Конституция 1993 года и её специфика.




Зарождение российского конституционализма в досоветский период.

Первая, Вторая, Третья и Четвёртая Конституции РСФСР и их основные положения.

Конституция 1993 года и её специфика.

 

 

Вопрос 1. Зарождение российского конституционализма в досоветский период.

Конституция современной России была утверждена по результатам референдума 12 декабря 1993 года, что и стало датой её празднования, но она вступила в силу только 25 декабря 1993 г., с момента её официального опубликования. Принятию этой конституции предшествовала многовековая история оформления конституционных традиций нашего государства.

На Руси испокон веков власть монарха (сначала великого князя, а с 1547 года - царя) ограничивалась исключительно аристократией (Дружинной Думой, Боярской Думой), однако с 1549 по 1684 гг. была предпринята попытка оформить (по образцу западноевропейской традиции) сословно-представительный (типа Парламента в Великобритании, Генеральных Штатов во Франции, Генеральных Кортесов в Испании, Рейхстагов в Германских курфюрствах) орган, который бы ограничивал власть Российского монарха, И таким органом стал Земский Собор.

Но, во-первых, Земский Собор с самого начала нисколько не ограничивал власти царя (в отличии от Боярской Думы), а во- вторых, он также, как и Боярская Дума не выдержал испытания временем. Земский Собор перестал существовать ещё при регентстве Царевны Софьи в 1684г., а Боярская Дума сложила свои полномочия уже при Петре Первом и была заменена в 1711 году Сенатом.

Пресекались и отдельные попытки конституционализма, ярким проявлением которого было следующее событие Смутного времени.

19 мая 1606 года когда из толпы был выкрикнут (а не избран на земском соборе) царем «боярский царь» Василий Иванович Шуйский (1606- 1610 г.), но перед венчанием на царство подписал крестоцеловальную грамоту – это первое письменное

ограничение царской власти. Крестоцеловальная запись состояла из следующих обстоятельств, предотвращающих опричнину:

- соблюдать феодальную законность;

- не налагать опалы и не казнить без суда;

- не отнимать имущества у родственников осужденных;

- не слушать ложных доносов, а тщательно расследовать дела.

Предпринимались попытки ограничить власть царя и после установления Петром Первым абсолютной монархии, когда Россия стала империей. Но все попытки конституционно ограничить власть императора всячески пресекались.

Так, например: После смерти Петра Алексеевича Второго (правил с 1727 по 1730гг) встал вопрос о приемнике и эту функцию(возведения на трон приемника) взял на себя неформальный орган ВТС (Верховный Тайный Совет). Решено было вызвать Анну Иоанновну ( которая правила с 19 января 1730 по 17 октября 1740 г .) – дочь царя Ивана Алексеевича (брата Петра Первого), вдову герцога Курляндского. Она была далека от интриг русского двора, но перед тем как занять трон она подписала Кондиции (составленные Дмитрием Михайловичем Голицыным (1665-1737 гг), на основании которых она обязывалась ограничить свою власть:

- не выходить замуж без согласия Совета;

- не быть самодержавной императрицей, а делить власть с Советом;

- не объявлять войны и не заключать мира без Совета;

- не вводить новых налогов без согласования с ВТС;

- не награждать чином выше полковника;

- не жаловать вотчин и не конфисковывать их без суда;

- ВТС командует гвардией.

Вначале Анна Иоанновна приняла эти условия. Но деятельность ВТС не нашла поддержку в дворянской среде, и воспользовавшись ситуацией (присутствие при коронации большого количества недовольных дворян), Анна Иоановна 25 февраля 1730 года разорвала Кондиции, а 4 марта упразднила ВТС: Князья Долгорукие были сосланы, а затем казнены, а Д.М. Голицын посажен в Шлиссельбургскую крепость, где умер в 1737 году.

Одним из тех, кто способствовал восшествию на престол Екатерины Второй, будучи участником переворота 1762 года, был граф Никита Панин(1708-1783гг), который сразу после переворота предложил Екатерине 2 подписать проект «Манифеста об учреждении императорского совета и разделении Сената на департаменты, по которому Сенат и Императорский Совет должны были ограничить власть императора, при этом Сенат должен был быть разделен на департаменты и стать законодательным органом. Екатерина подобно Анне Иоанновне сначала подписала этот документ, а затем порвала его. Из всего проекта она оставила лишь вторую часть – разделение Сената на департаменты. По этому по указу от 15 декабря 1763 года она реорганизовала Сенат, разделив его на департаменты - 6 департаментов (4 - в СПб, 2 - в Москве, причем 5-ый московский дублировал 1-ый СПб; 6-ой Московский – 2-ой СПб; 1-ый возглавлялся генерал-прокурором – ведал государственными и политическими делами (соответствовал 5-му Московскому); 2-ой – обер-прокурором – ведал судебными делами (соответствовал 6-му Московскому); 3 и 4-ый возглавлялись обер-прокурорами и ведали самыми разнообразными вопросами. Таким образом, Екатерина Вторая формально восстановив Сенат как высшее государственное учреждение России, фактически раздробила его на обособленные департаменты и лишила возможности стать органом, ограничивавшим абсолютную власть монархии и тем самым нанесла удар по аристократической фронде – проявлениям дворянского конституционализма.

В 1-ой половине своего царствования Александр Первый проводил либеральную политику. Ряд сановников желали проведения реформ, ограничивающих власть монарха – А.А.Безбородко, Н.И.Панин, П.А.Зубов, адмирал Н.С.Мордвинов, В.П.Кочубей – высказывались за разграничение властей, когда исполнительная власть оставалась и у императора, а законодательная - сосредотачивалась в Сенате. При этом Сенат должен был не назначаться императором, а выбираться на дворянских собраниях. Но дальше прожектов дело не пошло, поскольку Александр Первый еще при восшествии на престол в 1801 году заявил, что: 1) реформы – это «исключительно дело самого императора и никого другого»; 2) «реформа администрации предпочтительнее конституции». Между тем в высших кругах всё чаще стали раздаваться голоса в пользу конституции и потому Александр Первый поручает составить генеральный план реформ Михаилу Михайловичу Сперанскому (1772-1839гг), который это блестяще сделал за два(1808-1809) года). Составные части этого плана: – ограничение монархии, введение принципа разделения властей, провозглашение гражданских и политических прав в России, выборная Государственная Дума и назначаемый царем Государственный Совет, исполнительную власть должны осуществлять министерства; у России всегда было своеобразное законодательство, самодержавие должно быть ограничено. Из всех предложений Сперанского царь оставил только министерства и Государственный Совет, правда последний только с на правах законосовещательного орган, который был создан в 1810 году и первым государственным секретарем стал М.М. Сперанский. В 1812 году он реорганизовал министерства: определен порядок их функционирования. Сенат должен был быть разделен на Сенат главнокомандующий (министры и их товарищи) и Сенат судебный (одни его члены назначались царем, другие выбирались дворянством); в 1809 году им составлен «Указ о придворных званиях»; 1810-1812 годах провел финансовую и налоговую реформы «всякий финансовый план, предполагающий способы легкие, и не помогающий ограничению в расходах, есть явный обман, влекущий государство в погибель»; 17 марта 1812 года Сперанский попадает в опалу – ссылка в Нижний Новгород, а в конце лета – в Пермь. В 1816 году назначается генерал-губернатором Сибири. В 1821 году возвращается в Санкт-Петербург, становится членом Государственного Совета. У него складываются хорошие отношения с Аракчеевым (поддерживает военные поселения). Пушкин назвал его «гением добра», Сперанский был знаком с декабристами, ему предлагали возглавить Временное правительство, на что он сказал «одержите сначала верх». О присяге 14 декабря декабристам сообщил Сперанский. Вместе с тем, по поручению Николая Первого Сперанский организовал суд и составил обвинительное заключение по делу декабристов.. В 1826-1833 годах он участвует в составлении «Полного собрания Российских законов», а в 1830 году при его участии составлен «Свод законов Российской империи». В 1839 году получил титул графа. Его девиз был «in adversis sperat» - «в невзгодах уповает». Наполеон при встрече с Александром в Тильзите сказал относительно Сперанского, что «отдал бы половину Франции за такого чиновника». Николай Первый после смерти Сперанского сказал: «Михаила Михайловича не все понимали и не все умели довольно ценить; сперва я и сам в этом более всех, может статься, против него грешил. Мне столько было наговорено о его превратных идеях, о его замыслах; клевета ослепила коснуться его даже и по случаю истории 14 декабря. Но потом время и опыт уничтожили во мне действие всех этих наговоров. Я нашел в нем самого верного и ревностного слугу, с огромными сведениями, с огромною опытностью, с не устававшей никогда деятельностью. Теперь все знают, чем я, чем Россия ему обязаны, и клеветники давно замолчали».

