Методические рекомендации для студентов к практическому занятию №3
МДК. 01.01.1 Пропедевтика внутренних болезней
Тема: Дополнительные методы исследования
- Цели занятия
Формируемые компетенции: ОК.1, ОК.2, ОК.4, ОК.5, ОК.8, ПК. 1.1, ПК. 1.2, ПК. 1.3, ПК. 1.6, ПК. 1.7
Цель: научиться проводить субъективное исследование пациента.
После изучения темы студент должен знать:
- основные закономерности жизнедеятельности организма;
- основы регуляции физиологических функций;
- значение дополнительных методов исследования в диагностике заболеваний внутренних органов;
- правила забора материала для лабораторного обследования;
- правила подготовки пациента к различным инструментальным и лабораторных методам обследования;
- методы лабораторного обследования пациента: анализы крови (клинический, биохимический, бактериологический), анализы мочи (общий, по Зимницкому, по Нечипоренко), анализ кала (для копрологического исследования, выявления гельминтов и скрытую кровь), желудочного содержимого (фракционным методом и рН-метрия);
- правила подготовки пациента к лабораторным исследованиям;
- правила и техника взятия биоматериала;
- методы инструментального обследования (функциональные, рентгенологические, эндоскопические, радиоизотопные, ультразвуковые);
- правила подготовки пациента к инструментальным методам обследования;
- методы функционального обследования (ЭКГ, спирография) и правила подготовки пациента к ним;
- значение этих методов в диагностике заболеваний внутренних органов.
студент должен уметь:
- подготовить пациента к дополнительным методам обследования
- интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов диагностики;
|
- оформлять направления на обследования.
- Ход практического занятия
2.1. Дать ответы на вопросы тестов входного контроля, перейдя по ссылке, указанной преподавателем.
2.2. Отчет по внеаудиторной СРС
2.3. Оформите направления на следующие обследования:
- коагулограмма;
- белок в суточной моче;
- анализ мочи по Зимницкому;
- УЗИ мочевого пузыря.
2.4. Врач назначил больному колоноскопию и порекомендовал подготовить кишечник с помощью препарата Фортранс. Составьте памятку для пациента по подготовке к обследованию.
Для успешного выполнения задания посмотрите видеосюжет, перейдя по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=HE9F2mszE20, ознакомьтесь с инструкцией к препарату.
2.5.Решите ситуационные задачи
Задача 1
Больной Н., 64 лет, в середине апреля перенес ОРЗ. В течение двух недель беспокоили кашель и недомогание, а затем 4 мая появились высокая температура, в связи с чем обратился за медицинской помощью. При осмотре: состояние больного относительно удовлетворительное, в легких дыхание везикулярное, в нижней доле левого легкого ослаблено, здесь же крепитирующие хрипы. В сердце тоны учащены, пульс - 92 в мин. Со стороны других органов патологии не обнаружено.
На рентгенограмме: в нижней доле левого легкого определяется воспалительная инфильтрация. В крови: л.-11,1×109, п/я-6, с/я-78, лимф.-15, м,- 2, СОЭ-30 мм/ч.
Оцените общий анализ крови. С чем связаны изменения в общем анализе крови?
Задача 2
Больная 60 лет. Поступила с жалобами на резко выраженную общую слабость, головокружение, ощущение "ватных" ног. Больная в течение одного года.
|
При осмотре: одутловатость лица, бледность кожи с желтушным оттенком,
субиктеричность склер. Дыхание везикулярное, тоны приглушены, систолический шум во всех точках. Сосочки языка сглажены. Печень выступает на 1 см из-под края реберной дуги. Селезенка не пальпируется, отеков нет.
Анализ крови: Hb - 50 г/л, эр. - 2,2×1012/л, цв. пок.- 1,3, лейк. - 2,5×109/л, эоз. - 1%,
п/я - 4%, с/я - 38%, лимф. - 42%, мон. - 11%, тромб. - 70×109/л, СОЭ - 40 мм/час, билирубин - 34 мкмоль/л, непрямой.
Оцените данные лабораторного обследования пациентки, сделайте выводы.
Задача 3
К Вам на пост в 22 часа обратился с вопросом пациент, которому утром будет проводится холецистография: нельзя ли ему сейчас немного поесть, так как у него "сосет под ложечкой".
Ваша тактика?
Задача 4
Ваша соседка обратилась к Вам как к медработнику за советом: ей через 7 дней амбулаторно назначено УЗИ органов малого таза.
Что Вы ей могли бы посоветовать в плане подготовки?
Задача 5
Пациент, которому сегодня назначена колоноскопия, утром категорически отказывается от постановки очистительных клизм, ссылаясь на то, что три очистительные клизмы уже поставлены накануне вечером.
Ваши действия.
Задача 6.
Вы дали больной направление на общий анализ мочи. В анализе мочи обнаружены 10 лейкоцитов. Врач, поговорив с больной, назначил повторный анализ. Почему?
Задача 7
После переохлаждения у больной Е. появились рези при мочеиспускании, что заставило ее обратиться к врачу. В общем анализе мочи:
Цвет | соломенно-желтый |
Реакция | щелочная |
Удельный вес | |
Прозрачность | мутная |
Белок | 1,5 %о |
Осадок | гнойный, тягучий |
Эпителиальные клетки мочевого пузыря с жировой дистрофией, 10 в поле зрения | |
Лейкоциты | покрывают все поле зрения |
Эритроциты | свежие, 15 – 20 в поле зрения |
Соли | аморфные фосфаты, трипельфосфаты |
Бактерии | в значительном количестве |
Оцените анализ мочи
|
2.6. Посмотрите мастер класс по общению с пациентами от доктора Комаровского, перейдя по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=vGxAOcHpK-A
Отработайте навык общения с больными, объяснив кому-то из своих близких, как подготовится к сдаче анализа крови.
2.7.Оформите дневник
- Рекомендованная литература:
Основная:
1. Приказ МЗ ДНР №1316 от 24.07.2019 «Об утверждении протоколов «Выполнение основныхы медицинских процедур и манипуляций медицинской сестрой (фельдшером, акушеркой)»
2. Приказ МЗ ДНР №2312 от 16.12.2019 «Об утверждении протоколов «Выполнение основныхы медицинских процедур и манипуляций медицинской сестрой (фельдшером, акушеркой)»
3. Отвагина Т.В. «Терапия». Ростов-на-Дону. 2012. с.25-33, 357-358.
4. Эльгаров, А. А. и др. Пропедевтика клинических дисциплин [Текст]: конспекты лекций / А. А. Эльгаров, Л. В. Эльгарова, А. М. Кардангушева. – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т,2009. – с.15-19
Дополнительная:
1. Лис, М.А. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для студентов лечебного факультета / М.А. Лис, Ю.Т. Солоненко, К.Н. Соколов - Гродно: ГрГМУ, 2012. – с. 16-18