Проблема разграничения языка и речи. Понятие об МЛК.




Соотношение понятий «язык» и речь» имеет сложный характер. Формирование этих понятий и история взаимоотношений «языка» и «речи» в современной лингвистике основываются на ранее выдвинутых идеях и концепциях ученых-языковедов. Рассмотрим наиболее значимые идеи,

Значительное влияние на представления лингвистов о языке, речи и речевой деятельности оказал Фердинанд де Соссюр. Именно он впервые в четкой форме разграничил «речь» и «язык». Согласно его концепции, язык является готовым продуктом, а речь – «индивидуальным актом разума и воли» [Соссюр 1977: 52]. Тем самым Ф. де Соссюр противопоставил язык как социальное явление речи как индивидуальному явлению. С одной стороны, он разделил эти два понятия, а с другой – обозначил их взаимосвязь: «Речь необходима для того, чтобы сложился язык» [Соссюр 1998: 57].

На концепцию Ф.де Соссюра неоднозначно отреагировал Л.В. Щерба. Он подчеркивал единство речевой деятельности, языковой системы и языкового материала. По его мнению, речевая деятельность основана на языковом материале и обусловливает изменение языковой системы, а языковая система представляет собой то, что заложено в данном языковом материале и проявляется в индивидуальных речевых актах [см.: 48 Щерба 1974]. Позднее в рамках представлений о структуре языка зародился новый подход.

В начале своей научной деятельности И.А. Бодуэн де Куртенэ описывал язык как психическое явление, писал о наличии индивидуального языка. Позднее он характеризовал язык как психосоциальное явление: «Из всех общественных или психо-социальных проявлений язык представляет самое простое, самое богатое, и вместе с тем постоянно, беспрерывно наличное в умственном мире каждого человека» [Бодуэн де Куртенэ 1963: 134]. С его точки зрения, язык необходимо рассматривать в связи с мышлением: «В языке, или речи человеческой, отражаются различные мировоззрения и настроения как отдельных индивидов, так и целых групп человеческих. Поэтому мы вправе считать язык особым знанием» [Бодуэн де Куртенэ 1963: 79].

В.А. Звегинцев видел в речи средство общения, а в языке – «дискретизацию смыслового содержания» [Звегинцев 2001: 217–218].

А.А. Потебня посвятил проблеме определения языка большую часть своих работ. Согласно его теории, речь – это часть языка, при этом язык существует в мышлении индивида и в единой памяти народа. Говоря о языке, А.А. Потебня развивал идеи о различии языка и речи как объективной данности и субъективного выражения. А.А. Потебня разграничивал язык и речь, понятия «практического знания языка» и «научного».

МЛК — ментально-лингвальный комплекс– это функционирующая на основе человеческого мозга самоорганизующаяся информационная система, которая обеспечивает восприятие, понимание, оценку, хранение, преобразование, порождение и передачу информации. В рамках МЛК мышление – прежде всего динамическая ипостась, сознание – накопительно-оценочная ипостась, а язык – ипостась инструментальная и коммуникативная.

Динамическая природа мышления проявляется в том, что оно представляет собой постоянно протекающий в мозгу процесс мыслепорождения, основанный на обработке и преобразовании поступающей по разным каналам информации. Мышление, как и МЛК в целом, включается с рождением человека и выключается только в момент смерти его мозга. Но для того, чтобы мышление состоялось, оно должно располагать определённым инструментом. В качестве такого инструмента как раз и выступает язык. Главная функция языка по отношению к мышлению заключается в дискретизации информационного континуума, т.е. в представлении информации в виде совокупности информационных сгущений разного объема и содержания.

В.В. Морковкин вводит понятие информема. Это базовая односторонняя единица МЛК, которая «представляет собой некоторую информационную целостность, отличную от других, имеющихся в МЛК информационных целостностей».?Одно из важнейших свойств информемы – её векторность. В соответствии с векторностью информема, будучи выделенной в мыслительной деятельности, непременно стремится к самообнаружению. Но для того, чтобы это произошло, она должна пройти через семиозис (означивание, превращение в знак) и стать двусторонней единицей. Информема, прошедшая через первичный семиозис, – это, как отмечает ученый, именованная информема, иликонцепт.?? Становясь концептом, информема является уже достоянием не только отдельного человека, но и соответствующего этнического языка, а следовательно, и других людей, говорящих на этом языке. Язык связывает людей в этническую общность через концепты. Совокупность всех информем (именованных, неименованных), которыми располагает сознание человека, есть его знание.

При образовании мысли МЛК работает как мышление. Функционирование в свободном режиме состоит в том, что информемы находятся в постоянном самопроизвольном движении. Они входят во взаимодействие друг с другом, объединяются, образуя цепочки, и так же легко разъединяются, чтобы тут же вступить в подобные же объединения с другими информемами.

Положение о никогда не прекращающейся работе МЛК в режиме мышления делает объяснимыми такие явления, как инсайт (озарение, непосредственное постижение), появление нетривиальных мыслей во время сна и др.

Будучи ипостасью МЛК, язык также функционирует в двух режимах: осознаваемом и неосознаваемом. В.В. Морковин определяет язык как врождённую человеку артикуляционно ориентированную информационную систему, которая, с одной стороны, обеспечивает функционирование его мышления и сознания, а с другой – позволяет ему получать, создавать, хранить и передавать информацию.

Мышление, взятое как отдельность, не вырабатывает язык: оно является постоянно действующей информационной системой, которая сразу и всегда функционирует посредством языка и иначе функционировать не может. С другой стороны, и язык не есть сущность, вырабатывающая мышление: он является постоянно действующей артикуляционно ориентированной информационной системой, которая сразу и всегда функционирует, используя содержание и энергию мышления. Наконец, сознание не включает в себя мышление и язык, равно как и само не есть их составная часть: оно является постоянно действующей информационной системой координационно-регулирующего типа, которая осуществляет запечатление, хранение, систематизацию и оценку результатов ментально-лингвальной деятельности человека (В.В. Морковкин, 1998, с. 663–665).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: