«Педагогика высшей школы»
Осуществляется промежуточный контроль усвоения знаний и умений по дисциплине в форме письменной контрольной работы с разноуровневыми заданиями, позволяющими диагностировать у студентов следующие уровни усвоения дисциплины: узнавание; воспроизведение по памяти; понимание и применение знаний в знакомой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческая деятельность.
Список литературы по курсу «Педагогика высшей школы»
Основная
1. Андреев, А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс / А.А. Андреев. – М., 2002. – 264 с.
2. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: методич. пособие / А.А. Вербицкий. – М., 1991. – 207 с.
3. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с.
4. Пионова, Р.С. Педагогика высшей школы: учеб. пособие для аспирантов пед. специальностей / Р.С. Пионова. – Мн.:Университетское, 2003. – 256 с.
5. Попков, В.А. Дидактика высшей школы: учеб. пособие / В.А. Попков, А.В. Коржуев. – М.: МГУ, 2004. – 136 с.
6. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
7. Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание: учеб. пособие / Ю.Г. Фокин. – М.: Академия, 2002. – 224 с.
Дополнительная
1. Жук, О.Л. Педагогические основы самостоятельной работы студентов / О.Л. Жук. – Мн.: Выш. школа, 2005. – 180 с.
2. Кузнецов, И.Н. Настольная книга преподавателя / И.Н. Кузнецов.– Мн.: Современное слово, 2005. – 544 с.
3. Малахова И.А. Развитие креативности личности в социокультурной сфере: педагогический аспект: монография / И.А. Малахова. – Минск: БГУКИ, 2006. – 356 с.
|
4. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Знание, 1996.– 308 с.
5. Овдей С.В. Педагогика и психология высшей школы: пособие. – МН.: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2009. – 132 с.
6. Рыданова, И.И. Педагогические конфликты: пути преодоления / И.И. Рыданова. – Мн.: Народная асвета, 1998. – 120 с.
7. Сергеенкова, В.В. Управляемая самостоятельная работа студентов. Модульно-рейтинговая и рейтинговая система / В.В. Сергеенкова. – Мн.: РИВШ, 2005. – 236 с.
8. Смолкин, А.М. Методы активного обучения/А.М. Смолкин.– М.,1991.
9. Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы / Ю.В. Сорокопуд. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 541 с.
10. Чернилевский, Д.В. Педагогика высшей школы / Д.В. Чернилевский, О.К. Филатов. – М.: Машиностроение, 2005. – 702 с.
Вопросы к зачету по курсу «Педагогика высшей школы»
1. Роль высшего образования в современной цивилизации.
2. Тенденции развития современного высшего образования.
3. Педагогика высшей школы как наука, ее предмет, задачи и основные категории.
4. Направления реформ высшего образования в современном мире.
5. Всемирный кризис образования и основные подходы к его преодолению.
6. Содержание понятия «непрерывное образование».
7. Сущность и категории дидактики высшей школы.
8. Содержание образования в высшей школе: сущность, структура. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования в высшей школе.
9. Сущность, структура и движущие силы процесса обучения в высшей школе.
10. Принципы обучения как основной ориентир преподавательской деятельности в вузе.
11. Методы обучения в высшей школе и их классификация.
|
12. Алгоритм выбора оптимального метода обучения.
13. Специфика обучения взрослых: трудности, способы и приёмы.
14. Классические и инновационные формы преподавания в современной высшей школе.
15. Методика подготовки и проведения лекции в вузе.
16. Типы, характеристика и критерии продуктивности вузовских лекций.
17. Семинарские занятия в высшей школе: типы, функции, методика проведения, критерии эффективности.
18. Методика проведения практических занятий в высшей школе.
19. Сущность понятия «технология обучения в высшей школе».
20. Проектирование и классификация технологий обучения в вузе
21. Проблемное обучение: сущность, дидактические методы.
22. Специфика програмированного обучения.
23. Специфика модульного обучения.
24. Специфика активного обучения.
25. Технологии развивающего обучения.
26. Дистанционные технологии обучения.
27. Основы педагогического контроля в высшей школе.
28. Оценка успеваемости студентов и способы оценивания их учебной деятельности.
29. Самостоятельная работа студентов: сущность, виды, условия продуктивности.
30. Система воспитательной работы в вузе: сущность, направления, критерии эффективности.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «Психология высшей школы»
Дневная форма обучения
Курс «Психология высшей школы» | |||
Раздел I. Общие основы психологии высшей школы | |||
Модуль 0. Введение в курс «Психология высшей школы» | |||
Модуль 1. Субъекты образовательного процесса в высшей школе | |||
Раздел II. Психологические основы обучения и воспитания в высшей школе | |||
Модуль 2. Учебная деятельность студента | |||
Модуль 3. Психологические основы педагогической деятельности в вузе | |||
Модуль 4. Психологические основы воспитания и управления в высшей школе | |||
Модуль-резюме. Психологическая компетентность выпускника магистратуры | |||
Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения курса «Психология высшей школы» | |||
Всего часов |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «Педагогика и психология высшей школы»
|
Заочная форма обучения
Разделы и модули | Количество часов | ||
Аудиторные | Самостоятельная работа | ||
Лекции | Практические занятия | ||
Курс «Педагогика высшей школы» | |||
Раздел I. Общие основы педагогики высшей школы | |||
Модуль 0. Введение в курс «Педагогика высшей школы» | 0,5 | ||
Модуль 1. Система высшего образования в современных условиях | |||
Раздел II. Дидактика высшей школы | |||
Модуль 2. Педагогические основы процесса обучения в высшей школе | 0,5 | ||
Модуль 3. Основные методы, формы и средства обучения в вузе | |||
Модуль 4. Самостоятельная и научно-исследовательская работа студентов | 0,5 | ||
Модуль 5. Технологизация и информатизация образовательного процесса в вузе | 0,5 | ||
Модуль 6. Инновации в высшем образовании и педагогической деятельности преподавателя вуза | 0,5 | ||
Раздел III. Теоретико-практические основы воспитания в высшей школе | |||
Модуль 7. Сущность процесса воспитания в вузе | 0,5 | ||
Модуль 8. Воспитательная система в вузе | |||
Раздел IV. Педагогический менеджмент в системе высшего образования | |||
Модуль 9. Психолого-педагогические основы вузовского менеджмента | |||
Модуль 10. Педагогический мониторинг | |||
Курс «Психология высшей школы» | |||
Раздел I. Общие основы психологии высшей школы | |||
Модуль 0. Введение в курс «Психология высшей школы» | 0,5 | ||
Модуль 1. Субъекты образовательного процесса в высшей школе | |||
Раздел II. Психологические основы обучения и воспитания в высшей школе | |||
Модуль 2. Учебная деятельность студента | 0,5 | ||
Модуль 3. Психологические основы педагогической деятельности в вузе | |||
Модуль 4. Психологические основы воспитания и управления в высшей школе | |||
Модуль-резюме. Педагогическая и психологическая компетентность выпускника магистратуры | |||
Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения курса «Педагогика и психология высшей школы» | |||
Итого по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы» | |||
СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Дневная форма обучения