сложноподчинённого предложения (по виду придаточного) для бессоюзного предложения -определить значение бессоюзного предложения Далее для всех типов сложных предложений -разобрать каждую из частей сложного предложения как простое предложение, объяснить пунктограммы в части предложения / во всём предложении Подчеркнуть члены предл., сверху надписать части речи Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!
  1. Побудительное.
 
  1. Восклицательное.
 
  1. 1 грамм. основа: посвятим.
Простое.  
  1. Односоставное.
 
  1. Распространённое.
   
  1. Полное.
 
  1. Осложнено распространённым обращением.
[ O, ]!     Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво.  
  1. Повествовательное.
  2. Невосклицательное.
  3. 2 грамм. основы: 1) жизнь даётся,
2) хочется прожить. Сложное, союзное, сложносочинённое со значением следствия во 2-ой части. [ ], и [ ]. 1-ое предл.: 2-ое предл.:
1) двусоставное, 2) распространённое, 3) полное, 4) ничем не осложнено. 1) односоставное, 2) распространённое, 3) полное, 4) осложнено однородными обстоятельствами.

[ ], и [,, ].

 

! однородные члены – в кружочек J

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: