Известный американский специалист К. Митчем в истории развития философии техники выделяет с некоторыми оговорками два ключевых направления35. Первое направление он назвал инженерной философией техники, которое представляет собой усилия техников и инженеров выработать общие принципы своей профессиональной деятельности. Данное направление является первым по происхождению видом философии техники, непосредственно связанным с производственной деятельностью.
Второе направление К. Митчем назвал гуманитарной философией техники, под которой он понимал концептуальные подходы к постижению смысла и сущности техники; роль и оценку техники в развитии человеческого общества. Второе направление представлено работами философов, социологов, культурологов, дизайнеров, религиозных мыслителей и т. п.
Инженерная философия техники, анализ техники как бы изнутри и — в конечном счете — интерпретация технического способа бытия человека и мире как парадигматического, главного для других понимания других типов человеческого мышления и действия, могут вполне претендовать на право первородства по шкале исторического рождения форм человеческой деятельности. Что же касается гуманитарной философии техники или попыток религии, поэзии и философии (т.е. гуманитарных сфер знания) выработать не-техническое или транстехнические воззрения для интерпретации смысла техники, то эти науки могут, пожалуй, вполне претендовать на приоритет в концептуальном подходе к оценке техники. С самого начала возникновения человеческого общества различные идеи и представления относительно человеческой созидательной деятельности (making activity) систематически находили свое выражение в сакральных мифах, в поэзии и в философских сочинениях. Попытка Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) повернуть внимание людей в сторону техники и вкладывать человеческую энергию в ее исследование, отдав ей предпочтение перед политикой и философией (не говоря уже о религии и поэзии), сама была предпринята в философских и риторических терминах. И мы можем сказать, что именно гуманитарные науки стремились к постижению смысла и сущности техники, но не техника пыталась понять гуманитарную сферу общественной жизни. Инженерная философия техники, о которой речь шла выше, исходит из лозунга: "Машина должна работать, а человек должен думать". Но в рамках этой концепции "думание" предполагается как размышление над тем, как заставить машину работать больше и лучше, взять на себя всё больше функций, выполняемых людьми. Гуманитарная философия техники — это не зачёркивание инженерной, а дополнение её весьма важной идеей, а именно: необходимо думать не только над совершенствованием технических устройств и созданием новых, но и над теми скрытыми, неявными, отдалёнными негативными последствиями гуманитарного плана, которые неизбежно несёт с собой технический прогресс.
|
Гуманитарная философия техники возникла позже инженерной. Это направление философско-методологических и мировоззренческих исследований феномена техники оформилось, начиная с 60-70-х гг. нашего века, прежде всего в странах Западной Европы, Северной Америки, а также в Японии. То есть в странах с наибольшим промышленным развитием, которые первыми почувствовали и осознали необходимость таких исследований.
|
Была сформирована программа этого направления, суть которой в переходе от чисто прагматического, функционального подхода к техническим устройствам — к комплексно-системному, междисциплинарному анализу техники как сложного, противоречивого фактора современной цивилизации, который вполне можно определить как фактор риска.
В основе этой программы лежит идея, согласно которой изучение закономерностей развития техники, его перспектив, а также влияния техники на социальные процессы, человека и природу возможно только объединёнными усилиями многих наук, таких как философия, социология, психология, аксиология (
Справедливости ради, необходимо заметить, что и в инженерной философии техники затрагивались вопросы, традиционно относящиеся к социально-гуманитарной сфере, такие как «культура и техника», «техника и история», «техника и власть», «техника и экономика (хозяйство)», «техника и человек».
Среди видных представителей инженерной философии техники можно назвать такие имена: Ф. Дессауэр, П. К. Энгельмейер, Э. Капп, Ж. Лафит, Э. Чиммер, Ф. Рапп. Э. Капп дал систематическую и детальную разработку феномена техники в своей книге, в которой орудия и оружие рассматриваются как различные виды продолжения («проекции») человеческих органов. По мнению Каппа, возникающее между орудиями и органами человека внутреннее отношение сводится к тому, что в орудии человек систематически воспроизводит себя самого. И раз контролирующим фактором является человеческий орган, полезность и силу которого необходимо увеличить, то собственная форма орудия должна исходить из формы этого органа.
|
В конце ХIХ в. российский инженер и чиновник П. К. Энгельмейер призывал к философскому исследованию и общественному применению техники по отношению к окружающему миру. Исследуя технику, он пишет: «Мы должны выработать определенную общую картину техники, в рамках которой мы анализируем, возможно, большее количество форм проявления технической деятельности…, ибо техника прослеживается уже на самой заре возникновения человеческого общества и его развития».
На ближайшее будущее Энгельмейер ставил перед собой следующие задачи: создать программу философии техники, содержащей попытки определения понятия техники, выявления и описания принципов современной техники, техники как биологического феномена, техники как антропологического феномена, роли техники в истории культуры, техники и экономики, техники и искусства, техники и этики и других социальных факторов.
В целом же для инженерной философии техники характерны следующие убеждения:
- техника есть система искусственно созданных средств и инструментов деятельности;
- техника ценностно нейтральна – негативные последствия возникают только от ее применения с негативными целями;
- развитие техники кумулятивно и направлено. Техника – единственная область культуры, очевидно реализующая идею прогресса;
- технические системы и комплексы обладают собственными объективными законами развития.
теория ценностей), этика, эстетика, экология.
Таким образом, противоречие, разрыв между научно-технической культурой и гуманитарной культурой современного общества нарастает. Ядром этого противоречия является отчуждение, возникшее в системе "человек — техника".