Принцип определения относительного пеленга




Направление прихода радиоволн от приемоответчика S или А/С самолета-нарушителя определяется с помощью антенны направленного действия, установленной сверху фюзеляжа самолета.

Антенна состоит из четырех несимметричных излучающих элементов, расположенных на поверхности самолета в виде квадратной решетки с четвертьволновым разделением (рисунок 6.4). При попарном соединении выхода элементов, например 1 и 2, 3 и 4 образуется диаграмма направленности в виде двух восьмерок (в кружочках указаны фазовые соотношения напряжений).

Рисунок 6.4 Диаграмма направленности в горизонтальной плоскости направленной антенны системы TCAS

 

Амплитудные значения напряжений:

где: UO – амплитуда для максимума диаграммы.

Сравнение принятых сигналов по амплитуде и фазе позволяет определить угол прихода радиоволн или относительный пеленг самолета-нарушителя.

В системе TCAS направленные свойства такой антенны используются несколько по-иному. Прием сигналов осуществляется только на один элемент. Диаграмма направленности элемента имеет форму окружности. Если производить поочередное переключение элементов, например 1 – 2 – 3 – 4 и т.д., то одиночная диаграмма будет сканировать в направлениях «вперед-назад-влево-вправо». Пеленг определяется также: путем сравнения запомненных амплитудных и фазовых соотношений.

В вертикальной плоскости ширина диаграммы направленности около 30°.

Состав и принцип работы TCAS

Система TCAS состоит из следующих компонентов (рисунки 6.5 и 6.6):

 

Рисунок 6.5 Состав и размещение оборудования TCAS

 

1. Процессор TCAS выполняет следующие функции:

- формирование запросных и преобразование ответных сигналов;

- сбор и анализ информации о воздушной обстановке;

- отслеживание и прогнозирование траектории самолетов-нарушителей, формирование сообщений TA и RA в соответствии с алгоритмом работы логической программы предупреждения столкновений;

- передачу данных на аппаратуру отображения и оповещения и др.

От внешних систем, не входящих в комплектацию TCAS, на процессор поступают данные:

- о текущей истинной высоте полета с выхода радиовысотомера;

- о барометрической высоте с выхода системы воздушных сигналов (СВС);

- о выпущенном или убранном шасси с концевика стойки шасси;

- об обжатии передней стойки шасси;

- о выпуске закрылков в посадочное положение;

- команда на блокировку выдачи RA и речевых сообщений от систем СРППЗ (EGPWS) и БМРЛС (режим «СДВИГ ВЕТРА»).

Примечание. Сообщения системы предупреждения об опасном сближении с землей GPWS (Ground Proximity Warning System) и системы оповещения о сдвиге ветра (Windshear Alerting System) имеют приоритет над сообщениями системы TCAS 2000. В этом случае, система TCAS может выдавать только сообщение TA, а голосовые предупреждения не выдаются. С момента прекращения сообщения блокировка сохраняется еще в течение 10 с.

Рисунок 6.6 Функциональная схема системы TCAS

 

2. Две антенны (либо обе направленные, либо только одна). Используются процессором для излучения запросных и приема ответных сигналов. Кроме того, верхняя антенна используется для пеленгования.

3. Один или два приемоответчика режима S.

4. Две антенны ненаправленного действия приемоответчика S для приема запросных и излучения ответных сигналов.

5. Совмещенный пульт управления (ПУ) для управления режимами работы приемоответчика S и процессора TCAS.

6. Громкоговоритель для звукового оповещения.

7. Концевые выключатели для подачи сигналов о выпуске шасси, о выпуске закрылков в посадочное положение и об обжатии передней стойки шасси.

8. Совмещенные индикаторы вертикальной скорости и воздушной обстановки. Индикаторы подключены к системе статического давления первого и второго пилота через модули преобразования давления (МДП).

Органы управления системы TCAS

Управление системой TCAS осуществляется с пульта управления. Несмотря на различные варианты исполнения пультов управления, выпускаемых различными фирмами-производителями, перечень и назначение органов управления идентичны.

На лицевой панели типового пульта управления TCAS 2000 расположены следующие органы управления и индикации (рисунок 6.7):

 

Рисунок 6.7 Типовой пульт управления системы TCAS II

1 – переключатель «RANGE» (дальность), для выбора масштаба изображения на индикаторе.

На рисунке указаны размеры воздушного пространства, отображаемого на индикаторе, в зависимости от положения переключателя «RANGE» (рисунок 6.8).

Если переключатель «RANGE» находится в положении «6», то пределы круга из 12 точек соответствуют расстоянию в 2 м. мили (обозначение «D»), слева и справа от самолета по 4,2 м. миль (обозначение «A»), спереди самолета 6 м. миль (обозначение «B») и сзади самолета 2,5 м. мили (обозначение «C»);

Рисунок 6.8 Дальность отображения на индикаторе VSI/TRA

 

2 – переключатель «ABV-N-BLW» (выше-нормальное-ниже):

«N» - относительная высота наблюдения составляет 2700 футов ниже и 2700 футов выше самолета;

«ABV» - относительная высота наблюдения (выше высоты полета самолета) увеличена до 7000 футов. Рекомендуется при наборе высоты;

«BLW» - относительная высота наблюдения (ниже высоты полета самолета) увеличена до 7000 футов. Рекомендуется при снижении;

3 – лампа (сигнализатор) отказа «XPNDR FAIL». Загорается янтарным цветом в случае:

- отказа приемоответчика режима S;

- поступления от барометрического высотомера недостоверных данных;

- неисправности в самой системе TCAS;

4 – окно индикации номера рейса (4 разряда);

5 – переключатель режимов,(5 позиций):

«STBY» - система TCAS и приемоответчик S находятся в режиме горячего резерва;

«ALT RPTG OFF» - система TCAS в режиме горячего резерва, а приемоответчик S отвечает на запросы радиолокатора ВОРЛ без выдачи информации о высоте;

«XPNDR» - система TCAS в режиме горячего резерва, а приемоответчик S отвечает на запросы ВОРЛ в соответствии с режимами запроса;

«TA ONLY» - система TCAS может выдавать только TA, приемоответчик S работает в режиме S, совместимый с TCAS;

«TA / RA» - система TCAS может выдавать и TA и RA, приемоответчик S работает в режиме S, совместимый с TCAS.

Кнопка «TEST» для включения функции самотестирования системы. Во время этой проверки контролируется работоспособность процессора TCAS, блока приемоответчика режима S, пульта управления, индикаторов и системы передачи речевых сообщений. При ее кратковременном нажатии звучит речевое сообщение «TCAS TEST», на индикаторе VSI/TRA отображается тестовая картинка с символами самолетов-нарушителей, дуги красного и зеленого цвета, и сообщение «TCAS TEST» белого цвета в верхнем левом углу индикатора (рисунок 6.9).

Рисунок 6.9 Изображение тестовой картинки на индикаторе VSI/TRA

 

По окончанию проверки на индикаторе выдается сообщение либо «TCAS PASS» (система прошла проверку успешно), либо «TCAS FAIL» (система выявила отказы), причем эти сообщения дублируются речевыми сообщениями. Для более полного (расширенного) самотестирования переключатель режимов следует установить в положение «STBY», и держать нажатой кнопку «TEST» более 8 с;

6 – переключатель «ALT SOURCE» (источник высоты):

«1» - данные о высоте снимаются с высотомера первого пилота;

«2» - данные о высоте снимаются с высотомера второго пилота;

7 и 9 – сдвоенные круглые ручки, для установки номера рейса (четыре цифры). Внешние ручки для ввода цифр в крайних разрядах (тысячи и единицы), а внутренние – для ввода цифр в средних разрядах (сотни и десятки);

8 – кнопка «IDENT», для передачи сигнала опознавания. Нажимается по требованию диспетчера ОВД. После (кратковременного) нажатия сигнал продолжает выдаваться в течение 18 с;

10 – переключатель «TRAFFIC»:

«AUTO» - при отсутствии TA или RA самолеты на индикаторе не отображаются. При появлении хотя бы одного самолета с сообщением TA или RA, отображаются, в пределах выбранного масштаба, все обнаруженные самолеты;

«ON» - на индикаторе, в пределах выбранного масштаба, отображаются все обнаруженные самолеты. Если выдается сообщение TA или RA, то символы других самолетов убираются с индикатора.

 

На рисунке 6.10 представлен пульт управления БР 482системы TCAS.

Рисунок 6.10 Пульт управления БР 482 СПС 2000

1. Переключатель режимов «MODE» в положении «S» -система TCAS в режиме горячего резерва, а приемоответчик S отвечает на запросы ВОРЛ в соответствии с режимами запроса.

2. Кнопки «BLW», «ABV» - относительная высота наблюдения (выше и ниже высоты полета самолета) увеличена до 9900 футов.

3. Кнопка «FL» для отображения абсолютной высоты самолета-нарушителя и эшелона полета своего самолета (не задействована).

4. Индикатор электронный восьмиразрядный для отображения номера рейса, опознавательного индекса и другой дополнительной информации.

...





Читайте также:
Термины по теме «Социальная сфера»: Общество — сумма связей, система отношений, возникающая...
Понятие о дефектах. Виды дефектов и их характеристика: В процессе эксплуатации автомобилей происходит...
Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом...
Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.015 с.