Содержанием учебного занятия является обобщение и систематизация основных понятий, ведущих знаний и умений, освоенных студентами в результате изучения дисциплины «Психология высшей школы». Предусматривается использование следующих методических приемов:
- построение структурно-логической схемы, отражающей основные понятия и связи между ними;
- использование вопросов, предполагающих операцию подведения под понятие;
- побуждение обучающихся к самостоятельной формулировке необходимого и достаточного определения понятия, а также логическому анализу дефиниций;
- использование тематических «ассоциативных минуток» для актуализации основных понятий по теме и смысловых связей между ними;
- решение задач логического характера, направленных на уточнение определений психологических понятий, построение логических рядов понятий с последующим объяснением установленных связей и определение места понятия в системе знаний, распознавание психического явления по описываемым в задаче признакам;
- решение задач, направленных на использование знаний в условиях, моделирующих реальные практические ситуации педагогического взаимодействия.
Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения курса «Психология высшей школы»
Содержанием учебного занятия является промежуточный тест-контроль с использованием разноуровневых заданий, направленных на диагностику знаний и умений по дисциплине «Психология высшей школы».
СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Заочная форма обучения
Семинар 1. Учебная деятельность студента. Психологические основы педагогической деятельности в вузе
Вопросы для обсуждения:
|
1. Психологические основы учения, обучения и научения в системе высшего образования. Учебная деятельность как особый вид деятельности. Структура учебной деятельности студентов. Проблема адаптации студентов к учебной деятельности.
2. Проблема соотношения обучения и развития. Обучение, которое ведет за собой развитие. Основные направления современного обучения:
- концепция программированного обучения; алгоритмизация в обучении;
- теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий и понятий;
- теории развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова;
- сущность проблемного обучения;
- концепция активного (знаково-контекстного) обучения;
- психологические аспекты технологии полного усвоения.
3. Развитие творческого мышления студентов в учебной деятельности. Критерии творческого мышления. Проектная деятельность как условие обучения студентов творчеству.
4. Сущность педагогической деятельности преподавателя вуза, ее структура и содержание. Психологические условия эффективности педагогической деятельности преподавателя высшей школы:
- профессиональные знания, навыки, умения;
- педагогические способности;
- имидж педагога и самопрезентация;
- личностные качества, характеристика самосознания педагога.
5. Уровни продуктивности педагогической деятельности. Стили педагогической деятельности и руководства. Профессиональная рефлексия педагогической деятельности как ключевой момент ее эффективности. Психологический анализ лекционного и семинарского занятия. Мастерство, новаторство и творчество в педагогической деятельности.
|
6. Коммуникация в системе «преподаватель-студент». Педагогическая социальная перцепция. Типы взаимодействия педагога с обучающимися. Стили педагогического общения. Стратегии психологического воздействия.
7. Синдром «эмоционального выгорания» в педагогической деятельности. Факторы, инициирующие возникновение синдрома «эмоционального выгорания». Возможные меры профилактики и коррекции синдрома «эмоционального выгорания».
8. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии и общении. Причины их возникновения и способы преодоления. Конфликты в педагогическом общении, их предупреждение и способы их разрешения.
Психологический практикум. Изучение инновационной готовности преподавателя (анкета «Изучение готовность педагога к осуществлению инновационной деятельности», разработанная В.А. Сластениным и Л.С. Подымовой).
Изучение уровня самоактуализации педагога (тест–опросник «Измерение уровня самоактуализации личности» (САТ), разработанный М. Загики и М. Крозом под руководством Л.Я. Гозмана).
Изучение самоотношения педагога (тест-опросник «Изучение структуры самоотношения», разработанный В.В. Столиным, С.Р. Пантелеевым).
Литература: [1; 2; 3; 4; 5; 5*; 7*; 8*; 10*; 13*; 14*; 17*; 18*; 19*; 20*; 27*; 32*].