Результаты логопедического обследования учащихся 1А класса




 

Учитель-логопед:

Цыпуштанова Клавдия Степановна

 

г. Пермь - 2012 г.

Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим. Логопедическая характеристика учащихся с СНР:

-Дефектное мономорфное и полиморфное нарушение звукопроизношения |1 и более 2 звуков/.

-Грубое недоразвитие фонематического воспри­ятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм).

-Узость словарного запаса, неправильное употребление слов в речевом контексте (лексические ошибки, систематические замены).

-Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен. /Дети не знают названий многих предметов, явлений окружающего их мира, особенно названий отдельных частей предметов.

-Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи выраженные аграмматизмы / пропуск, замена предлогов, искажение окончаний в словах, т.е./затруднения в словообразовании и словоизменении/.

-Трудности в воспроизведении слов и фраз простой и сложной слоговой структуры.

-Нарушения смысловой стороны речевой деятельности (не понимают смысла слова или высказывания, не могут проанализировать ситуацию, сделать выводы).

-Нарушение логико-временных связей в повествовании, трудности построения связного рассказа.

- Отсутствие или грубое недоразвитие связной речи. /Пересказ текста даже по наводящим вопросам вызывает затруднения, не понимают смысла прочитанного, пропускают многие важные части текста, передают содержание упрощенно. На основе случайных ассоциаций они добавляют события, детали, которые отсутствуют в тексте. Рассказ по серии сюжетных картинок подменяют перечислением изображенного на каждой картинке, не устанавливают взаимосвязи. Связные тексты состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения.

-Речь у детей часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная, в других – ускоренная, у заторможенных голос тихий, слабый, у возбудимых–крикливый, резкий.

-Недоразвитие мелкой моторики. Учащиеся при обследовании не имеют уверенной координации движений пальцев рук, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности в переключении. Дети плохо удерживают ручку, карандаш, кисточку. Нередко предметы непроизвольно выпадают из рук. Особую сложность представляет для них – застегивание и расстегивание пуговиц, зашнуровывание ботинок и т. д.

-Трудности формирования навыков чтения письма.

Школьники с СНР проявляют и психофизиологические особенности:

- неустойчивое внимание; -низкую наблюдательность к языковым явлениям; -недостаточную способность к запоминанию, переключению; -низкий уровень самоконтроля,; -недостаточное развитие словесно-логического мышления; -замедленное или искажённое формирование значимых школьных навыков: счёта, письма, чтения.

Расстройства речи у детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.

Основной причиной являются особенности высшей нервной деятельности, отсутствие контроля за собственной речью, за правильностью произношения.

На основании данных обследования были составлены перспективные планы на каждую группу, в зависимости от структуры речевого дефекта.

Коррекционная работа логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий /2-3 раза в неделю в часы, свободные от уроков и во время уроков с учётом режима работы учреждения/.

Результаты обследования фиксируются в данной таблице. Фамилия, имя учащегося

Обследование активного словаря   Обследование понимания речи   Обследование грамматического строя речи.   Обследование звукопроизношения  
1.Название времен года, их последовательности, признаков. 2.Обследование слов, обозначающих предметы: а) название предметов, изображенных на предъявленных картинках;   1.Понимание пространственных наречий. Подними руки вверх. Отведи в стороны. Повернись вправо, влево и т.д.   1.Составление предложений по опорным словам. 2.Составление предложений по определенным словам, расположенным в беспорядке.    
б) самостоятельное дополнение данного тематического ряда: тетрадь, ручка, учебник;   2. Понимание инверсионных конструкций типа: а) прослушать предложение и ответить на вопрос «Кто приехал?»   3.Словоизменение а) употребление существительного ед. и мн. числа в различных падежах. Исследование ведется по картинкам: Чем покрыт стол? Чем мальчик режет хлеб? Кого кормит девочка?  
в) название предмета по его описанию. Ребенку предлагаются вопросы, характеризующие предмет: «Как называется помещение, где читают, выдают и получают книги?». «Кто косой, слабый, трусливый?» (по признакам), «Что светит, сияет, греет?» (по действиям). г) название детенышей кошки, собаки коровы. козы, лисы. лошади, курицы, утки, волка. д) нахождение общих названий: стол - мебель, а чашка - ….(что?), сапоги - обувь, а шуба …..(что?), земляника - ягода, а боровик ……(что?), комар - насекомое, а утка ….(кто?) 3.Название признаков предмета: а) морковь сладкая, а редька….(какая?), ручей узкий, а река ….(какая?), трава низкая, а дерево …(какое?) и т.д.   3. Обследование понимания грам-х форм /понимания числа прилагательных/. Показать. О какой картинке говорят: Зеленые – (что?) Зеленый – (что?) Желтое- (что?)       4. Понимание рода прилагательных /предлагается закончить фразу, указывая при этом на соответствующую картинку: «На картинке красное……..» «На картинке красный…….» «На картинке красная…..»     б) образование форм родительного падежа множественного числа существительных: Задают вопросы: Чего много в лесу? (деревьев, кустов, ягод, листьев)», «Чего много в саду?» «Чего много в этом кабинете?   в) преобразование ед. числа имен существительных во мн. число по инструкции: «Я буду говорить про один предмет, а ты про много» (рука - руки) г) употребление предлогов. Предлагается ответить на такие вопросы: «Где лежит карандаш?» (в коробке), «А теперь?» (вынуть из коробки и положить на стол), «Откуда я взял карандаш?» (из- под стола), «Откуда ты достал пенал?  
б) подобрать признаки к предметам: елка какая? (например зеленая. пушистая, высокая, стройная), небо какое?, туча какая?, лимон какой?, часы какие? и т.д. 4.Название действий людей и животных: а) повар, (почтальон, художник, учитель) что делает?   5. Понимание префиксальных изменений глагольных форм. Ребенок должен показать: где мальчик входит, где выходит, где девочка наливает воду. А где выливает?   4.Словообразование. а) образование уменьшительной формы существительного. Задание: «Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие» (стол - столик) б) образование прил-х от сущ-х. Ответить на вопросы: «Из чего сделан стул, стакан, шкаф?»    
б) Кто как передвигается? ласточка летает, а лягушка …(кузнечик, щука); в) кто как кричит? петух кукарекает, а ворона…(воробей, сорока) 5.Подбор слов с противоположным значением к словам.     6. Исправить предложение /на слух/ 7. Выбрать правильное предложение. 8. Закончить предложение.     5.Постановка недостающего предлога в предложении    

Задание на выявление зрительного восприятия и уровня развития мелкой моторики:

Задания выполняются по инструкции логопеда.

По данным обследования з ачислены на логопедические занятия:

1. Верхоланцев Алексей 2. Гордеева Елизавета 3. Михалко Евгений 4.Мерзликина Карина 5.Мякшин Дмитрий 6. Опарин Данил 7.Пичугин Виктор 8.Тютикова Ксения

РакшинуАртему, Баклановой Виктории, Тузикову Николаю – консультативная помощь.

/Результаты на каждого учащегося отдаются родителям/.

Цель работы учителя-логопеда: развитие полноценной речевой деятельности.

Чем будем заниматься на логопедических занятиях? Основные направления работы:

- развитие звуковой стороны речи (коррекция дефектов произношения); - развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания; - постановка, автоматизация и дифференциация дефектных звуков; - развитие фонематического слуха, анализа, синтеза, восприятия у учащихся; - обогащение активного и пассивного словаря; - формирование правильного лексико-грамматического строя речи; - занятия по здоровьесбережению /гимнастика для глаз, физкультминутки, развитие мелкой и общей моторики, игровые минутки/; - большое внимание уделить развитию мелкой моторики «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев ». В.А. Сухомлинский

Основные требования:

 Ежедневные занятия по заданию логопеда в течение 25-30 минут (работа перед зеркалом);

 Многократное повторение в течение дня изолированных звуков, слоговых рядов и цепочек, чистоговорок;

 Постоянный контроль речи ребёнка со стороны родителей и требование правильного произношения корректируемого звука (требование чёткого проговаривания ребёнком этого звука во всех случаях общения).

В период коррекции звукопроизношения весь жизненный уклад ребёнка и его семьи должен быть подчинён этой цели. Только тогда цель будет достигнута в кратчайшие сроки.

Таким образом, семья является первым уровнем оказания помощи ребёнку при возникновении у него проблем, тормозящих развитие.

Умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, но это не означает, что оно не под­дается коррекции. При правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях спе­циальных учреждений отмечается положительная динамика в развитии умст­венно отсталых детей.

-На занятии нужны 2 тетради: простая и общая в клеточку, /где будут даваться различные задания, (не только на постановку, автоматизацию и дифференциацию звука), но на развитие памяти, внимания, мышления, зрительного гнозиса, обучение грамоте, графических диктантов - работа по клеточкам и т.д./. -Для развития мелкой моторики, фантазии, воображения - цветные карандаши, цветную бумагу, картон, клей, пластилин, фломастеры, простой карандаш, ручку. По возможности- индивидуальное зеркало /образец показывается/.

Советы для родителей /на листочках/

Логопед советует…

1. Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и может быть причиной его неуспеваемости в школе.

2. Речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих его людей. В связи с этим ребёнок должен слышать только грамматически правильную речь в своём окружении.

3. Первый образец речи для ребёнка - это речь его близких. Родители являются первыми учителями родного языка для своего ребёнка. Семья - первая школа.

4. Без помощи родителей ребёнку трудно овладеть правильной речью. Разговаривайте с ребёнком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте, говорите и отвечайте на все его вопросы неторопливо, чётко, выразительно, средней силы голосом, правильно произносите звуки и слова - это поможет ребёнку скорее овладеть правильной речью.

5. Не подражайте неправильной речи ребёнка, сами не навязывайте детям неправильных выдуманных слов. Не разговаривайте с ребёнком, используя слова - заменители типа ням - ням (кушать), мяу (кошка) и т.п., говорите сразу общепринятыми словами. Иначе Вы будете задерживать правильное речевое развитие ребёнка.

6. При появлении речи у ребёнка старайтесь говорить с ним простыми словами, короткими фразами, с соблюдением пауз между словами и предложениями, тогда ребёнок, подражая Вашей речи, научится говорить правильно.

7. Прививайте детям правильные речевые навыки, не допускайте быстрой речи у ребёнка. Неторопливая, чёткая, правильная, выразительная речь способствует правильному речевому развитию ребёнка.

8. При чтении объясняйте ребёнку значения слов и выражений. При выборе литературы для чтения учитывайте возраст Вашего ребёнка и его особенности восприятия и эмоциональное состояние.

9. Помните, что хорошие плоды приносит только та работа, которая выполняется с удовольствием. Поэтому старайтесь сделать Ваши занятия с ребёнком интересными и увлекательными.

10. Поощряйте каждый правильный ответ ребёнка и будьте терпимы к его ошибкам. Не перегружайте ребёнка речевым материалом. Не предлагайте слишком много упражнений за один раз. Если Вы видите, что ребёнок устал, отвлекается, лучше отложите занятие.

11. Артикуляционную же гимнастику выполнять ежедневно в течение 5-10 минут.

12. Будьте терпеливы во время самостоятельной работы ребёнка в тетради. Если ребёнок затрудняется, никогда не выполняйте работу за него. Лучше предложите ему несколько вариантов, пусть он выберет правильный или исправит Вашу ошибку. По истечении некоторого времени можно вернуться к заданию, которое вызвало затруднение.

13. Дети очень любят находиться в роли «учителя». Поэтому при выполнении некоторых заданий полезно меняться с ребёнком ролями.

14. Доброе отношение, похвала, игровая форма занятий, соревновательный момент – всё это повысит интерес ребёнка к занятиям, а значит, возрастёт их результативность.

Важно помнить:

- когда звук в речи ребёнка ещё отсутствует либо дефектен, не стоит закреплять неправильное его произношение;

- когда звук только, что поставлен или появился в речи ребёнка самостоятельно, ему нельзя давать двойную нагрузку, автоматизируются сразу два звука;

- когда ребёнок смешивает звуки, нужно автоматизировать их поочерёдно и лишь, затем приступать к дифференциации.

 

Желаю Вашим деткам успехов в учебе, а Вам терпения и понимания!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: