Использование логопедических и здоровьесберегающих технологий
Учитель-логопед МУ Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи «Содействие»
Барсукова Марина Валентиновна
1-2
Проблема заикания как речевого расстройства в виде нарушения плавности речи вследствие запинок судорожного характера привлекает внимание специалистов на протяжении многих столетий. Вопрос о механизмах заикания до сих пор дискутируется в научных исследованиях (Филатова Ю.О.).
Помимо судорожных запинок, заикание включает в себя нарушения высшей нервной деятельности, связанные в одних случаях с органическим поражением ЦНС, в других – с невротической реакцией; некоторые дети имеют и другие соматические заболевания. Поэтому включение в программу коррекции здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением логопедического воздействия.
При организации коррекционного процесса важная роль отводится созданию благоприятного физиологического и психологического фона, проведению общеоздоровительных мероприятий. Для детей обеспечиваются максимально комфортные условия пребывания:
· количество детей в группе не превышает 5 человек
· организуется щадящий речевой и эмоционально-двигательный режим
· учебная нагрузка определяется в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями каждого ребёнка
Цель использования здоровьесберегающих технологий – укрепление детского организма и его эффективное функционирование, снижение утомляемости, нормализация процессов возбуждения/торможения, устранение отрицательных эмоций, активизация умственных способностей ребёнка.
Особое внимание на занятиях уделяется двигательной активности детей, направленной на развитие общей и мелкой моторики, снятие утомляемости, координацию движений и речи. Организация логоритмических минуток, динамических пауз, подвижных игр, речедвигательных комплексов, целенаправленно осуществляется в естественной для детей двигательно-игровой форме.
|
Логопедическая ритмика включает упражнения, формирующие чувство музыкального темпа, ритма, правильного физиологического и речевого дыхания, развивающие артикуляцию, мелкие и общие движения, координацию речи и движения, регулирующие мышечный тонус и эмоциональное состояние.
На занятиях также широко применяются адаптированные к дошкольному возрасту релаксационные упражнения, специально подобранные комплексы речевых и голосовых упражнений. Педагог-психолог проводит занятия по развитию эмоционально-волевой сферы, психогимнастические упражнения.
Когда семья сталкивается с такой проблемой, как заикание ребенка, родители не сразу понимают, что возникает необходимость менять многие привычки и традиции семьи, которые прямо или косвенно могли ухудшить начинающееся заикание ребенка. Логопед вместе с каждой семьей анализирует привычки и традиции семьи, оставляя нужные и полезные (единые доступные требования к ребенку, семейный досуг, вежливые приятные слова друг другу, семейные ужины, общесемейная подготовка к праздникам, занятия музыкой, танцами, пением и др.), исключая вредные (ненормированный просмотр одним ребенком телепередач, мультфильмов; чтение на ночь страшных сказок, чтение ребенком стихов перед аудиторией, неадекватное наказание и поощрение и др.)
|
Каждое занятие веду по определенной схеме; зрительные символы каждого этапа занятия всегда на доске. Дети и родители привыкают в определенному алгоритму действий, так как выполняют обязательные домашние задания.
6-11
Фотоматериалы по теме.
При коррекции заикания предполагается тесное сотрудничество медиков и педагогов в ходе коррекционного процесса, личностно-ориентированный подход при выборе методов, приемов воздействия, определении конкретного содержания занятий. Система логопедической помощи построена в рамках комплексного подхода к преодолению заикания, с опорой на ведущую у дошкольников игровую деятельность. Одновременно с логопедом и психологом помощь детям, страдающим заиканием, должна оказываться неврологом, психиатром, физиотерапевтом, психотерапевтом, врачом ЛФК.
Таким образом, по мере постепенной нормализации психоэмоционального и физического состояния дети справляются с трудными ситуациями общения и значительно сокращаются сроки достижения поставленных коррекционных задач.
13-21
Мастер-класс «Отработка отраженной речи во фразах из 2-3 слов на лексическом материале «Осень»
22-25
Список литературы.
.
Релаксационное упражнение «Волшебный сон»
Продуктивная деятельность (работа с соленым тестом)
Развитие ритмической способности, развитие общей моторики, равновесия
Речевые упражнения с куклами БИБАБО (говорящие рукавички)
Отработка Правила речи «Говорю всегда красиво, смело и неторопливо…»
Считалки с ритмичными движениями (перекидывание мешочков разной тяжести)
План-конспект