При Николае 1 с его Собственной Его Императорского Величества Канцелярией (СЕИВК, и особенно с её 3-им отделением и Жандармским Корпусом), с его «теорией официальной народности »(автор С.С. Уваров), включала три положения – самодержавие, православие, народность) ни о какой конституции не то что говорить, но и думать не допускалось.

Были попытки ввести в России в России и конституции при Александре Втором (1856-1881гг)(Это «конституция» М.Т. Лорис-Меликова (министра внутренних дел, наделённого диктаторскими полномочиями, ликвидировавшего III отделение СЕИВК, заменив его Департаментом полиции МВД), которая предполагала активно привлечь к законосовещательной деятельности представителей органов местного самоуправления) и даже при Александре Третьем (1881-1894гг) («новый курс» министра МВД Н.П.Игнатова, предполагавший созыв Земского собора (его депутаты должны были представлять различные сословия и национальные районы) для обсуждения проблем развития местного самоуправления, а также сформировать комиссию, которой вменялось обязанность рассматривать по указанию императора соответствующие законопроекты до их внесения в Государственный совет).

Была даже «конституционная монархия» с 17 октября 1905г. (Манифест 17 октября,блестяще составленный графом Сергеем Юльевичем Витте) по 03 марта 1917 года (когда кризис российского абсолютизма вылился в революцию 1905–1907 гг., остро поставив перед императором Николаем вопрос о немедленном изменении государственной машины. Принципиальные шаги в этом направлении были сделаны царским Манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка в Российской империи» 17 октября 1905 г., рядом других императорских указов, а также изданием23 апреля 1906 г. новой редакции «Основных законов Российской империи », где были определены юридические основы усовершенствованной системы государственного управления Российской империи. Статья 4 «Основных законов» теперь гласила: «Императору Всероссийскому принадлежит верховная власть. Повиноваться власти его не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает ». Таким образом, принципиально значимая формулировка «неограниченный» была впервые изъята из юридического лексикона страны. А статья 86 определила, что «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной Думы и воспринять силу без утверждения государя императора». Впервые в истории России император – носитель верховной власти – обязан был поделить свои законодательные функции с новым высшим органом государственной власти – всесословной выборной Государственной Думой и частично реформируемым Государственным советом. Тем самым закладывались первоначальные основы двухпалатной парламентской системы государственного управления и модернизации ее в сторону ограниченной монархии. Новые законы определяли также характер взаимоотношений Государственной Думы с Госсоветом, Советом министров, министерствами и министрами, с другими государственными органами и структурами.

Установленный законом новый порядок управления в России одни историки определяют как "монархический конституционализм", другие - как "конституционную монархию", третьи - как "парламентскую монархию". Готский альманах (официальный европейский справочник) применил формулу "конституционная монархия с самодержавным царем". Несмотря на всю спорность оценок, необходимо признать, что Россия впервые так далеко шагнула в сторону буржуазного образа правления. Об этом свидетельствовал и императорский Указ от 19 октября 1905 г. о реформировании министерской системы. Совет министров, воссозданный еще в январе 1905 г., по этому Указу приобретал новый статус - официального правительства во главе с назначаемым царем премьер-министром. Изменение статуса Совета министров повлекло за собой ликвидацию Комитета министров), но конституции в России всё-таки не было вплоть до 10 июля 1918 года

Вопрос 2. Первая, Вторая, Третья и Четвёртая Конституции РСФСР и их основные положения.

Первая Конституция РСФСР, принятая V съездом Советов 10 июля 1918 г., сочетала теоретические представления о будущем «государстве-коммуне» с реальной практикой и нуждами государственного строительства. С одной стороны, в Конституции был пункт о полном равенстве иностранных подданных-трудящихся с российскими гражданами, отражавший мечту о будущей всемирной советской республике. С другой – п. 23 лишал «отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции» (к таковым были отнесены лица, прибегающие к наёмному труду с целью извлечения прибыли; частные торговцы; священнослужители и т.д.). Равными избирательными правами помимо выше перечисленных иностранце пользовались только лица, "добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом", однако всё же рабочие имели более высокую норму представительства, чем крестьяне. Поэтому избирательное право не было всеобщим, равным, прямым и тайным. Вместе с тем, впервые в России избирательными правами начали пользоваться женщины.

Согласно Конституции, высшим органом государственной власти был Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Его заседания должны были проходить не реже двух раз в год. Между съездами законодательные функции принадлежали Всероссийскому центральному исполнительному комитету (ВЦИК). Для общего управления делами и руководства отдельными отраслями ВЦИК создавал Совет народных комиссаров (СНК) и народные комиссариаты. На местах власть принадлежала волостным, уездным, городским и губернским (областным) съездам Советов и их исполнительным органам – исполкомам. На деле реальная власть конституционных органов государственного управления постепенно ограничивалась органами чрезвычайными( получившими огромное распространение) и партийными.

Например, 11 июня 1918 г. ВЦИК утвердил декрет СНК «Об организации и снабжении деревенской бедноты», согласно которому в сельской местности были созданы комитеты деревенской бедноты., действовавшие на территории РСФСР до конца 1918 года., практически они оказались выше сельских и волостных Советов. В августе 1918 г. была создана Чрезвычайная комиссия по производству предметов военного снаряжения при ВЦИК (впоследствии Чрезвычайная комиссия по снабжению Красной Армии). 30 ноября 1918 г. как чрезвычайный государственный орган был создан Совет рабочей и крестьянской обороны, имевший право направлять на места своих уполномоченных с особыми правами. В частности, они могли отстранять и предавать суду любых должностных лиц. В районах, которым угрожала военная опасность, Совет обороны мог создавать революционные комитеты (ревкомы). Последние сосредоточивали в своих руках всю полноту гражданской и военной власти. О степени распространения ревкомов можно судить по тому, что к концу 1919 г. они действовали, иногда на протяжении весьма долгого времени, в 33 губерниях Европейской России.

Естественно, наличие множества распорядительных – советских, военных, чрезвычайных – органов в центре и на местах нередко создавало обстановку многовластия, неразберихи и т. п. В этой ситуации все чаще высшим арбитром выступали органы коммунистической партии. Если говорить о центральной власти, то здесь решающую роль играл Центральный комитет РКП(б). На местах эти функции стремились взять на себя городские и губернские (областные) комитеты партии, что приводило к столкновению партийных и советских работников, ибо никаких традиций и правил еще не существовало. Еще в январе 1918 г. В.И.Ленин говорил, что «Советская власть… выше партий» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 35. С. 306). Но уже к концу того же года партийные комитеты фактически узурпировали формальные права Советов, нередко предрешая их постановления по конкретным вопросам. Это объяснялось не только личными амбициями отдельных партийных руководителей, но прежде всего тем, что руководство страны нуждалось в структурах, способных в обстановке войны, сепаратизма, слабости государственного аппарата стать «обручем», стягивающим отдельные территории воедино, и надежным проводником решений центра. В данной Конституции закреплялась новая форма государственного устройства - Российская Советская Республика учреждалась на основе свободного союза свободных нация как федерация советских национальных республик, были определены основные принципы федерации и областной автономии.

В целом данная конституция была документом революционного типа, принятым в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергавшим все прежние государственно-правовые установления, которые существовали в России до революции, то есть до 25 октября (7 ноября) 1917 года.

Особо следует отметить - полное введение норм Конституции откладывалось до победы в гражданской войне..)

Следующая (Вторая) Конституция РСФСР появилась после образования 30 декабря 1922 года СССР и принятия Конституции 1924 г., которая законодательно оформила существующий режим нового государства. Вместе с тем провозглашавшиеся лозунги о творчестве, самоуправлении масс в значительной мере оставались нереализованными. Еще на VIII съезде партии (1919) Ленин говорил, что «Советы, будучи по своей программе органами управления через трудящихся, на самом деле являются органами управления для трудящихся…» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 38. С. 170). Ленин связывал это лишь с низким культурным уровнем трудящихся. На деле оказалось, что главным препятствием служит образование системы «партия-государство» и формирование административно командной системы (АКС).

Но для нас в настоящее время важна Конституция РСФСР от 11 мая 1925 года, принятая 12 Всероссийским съездом Советов. Положения этой Конституции изменили государственно-правовой статус РСФСР, которая с момента объединения с другими советскими республиками приобрела статус союзной республики, то есть стала субъектом союзного государства и приняла на себя ряд новых обязательств Сохраняя федеративную форму государственного устройства данная конституция 1) закрепила формы автономии - автономные республики и автономные области 2) в общих чертах определила статус автономных республик и пределы их компетенции, структуру органов государственной власти, а также характер их взаимоотношений с государственными органами РСФСР. Главная задача Конституции - " гарантировать диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии и осуществления коммунизма.. ». Данная Конституция не дублировала Конституцию СССР, и если Конституция СССР - раскрывала проблему организации союзного государства и его отношений с членами союза, то Конституция РСФСР - раскрывала общественный строй, государственный механизм республик, входивших в её состав, избирательное право, правовой статус граждан. Конституция РСФСР 11 мая 1925 года не изменила классового характера, что проявилось в неизменности функций органов власти и избирательной системы, определённых Конституцией РСФСР 1918 года.

Третья Конституция РСФСР (принятая 21 января 1937 года, утверждённая 17 Всероссийским съездом Советов) появилась после Конституции СССР 1936 года (Конституция СССР 1936 года утверждена 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайным съездом Советов. Конституция 1936 г. отменяла все ограничения избирательного права. Выборы становились всеобщими, прямыми, равными и тайными. Высшими органами власти государства стали Верховный Совет СССР, состоявший из двух равноправных палат (Совета Союза и Совета Национальностей). Верховный Совет СССР имел право назначать следственные и ревизионные комиссии с целью контроля государственного аппарата. По своему содержанию Конституция 1936 г. была одним из самых ярких демократических документов того времени. Но, поскольку никаких реальных механизмов ее воплощения в жизнь не существовало, ее можно назвать демократическим фасадом тоталитарного государства). В Третьей Конституции РСФСР впервые появились главы: «Общественное устройство», «Государственное устройство», «Основные права и обязанности граждан», Советы стали именоваться Советами депутатов трудящихся, что свидетельствовало о расширении социальной основы правительства.. Конституция 1936 г. отменяла все ограничения избирательного права. Выборы становились всеобщими, прямыми, равными появились главы: Общественное устройство», «Основные права и обязанности граждан»и тайными. Вместо Всероссийского съезда Советов, ВЦИК и Президиума ВЦИК высшими органами власти государства стал

Четвёртая Конституция РСФСР (принятая Верховным Советом РСФСР 12 апреля 1978 года) стала основным законом РСФСР после Конституции СССР 1977 года, (Конституция СССР 1977 года одобрена 7 октября 1977 г. сессией Верховного Совета СССР, её официальная пропаганда назвала - символом осуществления «развитого социализма», а выражением «морально-политического единства советского общества» стало переименование Советов депутатов трудящихся в Советы народных депутатов. Подчеркивалась необходимость постоянного развития «социаистичелской демократии» через «широкое участие граждан в управлении государством и обществом». Впервые предусматривалась возможность проведения всенародных референдумов для решения наиболее важных вопросов государственной жизни. Более детально описывались полномочия высших органов государственной власти и управления: Верховного Совета СССР, Президиума ВС СССР, Совета министров СССР. Вместе с тем в Конституцию было включено положение о роли КПСС: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза». Этот тезис воплотился на практике в совмещении постов Председателя Президиума ВС СССР и Генерального секретаря ЦК КПСС. Таким образом, реальный и формальный высшие посты государственной власти СССР соединялись в руках одного человека. Одновременно обе Конституции не вносили никаких принципиальных изменений в сложившуюся на практике систему государственного управления в СССР. По-прежнему в системе «партия-государство» решающая роль принадлежала высшим партийным органам.) Конституция РСФСР 1978 года впервые в своей структуре предусмотрела Преамбулу и была более объёмной (в основном за счёт социально-экономических, политических и личных прав и свобод) по сравнению с предыдущими конституциями. Конституция закрепила руководящую роль Коммунистической партии Советского Союза. В ходе реформирования общественно-политического строя потребовалось и внесение изменений в конституцию, в результате чего одним из самых существенных изменений стало введение института президента, а сам президент объявлялся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти РСФСР. Произошло это после проведения референдума РСФСР 17 марта 1991 года.

В целом по уровню законодательной техники, по своим юридическим характеристикам, закреплению формально демократических принципов Конституция РСФСР 1978 года превосходила все предшествующие конституции. Но политико- идеологическое наполнение нивелировало её положительные юридические характеристики, превращая её в партийно-политический документ.

Таким образом, первые Четыре Конституции были:

1) советскими;

2) социалистическими;

3) развивались в соответствии с принципом преемственности по отношению друг к другу и принципом сохранения социалистических ценностей;

4) носили классовый характер, выступая как воплощение диктатуры рабочего класса, затем его руководящей роли;

5) были в значительной мере фиктивны, поскольку провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни.

 

Вопрос 3. Конституция 1993 года и её специфика.

Конституция РФ 1993 года занимает ведущее место в системе законодательства России.


Специфика нашей конституции

1) Конституция России относится к «жёсткой » конституции, однако, наличие изменений и дополнений, внесённых в неё свидетельствует о том, что имеется тенденция к превращению её в «живую конституцию ».

2) В Конституции закреплено уникальное федеративное устройство России. Ни в одной из современных федераций мира не найти ни такого числа субъектов, ни такого их многообразия, Российская Федерация состоит из 85 субъектов: 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 городов федерального значения, 1 автономной области и 4 автономных округов, и наша федерация постоянно совершенствуется, о чём свидетельствуют выше перечисленные поправки.

3) Реформы государственного управления на современном этапе, затрагивающие совершенствование формы государственного устройства не только количественно, но и качественно

4) Конституция (РФ от 12 декабря 1993 года сформулировала основополагающие принципы конституционного строя России, касающейся основ организации государственной власти [ народовластие (демократизм), верховенство права (законности), республиканизм, федерализм, разделение властей, государственного суверенитета ], основ взаимоотношений государства и личности (права и свободы человека и гражданина как высшая ценность), взаимодействие государства и общества (плюрализм в идеологии и политике, светский характер государства, социальный характер государства, свобода экономической деятельности).

 

5) Есть специфика в системе органов государственной власти в России.

6) Коренным образом реформирована система местного самоуправления в РФ

7) По форме правления современная Россия (согласно конституции) смешанная республика с тенденцией перехода в ранг президентской

 

 

2. Написать вторую главу по той же схеме, что и первую.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: